Дело № год
Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
12 октября 2012 года р.п. Лунино Пензенской области
Лунинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Л.И., с участием представителя Управления Росреестра по Пензенской области по доверенности ФИО1, при секретаре Калмыковой И.И. рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании действий должностного лица Лунинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (Управление Росреестра по Пензенской области), выразившихся в отказе выдать карту земель сельскохозяйственного назначения совхоза «Родниковский»,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица Лунинского отдела Управления Росреестра по Пензенской области, связанных с отказом выдать ему карту земель сельскохозяйственного назначения совхоза «Родниковский», ссылаясь на то, что он является собственником земельной доли земельного участка общей долевой собственности к\х «Родниковский» Лунинского района Пензенской области. Для защиты своих прав, свобод и прав неопределенного круга лиц от самоуправных захватов их земельной собственности он обратился в Росреестр Пензенской области для предоставления ему топографической карты земельного участка общей долевой собственности к\х « Родниковский». Однако ему в этом отказано. Отказ нарушает его право и право неопределенного круга лиц на защиту от посягательства третьих лиц на его собственность и собственность дольщиков к-х «Родниковский».
В судебное заседание ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В соответствии со ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспаривается, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Поскольку к моменту рассмотрения дела лицо, чьи действия оспариваются заявителем ( ФИО5) уже не является должностным лицом в связи с увольнением по собственному желанию, суд в предварительном судебном заседании привлек к участию в деле Управление Росреестра по Пензенской области, к компетенции которого относится разрешение вопроса заявителя.
Представитель Управления Росреестра по Пензенской области по доверенности ФИО1 с заявлением ФИО2 не согласился, просил суд отказать ФИО2 в удовлетворении заявления. Пояснил, что ФИО2 ранее неоднократно обращался в Управление Росреестра по Пензенской области по вопросу выдачи карты земельного участка совхоза Родниковский, по другим вопросам. Ему разъяснялся порядок предоставления документов государственного фонда данных. 02 июля 2012 года ФИО2 вновь обратился с заявлением, в котором просил выдать ему топографическую карту земельного участка совхоза Родниковский с указанием, что она ему необходима для защиты его прав и прав неопределенного круга лиц. В выдаче карты ему отказано. Считает отказ в выдаче данного документа законным, обоснованным и не нарушающим права заявителя. При соблюдении порядка предоставления информации ограниченного доступа, к чему относится запрашиваемая заявителем карта, ФИО2 могла быть предоставлена возможность ознакомиться с данной картой. Однако ФИО2 требует выдать подлинник этой карты ему на руки. Заявителю разъяснено, что по почте карта ему не может быть направлена. В результате чего ФИО2 обратился в суд. Однако ни из заявления о выдаче данной карты, ни из заявления о признании действий незаконными не следует, каким образом указанный документ позволит защитить права и свободы, как самого заявителя, так и неопределенного круга лиц, а также каким образом нарушаются Управлением права на землю, гарантированные Конституцией РФ.
Карта, которую просит выдать заявитель, является составной (графической) частью проекта перераспределения земель совхоза «Родниковский» Лунинского района Пензенской области.
При этом карта земель совхоза «Родниковский» не содержит информации о выделенных ранее земельных участках в счет земельных долей. Проект перераспределения земель совхоза «Родниковский» изготовлен на определенную дату (1993 год). На настоящий момент времени проект перераспределения не актуализирован.
Актуальная информация о земельных участках содержится в кадастровых выписках земельных участков, выдаваемых филиалами «Федеральной кадастровой палаты».
Заявителю на праве общей долевой собственности принадлежит доля 2/572 земельного участка с кадастровым №:16:0000000:38, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, который расположен по адресу: Пензенская область, Лунинский район, совхоз «Родниковский». Если заявитель намерен произвести выдел земельного участка в счет своей доли, то сбор данных, необходимых для проведения кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером. Одним из документов, необходимых для проведения работ, является выписка из государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового плана территории на все сельскохозяйственное предприятие, а не карта земель сельскохозяйственного назначения, которую требует заявитель.
Кроме того, запрашиваемый документ, а именно Карта земель сельскохозяйственного назначения совхоза «Родниковский» (проект перераспределения земель), хранится в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства и отнесен к категории информации ограниченного доступа.
Предоставление информации из государственного фонда данных осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 376.
В соответствии с п.2.1 Административного регламента документы государственного фонда данных, отнесенные к категории информации ограниченного доступа, предоставляются заинтересованным лицам, имеющим право работы с информацией, отнесенной к категории ограниченного доступа.
Для получения Документов государственного фонда данных, отнесенных к информации ограниченного доступа, заинтересованные лица при обращении в Подразделение лично дополнительно к документам – заявление, документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя, доверенность на представителя, предъявляют оригинал документа, дающего право на получение Документов государственного фонда данных, отнесенных к информации, доступ к которой ограничен, или копию указанного документа, засвидетельствованную нотариусом или иным надлежащим образом.
Согласно абз.4 п. 2.3.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении Документов государственного фонда данных являются отсутствие у заинтересованного лица или его представителя документов, перечисленных в подпунктах 2.1.3.3 и 2.1.3.4 настоящего Регламента, или их ненадлежащее оформление.
В нарушение указанных положений Административного регламента ФИО2 при обращении в Управление не приложен документ, дающий право на получение документов государственного фонда данных, отнесенных к информации, доступ к которой ограничен. Должностное лицо Управления Росреестра по Пензенской области действовало в соответствии с нормами закона, регулирующими полномочия Росреестра и указанным Административным регламентом.
Кроме того, согласно п.1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 (с изменениями и дополнениями) к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.
Пункт 2.1 Положения указывает на то, что необходимость проставления пометки "Для служебного пользования" на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ.
Исполнителем документа являлось Пензенское землеустроительное проектно – изыскательское предприятие «Институт ВолгоНИИгипрозем», которое и проставило пометку «ДСП».
По мнению Управления, необходимость отнесения указанного документа к информации ограниченного распространения была продиктована следующим.
Согласно ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ "О землеустройстве" материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.
В соответствии с п.5 Перечня сведений по геодезии, топографии, картографии, аэросъемке и их носителей, отнесенных к служебной информации ограниченного распространения с пометкой "Для служебного пользования", утвержденного Роскартографией ДД.ММ.ГГГГ, к таким сведениям относятся первичные и производные материалы аэрофотосъемок и специальных видов аэросъемок (телевизионной, инфракрасно, микроволновой, радиолокационной и др.) с разрешением на местности лучше 2 метров независимо от масштаба, покрывающие площадь в одном массиве на незастроенные и малозастроенные территории не более 5000 кв.км, на города и поселки городского типа не более 75 кв.км, эти же материалы с разрешением на местности от 2 до 4 метров, независимо от покрываемой ими площади и масштаба съемки.
Данный проект перераспределения земель изготавливался на основании материалов аэрофотосъемок.
Отнесение указанного документа к информации ограниченного распространения продиктовано особенностями ее изготовления и наличием определенных сведений, запрещенных для открытого опубликования (подробность масштаба, детализация рельефа и т.д.).
В силу изложенных норм Управление не вправе оспаривать законность и обоснованность отнесения документов, входящих в состав проекта перераспределения земель совхоза «Родниковский» Лунинского района Пензенской области, к информации ограниченного доступа, а должно соблюдать требования, касающиеся обращения указанной информации.
Выслушав доводы представителя Управления Росреестра по Пензенской области ФИО1, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконными действия должностного лица Лунинского отдела Управления Росреестра по Пензенской области, выразившееся в отказе выдать ему карту земель сельскохозяйственного назначения совхоза «Родниковский», понуждении выдать ему эту карту, следует отказать.
Производство по делу по заявлению ФИО2 об оспаривании действий должностного лица Управления Росреестра по Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц прекращено в соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ, о чем судом вынесено определение.
Суд считает, что доводы представителя Управления Росреестра по Пензенской области заслуживают внимания, они обоснованы требованиями закона.
Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органом государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, основанием для признания действия (бездействия) незаконным является одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному акту и нарушение ими прав либо свобод гражданина.
Ст.255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
№
В судебном заседании установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Лунинский отдел Управления Росреестра по <адрес> с заявлением, в котором изложил просьбу о выдаче ему топографической карты земельного участка общей долевой собственности совхоза «Родниковский» для защиты его прав как собственника и защиты прав неопределенного круга собственников. ДД.ММ.ГГГГ начальником (ФИО3, которая в настоящее время не является должностным лицом в связи с увольнением по собственному желанию) Лунинского отдела Управления Росреестра по Пензенской области ФИО2 дан ответ, в котором разъяснено, что карта земель сельскохозяйственного назначения совхоза Родниковский относится к категории ограниченного доступа с грифом «Для служебного пользования», предоставление информации из государственного фонда данных осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. В ответе разъяснен порядок предоставления информации ограниченного доступа, в том числе и в случае при выделе земельного участка в счет земельной доли. Также указано, что документы государственного фонда данных, отнесенные к категории информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, заинтересованным лицам по почте не направляются.
Данный отказ ФИО2 и оспаривает.
Суд пришел к выводу, что действия должностного лица Управления Росреестра по Пензенской области, выразившиеся в отказе выдать ФИО2 карту земель сельскохозяйственного назначения совхоза «Родниковский» законные и не нарушают прав и свобод заявителя.
ФИО2 не представил доказательств тому, какие его права и свободы нарушены отказом выдать ему вышеуказанную карту, осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия данным отказом, каким образом указанная карта земель позволит защитить его права и свободы.
Как следует из ответа начальника Лунинского отдела Управления Росреестра по Пензенской области ФИО3 от 03 сентября 2010 года ФИО2 на его обращение от 29 июля 2010 года и тогда разъяснялось о том, что карта земельного участка совхоза «Родниковский» имеется только на момент реорганизации данного хозяйства, актуальными планами земельных участков на данный момент располагает ФГУ «Земельная кадастровая палата Пензенской области». ФИО2 направлен для сведения Порядок предоставления документов государственного фонда данных.
Действительно, заявитель является собственником доли 2\572 в праве общей долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения, адрес объекта: Пензенская область Лунинский район, совхоз «Родниковский» и в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст.12) без выделения земельного участка в счет земельной доли по своему усмотрению вправе распоряжаться своей долей - завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
При совершении указанных действий собственником земельной доли закон не предусматривает необходимость получения для предоставления куда-либо карты земель сельскохозяйственного назначения, которую заявитель требует ему выдать.