ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4257/19 от 16.12.2019 Чеховского городского суда (Московская область)

Решение изготовлено в полном объеме 16.12.2019 года

Дело № 2-4257/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«12» декабря 2019 года г. Чехов

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Трощило А.Е.

при секретаре судебного заседания Горбачевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО12 к Администрации городского округа Чехов Московской области об обязании выделить средства из бюджета на бесплатное питание детей, компенсировать затраты,

У С Т А Н О В И Л :

Истица, ФИО1, обратилась в суд с иском к ответчику, Администрации городского округа Чехов Московской области, об обязании выделить средства из бюджета для обеспечения ее несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на бесплатное питание (завтраки и обеды) на весь период обучения для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; обязании ответчика компенсировать затраты, понесенные на оплату питания несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период обучения в школе с сентября 2012 года по май 2019 года, мотивируя свои требования тем, что ее (ФИО1) семья является многодетной, проживает на территории закрытого военного городка <адрес>. Её несовершеннолетние дети - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучаются в ФКОУ СОШ <адрес>. В соответствии с действующим законодательством ее дети имеют право на обеспечение бесплатным питанием (завтраки и обеды), однако в реализации данной меры социальной поддержки ей (ФИО1) отказано, денежной компенсации также не выплачивается.

Истица, ФИО1, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Ответчик, представитель Администрации городского округа Чехов Московской области по доверенности ФИО7, в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.19-22).

3-и лица, представители <данные изъяты>, Управления образования Администрации городского округа Чехов Московской области, в судебное заседание не явились, извещены.

Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, считает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).

Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция РФ тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством, отцовством и детством.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи родителям по содержанию детей указывает и Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 года. Так, согласно ее статье 26, государства - участники Конвенции признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с национальным законодательством; эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка.

Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства-участники принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей (пункты 1 и 3).

В целях обеспечения гарантированной государством защиты семьи, материнства, отцовства и детства Российская Федерация совместно с субъектами устанавливает общие начала их защиты, определяет категории лиц, нуждающихся в ней, предусматривает различные льготы для многодетных семей.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 (ФИО13) С.Н. состоит в зарегистрированном браке с ФИО10, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.7).

Истица имеет четырех несовершеннолетних детей – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в подтверждение чего представлены свидетельства о рождении детей (л.д.8-11), удостоверение многодетной семьи (л.д.12).

Несовершеннолетние ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучаются в <данные изъяты> (л.д.14,15).

Как следует из объяснений истицы, данных в судебном заседании, в соответствии с действующим законодательством она имеет право на обеспечение ее детей бесплатным питанием (завтраки и обеды) за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений, однако в реализации данной меры социальной поддержки ей ответчиком отказано, поскольку финансирование на организацию питания в федеральном казенном образовательном учреждении местным бюджетом не предусмотрено, рекомендовано было обратиться в суд. Денежной компенсации в связи с неоказанием испрашиваемой меры социальной поддержки также не выплачивается.

Данные обстоятельства подтверждены ответом на обращения ФИО1 (л.д.23,24) и не оспаривались представителем ответчика в ходе рассмотрения настоящего дела.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего:

Общие вопросы образования, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение учащихся бесплатным питанием является мерой социальной поддержки, предоставление которой относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Для поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей установлены меры социальной поддержки, в числе которых бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.

Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» обязанность по обеспечению бесплатным питанием детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, возложена на органы власти субъектов.

Во исполнение названного Указа № 431 издано Постановление Главы администрации Московской области от 29.07.1992 года № 168 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в п. 1 которого установлено, что на территории Московской области многодетными семьями, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, являются семьи с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет.

Согласно п. 8 данного Постановления, главам администраций городов и районов предписано установить бесплатное питание (завтраки, обеды) для учащихся общеобразовательных учебных заведений за счет средств всеобуча и других внебюджетных отчислений.

При этом, данный документ не содержит указаний на разграничение общеобразовательных учреждений по их подведомственности и финансированию.

Таким образом, обеспечение бесплатным питанием детей из многодетных семей, являющихся учащимися общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Московской области, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Наличие образовательных учреждений различного рода подведомственности и финансирования на территории одного муниципального образования не должно влиять на право истицы на получение мер социальной поддержки и не может зависеть от вида образовательного учреждения, в котором обучаются несовершеннолетние дети.

При этом суд также обращает внимание на то, что Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, а также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 63.1).

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Московской области от 19.01.2005 года № 24/2005-ОЗ (ред. от 29.10.2019 года) «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях» (принят постановлением Мособлдумы от 29.12.2004 года № 15/123-П) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по согласованию с муниципальными общеобразовательными организациями в Московской области и частными общеобразовательными организациями в Московской области, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, в пределах выделенных финансовых средств определяют категории получателей, включая детей из многодетных семей, обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области и в частных общеобразовательных организациях в Московской области, порядок выплаты денежной компенсации или предоставления дотации на питание, в том числе детям из многодетных семей, обучающимся по указанным основным общеобразовательным программам.

Несмотря на то, что в вышеуказанном Законе Московской области от 19.01.2005 года № 24/2005-ОЗ федеральные государственные образовательные учреждения не поименованы, это не влияет на правомерность заявленных истицей требований, поскольку право истицы на получение мер социальной поддержки корреспондирует Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и предоставление ей соответствующих льгот как многодетной матери не может зависеть от вида образовательного учреждения, где проходят обучение ее дети.

С учетом изложенного, суд полагает, что заявленные исковые требования ФИО1 в части обязания ответчика выделить средства из бюджета для обеспечения ее несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на бесплатное питание (завтраки и обеды) на весь период обучения для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В то же время законных оснований для возложения на ответчика обязанности компенсировать истице затраты, понесенные на оплату питания несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период обучения в школе с сентября 2012 года по май 2019 года, суд не находит, поскольку истицей не представлено каких-либо доказательств несения указанных расходов, их размера, кроме того, как следует из материалов гражданского дела, обращение истицы к ответчику о выделении средств из бюджета для обеспечения несовершеннолетних детей бесплатным питанием имело место только в октябре 2019 года.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 ФИО14 к Администрации городского округа Чехов Московской области об обязании выделить средства из бюджета на бесплатное питание детей, компенсировать затраты, – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа Чехов Московской области выделить средства из бюджета для обеспечения льготами ФИО6 на обеспечение несовершеннолетних детей, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на бесплатное питание (завтраки и обеды) на весь период обучения для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 ФИО15 к Администрации городского округа Чехов Московской – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение одного месяца.

Председательствующий судья: А.Е. Трощило