Дело № 2-4264/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2016 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Руновой Т.Д.,
при секретаре Коткиной Е.Д.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца адвоката Малышевой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным отказа о включении в стаж муниципальной службы периодов работы, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Златоустовского городского округа (далее Администрация ЗГО), в котором с учетом дополнения исковых требований просит:
признать незаконным отказ Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ, выраженный в протоколе № заседания Комиссии по пенсионному обеспечению лиц, замещавших должности муниципальной службы в Златоустовском городском округе, о включении в стаж муниципальной службы периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном бюджетном учреждении «Архив Златоустовского городского округа» в должности ведущего архивиста;
обязать ответчика включить в стаж муниципальной службы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью <данные изъяты> лет <данные изъяты> дней в должности ведущего архивиста Муниципального учреждения «Архив города Златоуста» и Муниципального бюджетного учреждения «Архив Златоустовского городского округа»;
обязать ответчика назначить пенсию за выслугу с ДД.ММ.ГГГГ;
взыскать с ответчика оплату юридических услуг в размере 2 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб. (л.д. 5-9, 133).
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по пенсионному обеспечению лиц, замещавших должности муниципальной службы в Златоустовском городском округе (далее Комиссия), отказала ей во включении в стаж муниципальной службы периода работы с муниципальном бюджетном учреждении «Архив Златоустовского городского округа» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего архивиста. С решением Комиссии она не согласна. ДД.ММ.ГГГГ она достигла возврата, дающего право на назначение ей пенсии по старости. Согласно записям в трудовой книжке, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности архивиста в Златоустовском филиале государственного архива Челябинской области. В ДД.ММ.ГГГГ филиал был преобразован в архивный отдел администрации г. Златоуста с сохранением отраслевого принципа архивной службы области. ДД.ММ.ГГГГ ей был присвоен квалификационный разряд муниципального служащего - референт муниципальной службы (специалист 1 категории архивного отдела). ДД.ММ.ГГГГ она была уволена и с ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода принята ведущим архивистом в МУ «Архив города Златоуста», где проработала до ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в Администрацию ЗГО с заявлением о предоставлении справки о подтверждении ее стажа муниципальной службы. Согласно представленного ей ответа № от ДД.ММ.ГГГГ, стаж муниципальной службы подтвержден частично, в стаж включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж муниципальной службы не включен, несмотря на то, что она продолжала работать в той же должности, с теми же обязанностями согласно должностной инструкции, которая не менялась с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в стаж муниципальной службы не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью <данные изъяты> лет <данные изъяты> дней, нарушено её право на начисление ей пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании истец ФИО1 настаивала на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца - адвокат Малышева С.Д., представившая удостоверение №, ордер № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4), доводы ФИО1 поддержала.
Представитель ответчика Администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 140), против удовлетворения исковых требований возражал (л.д. 76-77).
Представители третьих лиц МБУ «Архив Златоустовского городского округа», Управления социальной защиты населения ЗГО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом (л.д. 137, 139). В письменном отзыве представитель УСЗН ЗГО указал, что полагает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению (л.д.144-145).
Представитель третьего лица - директор МБУ «Архив Златоустовского городского округа» ФИО2 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ требования истца поддержал в полном объеме.
Заслушав истца, его представителя, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии ст. 42 названного Федерального закона правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (действовавшим до 01 июня 2007 года), муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальная служба является профессиональной деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно указанному Федеральному закону для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
Такое пенсионное обеспечение в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, также как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 1, 3 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч.2 ст.10 указанного Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ, лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
Аналогичные положения содержались в ч.2 ст.7 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", согласно которой лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Согласно ст.2 Закона Челябинской области от 11.06.1998 N 43-ЗО (ред. от 29.05.2003) "О муниципальной службе в Челябинской области" (действовавшего до 14 июня 2007 года) муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
В соответствии со ст. 19 указанного Закона в стаж муниципальной службы включается время работы на муниципальных и государственных должностях. Включение в стаж муниципальной службы иных периодов работы (службы) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Согласно ст. 3 Закона Челябинской области от 30.05.2007 N 144-ЗО "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" (распространяется на отношения, возникшие с 1 июня 2007 года) должности муниципальной службы - должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Челябинской области, утверждаемым законом Челябинской области.
В силу ст. 4 указанного Закона реестр должностей муниципальной службы в Челябинской области представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. В Реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области предусматриваются должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Закона Челябинской области от 30.05.2007 N 144-ЗО (ред. от 18.06.2015) "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:
1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
2) муниципальных должностях;
3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;
4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
5) должностях руководителей в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37.
В стаж муниципальной службы засчитывается не более 5 лет работы на указанных должностях.
В соответствии с Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Златоустовского городского округа, утвержденным Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 10.10.2011 г. N 55-ЗГО, право на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы Златоустовского городского округа по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, предоставляется лицам, замещавшим должности муниципальной службы Златоустовского городского округа, имеющим стаж муниципальной службы не менее 15 лет, замещавшим на 25 июня 1998 года (дата вступления в силу Закона Челябинской области от 11 июня 1998 года N 43-ЗО "О муниципальной службе в Челябинской области") и позднее на постоянной основе должности муниципальной службы Златоустовского городского округа, включенные в Реестр должностей муниципальной службы Челябинской области (п.2).
Стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, исчисляется в соответствии со статьей 13 Закона Челябинской области "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" по правилам, установленным статьей 14 Закона Челябинской области "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" (п.9).
Согласно ст. 14 Закона Челябинской области от 30.05.2007 N 144-ЗО "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области", периоды, засчитываемые в стаж муниципальной службы, суммируются независимо от сроков перерыва в работе (службе). Стаж муниципальной службы исчисляется в календарном порядке (в годах, месяцах, днях). Периоды деятельности, указанные в статье 13 настоящего Закона, засчитываются в стаж муниципальной службы из расчета один день деятельности за один день муниципальной службы. Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, а при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах деятельности, - справки с места работы (службы), справки архивных учреждений, выписки из приказов, военные билеты в подтверждение стажа военной службы.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Комиссию по пенсионному обеспечению лиц, замещавших должности муниципальной службы в Златоустовском городском округе, с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периода ее работы в муниципальном бюджетном учреждении «Архив Златоустовского городского округа» в должности ведущего архивиста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для назначении пенсии за выслугу лет (л.д. 148).
Протоколом заседания Комиссии по пенсионному обеспечению лиц, замещающих должности муниципальной службы в Златоустовском городском округе № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), ФИО1 отказано во включении в стаж муниципальной службы периода работы в муниципальном бюджетном учреждении «Архив Златоустовского городского округа» в должности ведущего архивиста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку включение в стаж муниципальной службы периодов замещения должностей в муниципальных бюджетных учреждениях законом не предусмотрено.
Из искового заявления и пояснений истца следует, что она оспаривает невключение в стаж муниципальной службы периода её работы в муниципальном бюджетном учреждении «Архив Златоустовского городского округа» в должности ведущего архивиста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что она продолжала работать в той же должности, с теми же обязанностями согласно должностной инструкции, которая не менялась с ДД.ММ.ГГГГ.
Основным документом, подтверждающим стаж трудовой деятельности, является трудовая книжка установленного образца.
Как следует из трудовой книжки истца (л.д. 12-16), ФИО1ДД.ММ.ГГГГ принята архивистом в порядке перевода со Швейной фабрики в Златоустовский филиал государственного архива Челябинской области (запись №). Решением Малого Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 18) Златоустовский филиал областного государственного архива реорганизован в архивный отдел администрации (запись №). ДД.ММ.ГГГГФИО1 переведена специалистом I категории (запись №). ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Главы города от ДД.ММ.ГГГГ№ «О присвоении квалификационных разрядов» (л.д. 19-21) ФИО1 присвоен квалификационный разряд муниципального служащего - референт муниципальной службы (запись №). ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволена переводом в Муниципальное учреждение «Архив города Златоуста» (запись №) на основании распоряжения главы города № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22). ДД.ММ.ГГГГФИО1 принята ведущим архивистом переводом из архивного отдела администрации г. Златоуста в Муниципальное учреждение «Архив города Златоуста» (запись №). На основании распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 24) Муниципальное учреждение «Архив города Златоуста» переименован в Муниципальное бюджетное учреждение «Архив Златоустовского городского округа». ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволена по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37), отсутствует должность «ведущий архивист», предусмотрены должность «заведующий архивом», относящаяся к должностям руководителей, и должность «архивариус», относящаяся к должностям других служащих (технических исполнителей).
Должности «ведущий архивист», «архивист» были предусмотрены Постановлением Минтруда РФ от 07.12.1992 N 50 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетной сферы системы Государственной архивной службы Российской Федерации" (утратившим силу с 01 декабря 2008 года) и относились к должностям специалистов в области документоведения, архивоведения, археографии.
Приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 338н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов" «ведущий специалист» также отнесен к должности специалистов.
Таким образом, ФИО1 не занимала должности руководителей в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37, работа в которых подлежала включению в стаж муниципальной службы в пределах 5 лет на основании п.5 ч.1 ст.13 Закона Челябинской области от 30.05.2007 N 144-ЗО (ред. от 18.06.2015) "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области".
Должность ФИО1 не значится также в Реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области, являющимся приложением к Закону Челябинской области от 28.06.2007 N 153-ЗО "О Реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области" и в Реестре муниципальных должностей муниципальной службы Златоустовского городского округа, являющимся приложением к Положению о реестре муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Златоустовского городского округа, утвержденному Постановлением Главы Златоустовского городского округа Челябинской области от 21.06.2007 N 168-п.
В соответствии со ст. 15 Устава Златоустовского городского округ, принятого решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 23.06.2005 N 10-ЗГО, структуру органов местного самоуправления Городского округа составляют:
1) Собрание депутатов Златоустовского городского округа;
2) Глава Златоустовского городского округа;
3) Администрация Златоустовского городского округа;
4) Финансовое управление Златоустовского городского округа;
5) Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа;
6) Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа;
7) Контрольно-счетная палата Златоустовского городского округа.
В соответствии с ч.2 ст.13 Закона Челябинской области от 30.05.2007 N 144-ЗО (ред. от 18.06.2015) "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" при исчислении стажа муниципальной службы помимо указанных в части 1 настоящей статьи учитывались периоды замещения должностей руководителей и специалистов в муниципальных учреждениях, созданных органами местного самоуправления для осуществления управленческих функций, связанных с реализацией полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и финансируемых из средств местного бюджета, предусмотренных на оплату труда работников органов местного самоуправления (п.9).
В данном случае, по мнению суда, речь идет о тех муниципальных учреждениях, которые были созданы в соответствии с ч.2 ст.41 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Согласно Уставу Муниципальное учреждение «Архив города Златоуста» какие-либо управленческие функции, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, не осуществляло, а было создано для обеспечения и сохранности и учета документов, хранящихся в архиве, комплектования и использования документов для удовлетворения потребностей общества и государства в архивной информации, обеспечивающей социальные гарантии граждан.
На основании изложенного, суд полагает, что деятельность истца в указанном учреждении не может быть включена в стаж муниципальной службы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным отказа о включении в стаж муниципальной службы периодов работы, возложении обязанности включить в стаж муниципальной службы периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить пенсию за выслугу с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Т.Д. Рунова