ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4257/20 от 08.09.2020 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0046-01-2020-008790-81

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Попова ул., д. 4а, г. Казань, Республика Татарстан, 420029, тел. (843) 264-98-00, факс 264-98-94

http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Казань

8 сентября 2020 года Дело № 2-4257/2020

Советский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи С.С. Курниковой,

при секретаре судебного заседания Е.Е. Моисеевой,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО1 - ФИО13, действующего на основании доверенности <адрес изъят>9 от <дата изъята>, представителя ответчика Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>ФИО2, действующего на основании доверенности <номер изъят>/ИК от <дата изъята>, представителя ответчика муниципального казенного учреждения «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» ФИО2, действующего на основании доверенности <номер изъят> от <дата изъята>, представителя ответчика муниципального казенного учреждения «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» ФИО3, действующей на основании доверенности 06/08-2018 от <дата изъята>, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят>, к муниципальному казенному учреждению «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» о признании решения об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении с целью выкупа комнаты в коммунальной квартире незаконным, обязании заключить договор купли-продажи комнаты в коммунальной квартире,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к муниципальному казенному учреждению «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» о признании решения об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении с целью выкупа комнаты в коммунальной квартире незаконным, обязании заключить договор купли-продажи комнаты в коммунальной квартире.

В обоснование иска истец ссылается на следующие обстоятельства: ФИО4 является собственником жилых помещений – комнат <номер изъят>, <номер изъят>, расположенных по адресу: <адрес изъят>. Совместно с истцом указанными помещениями на праве долевой собственности владеет и пользуется его супруга - ФИО5. Ранее указанные комнаты были переданы по договору социального найма отцу истца - ФИО6, а <дата изъята> в порядке приватизации были переданы ФИО5, ФИО6 и ФИО7. После смерти доля ФИО6 перешла в порядке наследования его сыну - ФИО1.

Комната <номер изъят>, расположенная по адресу: <адрес изъят>, была передана по договору социального найма родной тете истца – ФИО8. Указанная комната приватизирована не была.

<дата изъята>ФИО8 скончалась. <дата изъята> истец подал заявление нотариусу Казанского нотариального округа Республики Татарстан ФИО9 о вступлении в наследство после смерти ФИО8, по истечении шести месяцев ФИО1 выдали свидетельство о праве на наследство, за исключением комнаты, в которой проживала ФИО8.

Истец обратился в администрацию <адрес изъят> с заявлением о заключении договора купли-продажи освободившейся комнаты <номер изъят> после смерти ФИО8 Согласно выписке из распоряжения главы администрации <адрес изъят> «О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и перерегистрации граждан» <номер изъят>р от <дата изъята>, ФИО1 в составе 2-х человек (в том числе супруга), зарегистрированному в двух комнатах <номер изъят>, 3 коммунальной квартиры, общей площадью 39,10 кв.м по адресу: <адрес изъят>, отказано в признании нуждающимся в жилом помещении, в связи с заявлением гражданина о выкупе комнаты в коммунальной квартире (превышение нормы предоставления жилого помещения – часть 3 статьи 59 ЖК РФ).

Не согласившись с данным отказом, истец обратился в суд с требованиями:

признать незаконным отказ в признании нуждающимся в жилом помещении, в связи с заявлением гражданина о выкупе комнаты <номер изъят> в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес изъят>, выраженный в выписке из распоряжения главы администрации <адрес изъят> «О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и перерегистрации граждан» <номер изъят>р от <дата изъята>;

обязать ответчика заключить с ФИО4 и ФИО5 договор купли-продажи комнаты <номер изъят> в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес изъят>.

Определением Советского районного суда <адрес изъят> от <дата изъята> суд перешел к рассмотрению дела по административному исковому заявлению ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» о признании решения незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений по правилам гражданского судопроизводства.

Протокольным определением от <дата изъята> в качестве соответчика был привлечен Исполнительный комитет муниципального образования <адрес изъят>, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО5.

Протокольным определением от <дата изъята> из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, было исключено и привлечено в качестве соответчика муниципальное казенное учреждение «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>».

Истец ФИО4 и его представитель ФИО13 в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали, пояснили, что в спорной квартире, в том числе в комнате <номер изъят> проживали вместе с покойной ФИО8 как члены одной семьи, вели общее хозяйство. Перед смертью ФИО8 хотела приватизировать спорную комнату, но не успела. Несколько раз обращались в муниципальное казенного учреждение «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» в целью выкупа освободившейся комнаты, начальник управления пояснил, что заявление о рассмотрении вопроса о выкупе комнаты необходимо подать в администрацию района. Считают отказ в признании нуждающимся в жилом помещении, с целью выкупа комнаты в коммунальной квартире незаконным, так как администрация учитывала, в том числе площадь, приходящую на ФИО12 (дочь истца) и ее мужа. Семья дочери членами семьи истца не является, так как проживает по другому адресу, ведет раздельное хозяйство, имеет раздельный бюджет и источники доходов.

Представитель ответчика муниципального казенного учреждения «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что администрация района муниципального образования устанавливает лишь факт нуждаемости гражданина в жилом помещении, полномочиями по заключению договора купли-продажи не обладает. Поскольку на одного члена семьи ФИО4 приходится 28,93 кв.м, было принято решение об отказе в признании их нуждающимися в жилом помещении. При вынесении решения руководствовались учетными нормами, исходя из 12 кв.м на человека.

Представитель ответчика Исполнительный комитет муниципального образования <адрес изъят> и муниципального казенного учреждения «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» в судебное заседание явился, с иском не согласился. Пояснить порядок предоставления освободившейся комнаты в коммунальной квартире не смог.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5 в судебное заседание явилась, просила иск удовлетворить, пояснила, что жили с ФИО8 одной семьей, ухаживали за ней до ее смерти. Квартирка, в которой проживает семья ФИО4 очень маленькая, кухня всего 5 кв.м. Если в спорную комнату вселят другую семью, жить в квартире будет невозможно.

Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (ч. 2 ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено частью 3 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, является коммунальной квартирой.

Согласно договору на передачу жилого помещения в собственность граждан от <дата изъята>, комнаты <номер изъят>, <номер изъят> в коммунальной <адрес изъят> переданы в общую долевую собственность ФИО6, ФИО5, ФИО20 (до заключения брака ФИО19) ФИО14, по 1/3 доле в праве собственности каждому. (л.д. 99)

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата изъята>, после смерти ФИО6, его 1/3 доля в праве собственности на комнаты в вышеуказанной квартире перешла ФИО10.

Таким образом, в настоящее время комнаты <номер изъят>, <номер изъят> в коммунальной <адрес изъят> находятся в общей долевой собственности у ФИО10, ФИО5 (жена истца); ФИО20 (до заключения брака ФИО19) ФИО14 (дочь истца), по 1/3 доле у каждого.

Согласно справке от <дата изъята>, выданной управляющей компанией «ЖКХ Танкодром» (л.д. 13), выписке из домовой книги от <дата изъята>, в соседней комнате <номер изъят><адрес изъят> с <дата изъята> была зарегистрирована и <дата изъята> снята с регистрационного учета, в связи со смертью, ФИО8. (л.д. 22) Факт проживания ФИО8 в спорной комнате сторонами не оспаривается.

В соответствии с постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят> от <дата изъята><номер изъят> «Об утверждении перечня жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности <адрес изъят>» указанная комната включена в реестр муниципальной собственности.

Согласно свидетельству о смерти серии III-КБ <номер изъят>, выданному управлением ЗАГС Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят> Республики Татарстан, ФИО8, <дата изъята> года рождения, умерла <дата изъята>. (л.д.18)

После смерти ФИО8, истцом было подано заявление нотариусу о принятии наследства, которым <дата изъята> и <дата изъята> выданы свидетельства о праве на наследство по закону. (л.д. 15,16)

В состав наследственного имущества спорная комната не вошла.

<дата изъята>ФИО4 обратился в муниципальное казенное учреждение «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, с целью выкупа комнаты в коммунальной квартире. (л.д. 71)

Распоряжением главы администрации <адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят><номер изъят> от <дата изъята>ФИО1 с семьей в составе двух человек было отказано в признании их нуждающимися в жилом помещении, в связи с заявлением гражданина о выкупе комнаты в коммунальной квартире, по причине превышения нормы предоставления жилого помещения, так как совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена их семьи составляет 27,92 кв.м. (л.д. 69)

<дата изъята>ФИО5 обратилась в муниципальное казенное учреждение «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, с целью выкупа комнаты в коммунальной квартире. (л.д. 52)

Распоряжением главы администрации <адрес изъят> Исполнительного комитета <адрес изъят> «О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и перерегистрации граждан» <номер изъят>р от <дата изъята> было отказано в признании ФИО1 с семьей в составе двух человек (в том числе супруга), зарегистрированному в двух комнатах <номер изъят>,3 коммунальной квартиры общей площадью с учетом мест общего пользования 39,1 кв.м по улице: <адрес изъят>, нуждающимся в жилом помещении, в связи с заявлением гражданина о выкупе комнаты в коммунальной квартире, по причине превышения нормы предоставления жилого помещения, так как совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи составляет 28,93 кв.м. Отказ мотивирован тем, что на указанной площади зарегистрировано 4 человека. Собственниками комнат являются ФИО4, ФИО5 и ФИО12 Также ФИО12 и ФИО11, зарегистрированным совместно с заявителем, принадлежит квартира, общей площадью 51,20 кв.м по адресу: <адрес изъят>, корпус 4, <адрес изъят>. До <дата изъята>ФИО1 на праве собственности принадлежала квартира общей площадью 12,7 кв.м, расположенная по адресу: <адрес изъят>. (л.д. 50)

Из выписки из домовой книги, по состоянию на <дата изъята>, следует, что в комнатах <номер изъят>, <номер изъят><адрес изъят> зарегистрированы: муж дочери истца - ФИО11<дата изъята>); ФИО4<дата изъята>); ФИО12<дата изъята>); ФИО5<дата изъята>). (л.д. 58)

В соответствии с актом осмотра жилого помещения от <дата изъята>, составленного мастерами общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Даурия» ФИО16, ФИО17, фактически в <адрес изъят> проживают только ФИО4, ФИО5. (л.д. 158)

Факт непроживания ФИО12 в спорной квартире установлен, в том числе решением Советского районного суда <адрес изъят> от <дата изъята> по гражданскому делу <номер изъят> по иску Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят> к ФИО1, ФИО5, ФИО12 о признании не приобретшими права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, истребовании из чужого незаконного владения, по встречному иску ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят> о признании права пользования комнатой, обязании заключить договор социального найма.

Таким образом, в настоящее время в квартире проживает только истец со своей супругой ФИО5 Дочь истца - ФИО12 и ее муж ФИО11 проживают по адресу: <адрес изъят>, корпус 4, <адрес изъят>.

Согласно техническому паспорту жилого помещения комнат <номер изъят>, <номер изъят><адрес изъят>, подготовленного республиканским государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» по состоянию на <дата изъята>, общая площадь комнат составляет 32,2 кв.м, жилая площадь комнат составляет 31,4 кв.м. (л.д. 20)

При определении уровня обеспеченности общей площади жилья на одного члена семьи ФИО1, площадь комнат 2,3 в спорном помещении, приходящую на дочь истца - ФИО12 (10,4 кв.м=31,4:3), площадь квартиры, принадлежащей на праве собственности ФИО12 и ее муж ФИО11 (51,2 кв.м), следует исключить, так как ФИО12 и ее муж ФИО11 не являются членами семьи ФИО1 и его жены ФИО5, поскольку ведут с ними раздельное хозяйство, имеют раздельный бюджет и источники доходов. Соответственно на долю каждого члена семьи ФИО1 в составе двух человек (в том числе супруга) приходится 10,4 кв.м (31,4:3, где 31,4 – общая площадь квартиры, 3 – количество человек, с учетом дочери истца – ФИО12, имеющей долю в праве собственности в указанных комнатах).

Решением Казанской городской Думы от <дата изъята><номер изъят> «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлены следующие нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 18 кв. м - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из двух человек.

При отсутствии норм права, устанавливающих нормы предоставления площади жилого помещения по договору купли-продажи освободившейся комнаты в коммунальной квартире, суд применяет сходные нормы, устанавливающие нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Принимая во внимание, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью на каждого члена семьи ФИО1 составляет 10,4 кв.м, распоряжение главы администрации <адрес изъят> «О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и перерегистрации граждан» <номер изъят>р от <дата изъята> об отказе ФИО1 в составе 2-х человек (в том числе супруга), в признании нуждающимся в жилом помещении, в связи с заявлением о выкупе комнаты в коммунальной квартире, в связи с превышением уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, исходя из нормы предоставления жилого помещения, является незаконным.

Регламент предоставления освободившейся комнаты в коммунальной квартире по договору купли-продажи Исполнительным комитетом муниципального образования <адрес изъят> не установлен.

Согласно абзацу 3, пункта 3.3., части 3 постановления Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят> от <дата изъята><номер изъят> «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке правового акта Исполнительного комитета <адрес изъят> о предоставлении жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, гражданам по договору социального найма», при освобождении комнаты в коммунальной квартире специалист отдела администрации района(-ов) письменно приглашает граждан, имеющих право на предоставление указанной комнаты в соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, для получения муниципальной услуги с обязательным указанием перечня документов, указанных в пункте 2.5 указанного регламента.

Из пункта 3.4.2. части 3 регламента следует, что специалист отдела администрации района(-ов), ведущий прием заявлений, осуществляет:

а) установление личности заявителя;

б) проверку полномочий заявителя (в случае действия по доверенности);

в) проверку документов на наличие оснований для отказа в приеме документов, предусмотренных пунктом 2.8 настоящего регламента;

г) при отсутствии оснований для отказа в приеме документов, предусмотренных пунктом 2.8 указанного регламента, - направление заявления и документов в отдел, осуществляющий в администрации района(-ов) регистрацию входящей корреспонденции, для регистрации в системе электронного документооборота и направления на рассмотрение главе администрации района(-ов).

В отсутствие нормативного регулирования предоставления освободившейся комнаты в коммунальной квартире по договору купли-продажи, суд считает возможным применить по аналогии нормы, регламентирующие предоставления освободившейся комнаты в коммунальной квартире по договору социального найма.

Поэтому довод представителя муниципального казенного учреждения ««<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» о том, что в компетенцию администрации района входит только определение уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, исходя из нормы постановки на учет, не состоятелен. Кроме того, в качестве основания при отказе в признании нуждающимся в жилом помещении ФИО1 с семьей в составе двух человек (в том числе супруга), администрация указала превышение нормы предоставления жилого помещения на основании части 3 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Утверждение о том, что ФИО4 продав квартиру, площадью 12,7 кв.м, расположенную по адресу: <адрес изъят>, ухудшил свои жилищные условия, не состоятельно, так как сложив площадь комнат <номер изъят>, <номер изъят>(<адрес изъят>), приходящую на ФИО1, ФИО5 и площадь квартиры (<адрес изъят>), находящейся до <дата изъята> в собственности у ФИО1 на долю каждого члена семьи ФИО1 в составе двух человек (в том числе супруга) приходится 16,75 кв.м ((10,4+10,4)+12,7):2), что меньше установленной нормы предоставления.

При таких обстоятельствах требование истца, в части признания распоряжения главы администрации <адрес изъят> «О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и перерегистрации граждан» <номер изъят>р от <дата изъята> незаконным, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Разрешая настоящий спор в пределах предмета и оснований иска, суд отказывает в удовлетворении требования об обязании заключить договор купли - продажи на освободившуюся комнату, так как материалы дела доказательств о том, что истец обращался с заявлением о заключении данного договора в муниципальное казенное учреждение «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>», в компетенцию которого в силу пункта <дата изъята> части 3 положения о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>», утвержденного решением Казанской городской думой <номер изъят> от <дата изъята>, входит, в том числе, заключение договоров купли-продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес изъят>, не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят>, муниципальному казенному учреждению «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>», муниципальному казенному учреждению «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» о признании решения об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении с целью выкупа комнаты в коммунальной квартире незаконным, обязании заключить договор купли-продажи комнаты в коммунальной квартире удовлетворить частично.

Признать распоряжение главы <адрес изъят> Исполнительного комитета <адрес изъят> «О постановке на учет в качестве нуждающися в жилых помещениях и перерегистрации граждан» от <дата изъята><номер изъят>р об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении, в связи с выкупом комнаты в коммунальной квартире, незаконным.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд <адрес изъят> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Советского

районного суда <адрес изъят> С.С. Курникова

Мотивированное решение изготовлено <дата изъята>