ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-425/19 от 20.05.2019 Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-425/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2019 года город Мегион

Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Байкиной С.В.,

при секретаре Мингалёвой Т.Ю.,

с участием истца ФИО2,

представителя истца, адвоката Пискун О.В., представившей удостоверение № 676 от 26.12.2005 и ордер № 113 от 11.04.2019,

законного представителя ответчика ФИО3, действующего на основании распоряжения № 121-к от 26.01.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к муниципальному казенному учреждению «Управление гражданской защиты населения» о признании приказа незаконным и взыскании невыплаченной премии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к МКУ «Управление гражданской защиты населения» о признании незаконным приказа о снижении размера премиальных выплат по итогам работы за 4 квартал 2018 года, взыскании невыплаченной премии, указав в обоснование заявленных требований, что на основании приказа № от 29.12.2012 был принят на работу в <данные изъяты> которое в дальнейшем было переименовано в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>. В этот же день с истцом был заключен трудовой договор , который с 01.09.2017 действует в новой редакции. 28.02.2019 трудовой договор, заключенный между истцом и ответчиком, был расторгнут на основании п.2 ст.81 ТК РФ. В день увольнения истец был ознакомлен с приказом работодателя от 25.02.2019 № о снижении размера премиальных выплат по итогам работы за 4 квартал 2018 года. Согласно данному приказу, директор <данные изъяты> ФИО3 принял решение о снижении истцу размера премиальной выплаты по итогам работы за 4 квартал 2018 года на 100 процентов. Основанием для снижения размера премиальной выплаты послужили выявленные нарушения в части ненадлежащего выполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией работника, а именно: отсутствие координации действий оперативного дежурного смены по качеству принятия обращений, некорректное обращение с заявителями, а также бездействие, ведущее к нарушению прав и законных интересов граждан. Просит приказ директора <данные изъяты> от 25.02.2019 признать незаконным и отменить, взыскать премиальную выплату по итогам работы за 4 квартал 2018 года в сумме 35 235 рублей 20 копеек.

В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель Пискун О.В. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить, так как в перечне оснований для снижения премии тех оснований, которые указаны в приказе о снижении премии, не предусмотрено, факты нарушения должностных обязанностей в виде некорректного общения с гражданами, отсутствия координации действий различных служб, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Законный представитель ответчика <данные изъяты> ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований, указав в обоснование своих возражений, что согласно трудовому договору от 29.12.2012 в редакции от 01.09.2017, раздел 3.3 и 3.3.1, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и в соответствии со своей должностной инструкцией. В соответствии с п.п. 3.2 и 4.2 должностной инструкции от 31.08.2017 старший оперативный дежурный ФИО2 был обязан производить прием от населения сообщений о любых происшествиях, осуществлять обобщение и анализ данных об авариях, стихийных бедствиях. В положении о Единой Диспетчерской Службе от 24.12.2018 в разделах 5 и 6 определен порядок приема от населения сообщений о любых происшествиях, их регистрации с заведением карточек. Положением об оплате труда и выплатах социального характера <данные изъяты> утвержденного приказом № от 31.08.2017, разделом 4 предусмотрены выплаты стимулирующего характера, которыми являются выплаты за выполненную работу за квартал. При проверке работы сотрудников единой диспетчерской службы для решения вопроса о выплате премии за 4 квартал было выявлено, что ФИО2 в 4 квартале 2018 года нарушал свои должностные обязанности: некорректно обращался с заявителями, некачественно принимал информацию о происшествиях, что повлекло нарушение прав и законных интересов граждан. Указанные сведения были изложены в служебной записке заместителя начальника ЕДДС ФИО1 В связи с чем был подготовлен приказ № от 25 февраля 2019 года о лишении ФИО2 премии на 100%.

Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что на основании приказа № от 29.12.2012 ФИО2 был принят на должность старшего оперативного дежурного в муниципальное казенное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба», которое впоследствии реорганизовано путем слияния в <данные изъяты>

Трудовой договор заключен 29.12.2012, 01.09.2017 изложен в новой редакции

Пунктом 3.3.1. Трудового договора предусмотрено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, в соответствии с должностной инструкцией, выполнять установленные нормы труда.

В соответствии с разделом 4 трудового договора за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливаются: должностной оклад, ежемесячная надбавка за заботу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ежемесячная надбавка по районному коэффициенту, надбавка за выслугу лет, ежемесячная надбавка за сложность работы, иные выплаты в соответствии с локальными нормативными актами работодателя.

Согласно п. 4.1 Положения об оплате труда и выплатах социального характера работникам <данные изъяты> от 31.08.2017, в редакции от 05.07.2018, в целях поощрения работников учреждения за выполненную работу, установлены следующие виды выплат стимулирующего характера: премиальные выплаты по итогам работы за квартал; премиальные выплаты по итогам работы за год; ежемесячная надбавка к должностному окладу за сложность работы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячная надбавка к должностному окладу за присвоенную категорию «С», для сотрудников, которые в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 № 151-ФЗ являются спасателями. Размер премиальных выплат по итогам работы за каждый квартал текущего года устанавливается в размере одного месячного фонда оплаты труда. Основание и размер выплат стимулирующего характера определяются приказом руководителя Учреждения в соответствии с настоящим Положением.

В соответствии с п.4.2. Положения, размер премиальных выплат по итогам работы за каждый квартал текущего года осуществляется в размере одного месячного фонда оплаты труда. Премиальная выплата по итогам работы за квартал выплачивается на основании приказа руководителя.

Как следует из п. 4.3 Положения, размер премиальных выплат по итогам работы за квартал может быть снижен за ненадлежащее исполнение должностных (трудовых) обязанностей по нижеуказанному перечню оснований:

1. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка и требований к служебному поведению работника – 1 случай – до 100%.

2. Отсутствие контроля за работой подчиненных работников – 1 случай – до 100%.

3. Некачественная, неквалифицированная подготовка и оформление установленной отчетности, финансовых документов, другой документации, недостоверность отчетных данных – 1 случай до 50%.

4. Нарушение сроков представления установленной отчетности – 1 случай – до 50%.

5. Нарушение правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности – 1 случай до 100%.

6. Необоснованный отказ от выполнения задания непосредственного руководителя – 1 случай – до 100%.

7. Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией работника – 1 случай – до 100%.

8. Нарушение сроков исполнения (акты прокурорского реагирования, запросы правоохранительных органов) – 1 случай – до 100%.

9. Наличие неустраненных замечаний, предписаний, нарушений, контролирующих органов – 1 случай – до 100%.

Снижение премиальных выплат по итогам работы за квартал оформляется приказом руководителя, с указанием основания и размера снижения премиальных выплат за квартал, с которым работники должны быть ознакомлены в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Приказ о снижении размера премиальных выплат по итогам работы за 4 квартал 2018 года <данные изъяты> ФИО2 на 100% вынесен директором <данные изъяты> 25 февраля 2019 года. В обоснование приказа указано, что размер премиальной выплаты за 4 квартал 2018 года снижен в соответствии с п. 4.2 Положения об оплате труда и выплатах социального характера работникам <данные изъяты> в связи с выявленными нарушениями в части ненадлежащего выполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией работника, а именно: отсутствие координации действий оперативного дежурного смены по качеству принятия обращений, некорректное общение с заявителями, а также бездействие, ведущее к нарушению прав и законных интересов граждан.

С приказом ФИО2 ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись на приказе.

Как следует из п. 1.2 – 1.4 Положения о Единой дежурно-диспетчерской службе <данные изъяты> городского округа город Мегион, Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) является органом повседневного управления городского звена территориальной подсистемы ХМАО-Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). На базе <данные изъяты> городского округа Мегион развернута система 112. ЕДДС в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования городского округа Мегион независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера (происшествиях) и совместных действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (происшествия). Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования городского округа город Мегион к реагированию на угрозы возникновения или возникновении ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествия), а также обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципального образования городского округа город Мегион по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей, охране их жизни и здоровья.

В разделе 2 перечислены основные задачи ЕДДС, в числе которых прием вызовов (сообщений) о ЧС (происшествиях), регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений, вызовов от населения, организация реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающих через единый номер 112 и контроля результатов реагирования.

В соответствии с п. 4.1 Положения в состав оперативной дежурной смены включены старший оперативный дежурный и оперативный дежурный <данные изъяты>

В п. 5 Положения установлен порядок функционирования <данные изъяты> согласно которому в режиме повседневной деятельности ЕДДС обеспечивает прием от населения сообщений о любых ЧС (происшествиях), их регистрацию по принадлежности ДДС и уровням ответственности, регистрацию с заведением карточек информационного обмена и реагирования.

В соответствии с п. 6 Положения вызовы (сообщения) о ЧС (происшествиях) поступают в ЕДДС от населения через единый телефонный номер «112». Вызовы принимаются, регистрируются и обрабатываются оперативно-дежурным персоналом <данные изъяты>

Пункт 3 Должностной инструкции старшего оперативного дежурного <данные изъяты> в редакции от 31.08.2017 устанавливает, что одной из основных задач старшего оперативного дежурного является прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации (п. 3.2). П. 4.2 Должностной инструкции предусматривает перечень должностных обязанностей старшего оперативного дежурного, в числе которых: координировать действия дежурно-диспетчерских служб города, имеющих силы и средства постоянной готовности, на пожарах, авариях, при ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (п/п «б»), осуществлять сбор, обобщение и анализ данных об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, поддерживать взаимодействие с другими дежурно-диспетчерскими службами города (п/п «в»). Согласно п. 6.1, 6.8 Должностной инструкции, старший оперативный дежурный несет ответственность за четкое и качественное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за действие или бездействие, ведущее к нарушению прав или законных интересов граждан.

Согласно листу ознакомления ФИО2 лично ознакомлен 01.09.2017 с должностной инструкцией <данные изъяты> утвержденной 31.08.2017.

В соответствии с Регламентом информационного взаимодействия ЕДДС и ДДС экстренной оперативной службы в рамках системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб, утвержденного начальником ОВД по г. Мегиону и директором <данные изъяты> 27.06.2014, вызовы (сообщения о происшествии) от населения по единому номеру «112» поступают диспетчерам ЕДДС для анализа поступающей информации и направлении ее в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования (п. 1). Звонок по единому номеру « 112» поступает на диспетчера ЕДДС. При поднятии диспетчером ЕДДС телефонной трубки автоматически на рабочем столе АРМ диспетчера открывается карточка информационного обмена (карточка вызова), в которой содержится информация, полученная от оператора связи: сведения о местонахождении лица, обратившегося по номеру «112», номер телефона, с которого осуществляется звонок, имеющиеся сведения по абоненту. В карточке вызова отображается список дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб взаимодействия. Включается автоматическая запись разговора диспетчера с абонентом. На основании опроса абонента диспетчер, анализируя поступившую информацию, определяет, помощь какой службы экстренного реагирования требуется абоненту. Работа диспетчера по отработке вызова осуществляется в двух вариантах: первый – переводит звонок в соответствующую службу, либо, в случае отсутствия связи с диспетчером службы экстренного реагирования, если он не берет телефонную трубку в течение 8 секунд, диспетчер проводит опрос абонента и регистрирует вызов сам, занося основную информацию о месте происшествия (адрес, ориентиры местонахождения), о происшествии (описание, вид, тип происшествия), о заявителе (ФИО, телефон, адрес) и дополнительную информацию в карточку телефонного сообщения, которую передает в службу экстренного реагирования (п. 2).

С представленным регламентом ФИО2 был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись на последнем листе Регламента.

Как следует из объяснений сторон в судебном заседании, в связи с отсутствием должности диспетчера в ЕДДС, регистрация и передача сообщений граждан, заполнение карточек осуществляется оперативным дежурным и старшим оперативным дежурным <данные изъяты>

В служебной записке заместителя начальника Единой дежурно-диспетчерской службы ФИО1 указано, что ФИО2 за 4 квартал 2018 года систематически нарушал пункт 5 Положения о Единой дежурно-диспетчерской службы <данные изъяты>, а также нарушал свои должностные обязанности, предусмотренные п. 3.2. раздела 3 и подпункта «б» п. 4.2. раздела 4 инструкции старшего оперативного дежурного <данные изъяты>», что выразилось в отказе принимать сообщения о происшествиях, направлении людей звонить напрямую в полицию, другие организации, некорректном разговоре с гражданами, несоставлении карточек на вызовы.

Как следует из объяснений законного представителя ответчика ФИО3 в судебном заседании, служебная записка и приложенные к ней материалы – незаполненные карточки вызовов и запись разговоров ФИО2 с гражданами - послужили основанием для издания приказа о снижении премии.

Изложенные в служебной записке сведения и основания, указанные в приказе о снижении премии, были проверены и нашли свое подтверждение в судебном заседании: часть исследованных в судебном заседании карточек вызовов оказалась незаполненными, из телефонных переговоров следует, что информация, которая должна быть отражена в карточках, ФИО2 не выяснена, вместо приема сообщений ФИО4 разъясняет гражданам законодательство и рекомендует обратиться в другие службы, в ходе разговора допускает некорректные замечания.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что приказ о снижении премии на 100% вынесен руководителем <данные изъяты> законно и обоснованно: в приказе указаны основания для снижения премии, предусмотренные Положением об оплате труда и выплатах социального характера работникам муниципального казенного учреждения «Управление гражданской защиты населения», утвержденному приказом директора <данные изъяты> от 31.08.2017, в редакции от 05.07.2018, приказ издан на основании служебной записки заместителя начальника Единой дежурно-диспетчерской службы ФИО1 проводившего проверку старших оперативных дежурных и помощников старших оперативных дежурных для решения вопроса о наличии оснований для премирования, факты ненадлежащего выполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией работника, подтверждаются исследованными в судебном заседании карточками регистрации вызовов (карточками телефонных сообщений), аудиозаписью телефонных переговоров ФИО2 с гражданами, обращавшимися в его дежурство в службу «112», а также объяснениями истца ФИО2, согласно которым карточки он не заполнял и сообщения не принимал, так как гражданам была дана справочная информация.

С приказом о снижении премии ФИО2 был ознакомлен, что подтверждается его подписью на приказе.

Доводы истца ФИО2 о том, что служебная записка была написана после его обращения в суд, потому что файл с перечислением нарушений, записанный на представленный ответчиком диск, создан 10.04.2019, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Представленный на диске файл служебной запиской не является, содержит информацию в таблице, которая была включена составной частью в служебную записку, копия которой имеется в материалах дела. Согласно пояснениям законного представителя ответчика ФИО3, указанный файл создан по его указанию для суда, служебная записка была предоставлена ему ФИО5, как следует из его резолюции на служебной записке, в феврале 2019 года.

В судебном заседании представитель истца Пискун О.В. считала, что должностная инструкция ФИО2 не нарушена, так как в копии должностной инструкции, которая была представлена ответчиком для рассмотрения другого дела, не содержится обязанности ФИО2 отвечать на телефонные звонки.

С доводами представителя истца суд не может согласиться, так как представление работодателем в другой гражданский процесс должностной инструкции в недействующей редакции не является основанием для признания действующей должностной инструкции не подлежащей применению к спорным правоотношениям. Как следует из пояснений представителя ответчика ФИО3, в другом гражданском деле был спор о других правоотношениях, в другое дело предоставлялись копии как действующей должностной инструкции, так и инструкции в предыдущей редакции. С должностной инструкцией, на основании которой вынесен приказ о снижении премии, ФИО2 был ознакомлен.

Кроме того, как объяснил ФИО2 в судебном заседании, в его обязанности входила не только координация действий оперативного дежурного. Он отвечал на звонки, принимал сообщения, заполнял карточки телефонных сообщений, переводил звонки в полицию.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание характер занимаемой ФИО2 должности, специфику, цели и задачи Единой дежурно-диспетчерской службы, перечень оговоренных в Должностной инструкции полномочий, суд приходит к выводу о том, что в обязанности старшего оперативного дежурного входили прием и регистрация поступающих в Службу сообщений, следовательно, и приниматься сообщения должны были в соответствии с установленным в Службе порядком.

Поскольку нарушений трудового законодательства при издании приказа о снижении премии работодателем не допущено, приказ вынесен полномочным должностным лицом, при наличии оснований для снижении премии, с приказом о снижении премии работник ознакомлен, оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к муниципальному казенному учреждению «Управление гражданской защиты населения» о признании приказа незаконным и взыскании невыплаченной премии отказать.

На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, через Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение в окончательной форме принято (мотивированное решение составлено) 24 мая 2019 года.

Судья /подпись/ С.В. Байкина

Копия верна. Судья С.В. Байкина

Байкина