ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-425/2013 от 23.12.2013 Туруханского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Туруханск 23 декабря 2013 года

Туруханский районный суд Красноярского края под председательством

судьи                                  Асеевой Е.А.,

при секретаре                              Кондратенко Т.В.,

с участием:

процессуального истца прокурора Беликова А.С.,

ответчика, представителя администрации Туруханского района К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Туруханского района, действующего в интересах Л., к

администрации Туруханского района

о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

установил:

прокурор Туруханского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Л., к администрации Туруханского района о возложении обязанности предоставить Л. жилое помещение. Иск мотивирует тем, что Л., родившаяся в 1993 году, в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, в связи с чем была определена на воспитание в социальный приют для детей и подростков. При этом жилье за ней закреплено не было. По окончании пребывания в детском учреждении жилое помещение Л. предоставлено не было, до настоящего времени своего жилья она не имеет.

В судебном заседании прокурор Беликов А.С. иск поддержал по изложенным в нём основаниям.

В судебное заседание Л. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, посредством почтового сообщения, просила рассмотреть дело в её отсутствие, на иске настаивает.

В судебном заседании представитель администрации Туруханского района К.., полномочия проверены, исковые требования признала полностью, заявив, что делает это добровольно, последствия признания иска понимает. В отзыве на иск руководитель администрации Туруханского района также против удовлетворения исковых требований не возражал.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - Министерства образования и науки Красноярского края - в судебное заседание не явился, о дате и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве просит отказать в исковых требованиях, в связи с отсутствием предмета спора. Ссылается на то, что Л. о предоставления жилого помещения в Министерство образования и науки не обращалась, ею не соблюдена административная процедура включения в список детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных прав.

    Суд, руководствуясь 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

    Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на жилище.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, … не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусматривал возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, … при прекращении опеки (попечительства).

Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Как установлено в судебном заседании Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать девочки умерла в январе 2003 года (л.д.11), отец по решению суда в 2009 году был лишен родительских прав. На день обращения в суд за защитой своих прав истице не исполнилось 23х лет. Л. не имеет жилой площади по договору социального найма, закрепленного за ней жилого помещения, а также жилого помещения в собственности, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» **** отделение филиала по Красноярскому краю. Как следует из свидетельства о регистрации Л. была зарегистрирована по адресу: <адрес> пребывала в **** детском доме до 2011 года. В этом же году она окончила среднюю общеобразовательную школу. Кроме того, в судебном заседании достоверно установлено и не оспаривается сторонами факт того, что Л. стоит на учете нуждающихся в не очередном порядке предоставления жилого помещения. О том, что Л. поставлена на учёт на внеочередное получение жилого помещения свидетельствует постановление администрации города **** Красноярского края № № от 01.07.2003 (л.д.21). Как следует из ответа администрации г. **** Л. стоит в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке с 2003 года, по состоянию на 2012 год под № 13.

Судом учитывается, что с 1 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. Суд принимает в о внимание что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остались прежними.

Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Суд принимает во внимание, что в 2011 году Л. закончила школу, то есть закончилось ее пребывание в учреждении образования. Таким образом, у Л. как у нуждающейся в жилом помещении после прекращения над ней попечительства, то есть еще в 2011 году, возникло право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, и она как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения по постановлению главы администрации г. ****, и стоящей на учёте с июля 2003 года в льготной очереди на получение жилья должна была получить вне очереди жилое помещение в июне 2011 года по окончанию учебного заведения и достижения 18-летия. Однако в нарушение закона жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.

В соответствии с п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, в редакции, действующей на момент обращения управления образования администрации г. **** в интересах Л. за предоставлением ей вне очереди жилого помещения, граждане подлежали внеочередному обеспечению жилым помещением по окончании пребывания в государственном детском учреждении, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение. Такое право сохранялось за ними как в последующей редакции данной нормы Закона, так и в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент совершеннолетия Л.

Суд считает необходимым обязать администрацию Туруханского района предоставить отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, без учёта всех членов семьи Л. (мужа – Б. и дочери Б.), поскольку норма, закрепленная в пункте 2 статьи 57 ЖК РФ предусматривает необходимость внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан. Это согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 13 января 2013 года N 36-О.

Суд критически относится к доводам третьих лиц о том, что основание к отказу в иске являются отсутствие личного заявления Л. в органы местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, о том что она не состоит в списках лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ею не представлен пакет документов, подтверждающий нуждаемость в жилом помещении. Поскольку в соответствии с положениями ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент обращения управления образования в интересах Л. в орган местного самоуправления, на орган опеки и попечительства возлагалась обязанность по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Это согласуется и с действующим на день совершеннолетия Л. – ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об опеке и попечительстве» (п.8 ч.1 ст. 8) в соответствии с котором органы опеки и попечительства представляют интересы несовершеннолетних в любых инстанциях и учреждениях, в данной ситуации должны были заявить ходатайство о постановке на очередь, представить в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования для постановки на учёт документы и т.д.

Суд считает установленным, что вопреки тому, что Л. была принята на учет нуждающихся в жилом помещении своевременно, однако обязательства администрацией г. **** по предоставлению внеочередного обеспечения жильем не были выполнены, в результате ненадлежащего выполнения обязанностей по защите прав Л. в тот период, когда она была несовершеннолетней, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в котором она воспитывалась.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у администрации Туруханского района возникла обязанность предоставить Л. по социальному найму вне очереди надлежащее жилое помещение в 2011 году, после её совершеннолетия. Данная обязанность не исполнена, жилье Л. не предоставлено. Неисполнение органом местного самоуправления обязанности предоставить вне очереди по социальному найму жилое помещение ребенку, оставшемуся без родительского попечения в девятилетнем возрасте, не может являться основанием для лишения в последующем её как лица, нуждающегося в предоставлении жилья, права на его получение.

С принятием Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (как в первоначальной, так и в последующих редакциях), федеральным законодателем установлено, что предусмотренные этим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5), включая гарантии по обеспечению жилыми помещениями и осуществляются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в федеральное законодательство внесены изменения, в соответствии с которыми предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, действующий с 1 января 2013 года.

В частности, указанным Федеральным законом изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона 21.12.1996 года N 159, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами РФ.

В Жилищный кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2013 года утратил силу пункт 2 части 2 статьи 57 Кодекса, предусматривающий внеочередное предоставление детям-сиротам жилых помещений по договорам социального найма; введены нормы о предоставлении указанной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма (пункт 8 части 1 статьи 92, статья 98.1, часть 5 статьи 103, статья 109.1).

Неоднократно Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, указывала, что установление неравных правовых возможностей запрещено частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации; установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам, равно как и иным категориям граждан, - недопустимо.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Органами местного самоуправления в рамках действующего законодательства не были выполнены возложенные на них обязательства по социальной защите ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Как следует из закона Красноярского края «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Туруханский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» (в ред. 12.11.2009) в состав муниципального образования Туруханский район входит муниципальное образование г. ****.

1 июля 2003 года администрацией г. **** издано постановление № о предоставлении Л. по достижению совершеннолетия жилого помещения во внеочередном порядке (л.д. 21).

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса публичными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим лицом, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом в размере или имеющие установленный указанным законом, порядок его определения.

Как следует из копии свидетельства о заключении брака Л. вышла замуж и ей присвоена фамилия «Б.». В настоящее время истица находится в декретном отпуске в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ дочери Б.

Суд, соблюдая справедливый баланс интересов материального истца - Л.., оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, и ответчиком – администрацией Туруханского района, убеждён в необходимости возложения обязанности на администрацию Туруханского района предоставить Л. вне очереди жилое помещение.

Действующим законодательством возложена обязанность на законных представителей представить в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования для постановки на учёт документы Л., которая с 2006 года находилась на полном государственном обеспечении. Невыполнение своих обязанностей законными представителями, органами опеки и попечительства, отсутствие контроля за надлежащим исполнением обязанностей по защите прав несовершеннолетней не может иметь негативные последствия для истца в части реализации жилищных прав.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах Л. к Администрации Туруханского района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию Туруханского района предоставить Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в г. **** Туруханского района, в пределах нормы жилой площади.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня вынесения решения, с подачей жалобы через суд, поставивший решение.

Председательствующая Е.А. Асеева