ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-425/2021 от 22.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2-425/2021

УИД 21RS0023-01-2020-006853-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2021 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В.,

при секретаре судебного заседания Елхиной Д.В.,

с участием представителя истца прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары Афанасьевой Е.Г.,

представителя ответчика ЗАО «Стройтрест №3» ФИО1,

представителя третьего лица ТСН «Энергия» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Стройтрест №3» о возложении обязанности по обеспечению условий инвалидам и гражданам других маломобильных групп наседания для беспрепятственного доступа в помещение, расположенное по адресу: адрес, подъезд -----,

у с т а н о в и л :

Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ответчику (с учетом уточнения иска) ссылаясь на то, что прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары по обращению ФИО7 по вопросу несоответствия пандусов в многоквартирном адрес, выявлены соответствующие факты нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации.

В ходе проверки установлено, что установленный застройщиком многоквартирного жилого адрес, ЗАО «Стройтрест № 3» в первом подъезде дома пандус согласно технической документации застройщика не соответствует предъявляемым к нему требованиям, что нарушает права инвалидов.

В адрес ЗАО «Стройтрест № 3» прокуратурой района дата направлено представление об устранении соответствующих нарушений. В своем ответе на представление от дата----- указанная организация сообщает, что решение по приобретению подъемной платформы для людей с ограниченными возможностями принято и в срок до конца дата нарушения будут устранены.

Вместе с тем, по состоянию на дата условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту застройщиком не обеспечены, в связи с чем обоснованно ФИО7 вновь обратилась в органы прокуратуры с повторным заявлением.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками или застройщиками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

С выездом на место совместно со специалистами Чувашской региональной организации «Всероссийское общество инвалидов» установлено, что при обследовании пандуса (на улице) уклон пандуса составляет 11,9 %.

Согласно СП 59.13330.2016 п.6.1.2. наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5 %). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м.

Поручни находятся в разных вертикальных плоскостях, и они прерываются. Верхний и нижний поручни должны быть расположены в одной вертикальной плоскости (п.дата). Поручень перил должен быть непрерывным по всей длине.

Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается на объекте (п.6.1.2) СП 59.13330.2016.

Вместе с тем, внутри подъезда ----- на ступеньках установлены аппарели, которые фактически могут быть установлены лишь в общественных местах, где возможна посторонняя помощь для их использования с кнопкой вызова сотрудников для помощи.

Кроме того, имеющиеся аппарели не соответствует установленным требованиям, поскольку ширина инвалидной коляски не позволит подняться по этим аппарелям, что указывает на несоответствие аппарели требованиям соответствующих санитарных норм и правил.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят обязать ЗАО «Стройтрест № 3» обеспечить условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение, расположенное по адресу: адрес, 1 подъезд, путем приведения имеющихся конструкций в соответствие с нормами п. 5.1.14, п.6.1.2., п.6.2.11. Свода правил СП 59.13330.2016. в течении 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, ранее изложенных в письменных отзывах на иск.

Из возражений на иск ответчика следует, что ответчик считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, так как часть многоквартирного жилого дома (1 этап (блок «Б») по указанному выше адресу строилась на основании разрешения на строительство ----- от дата, выданного администрацией города Чебоксары, и введена в эксплуатацию согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию -----ж- 2018 от дата, выданного администрацией города Чебоксары.

Соответствие проектной документации дома действующим нормативным требования подтверждено положительным заключением экспертизы ----- от дата, выданным ООО «ПартнерСтройЭкспертиза».

Соответствие построенного многоквартирного жилого дома разработанной проектно-сметной документации в свою очередь подтверждено разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

Как следует из положительного заключения экспертизы ----- от дата «входы в подъезды предусмотрены доступными для инвалидов и других маломобильных групп населения. Для подъема на уровень входной площадки предусмотрены пандусы, на уровень лифтового холла каждого блока предусмотрен пандус складной».

В исковом заявлении прокурора не указано в чем заключается несоответствие установленного в 1 подъезде дома пандуса технической документации застройщика и предъявляемым к нему требованиям, в связи с чем исковые требования являются необоснованными.

В последующем ответчиком были представлены дополнение к указанным возражениям на иск. В дополнении к возражениям ответчик указал, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим дополнительным основаниям.

Отмечено, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанными лицами по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры являются, наряду с органами публичной власти и органами местного самоуправления, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм. Однако соответствующая обязанность у организаций возникает в том случае, если они являются собственниками таких объектов или владеют ими на ином вещном праве. АО «СЗ «Стройтрест №3» к таковым не относится, поскольку не является собственником или лицом, владеющим на ином вещном праве в отношении общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес.

Принятие решений по вопросу реконструкции многоквартирного дома, относится исключительно к компетенции общего собрания собственнриков помещений в многоквартирном доме (п.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ).

Согласно проекту входная группа в дом имеет двойной тамбур в соответствии с требованиями п.9.19 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Входной тамбур размерами 2540x1500 мм оборудован распашной дверью и отделен от внутреннего тамбура перегородкой из кирпича, оборудованной также распашной дверью. При этом свободное пространство от лестницы до перегородки составляет 1000 мм. В разложенном состоянии подъемник имеет габариты 1942x1105 мм, т.е. он не может поместиться во входном тамбуре, поскольку длина тамбура составляет всего 1500 мм. Также подъемник не помещается в тамбур и по ширине в сложенном состоянии (1942x450 мм), т.к. ширина подъемника больше ширины внутренней перегородки до двери на 40 мм, тем самым смонтированный подъемник в сложенном состоянии будет препятствовать свободному проходу, равному ширине двери, что недопустимо по требованиям СП 54.13330.2016.

Более того, в разложенном состоянии подъемника должны быть соблюдены нормы путей эвакуации, что является одним из требований при прохождении экспертизы проекта, и что не может быть обеспечено при той ширине входной группы подъезда, которая имеется в настоящее время.

Таким образом, установить подъемник для ММГН с наклонным перемещением в имеющуюся входную группу подъезда без ее реконструкции невозможно, т.к. такая установка будет произведена с нарушением действующих требований СП 54.13330.2016.

Произвести реконструкцию построенной входной группы также невозможно, поскольку для этого необходимо:

1.Запроектировать увеличение размеров входной группы по ширине и длине, для того, чтобы обеспечить все требования СП 54.13330.2016 для размещения подъемника и соблюдения требований по эвакуации.

2.При этом длина входной группы должна быть увеличена на длину имеющегося входного тамбура (1500 мм), поскольку согласно требованиями п.9.19 СП 54.13330.2016 входная группа должна иметь двойной тамбур, а существующий двойной тамбур при реконструкции будет предназначен для размещения подъемника.

3. Увеличение длины входного тамбура на 1500 мм невозможно в силу того, что возле входной группы имеется тротуар и проезжая часть, в связи с чем будут нарушены все нормативы по обустройству прилегающей к дому территории.

Таким образом, исковые требования невозможно удовлетворить согласно имею нормативным ограничениям, в связи с чем в их удовлетворении должно быть отказано в полном объеме.

Представитель третьего лица ТСН «Энергия» в судебном заседании заявила, что для того, чтобы разместить подъемник, нужно будет увеличить входную группу по длине и ширине. Это будет представлять собой реконструкцию входной группы, а реконструкция общего имущества требует согласия собственников. Она не может сказать будет ли получено согласие собственников на данную реконструкцию.Мнение собственников необходимо учитывать, но для соблюдения данной процедуры необходимо не менее 20 дней.

Третьи лица Администрация г. Чебоксары, Администрация Ленинского района г. Чебоксары, Чувашская РО «Всероссийское общество инвалидов», ООО ПартнерСтройЭкспертиза» просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Чувашская РО «Всероссийское общество инвалидов» представило отзыв на иск, из которого следует, что при обследовании пандуса (на улице) обнаружено, что уклон пандуса составляет 11,9%. Согласно СП 59.13330.2016 п.6.1.2. наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м.

Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается на объекте (п.6.1.2)СП 59.13330.2016.

Поручни находятся в разных вертикальных плоскостях и они прерываются. Верхний и нижний поручни должны быть расположены в одной вертикальной плоскости (п.дата). Поручень перил должен быть непрерывным по всей длине.

Внутри подъезда на ступеньках установлены аппарели. Ширина коляски не позволяет подниматься по этим аппарелям.

Многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу адрес, ----- сдан вэксплуатацию в 2018 году.

Свод правил СП 59.13330.2012, СНиП35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» введён в действие с 01.01. 2013. Свод правил СП 59.13330.2016 введён в действие с дата.

Требования настоящих документов необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.

В связи с этим, Чувашская РО ВОИ рекомендует проектирующей организации данного жилого дома изыскать возможность в обеспечении доступности.

Также Чувашская РО ВОИ сообщило, что уклон пандуса у подъезда 1 адрес, составляющий 11,9% зафиксирован цифровым угломером RGK U-60.

ООО ПартнерСтройЭкспертиза» представило отзыв на иск, из которого следует, что при проектировании Объекта в соответствии с п. 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ необходимо пользоваться нормами доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, действующими на момент первой экспертизы проектной документации Объекта и даты утверждения градостроительного плана земельного участка, на котором расположен Объект.

Градостроительный план земельного участка, на котором расположен Объект, ----- утверждён распоряжением администрации адрес от дата------р. На первую экспертизу проектной документации Объекта получено положительное заключение от дата-----, выданное Управлением государственной экспертизы Минстроя Чувашии.

Таким образом, проектная документация Объекта должна соответствовать нормам доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения согласно СНиП 35.01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», действующим до дата, в частности:

3.29. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3.18.

Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.

Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц – на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0.3 м.

3.34. Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах- колясках, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа). Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.

На стр. 9 положительного заключения государственной экспертизы проектной документации от дата-----, выданного Управлением государственной экспертизы Минстроя Чувашии, указано: «Для маломобильных групп населения у входов в подъезды предусмотрены пандусы с уклоном 1:12. Возможность подъёма инвалидов на уровень первого этажа предусмотрена при помощи подъёмника».

Всего по данному Объекту проектная документация с учётом её корректировки получила четыре положительных заключения экспертизы, при этом проектное решение по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения не менялось:

----- от дата, выданное Управлением государственной экспертизы Минстроя Чувашии;

----- от дата, выданное АУ ЧР «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики Минстроя Чувашии»;

----- от дата, выданное ООО «ПартнерСтройЭкспертиза»;

----- от дата, выданное ООО «ПартнерСтройЭкспертиза».

В последнем заключении «----- от дата, выданном ООО«ПартнерСтройЭкспертиза», указано:

«Для обеспечения доступности маломобильных групп населения и инвалидов в здание на уровень входной площадки предусмотрены пандусы. Для безопасного движения по пандусам предусмотрено ограждение высотой 0,9 м.

Для доступа инвалидов и маломобильных групп населения на уровень лифтового холла запроектирован подъемник».

Таким образом, проектная документация в части доступности маломобильных групп населения и инвалидов в здание должна соответствовать требованиям СНиП 35.01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», действующим до дата, и заключению государственной экспертизы проектной документации ----- от дата, выданному Управлением государственной экспертизы Минстроя Чувашии.

Суд, обсудив доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласност.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обращаясь в суд с иском истец просит обеспечить условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение, расположенное по адресу: адрес, 1 подъезд, путем приведения имеющихся конструкций в соответствие с нормами п. дата, п.6.1.2., п.дата. Свода правил СП 59.13330.2016. в течении 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Согласно п. дата СП 59.13330.2016. лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%).

При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН.

На путях движения к сооружениям временной инфраструктуры в горной местности на перепадах высот 3,0 м и более допускается применение пандусов ненормативной длины для обеспечения доступных путей движения и эвакуации инвалидов и МГН при наличии сопровождающих лиц.

Согласно п. 6.1.2 СП 59.13330.2016. в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается на объекте.

Согласно п.6.2.11 СП 59.13330.2016 вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны быть расположены в одной вертикальной плоскости.

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте.

Расстояние между поручнями пандуса с односторонним движением принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м.

Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м и иметь травмобезопасное исполнение.

Поручни пандусов и лестниц должны соответствовать требованиям к опорным стационарным устройствам.

Истец, заявляя исковые требования ссылается на то, что пандус, перед входом в подъезд имеет уклон в 11,9%, в то время как максимально допустимый уклон может составлять 8%. Данное утверждение основано на произведенном Чувашским РО ВОИ измерении цифровым угломером RGK U-60. Однако, при каких условиях были выполнены замеры, соответствовали ли они методике измерений, суду не известно. При том, что проектное решение угла наклона составляет – 1/12 (0,08%) (л.д.67). Не известно имеет ли поверхность земли у входной группы уклон в какую-либо сторону.

В связи с чем, суд полагает, что суду не представлены доказательства того, что пандусы перед входом в подъезд не соответствуют требованиям п. 6.1.2 СП 59.13330.2016. Про иные несоответствия пандуса перед входом в подъезд требованиям СП 59.13330.2016., в иске не указано.

В части отсутствия подъемника в подъезде дома до уровня 1 этажа, ответчиком не отрицается данный факт. Ответчиком принимались меры по приобретению данного подъемника. Однако, как следует из ответа АО «СЗ «ИНКОСТ», ООО «УралПодъемник» возможность установки подъемников исходя из минимальных габаритов посадочной площадки невозможно.

Из расчетов, представленных суду ответчиком, также следует, что установка подъемника без реконструкции входной группы невозможна, так как такая установка повлечет за собой нарушение иных требований СП 59.13330.2016, в том числе нарушение требований по эвакуации жильцов подъезда.

Установка подъемника возможна только в случае реконструкции входной группы, при этом будут нарушены нормативы обустройства прилегающей к дому территории.

Истцом не приведены доказательства, опровергающие данные утверждения ответчика.

Таким образом, решение суда о возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений требований СП 59.13330.2016, в части обеспечения условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа из подъезда на уровень 1 этажа является неисполнимым, так как повлечет за собой иные нарушения требований СП 59.13330.2016.

В связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Стройтрест №3» о возложении обязанности по обеспечению условий инвалидам и гражданам других маломобильных групп наседания для беспрепятственного доступа в помещение, расположенное по адресу: адрес, подъезд -----, путем приведения имеющихся конструкций в соответствие с нормами п.5.1.14, п.6.1.2, п.6.2.11 Свода правил СП 59.13330.2016 в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Евстафьев

Мотивированное решение

изготовлено 28.04.2021