Фрунзенский районный суд города Саратова Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Фрунзенский районный суд города Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-425/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06.02.2012года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,
при секретаре Тукашовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом г. Саратова об отказе принятии в собственность муниципального образования «Город Саратов» квартиры, возложении обязанности на Комитет по управлению имуществом г. Саратова обязанности принять в собственность муниципального образования « Город Саратов» квартиры,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя требования тем, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: , на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ года.В соответствии с Актом № № от ДД.ММ.ГГГГ г., комиссия, созданная в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 17 февраля 2004 г. признала жилой дом, расположенный по адресу непригодным для проживания ввиду его аварийности.Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области на основании Закона Саратовской области от 29.12.2006 г. № 152-ЗСО «Об областных целевых программах» и при реализации областной целевой программы «Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы» (подпрограмма -«Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда») ей было выдано именное свидетельство серии ВА №0004 от 15 сентября 2009 г. на сумму 1 185 250 рублей, которое было впоследствии оплачено, и на ее имя приобретена в собственность пригодная для проживания квартира по адресу: г. взамен аварийной квартиры по ул. . Ей были поданы в адрес Комитета по управлению имуществом города Саратова заявления от 24.12.2010 г. и от 13.10.2011 г. о принятии в собственность города Саратова квартиры, расположенной в . Письмом №№ от 01.11.11 г. Комитетом по управлению имущества города Саратова ей было сообщено об отказе от принятия ее квартиры в собственность муниципального образования «город Саратов». Причина отказа мотивирована обязанностью собственника в соответствии с п.п.5 п. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ оплачивать коммунальные услуги с момента возникновения права собственника. Считает данный отказ необоснованным по следующим причинам. В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.Так как на ее имя приобретена в собственность пригодная для проживания квартира по адресу: , взамен аварийной квартиры,считает необходимым передать в собственность города Саратова квартиру, расположенную в .Отказ от принятия в собственность муниципального образования «город Саратов» квартиры, расположенной в г нарушает ее права, так как обязывает ее нести бремя содержания имущества (оплата коммунальных расходов, оплата налога на недвижимое имущество), пользоваться которым она не имеет возможности.В связи с вышеизложенным и в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 254- 256 ГПК РФ,проситпризнать оспариваемое решение Комитета по управлению имущества города Саратова №№ от 01.11.11 г. об отказе в принятии в собственность муниципального образования «город Саратов» квартиры, расположенной в необоснованным.Обязать Комитет по управлению имущества города Саратова принять у Заявителя в собственность муниципального образования «город Саратов» квартиру, расположенную в
ФИО1 в судебном заседании заявление поддержала, просила его удовлетворить, дала объяснения аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель Комитета по управлению имуществом г. Саратова, поддержав письменные возражения просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», поддержав письменные возражения, просил в удовлетворении заявления отказать
Представитель администрации муниципального образования « Город Саратов» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания не явился. Суд рассмотрел заявление в его отсутствие.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в суд не явился. Представил письменный отзыв.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 254 ГПК РФ граждане, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушаются права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с актом об отнесении жилого дома ( жилого помещения) к категории непригодного для проживания № 57 от 03 июня 2004 года жилой дом, расположенный по адресу : признан непригодным для проживания по причине аварийности.
Как следует из отзыва Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в соответствии с Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - проводит переселение граждан из жилого дома, расположенного по адресу: признанного непригодным для проживания актом межведомственной комиссии от 03.06.2004г. № 57, путем предоставления жилых помещений по договору социального найма, либо путем предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений.
В рамках мероприятий по реализации Закона Саратовской области от 28.04.2005 № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» областной целевой (комплексной) программы «Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы», в соответствии с порядком предоставления гражданам субсидии утвержденном Постановлением Правительства Саратовской области от 5 августа 2005 года № 267-П ФИО1, ранее проживавшей по адресу: , на основании заявления, было выдано именное свидетельство от 15.09.2009 года серии № о предоставлении социальной выплаты, в размере 1 185 250 рублей (Один миллион сто восемьдесят пять тысяч двести пятьдесят рублей) на строительство (приобретение) жилого помещения. В соответствии с представленными к оплате документами (договор купли - продажи квартиры от 05.10.2009 года) уполномоченный орган за счет средств областного бюджета платежным поручением № 4811 от 12.10.2009 года перечислил Продавцу - ООО «Стройпроммаркет» 1 185 250 рублей, за приобретенное в собственность ФИО1 жилое помещение (двухкомнатная квартира), расположенное по адресу: общей площадью 55,2 кв. м.
Переселение граждан, проживающих по адресу: осуществляется в порядке, предусмотренном Закон Саратовской области от 28.04.2008 № 89-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области». В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 2 вышеуказанного закона, если жилое помещение, из которого осуществляется переселение, принадлежит гражданам на праве собственности, то: а) гражданам, у которых имеются иные жилые помещения в собственности или на условиях социального найма, предоставляется компенсация стоимости жилого помещения в форме социальной выплаты при условии передачи ранее занимаемого жилого помещения в государственную собственность области. Порядок предоставления компенсации определяется Правительством области с учетом положений части 4.1 данной статьи; б) гражданам, у которых данное жилое помещение является единственным жилым помещением, предоставляется социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения при условии передачи ранее занимаемого жилого помещения в государственную собственность области. Порядок предоставления социальной выплаты определяется Правительством области с учетом положений части 4.2 данной статьи.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что 13 октября 2011 года ФИО1 обратилась с заявлением к председателю Комитета по управлению имуществом города Саратова ФИО2 в котором указала, что 24.12.2010 года ею было подано заявление о принятии в собственность города Саратова квартиры, расположенной по адресу: , но до настоящего времени решения по заявлению не принято. А также просила сообщить ей в письменной форме в какие сроки квартира, расположенная в будет принята в собственность города Саратова. Сведений о подачи ФИО1 заявления в Комитет по управлению имуществом г. Саратова 24.12.2010 года в суд не представлено ни ФИО1, ни Комитетом по управлению имуществом города Саратова.
01 ноября 2011 года Комитетом по управлению имуществом г. Саратова дан ответ ФИО1, о том, что рассмотрев ее обращение о принятии в собственность муниципального образования «Город Саратов» квартиры №111, расположенной в аварийном жилом доме по адресу: , сообщает следующее. Для решения данного вопроса комитетом по управлению имуществом города Саратова подготовлен и направлен для заключения проект постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» «О принятии квартиры, расположенной по адресу: , в собственность муниципального образования «Город Саратов». Из заключения комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» следует, что представленный проект не противоречит законодательству, однако в соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение возникает обязанность по внесению платы за коммунальные услуги. Следовательно, у муниципального образования «Город Саратов» с момента возникновения права собственности на вышеуказанное жилое помещение возникнет бремя содержания имущества. Кроме того, согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, которые возникают в результате: принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. На основании изложенного, комитетом по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» предложено проработать вопрос об установлении расходного обязательства муниципального образования «Город Саратов» по внесению платы за коммунальные услуги (отопление, газоснабжение, водоотведение и т.п.) до момента сноса аварийного дома. В соответствии с Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» (в редакции от 28.04.2008г. № 89-ЗСО; от 24.12.2008г, № 358-ЗСО; от 29.03.20 Юг. № 50-ЗСО) расселение вышеуказанного жилого дома осуществляет министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма, либо путем предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений.
По данным реестра объектов муниципального жилищного фонда города на уровне учета квартир и комнат в коммунальных квартирах общее количество квартир в указанном доме составляет - 226. Согласно приложению № 1 к письму, представленному министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 02.06.2011г. № 5350, из аварийного многоквартирного жилого дома № 1 ОБ по ул. Перспективной расселено 189 квартир, в том числе находящихся в частной собственности.
Для решения вопроса об установлении расходного обязательства муниципального образования «Город Саратов» по внесению платы за коммунальные услуги (отопление, газоснабжение, водоотведение и т.п.) до момента сноса данного аварийного дома комитетом по управлению имуществом города Саратова в адрес министерства трижды направлялись запросы (исх. № 13-04/1995 от 18.02,11г.; № 13-04/5313 от 14.04.11г.; № 13-04/6874 от 16.05.11г.) о предоставлении информации о гражданах (собственниках и нанимателях), переселенных из аварийного многоквартирного жилого дома № 10Б по ул. Перспективная г. Саратова, с указанием адреса предоставляемого жилого помещения, а также об указании окончательного срока полного расселения граждан из данного.. .аварийного жилого дома.. Однако, до настоящего времени информация об окончательном сроке полного расселения граждан из указанного аварийного жилого дома министерством не предоставлена.
На основании изложенного сообщает, что все квартиры, расположенные в доме , находящиеся в собственности граждан, будут приняты в собственность муниципального образования «Город Саратов» после полного и окончательного расселения граждан из данного аварийного жилого дома.
В своем заявлении ФИО1 просит признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом г. Саратова от 01.11.2011г. об отказе в принятии в собственность муниципального образования « Город Саратов» квартиры, расположенной в г возложить обязанность на Комитет по управлению имуществом города Саратова принять в собственность муниципального образования указанное жилое помещение.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125настоящего Кодекса.
Согласно ст.ст. 33,34 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятому решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 (с изменениями от 27 ноября 2008 г., 24 июня 2010 г.) администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области. Администрацией города руководит глава администрации муниципального образования «Город Саратов», именуемый по тексту настоящего Устава «глава администрации города», на принципах единоначалия. Администрация города обладает правами юридического лица. Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями и распоряжениями администрации города.Структура администрации города - это перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города. Отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города с правами юридического лица учреждаются решениями городской Думы с одновременным утверждением Положений о них. Функции и порядок деятельности структурных подразделений администрации города, не являющихся юридическими лицами, определяются Положениями об этих подразделениях, утверждаемыми главой администрации города. Руководители подразделений администрации города по доверенности главы администрации города могут заключать договоры, соглашения, открывать счета в банках.
В соответствии с решением Саратовской областной Думы от 31 мая 2007 года № 18-164 « Об управлении и распоряжении муниципальным имуществом при безвозмездной передачи имущества из собственности муниципального образования» Город Саратов» и принятии имущества, безвозмездно передаваемого в собственность муниципального образования « Город Саратов» администрация города Саратова наделена полномочиями по принятию имущества, безвозмездно передаваемого в собственность муниципального образования « Город Саратов» из иных форм собственности ( п.1). Юридические и физические лица, желающие безвозмездно передать находящееся в их собственности имущество в собственность муниципального образования « Город Саратов» обращаются с предложением о передаче в комитет по управлению имуществом города.
Комитет по управлению имуществом г. Саратова в соответствии п.1.1 Положения о комитете по управлению имуществом г. Саратова ( далее Положение), утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года № 25-243 является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами. В силу п. 3.8.2 Положения в порядке установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами, осуществляет передачу муниципального имущества в государственную собственность Саратовской области и федеральную собственность, а также прием в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной, государственной собственности Саратовской области и частной собственности.
Таким образом, осуществление полномочий Комитетом по управлению имуществом г. Саратова, в соответствии с п.1.1.и 3.8.2. Положения (осуществление полномочий собственника от имени муниципального образования, прием в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной, государственной собственности Саратовской области и частной собственности) возможно только при указании об этом в законодательстве либо в муниципальных правовых актах.
Однако, из анализа вышеуказанных положений следует, что на Комитет по управлению имуществом г. Саратова ни законодательством, ни муниципальными правовыми актами не возложена обязанность по принятию в собственность муниципального образования имущества, передаваемого гражданами. Данные полномочия возложены в соответствии с решением Саратовской областной Думы от 31 мая 2007 года № 18-164 на администрацию муниципального образования «Город Саратов» и Комитету по управлению имуществом г. Саратова не переданы. Заявление, поданное ФИО1 13 октября 2011 года было рассмотрено в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Комитетом по управлению имуществом г. Саратова было дано разъяснение. Решения Комитетом по управлению имуществом г. Саратова об отказе в принятии спорной квартиры в собственность муниципального образования не принималось, так как Комитет по управлению имуществом г. Саратова не уполномочен принимать данные решения. Следовательно, требования ФИО1 о признании необоснованным решения Комитета по управлению имуществом г. Саратова № от 01.11.2011г. об отказе в принятии в собственность муниципального образования « город Саратов» квартиры, расположенной в г. не подлежат удовлетворению.
Поскольку судом установлено, что Комитет по управлению имуществом г. Саратова не наделен полномочиями по приему имущества в собственность муниципального образования «город Саратов», не подлежат удовлетворению требования ФИО1 о возложении обязанности на Комитет по управлению имуществом г. Саратова принять в собственность муниципального образования «город Саратов» квартиру, расположенную в <...> «б», кв. 111.
руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом г. Саратова об отказе в принятии в собственность муниципального образования « Город Саратов» квартиры, расположенной по адресу: , возложении обязанности на Комитет по управлению имуществом г. Саратова обязанности принять в собственность муниципального образования «Город Саратов» квартиру, расположенную по адресу : отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд с подачей жалобы во Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения-13.02. 2012г.
Судья: Е.В. Аршинова