ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4260/18 от 27.07.2018 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-4260/2018

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Ушаковой Л.В.,

при секретаре судебных заседаний ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к государственному учреждению «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» о взыскании невыплаченной премии, компенсации за несвоевременную выплату премии, компенсации морального вреда, о признании действий по депремированию дискриминационными,

установил:

ФИО2 обратилась в суд иском к государственному учреждению «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» (далее - Архангельское отделение ФСС РФ) о взыскании невыплаченной премии, компенсации за несвоевременную выплату премии, компенсации морального вреда, о признании действий по депремированию дискриминационными.

В обоснование иска указала, что с 07 мая 2007 года работает в Архангельском отделении ФСС РФ по трудовому договору, с 01 января 2014 года в должности начальника отдела социальных программ. Ссылалась на то, что исполняет трудовые обязанности по занимаемой должности качественно и своевременно, не смотря на это с 2017 года неоднократно была депремирована. Полагала, что снижение ей премии за 3 и 4 кварталы 2017 года, за 2017 год, за 1 квартал 2018 года является незаконным, действия работодателя по снижению премии являются дискриминационными и причинили ей моральный вред. Указала, что с приказами о депремировании она не ознакомлена. Просила взыскать с Архангельского отделения ФСС РФ невыплаченные суммы премий за 3 и 4 кварталы 2017 года, за 2017 года, за 1 квартал 2018 года, компенсацию за несвоевременность выплаты премий, компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., признать действия по ее депремированию за 3 и 4 кварталы 2017 года, за 2017 год, за 1 квартал 2018 года, дискриминационными.

В судебном заседании истец ФИО2 на иске настаивала по изложенным в нем доводам.

В судебном заседании представитель ответчика Архангельского отделения ФСС РФ ФИО3 с иском не согласился, указал, что премии за 3 и 4 кварталы 2017 года, за 2017 год, за 1 квартал 2018 года были снижены истцу работодателем правомерно, поскольку в работе истца имелись за указанный период недочеты.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей ФИО, ФИО, ФИО, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 129 Трудового Кодекса РФ (далее ТК РФ) заработная плата или оплата труда работника - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 22 ТК РФ предприятиям, организациям дано право самостоятельно выбирать формы и системы оплаты труда, другие виды материального поощрения работников.

Условия оплаты работников предприятия должны быть закреплены в организационно- распорядительных документах, таких как коллективный, трудовой договоры, положение о заработной плате, положение о премировании.

В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 5 ТК РФ определено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения могут регулироваться как коллективными договорами, соглашениями, так и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Установлено, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 07 мая 2007 на основании заключенного 07 мая 2007 года на неопределенный срок трудового договора и дополнительных соглашений к нему, с 01 января 2014 года истец работала в должности начальника отдела социальных программ.

Согласно п. 8 трудового договора, заключенного с истцом и дополнительных соглашений к нему, истцу в спорный период установлен оклад в размере 5 381 руб., ежемесячная надбавка за особые условия и специальный режим работы в размере 110 % должностного оклада, ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 20% должностного оклада, надбавка за выслугу лет -15%,районный коэффициент в размере 20 % и процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Согласно п. 8.2. трудового договора заключенного с истцом и дополнительных соглашений к нему другие условия оплаты и стимулирования труда производятся в соответствии с Положением о порядке оплаты и стимулирования труда работников региональных отделений Фонда социального страхования РФ.

С 01 января 2018 года оклад истца согласно заключенному с нею дополнительному соглашению составлял 5 597 руб.

Приказом Минтруда России от 16 ноября 2012 года № 536н «Об условиях оплаты труда работников региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации» утверждено «Положение о порядке оплаты и стимулирования труда работников региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации» (далее - Положение о порядке оплаты труда).

Согласно Положению о порядке оплаты труда (раздел 3) премирование работников отделений Фонда производится в целях усиления их материальной заинтересованности в своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повышении качества выполняемой работы и уровня ответственности за порученный участок работы (п.3.1.).

Премирование работников отделений Фонда производится в пределах фонда оплаты труда по результатам работы за месяц, квартал, год, а также единовременно. Основными показателями премирования являются:

- результаты работы отделения Фонда и его структурных подразделений;

- успешное и добросовестное выполнение работниками своих должностных обязанностей;

- применение в работе современных форм и методов организации труда;

- выполнение плана работы отделения Фонда и его структурных подразделений. Перечисленные показатели премирования могут быть уточнены, конкретизированы, а также отражены в коллективном договоре (п.3.2. Положения о порядке оплаты труда).

Выплачиваемая премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также конкретного вклада работника в успешное выполнение задач, стоящих перед отделением Фонда (п.3.3. Положения о порядке оплаты труда).

Премии по итогам работы за квартал или за год устанавливаются работникам в конкретном размере приказом управляющего отделением Фонда на основании представлений руководителей структурных подразделений отделения Фонда (отделов, филиалов) с учетом личного вклада работника в результаты деятельности отделения Фонда за соответствующий период. При определении размера премии работнику основаниями для снижения ее размера (непредставления к премированию) являются:

- несоблюдение установленных сроков для выполнения поручения руководства или должностных обязанностей, некачественное их выполнение при отсутствии уважительных причин;

- недостаточный уровень исполнительской дисциплины;

- низкая результативность работы;

- ненадлежащее качество работы с документами и выполнения поручений руководителей;

- несоблюдение требований трудового распорядка. Работникам, уволенным в период, принятый в качестве расчетного для установления премии, премия за соответствующий период выплачивается за фактически отработанное время и с учетом личного вклада работника в результаты деятельности отделения Фонда. Работники, поступившие на работу в течение периода, принятого в качестве расчетного для начисления премии, могут быть премированы с учетом их трудового вклада и фактически отработанного времени. Время нахождения работника в ежегодном оплачиваемом отпуске включается в расчетный период для начисления премий. Не подлежат премированию работники регионального отделения Фонда, к которым применено дисциплинарное взыскание в период работы, за который начисляется премия.(п.3.5. Положения о порядке оплаты труда).

Премии по итогам работы за квартал и за год, а также единовременные премии могут выплачиваться только при наличии экономии фонда оплаты труда, исчисленной нарастающим итогом с начала года.(п.3.8. Положения о порядке оплаты труда).

Судом установлено, что на основании ходатайств заместителя управляющего отделения Фонда о назначении премий, приказами управляющего отделением Фонда истец ФИО2 премирована:

за 3 квартал 2017 года в размере 80% -28 928 руб. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ-к);

4 квартал 2017 года в размере 90% - 32 544руб. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ-к);

за 2017 год в размере 100 % - 120 104 руб. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ-к);

за 1 квартал 2018 года в размере 90% - 26 942 руб. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ-к);

Указанные премии выплачены истцу с учетом установленных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно п.п. 3.3, 3.4., 3.5.,5.5. должностной инструкции начальник отдела социальных программ организует работу по оформлению уведомлений и направлений, осуществляет текущий контроль и координацию последовательности действий, определенных административными процедурами, по предоставлению государственных услуг, визирует проекты приказов, уведомлений и иных документов, относящихся к компетенции отдела, отвечает за соблюдение порядка, в том числе, сроков предоставления государственных услуг.

Согласно п. 3.10 должностной инструкции начальник отдела социальных программ контролирует целевое расходование средств, выделенных отделению Фонда на обеспечение инвалидов и льготных категорий граждан.

Согласно пояснениям представителя ответчика при премировании истца за 3 квартал 2017 года учтено некачественное исполнение истцом должностных обязанностей: недостаточный контроль за работой специалистов отдела в части сроков предоставления государственных услуг по обеспечению техническими средствами реабилитации - несвоевременное заключение контрактов, недостаточный контроль за оформлением уведомлений и направлений на обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями; при премировании истца за 4 квартал 2017 учтено некачественное исполнение истцом должностных обязанностей: отсутствие контроля за целевым расходованием средств, отсутствием корректировки бюджетных ассигнований в отчетном периоде, при премировании истца за 1 квартал 2018 учтено некачественное исполнение истцом должностных обязанностей: отсутствие контроля при подготовке техзадания и определения начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки, недостаточный контроль за оформлением уведомлений и направлений на обеспечения техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями.

Судом установлено, что в 3 и 4 кварталах 2017 года, а также в 1 квартале 2018 года истцом, являющимся начальником отдела социальных программ, завизированы направления, уведомления, относящиеся к компетенции отдела, содержащие ошибочное указание фамилий, несоответствие дат, отсутствие наименований организаций, в которое направляется получатель государственной услуги.

Копий таких направлений предоставлены в материалы дела, истец в ходе судебного заседания не оспаривала факт визирования направлений, оформленных ненадлежащим образом, считая данное нарушение незначительным и не являющимся основанием для уменьшения премии.

Судом установлено, что в 4 квартале 2017 года заявление получателя государственной услуги ФИО от 27 октября 2017 года ошибочно поступившее в отдел социальных программ было поздно передано в отдел страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что повлекло нарушение срока принятия решения по указанному заявлению.

Судом установлено, что в 3 и 4 квартале 2017 года истцом не были подготовлены документы по корректировке бюджетных ассигнований.

Свидетель ФИО, пояснила, что в силу должностных обязанностей курирует работу отдела социальных программ. Указала, что в 3 и 4 кварталах 2017 года, а также в 1 квартале 2018 года у истца имелись недостатки в работе, а именно: недостаточный контроль за работой специалистов отдела в части сроков предоставления государственных услуг по обеспечению техническими средствами реабилитации, недостаточный контроль за оформлением уведомлений и направлений на обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями; отсутствие контроля за целевым расходованием средств, отсутствием корректировки бюджетных ассигнований в конце 2017 года, недостаточный контроль за оформлением уведомлений и направлений на обеспечения техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. Эти недостатки были учтены при премировании истца за 3 и 4 кварталы 2017 года, за 2017 год и за 41квартал 2018 года.

Не доверять показаниям указанного свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности у суда нет оснований. Показания указанного свидетеля согласуются с материалами дела.

Допрошенные в качестве свидетелей ФИО и ФИО, сотрудники отдела социальных программ, считали нарушения по визированию направлений, содержащих неполные или неверные сведения, незначительными. Указали, что сотрудниками отдела подготавливаются указанные направления, которые затем визируются руководителем отдела. В связи с большим объемом подготавливаемых направлений иногда допускаются ошибки в их оформлении. Свидетель ФИО также пояснила, что, когда она исполняла обязанности начальника отдела социальных программ, то также допускались указанные недочеты в оформлении направлений.

Не доверять показаниям указанных свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности, у суда нет оснований.

Вместе с тем, пояснения свидетелей ФИО и ФИО не опровергают того обстоятельства, что ответчик в лице руководителя отделения, руководствуясь разделом 3 Положения о порядке оплаты труда, при премировании работников вправе учесть качество выполнения должностных обязанностей каждым из работников.

Учитывая Положения о порядке оплаты труда размер премиальной выплаты истца может отличаться от размера премиальной выплаты за другие расчетные периоды, может быть как меньше, так и больше премиальной выплаты за предшествующий период. Размер премиальной выплаты зависит как от результатов работы самого работника, так и учреждения (отделения), зависит от размера экономии фонда оплаты труда, исчисленной нарастающим итогом с начала года. Установленный размер премии конкретному работнику зависит от определенных Положением о порядке оплаты труда критериев по оценке работодателем деятельности данного работника.

Доводы истца о том, что ей были снижены премиальные выплаты, суд находит несостоятельными, учитывая, что приказы о назначении премиальных выплат не содержит указаний на то, что премия истцу была уменьшена.

Судом установлено, что конкретные размеры спорных премиальных выплат истцу были установлены ответчиком в соответствии с действующим Положением о порядке оплаты труда, в соответствии с установленными критериями.

Спорные приказы изданы уполномоченным на то лицом, в пределах его компетенции.

Положение о порядке оплаты труда не предусматриваем обязательного ознакомления работников с приказами о премировании, о суммах начисленных премии истец узнавала при их выплате.

Истец в обоснование иска ссылается на то, что ответчик в отношении нее допускает дискриминацию, поскольку депремирует ее.

Согласно ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается в том числе запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.

Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

В свою очередь разъяснения, содержащиеся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. № 1, определяют, что под дискриминацией в сфере труда по смыслу статьи 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года № 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и статьи 3 ТК РФ следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

В соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

В соответствии со статьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Суд принимает во внимание, что при премировании истца работодателем учитывалось качество исполнения истцом своих должностных обязанностей. В связи с чем, ссылки истца на то, что действия ответчика, связанные с установлением размера премий, являются дискриминационными, судом не могут быть приняты во внимание.

Судом в ходе рассмотрения дела не добыто, стороной истца не предоставлено доказательств наличия различий, исключений или предпочтений, имеющих своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получения каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

В соответствии с положениями части первой статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Материалы гражданского дела каких-либо доказательств нарушения прав истца по дискриминационным признакам, перечень которых приведен в статье 3 ТК РФ, не содержат, судом такие обстоятельства не установлены.

Таким образом, в удовлетворении требований ФИО2 к Архангельскому отделению ФСС РФ о взыскании невыплаченных сумм премий, признании действий дискриминационными надлежит отказать.

Учитывая, что ответчиком не допущено нарушений трудовых прав истца, то оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в порядке ст. 237 ТК РФ у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к государственному учреждению «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» о взыскании невыплаченной премии, компенсации за несвоевременную выплату премии, компенсации морального вреда, о признании действий по депремированию дискриминационными отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 августа 2018 года.

Судья Л.В. Ушакова