дело № 2-425(1)/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2018 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Симшина Д.В.,
при секретаре Глущенко С.Н.,
с участием
представителя ответчика по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к муниципальному казенному учреждению «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» о защите прав потребителя,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с указанным иском и просила суд признать незаконным бездействие муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания», выразившееся в непредставлении в установленный срок информации о предоставляемой услуге в ответ на письменное обращение от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, взыскать с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 % от присужденной судом суммы.
В обоснование заявленных требований указала, что является сособственником жилого помещения по адресу: <адрес><адрес>, и потребителем коммунальных услуг по данному адресу. Исполнителем коммунальных услуг по данному адресу является ответчик. В платежных документах в качестве потребителя услуги центральное отопление ответчик указывает ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГФИО2 направила ответчику заявление, в котором просила переоформить лицевой счет плательщика услуги центральное отопление на ее имя, предоставить в распоряжение переоформленный лицевой счет, предоставить расчет задолженности по лицевому счету плательщика коммунальной услуги центральное отопление в размере 48 664,50 рублей. Данное заявление получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, до настоящего времени ответ на обращение истицей не получен. В связи с чем, ссылаясь на нарушение своего права потребителя на получение информации о предоставляемой услуге, ФИО2 была вынуждена обратиться в суд.
В судебном заседании истица ФИО2, ее представитель ФИО4, действующий на основании доверенности, участия не принимали, обратились к суду с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала предъявленные исковые требования в полном объеме, пояснив суду, что в феврале 2017 года истица обратилась с заявлением о переоформлении лицевого счета в связи со смертью брата, на которое ответчик предоставил ответ о необходимости предоставить документы, подтверждающие право собственности на объект недвижимости. В ноябре 2017 года истица повторно обратилась с заявлением-претензией с требованием о переоформлении лицевого счета, в перечне документов не был указан документ, подтверждающий право собственности ФИО2 на жилое помещение, фактически данный документ также отсутствовал. На поступившее заявление был дан письменный ответ о предоставлении правоустанавливающего документа. В связи с чем, истцу не было отказано в переоформлении и выдаче выписки из финансового лицевого счета, а рекомендовано представить соответствующие документы. Сведения о смене собственников жилого помещения у ответчика отсутствовали. Также пояснила, что письменный ответ на заявление истицы от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не направлялся, поскольку доводы заявления были идентичны ранее направленному в ноябре 2017 года, на которое ответчиком был дан ответ.
Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Третье лицо - администрация Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района <адрес> обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Третье лицо - администрация Саратовского муниципального района <адрес> в суд своего представителя не направила, извещены надлежащим образом.
Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из преамбулы Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее по тексту - Закон РФ «О защите прав потребителей») следует, что он регулирует отношения, возникшие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную или общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из п. 1 ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» следует, что отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно статьям 8, 10 Закона РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2 и ФИО5 (по 1/2 доли), на основании договора на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51-52).
Государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
При этом исполнителем, в силу пункта 2 Правил, является - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем является - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальной услуги по подаче тепловой энергии жителям ДОС № в <адрес> муниципального района <адрес> является муниципальное казенное учреждение «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания», на основании публичного договора «О предоставлении коммунальных услуг по теплоснабжению», опубликованного в газете «Большая Волга» ДД.ММ.ГГГГ№ и дополнительного соглашения к договору, опубликованного в газете «Большая Волга» ДД.ММ.ГГГГ№.
Одной из целей деятельности учреждения является решение вопросов теплоснабжения населения Саратовского муниципального района <адрес> в целях удовлетворения потребностей населения Саратовского муниципального района <адрес> в теплоснабжении и горячем водоснабжении (производство и отпуск тепловой энергии для отопления и горячей воды (п. 2.1 устава).
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
ФИО2 зарегистрирована и проживает в вышеуказанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, на законных основаниях пользуется жилым помещением, потребляет коммунальные услуги, предоставляемые ответчиком.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
На основании ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
В соответствии с п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) (далее - Правила) плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Из содержания приведенных законоположений следует, что платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги, данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.
29.12.2014 № 924/п Минстроем России издан приказ "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению."
Согласно п. 10 Приказа общая сумма задолженности (оплаченная в счет будущих расчетных периодов) за предыдущие расчетные периоды отражается в разделе 2 "Информация для внесения платы получателю платежа (получателям платежей)" согласно подпункту "г" пункта 65 и подпунктам "з" и "л" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг, в котором также содержится указание о содержании платежного документа, который заполняется исполнителем услуги, в связи с чем потребителю не предоставлено право вносить в него собственные коррективы, при том, что вправе их оспаривать в установленном законом порядке.
Таким образом, из установленных п. 69 Правил требований к содержанию платежного документа следует, что в квитанции помимо объема потребления коммунальных услуг, подлежащих оплате за текущий месяц, приводятся сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
В соответствии с п.п. г, д, ф п. 31 Правил исполнитель обязан:
- производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
- производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии);
- нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п.п. б, г, д п. 33 Правил потребитель имеет право:
- получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);
- получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;
- требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО2 направила в адрес ответчика заявление-претензию, в котором просила переоформить лицевой счет плательщика услуги центральное отопление на ее имя, в связи со смертью ФИО3, предоставить в распоряжение переоформленный лицевой счет, а также предоставить расчет задолженности по лицевому счету плательщика коммунальной услуги центральное отопление в размере 48 664,50 рублей (л.д. 6-7).
К заявлению прилагались копия платежного документа за ноябрь 2017 года, копия справки с места жительства о регистрации заявителя, копия свидетельства о смерти ФИО3, на которого был оформлен лицевой счет.
Данное заявление получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Вопреки установленной законодательством обязанности, ответ на указанное заявление истице не был предоставлен, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Ссылка на то, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ дублировало по содержанию заявление от ДД.ММ.ГГГГ, на которое направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, имеющийся в материалах дела, суд находит несостоятельным. Как следует из его содержания, заявление от ДД.ММ.ГГГГ также не было рассмотрено по существу ответчиком, из него не следует о его соответствии запрашиваемому требованию, расчет задолженности, указанный в платежном документе также не был предоставлен.
В соответствии со ст. 3 ч. 1 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ответ на обращение истца как потребителя коммунальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком как исполнителем услуги в установленные законодательством сроки предоставлен не был, имеются основания сделать вывод о нарушении прав ФИО2, как потребителя, незаконности бездействия ответчика.
В силу положений ст. 15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно разъяснениям, данным в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.
С учетом конкретных обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в пользу потребителя в размере 300 руб.
Положениями ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", и п. 46 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Учитывая изложенное, с ответчика в пользу ФИО2 подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя 150 руб.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, под. 1 и 3 п. 1 ст.333.19 НК РФ с учетом размера удовлетворенных судом исковых требований, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО2 к муниципальному казенному учреждению «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» о защите прав потребителя, - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания», выразившееся в непредставлении в установленный срок информации о предоставляемой услуге в ответ на письменное обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 300 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в сумме 150 рублей, а всего 450 рублей.
В остальной части исковых требований истцу отказать.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Служба хозяйственного и транспортного обслуживания» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Саратовский районный суд <адрес> со дня изготовления решения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья Д.В. Симшин