ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-425/13 от 02.09.2013 Среднеахтубинского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-425\13   Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2013 года

Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи: Овсиенко И.В.

с участием прокурора Среднеахтубинского района: Степаненко Д.А.

при секретаре: Монастыревой Д.В.

рассмотрев в р.п. Средняя Ахтуба в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Среднеахтубинского района в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования- Среднеахтубинского муниципального района к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Дачному Некоммерческому Товариществу «<данные изъяты>» о признании незаконным постановления о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка, о признании незаконным постановления о предоставлении в собственность земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Среднеахтубинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования-Среднеахтубинского муниципального района обратился в суд с иском к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Дачному Некоммерческому Товариществу «<данные изъяты>», в котором просил признать постановление главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в безвозмездное срочное пользование земельного участка, находящегося примерно в <адрес>» незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания; признать недействительным договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, находящимся примерно в <адрес>», площадью <данные изъяты> кв.м., от ДД.ММ.ГГГГ года, заключённый между администрацией Среднеахтубинского муниципального района и дачным некоммерческим товариществом «<данные изъяты>», в силу его ничтожности и применить последствия недействительности ничтожной сделки; признать постановление главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О расторжении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ и о предоставлении дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в собственность (бесплатно) земельного участка общего пользования и передаче гражданам в совместную собственность (за плату) земельного участка, находящегося примерно <адрес>» незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания, в обоснование своего иска указывая на то, что прокуратурой Среднеахтубинского района проведена проверка соблюдения администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области требований земельного законодательства при предоставлении в собственность ДНТ «<данные изъяты>» земельных участков. Проверкой установлено, что постановлением главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о предоставлении ДНТ «<данные изъяты>» в безвозмездное срочное пользование земельного участка, находящегося примерно в <адрес>, расположенного за пределами участка. В последующем на основании постановления главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № постановлением главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о расторжении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ и о предоставлении ДНТ «<данные изъяты>» в собственность (бесплатно) земельного участка общего пользования и передаче гражданам в совместную собственность (за плату) земельного участка, находящегося примерно в <адрес>, расположенного за пределами участка. На основании уведомления Среднеахтубинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, находящейся примерно в <адрес>. Данные постановления являются незаконными, не действующими и не подлежащими применению с момента их издания. Согласно п. 1 ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации, в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки: 1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год; 2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора; 3) из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела; 4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и
пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса; 5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской
Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости; 5.1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом; 6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации
случаях. В соответствии с п.1 ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Таким образом, дачные некоммерческие партнерства не входят в число лиц, которым в соответствии с земельным законодательством могут предоставляться земельные участки в безвозмездное срочное пользование. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, администрацией Среднеахтубинского муниципального района на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о предоставлении ДНТ «<данные изъяты>» в безвозмездное срочное пользование земельного участка, находящегося примерно в <адрес>, расположенного за пределами участка, что, в свою очередь, является прямым нарушением норм действующего законодательства. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Среднеахтубинского муниципального района и дачным некоммерческим товариществом «<данные изъяты>» на основании незаконного постановления главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № был заключён договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, находящимся примерно в <адрес>, расположенного за пределами участка, площадью <данные изъяты> кв.м. При таких обстоятельствах, администрация Среднеахтубинского муниципального района не вправе была предоставлять ДНТ «<данные изъяты>» земельный участок в безвозмездное срочное пользование. Ввиду изложенного, постановление главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания, так как принято в нарушение вышеуказанных норм материального права. Из постановления главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что основанием для его вынесения явилось незаконное постановление главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем постановление главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания, так как принято на основании противоречащего закону правового акта. Из договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ видно, что основанием для совершения сделки явилось незаконное постановление главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу положений ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Частью 1 ст. 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Так как сделка по продаже спорного земельного участка не соответствуют требованиям закона, то в силу ст.ст. 168, 167 ГК РФ она является ничтожной с момента её совершения и поэтому данная сделка не может порождать правовых последствий, в том числе по передаче имущества от продавца к покупателю и последующей государственной регистрации этой сделки.

Впоследствии прокурором Среднеахтубинского района исковые требования были уточнены, в связи с чем прокурор Среднеахтубинского района по изложенным выше основаниям просит признать постановление главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в безвозмездное срочное пользование земельного участка, находящегося примерно в <адрес>» незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания; признать постановление главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О расторжении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ и о предоставлении дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в собственность (бесплатно) земельного участка общего пользования и передаче гражданам в совместную собственность (за плату) земельного участка, находящегося примерно в <адрес>» незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания; обязать ДНТ «<данные изъяты>» передать администрации Среднеахтубинского муниципального района по акту приёма-передачи земельный участок, расположенный примерно <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., дополнительно в обоснование своих требований указывая на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального Закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. По своему смыслу данная норма закона регулирует механизм предоставления земельных участков в собственность садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, при условии, если указанная категория граждан и объединений получили земельные участки ранее, использовали их для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства и возведения дачных домов и других строений. При этом первоначальное предоставление земельных участков в аренду либо в собственность граждан и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений возможно только на общих основаниях в соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ. Так, согласно п.1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Во исполнение указанной нормы решением Среднеахтубинской районной думы от 16.12.2011 года №30/197 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в государственной собственности, право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (далее - Положение). Согласно п. 1.2. Положения настоящее Положение устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок подачи заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, и принятия по ним соответствующих решений. Пунктом 1.3.8. Положения предусмотрено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются для ведения садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, животноводства, пчеловодства, растениеводства, крестьянского (фермерского) хозяйства; личного подсобного хозяйства и иных целей, не предполагающих строительства. В соответствии с пунктами 4.1,4.2,4.3,4.7, 4.8. 4.9.1,4.12, 4.13, 4.14, 4.15, 5.1, 5.2 Положения, земельные участки предоставляются физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 4.1). Граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее именуются - заявители), обращаются с письменным заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду в администрацию Среднеахтубинского муниципального района (4.2). В заявлении указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок. В заявлении в обязательном порядке должны быть также указаны: фамилия, имя, отчество физического лица, подающего заявление, или полное наименование юридического лица, место регистрации физического лица или реквизиты юридического лица, дата подачи заявления и подпись заинтересованного лица. Заявление, поданное без отражения в нем обязательных сведений или без приложения к нему документов, указанных в пункте 4.4, удовлетворению не подлежит (4.3). В случае если земельный участок, испрашиваемый заявителем, не сформирован и не имеет кадастрового паспорта, то заявление подлежит рассмотрению на заседании межведомственной комиссии по градостроительству и земельным отношениям при администрации Среднеахтубинского муниципального района (4.7). Комиссия на основе представленных документов рассматривает заявление заявителя и принимает одно из следующих решений: о возможности формирования земельного участка на испрашиваемой территории; об отказе заявителю в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (4.8). В случае принятия межведомственной комиссией решения о возможности формирования земельного участка заявителю разъясняется о необходимости подачи заявления о предоставлении конкретного земельного участка после публикации информации о намерении предоставить испрашиваемый земельный участок для соблюдения принципа справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельного участка и соблюдения условий равноправия граждан на реализацию конституционного права на землю. Копия выписки из решения направляется в Комитет для проведения работ по формированию земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка (4.9.1.). Администрация муниципального района обеспечивает подготовку информации о намерении предоставить земельный участок на определенном виде права и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и публикацию такой информации. Официальным источником публикации сообщений о намерении предоставить земельный участок является районная газета "Звезда", а в случаях, предусмотренных законодательством, иные источники официальной информации (4.12). После публикации информации о земельном участке, указанной в пункте 4.12 настоящего Положения, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в администрацию Среднеахтубинского муниципального района с соблюдением условий подачи, предусмотренных пунктами 4.3 - 4.5 настоящего Положения (4.13). В течение двух недель с даты публикации информационного сообщения администрацией муниципального района принимаются заявления по существу публикации. Всем заявителям, подавшим заявления по существу публикации, администрацией района направляется уведомление о принятом решении по существу заявления (4.14). В предоставлении земельного участка может быть отказано в случае: отсутствия земельного участка в опубликованном перечне; несоответствия информации, указанной в заявлении, опубликованному информационному сообщению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством; непредставления документов, предусмотренных настоящим Положением (4.15). В случае если после публикации в администрацию поступило одно заявление о предоставлении земельного участка в срок, установленный пунктом 4.16 настоящего Положения, Комитет обеспечивает выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок со дня его обращения в порядке пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ (5.1). В случае если в отношении одного земельного участка, предоставляемого в собственность за плату или в аренду, поступило два и более заявления, решение о предоставлении земельного участка принимается по результатам проведения аукционов по продаже земельного участка в собственность либо права его аренды, если иное не предусмотрено действующим законодательством (5.2). При указанных обстоятельствах предоставление администрацией Среднеахтубинского муниципального района вышеуказанного земельного участка ДНТ «<данные изъяты>» в нарушение указанных требований земельного законодательства противоречит основному принципу противодействия коррупции, предусмотренному ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» - принципу законности.

В судебном заседании прокурор Степаненко Д.А. уточнённые исковые требования прокурора Среднеахтубинского района поддержал в полном объёме.

Представитель ответчика - ДНТ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещён, письменно уведомил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, с предъявленными требованиями не согласен, просит истцу в иске отказать.

Представитель ответчика - администрации Среднеахтубинского муниципального района Трокин С.С. с исковыми требованиями истца не согласен полностью и суду пояснил, что статья 2 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет, что названный Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 4 указанного Закона, граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства. В целях реализации указанных прав, на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица серия 34 № ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с протоколом общего собрания было создано дачное некоммерческое товарищество «<данные изъяты>». Согласно п. 2 ст.14 Федерального закона № 66-ФЗ, орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. С целью реализации указанного права ДНТ «<данные изъяты>» обратилось в администрацию Среднеахтубинского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка. Во исполнение указанных требований законодательства администрацией были предоставлены ДНТ «<данные изъяты>» несколько земельных участков на выбор согласно ответа № от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно п. 4 ст. 14 указанного Закона, после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. Статья 28 Федерального закона № 66-ФЗ определяет особенности предоставления в собственность земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям. Так в п. 1 названной статьи определено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, федеральным законодательством исключены какие-либо конкурсные (аукционные) процедуры по предоставлению земельных участков дачным некоммерческим объединениям, а также определён принцип бесплатности предоставления земельного участка в случаях, определённых законом. Так в п. 2 этой же статьи указано, что земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность ДНТ бесплатно. В то же время в п. 4 ст. 14 названного закона указано, что после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность, при передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Таким образом, законодатель разграничивает предоставление земельного участка общего пользования и земельных участков членов такого ДНТ и указывает на различность видов такого предоставления. Земельный участок общего пользования должен быть передан в собственность такого общества безвозмездно, в то время как индивидуальные земельные участки членов общества предоставляются за плату. При этом законодатель определяет, что такое деление возможно только после утверждения проекта организации и застройки территории такого ДНТ. Данные нормы закреплены в главах VI и VII Федерального закона № 66-ФЗ, в которых предусмотрена обязанность ДНТ по разработке такого проекта и обязанность органа местного самоуправления, в ведении которого находятся полномочия по распоряжению земельными участками, до разграничения прав собственности, которым выступает администрация Среднеахтубинского муниципального района, согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 -ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В то же время Федеральный закон № 66-ФЗ содержит лишь отсылочную норму при определения порядка и вида права первичного предоставления земельного участка. Земельный кодекс РФ не содержит норм, прямо указывающих на порядок и вид права предоставления ДНТ земельного участка, однако данные положения регламентированы Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действия Земельного кодекса Российской Федерации». Так, согласно ст. 19 указанного Закона, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан на праве безвозмездного срочного или срочного пользования, считаются предоставленными на срок пять лет со дня принятия решения о предоставлении таких земельных участков указанным объединениям граждан независимо от срока, установленного таким решением, за исключением случаев, если таким решением установлен более длительный срок. При этом принятие нового решения о предоставлении земельного участка не требуется. Данная норма закрепляет право ДНТ на получение земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования. Кроме того, данный довод подтверждается положениями пункта 2.1 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ, в котором указано, что пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены: садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан; организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками. Переоформление ДНТ такого права сроками не ограничивается. Таким образом, данная норма закрепляет право ДНТ на получение земельного участка в безвозмездное срочное пользование для подготовки проекта планировки как до вступления в законную силу Федерального закона № 66-ФЗ, так и во время действия указанного закона. Исходя из перечисленных норм действующего законодательства, земельный участок предоставляется на праве безвозмездного срочного пользования ДНТ для исполнения возложенных обязанностей по подготовке проекта планировки земельного участка, что обусловливает невозможность ДНТ приступить к владению либо пользованию земельным участком, хотя исключительность данных условий (пользование либо владения) определяет платность земли с одной стороны, а с другой подразумевает срочность такого предоставления, что не позволяет ДНТ злоупотреблять полученным правом и необоснованно уклоняться от исполнения обязательств. Считает, что выводы истца о том, ДНТ не входят в число лиц, которым могут предоставляться земельные участки в безвозмездное пользование, ошибочны. Прямого запрета на такое предоставление в нормах ст. 24 Земельного кодекса РФ не содержится. Так п. 5.1 ст. 24 ЗК РФ предусматривает предоставление земельных участков в безвозмездное срочное пользование из земель, находящихся в муниципальной собственности, жилищно-строительным кооперативам. В п. 4 статьи 110 Жилищного кодекса РФ указано, что жилищные и жилищно_строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами. Гражданский кодекс РФ в ст. 116 определяет, что потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Статья 1 Федерального закона 66-ФЗ определила, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) -некоммерческая организация, учреждённая гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных- задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Поскольку законодатель не выделяет в Земельном кодексе РФ отдельного понятия «ДНТ», но указывает лишь организационно-правовую форму - потребительский кооператив, администрация Среднеахтубинского муниципального района правомерно полагает, что нормы, указанные в ст. 24 Земельного кодекса РФ, применимы к садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, поскольку цели и задачи данных некоммерческих организаций идентичны друг другу. На основании изложенного, предоставление земельного участка ДНТ «<данные изъяты>» по договору безвозмездного срочного пользования от ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствует требованиям законодательства РФ и является единственно возможной сделкой, позволяющей реализовать законные права и интересы граждан и некоммерческих объединений, предусмотренные Федеральным законом 66-ФЗ. Администрация Среднеахтубинского муниципального района считает ошибочной позицию истца по оспариванию постановления главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № по следующим основаниям. Согласно предъявленным требованиям, постановление главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит отмене ввиду того, что основанием для его принятия явилось постановление главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. Администрация Среднеахтубинского муниципального района считает данное утверждение ошибочным. Так, согласно ст. 14 Федерального закона № 66 - ФЗ, после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. ДНТ «<данные изъяты>», выполнив обязательства, предусмотренные требованием законодательства по разработке проекта планировки земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ обратилось в администрацию Среднеахтубинского муниципального района с заявлением об утверждении проекта планировки и предоставлении в собственность земель общего пользования и земельных участков в собственность граждан согласно проекта планировки. Согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлён, сохраняется в изменённых границах (изменённый земельный участок). В соответствии с требованиями ст. ст. 13, 14 Федерального закона № 66 - ФЗ, при выполнении требований Закона со стороны ДНТ, муниципальное образование, в ведении которого находятся права по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обязано согласовать проект планировки такого общества и предоставить земельный участок в соответствии с таким проектом. При этом в статье 32 данного Закона указан исчерпывающий перечень требований, предъявляемый к данному проекту. Также в ст. 15 Закона определены ограничения предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков. ДНТ «<данные изъяты>», выполнив свои обязательства, обратилось с волеизъявлением о предоставлении земельного участка, при таких обстоятельствах администрация Среднеахтубинского муниципального района не имела правовых оснований для отказа в заявленных правах. Основанием для вынесения постановления № от ДД.ММ.ГГГГ послужило заявление ДНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ года, причинно-следственная связь между постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № и № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. Действия администрации Среднеахтубинского муниципального района по удовлетворению заявления ДНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ по существу истцом не оспариваются. При этом следует учитывать, что предоставить один и тот же объект гражданских правоотношений (в данном случае земельный участок) на том или ином праве одновременно не представляется возможным. В этой связи администрацией Среднеахтубинского муниципального района было принято решение расторгнуть договор безвозмездного срочного пользования от ДД.ММ.ГГГГ года. При таких обстоятельствах считает, что это единственное обстоятельство, которое связывает оба оспариваемых постановления. Считает необходимым обратить внимание суда на то обстоятельство, что действия муниципального образования и юридических лиц в виде садоводческих либо огороднических объединений граждан по получению, оформлению и использованию земельных участков для соответствующих нужд регламентируются Федеральным законом № 66-ФЗ от 15 апреля 1998г «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». При таких обстоятельствах администрация Среднеахтубинского муниципального района и ДНТ «<данные изъяты>» действовали в соответствии с требованиями законодательства, а требования истца, основанные только на нормах, изложенных в Земельном кодексе РФ, несостоятельны и не подлежат удовлетворению, так как законодатель, основываясь на специфических взаимоотношениях, возникших в области регулирования вопроса садоводства, регламентирует данные отношения Федеральным законом, без отсылочных норм к земельному законодательству, которое содержит общие положения, не применимые к правоотношениям, возникающим между некоммерческими юридическим лицами в виде ДНТ и муниципальными либо государственными органами, в ведении которых находятся полномочия по распределению земельных участков. Также считает ошибочным ссылки истца на нормы, закреплённые в Положении о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района, утверждённом решением Среднеахтубинской районной думой от 16.12.2011 № 30/197. Так, согласно п. 1.3.1 Положения, предоставление земельных участков в собственность граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных действующим земельным законодательством, и в порядке, установленном настоящим Положением. Пункт 1.3.8. указывает, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются для ведения садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, животноводства, пчеловодства, растениеводства, крестьянского (фермерского) хозяйства; личного подсобного хозяйства и иных целей, не предполагающих строительства. Данная норма регулирует предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества в индивидуальном порядке и не регламентирует предоставление земельного участка ДНТ для организации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческие товарищества. Положения п. 1.3.10 прямо указывают, что предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для садоводства, огородничества и животноводства осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Таким образом, указанное Положение имеет отсылочные нормы к законодательству, регулирующему земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, а именно Федеральному закону № 66-ФЗ от 15 апреля 1998г «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Указанный Федеральный закон определяет порядок и круг лиц в предоставлении земельных участков для организации садоводческих обществ, а также определяет возможность ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке. Так, ст. 14 Федерального закона № 66-ФЗ определяет, что земельные участки для организации садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений могут быть предоставлены исключительно такому некоммерческому объединению, которым в соответствии с законом понимается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Таким образом, исключительную возможность приобретения прав на земельный участок для организации подобного общества имеют специально созданные гражданами некоммерческие организации. В то же время статья 8 указанного Закона определяет возможность ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке. Таким образом, администрация Среднеахтубинского муниципального района считает, что Федеральный закон № 66-ФЗ устанавливает ограничения в предоставлении земельного участка для организации садоводческого общества для физических лиц и юридических лиц, за исключением садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. Кроме того, считает, что истец неправильно применяет данное Положение к отношениям о спорном земельном участке, так как согласно пункту 1.2. Положения, настоящее Положение устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок подачи заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, и принятия по ним соответствующих решений. Согласно ст. 32 Федерального закона № 66-ФЗ, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок. Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения. Статья 1 названного Закона определяет садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину, или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Таким образом, порядок предоставления земельного участка, предназначенного для создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, не может регулироваться Положением о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района, так как строительство на данном участке предусмотрено и регламентировано Федеральным законом № 66-ФЗ. Также считает ошибочным утверждение истца о том, что ч.1 ст. 28 Федерального закона № 66 от 15.04.1998 года регулирует отношения, возникшие до введения в действие Федерального закона 66-ФЗ, так как правоотношения возникшие до вступления в силу указанного закона регламентируются ч. 4 ст. 28 Федерального закона 66-ФЗ и имеют ряд особенностей по оформлению в собственность земельных участков членами садоводческого товарищества. В то же время часть 1 ст. 28 указанного Закона определяет порядок предоставления земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям при соблюдении обязательных действий в виде разработки и утверждения проекта организации и застройки территории общества, утверждения списка членов и т.д. Нормы данной статьи определяют порядок предоставления земельных участков, действующий в настоящий момент и по отношению к вновь создаваемым обществам. Также ошибочно мнение истца о неправомерности первичного предоставления земельного участка после регистрации ДНТ и до утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения на праве безвозмездного срочного пользования. Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на срок до утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. Очевидно, что земельный участок может быть предоставлен бесплатно на определённый срок только на праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, Земельным кодексом Российской Федерации возможность предоставления земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям на праве безвозмездного срочного пользования не предусмотрена. Однако из положений ст. 14 Закона о некоммерческих объединениях и п. 19 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование некоммерческим объединениям возможно. Таким образом, из смысла нормы п. 4 ст. 14 Закона о садоводческих объединениях следует, что первоначальное бесплатное предоставление земельного участка некоммерческому объединению после регистрации такого объединения и до утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру осуществляется на праве безвозмездного срочного пользования. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность за плату или бесплатно. Данная позиция администрации Среднеахтубинского муниципального района подтверждается письмами Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, считает неправомерной позицию истца о взаимосвязи постановления главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и постановления главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Так, предоставление земельного участка согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ № было произведено согласно положений п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ после выполнения ДНТ обязательных условий, предусмотренных главой VII указанного Закона, и не связано правопреемственностью с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, так как первичное предоставление спорного земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования не предусматривало каких-либо льгот или обязательств администрации Среднеахтубинского муниципального района перед ДНТ «<данные изъяты>». Кроме того, оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в настоящий момент утратило свою юридическую силу, а договор о безвозмездном срочном пользовании расторгнут сторонами по соглашению сторон. Просит прокурору в иске отказать.

Выслушав объяснения прокурора Степаненко Д.А., представителя ответчика - администрации Среднеахтубинского муниципального района Трокина С.С., изучив материалы дела, суд считает уточнённые исковые требования прокурора Среднеахтубинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В силу п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ).

Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в качестве юридического лица было зарегистрировано Садоводческое Некоммерческое Товарищество «<данные изъяты>» ( л.д. 24).

ДД.ММ.ГГГГ председателем СНТ «<данные изъяты>» в администрацию Среднеахтубинского муниципального района было подано заявление, в котором она просила предоставить земельный участок ориентировочной площадью <адрес> га. на территории Среднеахтубинского района для размещения СНТ «<данные изъяты>» ( л.д. 6). Как видно из данного заявления, в нём не указано, на каком виде права СНТ «<данные изъяты>» просит предоставить ему земельный участок. На данном заявлении ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Среднеахтубинского муниципального района выполнена запись: «А., Б. для подготовки ответа, на комиссию».

ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление председателю СНТ «<данные изъяты>» В. администрацией Среднеахтубинского муниципального района был дан ответ, в котором администрацией со ссылкой на п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» для размещения СНТ «<данные изъяты>» было предложено несколько участков, расположенных на территории Среднеахтубинского района, в том числе земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный <адрес> ( л.д. 7). Вместе с тем, документов, свидетельствующих о рассмотрении заявления председателя СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ на заседании межведомственной комиссии администрации Среднеахтубинского муниципального района, суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ председателем СНТ «<данные изъяты>» В. администрации Среднеахтубинского муниципального района было сообщено, что из земельных участков, предлагаемых для размещения СНТ «<данные изъяты>», они выбирают земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный <адрес> ( л.д. 8). При этом, как видно из указанного сообщения, оно никому не адресовано.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 9-12), земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный примерно <адрес> поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, весь относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешённого использования- земли под садоводство, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, находится в охранной зоне электрических сетей с особыми условиями использования земельного участка.

Как видно из постановления главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в безвозмездное срочное пользование земельного участка, находящегося примерно в <адрес>» ( л.д. 5), рассмотрев заявление и документы председателя правления дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» В. о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка, находящегося примерно в <адрес>, расположенного за пределами участка, руководствуясь ст.ст. 24, 29 Земельного кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», было постановлено предоставить дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в безвозмездное срочное пользование земельный участок, находящийся примерно в <адрес>, расположенного за пределами участка, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, вид разрешённого использования- земли под садоводство, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, сроком на <данные изъяты> месяцев с момента вступления в силу настоящего постановления.

При этом, как установлено судом, до ДД.ММ.ГГГГ заявление председателя правления именно Дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» и именно о предоставлении в безвозмездное срочное пользование указанного земельного участка в администрацию Среднеахтубинского муниципального района не подавалось.

Доказательств опубликования администрацией Среднеахтубинского муниципального района в средствах массовой информации информационного сообщения о предстоящем предоставлении указанного земельного участка ДНТ «<данные изъяты>» суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Среднеахтубинского муниципального района и Дачным некоммерческим товариществом «<данные изъяты>» на основании указанного выше постановления от ДД.ММ.ГГГГ № был заключён договор безвозмездного срочного пользования земельным участком ( л.д. 13-14), в котором указано, что вид разрешённого использования земельного участка- земли под садоводство (п. 1.2), пользователь обязан использовать земельный участок исключительно по его целевому назначению в соответствии с видом разрешённого использования ( п.п. «б» п. 4.3), вместе с тем, в пункте 4.4. договора указано, что пользователь имеет право использовать земельный участок под малоэтажное жилищное строительство.

ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был передан администрацией Среднеахтубинского муниципального района по акту приёма-передачи Дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» ( л.д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ председателем ДНТ «<данные изъяты>» безадресно было подано заявление ( л.д. 16), в котором председатель ДНТ «<данные изъяты>» без указания адресата, к которому обращается, направляет ему для утверждения проект планировки земельного участка ДНТ «<данные изъяты>» и списки разделения земельных участков между членами ДНТ «<данные изъяты>», которые являются неотъемлемой частью проекта планировки земельного участка, и просит в 2-х недельный срок утвердить проект планировки земельного участка и прилагаемые списки членов ДНТ «<данные изъяты>», а также подготовить постановление о предоставлении в безвозмездное пользование земель общего пользования в собственность ДНТ «<данные изъяты>» и земельных участков в собственность (за плату) гражданам (членам ДНТ «<данные изъяты>» согласно списков.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации Среднеахтубинского муниципального района было вынесено постановление № «О расторжении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ и о предоставлении дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в собственность (бесплатно) земельного участка общего пользования и передаче гражданам в совместную собственность (за плату) земельного участка, находящихся примерно в <адрес>, расположенного за пределами участка» ( л.д.18), из которого следует, что, рассмотрев заявление и представленные документы председателя ДНТ «<данные изъяты>» В. о передаче земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, находящегося примерно в <адрес>, расположенного за пределами участка, в том числе: дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в собственность (бесплатно) земельного участка общего пользования площадью <данные изъяты> кв.м. и в совместную собственность граждан- площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося у заявителя на праве безвозмездного срочного пользования земельным участком, на основании постановления администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в безвозмездное срочное пользование земельного участка, находящегося примерно в <адрес>, расположенного за пределами участка», руководствуясь ст. 81 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 28, 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и.о. главы администрации постановлено: расторгнуть договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ по обоюдному согласию сторон с момента вступления в силу настоящего постановления; утвердить проект планировки застройки земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося примерно в <адрес>, расположенного за пределами участка, дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>»; утвердить список граждан дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» на передачу земельного участка в совместную собственность; предоставить дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в собственность (бесплатно) земельный участок общего пользования площадью <данные изъяты> кв.м. согласно проекту планировки и застройки земельного участка; передать гражданам в совместную собственность (за плату) земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся примерно в <адрес>, расположенный за пределами участка, категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования- для ведения садоводства.

Таким образом, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га. обратилось СНТ «<данные изъяты>» для размещения СНТ «<данные изъяты>», а не для размещения ДНТ «<данные изъяты>», вместе с тем, доказательств того, что ДНТ «<данные изъяты>» является правопреемником СНТ «<данные изъяты>», суду не представлено, об отсутствии такого правопреемства свидетельствует Устав ДНТ «<данные изъяты>», при этом заявление от имени Дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» о предоставлении такого земельного участка и именно в безвозмездное срочное пользование в администрацию Среднеахтубинского муниципального района не подавалось, помимо этого, как уже установлено судом, в заявлении СНТ «<данные изъяты>» не указано, на каком виде права СНТ «<данные изъяты>» просит предоставить ему земельный участок. Указанное заявление СНТ «<данные изъяты>» на заседании межведомственной комиссии администрации Среднеахтубинского муниципального района не рассматривалось.

Судом также установлено, что, несмотря на указанные обстоятельства, в отсутствие заявления от ДНТ «<данные изъяты>» о предоставлении ему земельного участка, с указанием в таком заявлении размера испрашиваемого земельного участка, вида права его предоставления, цели для его использования, срока его использования, местоположения земельного участка, администрацией Среднеахтубинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление №, из которого видно, что администрацией самостоятельно принято решение о предоставлении ДНТ «<данные изъяты>» указанного выше земельного участка в безвозмездное срочное пользование сроком на <данные изъяты> месяцев, без указания при этом цели его использования. В то же время, как установлено судом, информационное сообщение о предстоящем предоставлении указанного земельного участка ДНТ «<данные изъяты>» администрацией Среднеахтубинского муниципального района в средствах массовой информации не публиковалось.

Таким образом, судом установлено, что администрацией Среднеахтубинского муниципального района спорный земельный участок был предоставлен в безвозмездное срочное пользование ДНТ «<данные изъяты>» без заявления последнего об этом, то есть в нарушение положений Земельного кодекса РФ и Закона 66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», регламентирующих заявительный характер <данные изъяты> земельных участков.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ, в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки: 1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год; 2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора; 3) из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела; 4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса; 5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости; 5.1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом; 6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Таким образом, дачные некоммерческие товарищества не входят в число лиц, которым в соответствии с земельным законодательством могут предоставляться земельные участки в безвозмездное срочное пользование.

При изложенных выше обстоятельствах, суд считает, что администрацией Среднеахтубинского муниципального района спорный земельный участок был предоставлен ДНТ «<данные изъяты>» на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в безвозмездное срочное пользование в нарушение вышеуказанных требований действующего земельного законодательства, в связи с чем, суд считает, что постановление администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания.

При этом суд считает несостоятельной ссылку представителя ответчика-администрации Среднеахтубинского муниципального района Трокина С.С. на письма Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку данные письма нормативно-правовыми актами не являются и имеют только рекомендательный характер.

Также суд считает незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания и постановление главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О расторжении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ и о предоставлении дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в собственность (бесплатно) земельного участка общего пользования и передаче гражданам в совместную собственность (за плату) земельного участка, находящегося примерно в <адрес>», поскольку данное постановление главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № было принято на основании незаконного постановления главы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, так как из постановления от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что часть спорного земельного участка была предоставлена ДНТ «<данные изъяты>» в собственность (бесплатно), а остальная его часть передана гражданам в совместную собственность (за плату) из земель, находящихся в безвозмездном срочном пользовании ДНТ «<данные изъяты>», в связи с чем доводы представителя ответчика-администрации Среднеахтубинского муниципального района Трокина С.С. о том, что оба оспариваемых постановления не находятся между собой в какой-либо взаимосвязи, необоснованны.

Также необоснованны доводы представителя ответчика-администрации Среднеахтубинского муниципального района Трокина С.С. и о том, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ утратило свою юридическую силу в связи с принятием постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку, как уже выше указано судом, из постановления от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что основанием для его вынесения явилось постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, вместе с тем, в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № не указано, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.

Помимо этого, суд усматривает незаконность постановления от ДД.ММ.ГГГГ № и по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Согласно п. п. 1 - 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.

Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального Закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

По своему смыслу данная норма закона регулирует механизм предоставления земельных участков в собственность садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, при условии, если указанная категория граждан и объединений получили земельные участки ранее, использовали их для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства и возведения дачных домов и других строений. При этом первоначальное предоставление земельных участков в аренду либо в собственность граждан и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений возможно только на общих основаниях в соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ.

Так, согласно ч.1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Во исполнение указанной нормы Решением Среднеахтубинской районной Думы от 16.12.2011 года № 30/197 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в государственной собственности, право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (далее - Положение).

Согласно п. 1.2. Положения настоящее Положение устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок подачи заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, и принятия по ним соответствующих решений.

Пунктом 1.3.8. Положения предусмотрено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются для ведения садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, животноводства, пчеловодства, растениеводства, крестьянского (фермерского) хозяйства; личного подсобного хозяйства и иных целей, не предполагающих строительства.

В соответствии с пунктами 4.1,4.2,4.3,4.7, 4.8. 4.9.1,4.12, 4.13, 4.14, 4.15, 5.1, 5.2 Положения, земельные участки предоставляются физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 4.1).

Граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее именуются - заявители), обращаются с письменным заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду в администрацию Среднеахтубинского муниципального района (4.2).

В заявлении указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок.

В заявлении в обязательном порядке должны быть также указаны: фамилия, имя, отчество физического лица, подающего заявление, или полное наименование юридического лица, место регистрации физического лица или реквизиты юридического лица, дата подачи заявления и подпись заинтересованного лица.

Заявление, поданное без отражения в нем обязательных сведений или без приложения к нему документов, указанных в пункте 4.4, удовлетворению не подлежит (4.3).

В случае если земельный участок, испрашиваемый заявителем, не сформирован и не имеет кадастрового паспорта, то заявление подлежит рассмотрению на заседании межведомственной комиссии по градостроительству и земельным отношениям при администрации Среднеахтубинского муниципального района (4.7).

Комиссия на основе представленных документов рассматривает заявление заявителя и принимает одно из следующих решений: о возможности формирования земельного участка на испрашиваемой территории; об отказе заявителю в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (4.8).

В случае принятия межведомственной комиссией решения о возможности формирования земельного участка заявителю разъясняется о необходимости подачи заявления о предоставлении конкретного земельного участка после публикации информации о намерении предоставить испрашиваемый земельный участок для соблюдения принципа справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельного участка и соблюдения условий равноправия граждан на реализацию конституционного права на землю. Копия выписки из решения направляется в Комитет для проведения работ по формированию земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка (4.9.1.).

Администрация муниципального района обеспечивает подготовку информации о намерении предоставить земельный участок на определенном виде права и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и публикацию такой информации. Официальным источником публикации сообщений о намерении предоставить земельный участок является районная газета "Звезда", а в случаях, предусмотренных законодательством, иные источники официальной информации (4.12).

После публикации информации о земельном участке, указанной в пункте 4.12 настоящего Положения, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в администрацию Среднеахтубинского муниципального района с соблюдением условий подачи, предусмотренных пунктами 4.3 - 4.5 настоящего Положения (4.13).

В течение двух недель с даты публикации информационного сообщения администрацией муниципального района принимаются заявления по существу публикации. Всем заявителям, подавшим заявления по существу публикации, администрацией района направляется уведомление о принятом решении по существу заявления (4.14).

В предоставлении земельного участка может быть отказано в случае: отсутствия земельного участка в опубликованном перечне; несоответствия информации, указанной в заявлении, опубликованному
информационному сообщению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством; непредставления документов, предусмотренных настоящим Положением (4.15).

В случае если после публикации в администрацию поступило одно заявление о предоставлении земельного участка в срок, установленный пунктом 4.16 настоящего Положения, Комитет обеспечивает выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок со дня его обращения в порядке пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ (5.1).

В случае если в отношении одного земельного участка, предоставляемого в собственность за плату или в аренду, поступило два и более заявления, решение о предоставлении земельного участка принимается по результатам проведения аукционов по продаже земельного участка в собственность либо права его аренды, если иное не предусмотрено действующим законодательством (5.2).

Вместе с тем, как уже установлено судом, администрацией Среднеахтубинского муниципального района спорный земельный участок постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № был предоставлен дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в виде земельного участка общего пользования в собственность (бесплатно) и передан гражданам в совместную собственность (за плату) без соблюдения требований действующего законодательства, в том числе без соблюдения требований Решения Среднеахтубинской районной Думы от 16.12.2011 года № 30/197.

При этом судом установлено, что ДНТ «<данные изъяты>» заявления о предоставлении спорного земельного участка с указанием в таком заявлении цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на земельный участок в администрацию Среднеахтубинского муниципального района не подавалось.

Вместе с тем, суд не может отнести к такому заявлению заявление председателя ДНТ «<данные изъяты>» В. от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 16), поскольку в нём не указан адресат, к которому обращается с данным заявлением председатель ДНТ «<данные изъяты>», а также не указано просьбы о предоставлении спорного земельного участка, цели его использования, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на земельный участок.

В то же время, как видно из постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, в нём не указана цель использования земельного участка.

При указанных обстоятельствах предоставление администрацией Среднеахтубинского муниципального района вышеуказанного земельного участка ДНТ «<данные изъяты>» в нарушение указанных требований земельного законодательства противоречит основному принципу противодействия коррупции, предусмотренному ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» - принципу законности.

Как видно из сообщений Управления Росреестра по Волгоградской области от 19 и от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 32, 33), государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером № не проводилась.

Поскольку спорный земельный участок согласно акту приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 15) передан администрацией Среднеахтубинского муниципального района ДНТ «<данные изъяты>», а судом постановление от ДД.ММ.ГГГГ № послужившее основанием для передачи земельного участка ДНТ «<данные изъяты>», а также постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, признаны незаконными, не действующими и не подлежащими применению с момента их издания, суд считает необходимым также удовлетворить исковые требования прокурора об обязании ДНТ «<данные изъяты>» передать администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области по акту приёма-передачи земельный участок, расположенный <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.

На основании изложенного, суд не находит оснований для отказа прокурору в иске.

При этом суд считает необходимым, в порядке ст. 103 ГПК РФ, взыскать с ДНТ «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать постановление главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в безвозмездное срочное пользование земельного участка, находящегося примерно в <адрес>» незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания.

Признать постановление главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О расторжении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ и о предоставлении дачному некоммерческому товариществу «<данные изъяты>» в собственность (бесплатно) земельного участка общего пользования и передаче гражданам в совместную собственность (за плату) земельного участка, находящегося примерно в <адрес>» незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания.

Обязать ДНТ «<данные изъяты>» передать администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области по акту приёма-передачи земельный участок, расположенный <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.

Взыскать с Дачного Некоммерческого Товарищества «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья            (подпись)                       Овсиенко И.В.

Решение изготовлено судьёй в совещательной комнате на компьютере 06 сентября 2013 года.

Председательствующий судья             (подпись)                      Овсиенко И.В.

Копия верна:

Судья:                                                                              Овсиенко И.В.

Секретарь:                                                                       Шеренкова В.Е.