ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4266/19 от 17.03.2020 Дзержинского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-622/2020

Поступило 06.12.2019

54RS0001-01-2019-008657-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2020 года город Новосибирск

Дзержинский районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Катющик И.Ю.,

при секретаре Никитенко О.В.,

с участием:

представителя истца Беззубцевой Я.С.,

представителя ответчика Юрьевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мосейкина И.А. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании решения незаконным, об обязании включить периоды в стаж и назначить страховую пенсию по старости

у с т а н о в и л:

Мосейкин И.А. обратился в суд с указанным иском, после уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 83-86, а также в судебном заседании 17.03.2020 года) просит признать незаконным решение от 11.10.2019 года № 255418/19 Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г.Новосибирска (межрайонное) об исключении из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 01.01.1999 года по 05.07.2000 года в должности летчика-испытателя; с 06.07.2000 года по 28.02.2004 года в должности и.о. заместителя начальника летно-исследовательской базы с возложением обязанностей летчика-испытателя; с 01.03.2004 года по 01.07.2008 года в должности заместителя начальника летно- исследовательской базы с возложением обязанностей летчика-испытателя; с 02.07.2008 года по 31.12.2012 года в должности летчика-испытателя; с 11.01.2013 года по 30.03.2019 года в должности руководителя сертификационного центра АОН ЕЭВС с возложением обязанностей летчика-испытателя.

В обоснование требований истец указывает, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска от 11.10.2019 года № 255418/19 ему было отказано в связи с отсутствием документального подтверждения работы в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники в ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина с 12.10.1998 года по 31.12.2012 года, ЗАО (АО) Авиационный сертификационный центр СибНИА-ТЕСТ с 11.01.2013 года по 30.03.2019 года.

Полагает, что обладает достаточным страховым стажем работы не менее 25 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной техники, что подтверждается летными книжками, трудовой книжкой и справками работодателя. Считает вывод ответчика о том, что летные проверки параметров и характеристик наземных средств радиосветотехнического обеспечения полетов аэродромов не могут быть отнесены к испытательным полетам, ошибочны, поскольку ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина в рамках своей деятельности проводит летные проверки наземных средств радиосветотехнического обеспечения полетов, связи и светосигнального оборудования аэродромов. В соответствии с Чикагской конвенцией от 07.12.1944 года о международной гражданской авиации, ГОСТОМ 16504-81 и ГОСТ РВ 15.307-2002, летные проверки наземных средств светотехнического обеспечения являются испытаниями.

Непосредственная занятость в испытательных полетах также подтверждается справкой от 11.02.2019 года, выданной ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина, которая составлена на основании данных из летной книжки, которые взяты из полетных листов, являющихся первичным документом, содержащим информацию о членах экипажа воздушного судна, целях выполнения полета, полетного времени.

Истец Мосейкий И.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель истца Беззубцева Я.С. в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Юрьева Ю.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве (том 1 л.д. 59-69), указав, что основным условием для предоставления досрочного пенсионного обеспечения является непосредственная занятость работника летно-испытательного состава в соответствующих испытательных полета, что должно подтверждаться документально. В летной книжке истца имеются сведения об испытательном налете помесячно и по году с кратким содержанием заданий, сведения о которых заверены подписями руководителей и печатью ФГУП СибНИА им. Чаплыгина, однако из наименований заданий невозможно установить, какие из них соответствуют заданиям программ, которые можно отнести к испытательным полетам в соответствии с п.п. 3.1.1 Главы 3 Организация летно- испытательной работы Федеральных авиационных правил по производству полетов экспериментальной авиации, утвержденным приказом Генерального директора Росавиациикосмос от 28.06.2000 года № 104. Также в летной книжке имеются противоречия в отнесении заданий к летным испытаниям, часы налета в испытательных полетах, указанных летной книжке за периоды работы в ФГУП СибНИА им. Чаплыгина, не соответствуют сведениям о налете часов в выписке из лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии). Таким образом, в связи с отсутствием документального подтверждения работы в летно-испытательном составе не подтвержден стаж, дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 400-ФЗ, решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости досрочно Мосейкину И.А. вынесено обоснованно.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (часть 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, проработавшим в летном составе гражданской авиации, регулируются статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» гражданам из числа работников летно-испытательного состава страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.

На основании п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Законом № 400-ФЗ, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом № 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), предусмотренной № 400-ФЗ от 28.12.2013.

В соответствии с п. 2 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 31 № 400-ФЗ от 28.12.2013 применяется Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 № 384 «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава», с учетом положений п. 2 постановления Правительства РФ от 02.11.2009 № 883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава».

Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно разъяснения, данных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в силу пункта 2 статьи 27.1 Федерального закона № 173-ФЗ при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, к гражданам из числа работников летно-испытательного состава применяются постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 883 О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава и Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года № 384.

Постановлением Совмина РСФСР от 05.07.1991 года № 384 утвержден Порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава (далее - Порядок).

Согласно пп. а п. 3 Порядка право на пенсию за выслугу лет имеют: летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники: летчики (пилоты)-испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлектрики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры-испытатели, парашютисты-испытатели.

В силу п. 4 Порядка при исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считается: один год работы в должностях, указанных в пп. а п. 3 настоящего Положения, за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний.

Исходя из буквального толкования пункта 3 Порядка №384, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, входящие в летный состав, имеющие указанные в данном пункте летные специальности, а не лица, замещающие определенные должности согласно штатных расписаний, квалификационных справочников и т.п.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 10.06.1994 года истец является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотами наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

31.03.2019 года Мосейкин И.А. в лице представителя Беззубцевой Я.С. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Новосибирска с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости (л.д. 10-17 том 1).

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска от 11.10.2019 года №255418/19 Мосейкину И.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты) в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием работы не менее 25 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а также в связи с тем, что назначение двух пенсий по указанному основанию и пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотами наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не предусмотрено действующим законодательством; отказано в назначении страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты) в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливаемой на условиях и в порядке предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием работы не менее 25 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (л.д. 87-108 том 1).

Из трудовой книжки следует, что в ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина Мосейкин И.А. работал с 12.10.1989 года по 05.07.2000 года в должности летчика-испытателя (Приказ от 04.11.1998 года № 17); с 06.07.2000 года по 28.02.2004 года в должности и.о. заместителя начальника летно-исследовательской базы с возложением обязанностей летчика-испытателя (Приказ от 06.07.200 года № 114/44); с 01.03.2004 года по 01.07.2008 года в должности заместителя начальника летно-исследовательской базы по летной службе (Приказ от 01.03.2004 года № 46КП); с 02.07.2008 года по 31.12.2012 года в должности летчика-испытателя (Приказ от 02.07.2008 года). В ЗАО Авиационный сертификационный центр СибНИА – ТЕСТ работал в должности руководителя сертификационного центра АОН ЕЭВС с возложением обязанностей летчика-испытателя с 11.01.2013 года (Приказ от 11.01.2013 года № 2); с 16.01.2017 года по 02.07.2018 года переведен на работу в г. Москва (Приказ от 13.01.2017 года № 4); со 02.07.2018 года переведен в обособленное подразделение г. Новосибирска в той же должности (Приказ от 02.07.2018 года № ЕНТ 00000004) (л.д. 32-36 том 1).

Как следует из летной книжки летчика – испытателя на бланке Министерства авиационной промышленности СССР с датой начала заполнения 04.01.1999 года (л.д. 193-250 том 1), Мосейкин И.А. с 1998 года состоял в должности летчика – испытателя в ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина, имел 1042 часа 29 минут налета, 2395 полетов (л.д. 194), в 1999 году приступил к полетам 05 января (летная книжка 1999-2002 года л.д. 200 оборот). Налет за 1999 год составил: 431 полет, 502 часа 30 минут, из них испытательных 408 часов 45 минут (летная книжка 1999-2002 года л.д. 216 том 1). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 1999 году общий испытательный налет составил 217 часов в качестве командира воздушного судна и 191 час 45 минут в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 37 том 1). Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения страхователем ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина за 1999 год представлены с кодом ЛЕТИСП (данный код предусмотрен для летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты) (л.д.183 оборот том 1).

В 2000 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 321 полет, 430 часов 21 минута, из них испытательных 396 часов 15 минут (летная книжка 1999-2002 года, л.д. 235 том 1). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2000 году общий испытательный налет составил 350 часов 45 минут в качестве командира воздушного судна и 55 часов 30 минут в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 37 том 1). Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения страхователем ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина за 2000 год представлены с кодом ЛЕТИСП (данный код предусмотрен для летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты) (л.д.183 оборот том 1).

При этом, из трудовой книжки усматривается, что Приказом от 06.07.2000 года № 114/44 летчик-испытатель Мосейкин И.А. переведен на должность и.о. заместителя начальника летно-исследовательской базы с возложением обязанностей летчика-испытателя. В данной должности истец проработал по 28.02.2004 года.

Таким образом, в период с 01.01.1999 года по 05.07.2000 года общий испытательный налет истца составил: 217 часов в качестве командира воздушного судна и 191 час 45 минут в качестве второго летчика (штурмана).

В 2001 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 290 полетов, 525 часов 45 минут, из них испытательных 517 часов 55 минут (летная книжка 1999-2002 года л.д. 4 оборот том 2). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2001 году общий испытательный налет составил 497 часов 15 минут в качестве командира воздушного судна и 20 часов 40 минут в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 37 том 1). Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения страхователем ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина за 2001 год представлены с кодом ЛЕТИСП (данный код предусмотрен для летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты) (л.д.183 оборот том 1).

Приказом Российского Авиационно-космического агентства от 25.10.2001 года № 124 истцу присвоена квалификация летчик –испытатель 3 класса.

В 2002 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 306 полетов, 484 часа 41 минута, из них испытательных 481 час 24 минуты (летная книжка 1999-2002 года л.д. 25 оборот том 2). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2002 году общий испытательный налет составил 466 часов 59 минут в качестве командира воздушного судна и 14 часов 25 минут в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 37 том 1). Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения страхователем ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина за 2002 год представлены с кодом ЛЕТИСП (данный код предусмотрен для летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты) (л.д.187 оборот том 1).

С 03.01.2003 года истцу заведена летная книжка летчика – испытателя на бланке Российского авиационно-космического агентства

В 2003 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 246 полетов, 249 часов 41 минута, из них испытательных 227 часов 11 минут (летная книжка 2003-2010 года л.д. 114 том 2). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2003 году общий испытательный налет составил 218 часов 09 минут в качестве командира воздушного судна и 09 часов 02 минуты в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 38 том 1). Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения страхователем ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина за 2003 год представлены с кодом ЛЕТИСП (данный код предусмотрен для летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты) (л.д.187 оборот том 1).

В 2004 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 179 полетов, 171 час 15 минут, из них испытательных 149 часов (летная книжка 2003-2010 года л.д. 135 том 2). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2004 году общий испытательный налет составил 144 часа в качестве командира воздушного судна и 05 часов в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 38 том 1). Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения страхователем ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина за 2004 год представлены с кодом ЛЕТИСП (данный код предусмотрен для летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты) (л.д.187 оборот).

Как следует из ответа ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина, полетные листы и задания на полеты за 1998-2005 года на Мосейкина И.А. уничтожены в связи с истечением сроков хранения (л.д. 58 том 1).

Вместе с тем, при документарной проверки в распоряжение УПФ РФ в Дзержинском районе были предоставлены Приказ от 24.05.1999 года № 90/44 «О допуске к полетам», которым Мосейкин И.А. допущен к полетам в весенне- летний период 1999 года летчиком-испытателем в качестве второго пилота и командиром воздушного судна, Приказ от 01.03.1999 года № 39/44 «О выполнении полетов по программе № 44-40-99», от 25.04.2000 года № 75/44 «О выполнении полетов по программе № 2-49-99», от 25.04.2001 года № 79/44 «О выполнении полетов по программе № 2-49-99», которыми в составе летного экипажа назначен Мосейкин И.А., Приказ от 17.04.2000 года № 74/44 «О выполнении облета средств РТО», которым Мосейкин И.А. включен в состав командиром воздушного судна (л.д. 72 том 1).

Таким образом, в период с 06.07.2000 года по 28.02.2004 года общий испытательный налет истца составил: 1533 часа 08 минут в качестве командира воздушного судна и 99 часов 37 минут в качестве второго летчика (штурмана).

Приказом от 01.03.2004 года № 46кп и.о. заместителя начальника летно-исследовательской базы с возложением обязанностей летчика-испытателя Мосейкин И.А. переведен на должность заместителя начальника летно-исследовательской базы по летной работе. В данной должности истец проработал по 30.07.2008 года.

Приказом Российского Авиационно-космического агентства от 11.03.2004 года № 99 истцу присвоена квалификация летчик –испытатель 2 класса.

В 2005 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 236 полетов, 305 час 19 минут, из них испытательных 205 часов 27 минут (летная книжка 2003-2010 года л.д. 162 том 2). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2005 году общий испытательный налет составил 198 час 15 минут в качестве командира воздушного судна и 07 часов 12 минут в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 38 том 1).

Приказом от 07.02.2005 года № 127/44 «О допуске к полетам» подтверждается, что Мосейкин И.А. допущен к полетам в 2005 году летчиком-испытателем в качестве командира воздушного судна и инструктора на освоенных типах ВС по воздушному уровню подготовки (л.д. 114-115 том 1).

В 2006 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 256 полетов, 364 часа 35 минут, из них испытательных 291 час 50 минут (летная книжка 2003-2010 года л.д. 189 том 2). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2006 году общий испытательный налет составил 281 час 10 минут в качестве командира воздушного судна и 10 часов 40 минут в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 38 том 1).

Приказом от 03.05.2006 года № 320/44 «О допуске к полетам» подтверждается, что Мосейкин И.А. допущен к полетам в 2006 году летчиком-испытателем в качестве командира воздушного судна и инструктора на освоенных типах ВС по воздушному уровню подготовки (л.д. 118-119 том 1).

Приказам от 09.03.2006 года № 128/44, от 10.05.2006 года № 325/44, от21.07.2006 года № 568/44 «О выполнении полетов» подтверждается, что Мосейкин И.А. назначен в составе летчика для выполнения полетев по Программам проведения экспериментальных летных исследований (л.д. 116-117, 120-121, 126-127 том 1).

Приказами от 12.05.2006 года № 338а/44, от 12.07.2006 года № 563/44 Мосейкин И.А. в качестве летчика-испытателя включен в состав испытательной бригады для выполнения полетов по различным программам (л.д. 122-123, 124-125 том 1).

В 2006 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 179 полетов, 171 час 15 минут, из них испытательных 149 часов (летная книжка 2003-2010 года л.д. 135 том 2). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2006 году общий испытательный налет составил 144 часа в качестве командира воздушного судна и 05 часов в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 38 том 1). Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения страхователем ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина за 2006 год представлены с кодом ЛЕТИСП (данный код предусмотрен для летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты) (л.д.187 оборот том 1).

Приказом от 27.04.2007 года № 340/44 «О допуске к полетам» подтверждается, что Мосейкин И.А. допущен к полетам в 2007-2008 годах летчиком-испытателем в качестве командира воздушного судна и инструктора на освоенных типах ВС по воздушному уровню подготовки (л.д. 133-134 том 1).

Приказами от 24.01.2007 года № 25а/44, от 20.03.2007 года № 242/44, от 18.05.2007 года № 449/44, от 21.05.2007 года № 457а-44 Мосейкин И.А. в качестве летчика-испытателя включен в состав испытательной бригады для выполнения полетов по различным программам (л.д. 130-132, 135, 136, том 1).

В 2007 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 304 полета, 371 час 03 минуты, из них испытательных 173 часа 13 минут (летная книжка 2003-2010 года л.д. 226 том 2). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2007 году общий испытательный налет составил 144 часа 32 минуты в качестве командира воздушного судна и 29 часов 41 минута в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 38 том 1). Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения страхователем ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина за 2007 год представлены с кодом ЛЕТИСП (данный код предусмотрен для летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты) (л.д.187 оборот).

Приказом Российского Авиационно-космического агентства от 25.04.2008 года № 171 истцу присвоена квалификация летчик –испытатель 1класса.

Приказом от 25.04.2008 года № 276/44 «О допуске к полетам» подтверждается, что Мосейкин И.А. допущен к полетам в 2008-2009 годах летчиком-испытателем в качестве командира воздушного судна и инструктора на освоенных типах ВС по воздушному уровню подготовки (л.д. 137-138 том 1).

Приказами от 30.10.2008 года № 919/44, от 01.11.2008 года № 922/44, от 21.11.2008 года № 1041/44 Мосейкин И.А. в качестве летчика-испытателя включен в состав испытательной бригады для выполнения полетов по различным программам (л.д. 140-143, том 1).

В 2008 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 226 полета, 409 часов 19 минут, из них испытательных 172 часа 54 минуты (летная книжка 2003-2010 года л.д. 250 том 2). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2008 году общий испытательный налет составил 160 часов 09 минут в качестве командира воздушного судна и 12 часов 45 мнут в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 38 том 1). Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения страхователем ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина за 2007 год представлены с кодом ЛЕТИСП (данный код предусмотрен для летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты) (л.д.187 оборот том 1).

Анализируя записи летных книжек, содержание вышеизложенных приказов о допусках к полетам, о назначении летного экипажа для выполнения испытательных программ, суд полагает установленным тот факт, что при переводе на должность заместителя начальника летно-исследовательской базы по летной работе Мосейкин И.А. фактически сохранил должность летчика-испытателя в летном составе при назначении на административную должность.

Таким образом, в период с 01.03.2004 года по 01.07.2008 года общий испытательный налет истца составил: 766 часов 57 минут в качестве командира воздушного судна и 52 часа 33 в качестве второго летчика (штурмана).

Приказом от 02.07.2008 года № 43кп заместитель начальника летно-исследовательской базы по летной работе Мосейкин И.А. переведен на должность летчика-испытателя. В данной должности истец проработал по 30.12.2012 года.

Приказом от 28.04.2008 года № 298/44 «О допуске к полетам» подтверждается, что Мосейкин И.А. допущен к полетам в весенне-летний период 2009 года летчиком-испытателем (л.д. 144-145 том 1).

Приказами от 08.07.2009 года № 421/44, от 16.11.2009 года № 6786/44 Мосейкин И.А. в качестве летчика-испытателя включен в состав испытательной бригады для выполнения полетов по различным программам (л.д. 146, 147-148 том 1).

В 2009 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 526 полетов, 573 часа 18 минут, из них испытательных 174 часов 06 минут (летная книжка 2003-2010 года л.д. 36 том 3). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2009 году общий испытательный налет составил 163 часа 57 минут в качестве командира воздушного судна и 10 часов 09 минут в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 39 том 1).

Приказом от 25.04.2010 года № 240/44 «О допуске к полетам» подтверждается, что Мосейкин И.А. допущен к полетам в весенне-летний период 2010 года летчиком-испытателем (л.д. 149-150 том 1).

В 2010 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 454 полета, 276 часов 23 минуты, из них испытательных 155 часов 43 минуты (летная книжка 2003-2010 года л.д. 63 том 3). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2010 году общий испытательный налет составил 155 час 43 минуты в качестве командира воздушного судна (л.д. 38 том 1). Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения страхователем ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина за 2010 год представлены с кодом ЛЕТИСП (данный код предусмотрен для летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты) (л.д.187 оборот).

03.01.2011 года истцу заведена новая летная книжка летчика – испытателя.

Приказом от 31.04.2011 года № 234/44 «О допуске к полетам» подтверждается, что Мосейкин И.А. допущен к полетам в весенне-летний период 2011-212 года летчиком-испытателем (л.д. 151 том 1).

В 2011 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 352 полета, 386 часов 41 минута, из них испытательных 297 часов 16 минут (летная книжка 2011-2012 года л.д. 165 том 3). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2011 году общий испытательный налет составил 239 час 51 минута в качестве командира воздушного судна и 57 часов 25 минут в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 38 том 1). Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения страхователем ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина за 2011 год представлены с кодом ЛЕТИСП (данный код предусмотрен для летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты) (л.д.189 оборот).

Приказом от 03.04.2012 года № 270/44 «О допуске к полетам» подтверждается, что Мосейкин И.А. допущен к полетам в весенне-летний период 2012 года летчиком-испытателем (л.д. 152-153 том 1).

В 2012 году общий налет Мосейкина И.А. составил: 380 полетов, 412 часов 15 минут, из них испытательных 318 часов 37 минут (летная книжка 2011-2012 года л.д. 169 том 3). Согласно справке о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., в 2012 году общий испытательный налет составил 237 часов 29 минут в качестве командира воздушного судна и 81 час 08 минут в качестве второго летчика (штурмана) (л.д. 38 том 1). Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения страхователем ФГУП СибНИА им. С.А. Чаплыгина за 2012 год представлены с кодом ЛЕТИСП (данный код предусмотрен для летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты) (л.д.189 оборот).

31.12.2012 года Мосейкин И.А. уволен из ФГУП СибНИА им. Чаплыгина в связи с переводом по пункту 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, 11.01.2013 года принят руководителем ЗАО (АО) Авиационный сертификационный центр СибНИА-ТЕСТ с возложением обязанностей летчика -испытателя.

Приказом от 13.01.2017 года № 4 истец переведен на работу в г. Москва, со 02.07.2018 года переведен в обособленное подразделение г. Новосибирска в той же должности на основании Приказа от 02.07.2018 года № ЕНТ 00000004.

Согласно выписке из лицевого счета индивидуальные сведения страхователем ЗАО (АО) Авиационный сертификационный центр СибНИА-ТЕСТ за 2013 года по 31.12.2019 года представлены с кодом ЛЕТИСП (данный код предусмотрен для летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты) (л.д.189, 189 и 191 оборот том 1).

Как следует из летных книжек истца (том 4 - летная книжка 2013-2016 года, том 5 - летная книжка 2017 года по настоящее время) и подтверждается справкой о налетах, заполненной на основании данных из летной книжки Мосейкина И.А., общий испытательный налет истца за период с 11.01.2013 года по 15.01.2017 года составил: 1512 часа 18 минут в качестве командира воздушного судна и 44 часа 12 минут в качестве второго летчика (штурмана); период с 16.01.2017 года по 01.07.2018 года: 296 часов 15 минут в качестве командира ВС и 33 часа 34 минут в качестве второго летчика (штурмана). Налет на летные испытания по состоянию на 01.02.2019 года составил 5876 часов 59 минут.

Представленными в материалы дела приказами о допускам к полетам, о выполнении полетов по программам, о создании испытательной бригады (л.д. 154-181 том 1) подтвержден факт того, что Мосейкин И.А. входил в летный состав и участвовал в летных испытаниях именно в качестве летчика-испытателя в спорные периоды, имея допуск к полетам. Из приказов усматривается, что программы, выполняемые истцом при осуществлении полетов, указанных в летной книжке и справке о налетах как испытательные, являются испытательными.

Согласно акту № 66 документальной проверки от 06.08.2019 года (л.д. 70-78 том 1) по расчетно-платежным ведомостям за 1998-2012 года Мосейкин И.А. значится с августа по октябрь 1999 года и в декабре 1999 года в должности летчика-испытателя-инструктора в структурном подразделении ЛИБ (НИО-9), с января 2000 года по марта 2001 года, с августа по октябрь 2001 года в должности летчика-испытателя структурного подразделения ЛИБ, в 2002 году, с марта по декабрь 2004 года в должности заместителя начальника отдела, в 2003 году, в январе-феврале 2004 года, 2005 году, в 2006 году и в 20017 году в структурном подразделении ЛИБ без указания должности, в 2008 году в должности заместителя начальника по летной службе с января по июнь, с июля по декабрь, в 2009 году, в 2010 году, в 2011 году и в 2012 году – летчиком-испытателем. По представленным расчетным листкам за 2017 -2018 года Мосейкин И.А. значится летчиком-испытателем инструктором (л.д. 75-7 том 1).

Отклоняя доводы представителя ответчика о том, что осуществляемые истцом в спорный период времени летные проверки наземных средств аэродромов не могут быть отнесены к испытательным полетам, суд исходит из следующего.

В силу статьи 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную. Авиация, используемая для обеспечения потребностей граждан и экономики, в том числе для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к гражданской авиации (статья 21 Воздушного кодекса).

ФГУП СибНИА им. С. А. Чаплыгина является предприятием экспериментальной авиации и имеет лицензию от 21 марта 2013 года № 12197- АТ на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, выданную Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, которое в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 438 осуществляет государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации.

Авиационные работы в соответствии со статьей 114 Воздушного кодекса Российской Федерации выполняются с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определяются федеральными авиационными правилами.

Министерство транспорта Российской Федерации наделено полномочиями по изданию правил выполнения авиационных работ по проверке наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи (подпункты 5.2, 5.2.53.7 Положения о Минтрансе России).

В соответствии со статьей 26 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 438, указанный орган является уполномоченным органом в области оборонной промышленности, осуществляющим государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации.

Приказом Минтранса России от 31.07.2009 года № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее – ФАП № 128).

Пунктом 6.2 ФАП № 128 к авиационным работам отнесены летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации.

Также Приказ Минтранса Российской Федерации от 18.01.2005 года N 1 утверждены Федеральные авиационные правила «Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования гражданской авиации» (далее – ФАП № 1) со ссылкой на положения статьи 114 Воздушного кодекса, озаглавленной «авиационные работы».

Пунктом 17 ФАП № 1 предусмотрено, что своевременное и качественное выполнение летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования обеспечивает руководитель авиационного предприятия, имеющего воздушное судно - лабораторию и сертификат эксплуатанта в соответствии со статьей 61 Воздушного кодекса.

Таким образом, названные летные проверки, осуществляемые для обеспечения безопасности воздушного движения путем подтверждения соответствия параметров и характеристик наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации требованиям нормативно-технической документации, относятся к авиационным работам, выполняемым гражданской авиацией при наличии у предприятия сертификата (свидетельства) эксплуатанта.

Пункт 1.2.4. Руководства по производству испытательных полетов в гражданской авиации (РПИП-ГА-91) приводит классификацию воздушных судов, где летающая лаборатория – это воздушное судно, созданное на базе ранее принятого в эксплуатацию воздушного судна для проведения летных испытаний и исследований силовых установок, самолетных систем, агрегатов и специального оборудования. Пункт 1.3.2 указанного Руководства определяет испытательный (исследовательский) полет как полет, выполняемый для определения характеристик авиационного и специального оборудования. Пунктом 22 Федеральных авиационных правил «Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 3 от 18 января 2005 года, установлено, что экипаж воздушного судна-лаборатории выполняет измерения параметров и характеристик наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, связи и систем светосигнального оборудования аэродромов. В государственной авиации полеты на определение характеристик и параметров наземных средств радио и светотехнического оборудования относятся к полетам на боевое применение, в гражданской авиации – к специальным авиационным работам, в экспериментальной авиации – к полетам на испытания авиационной техники.

Согласно письму Минпромторга Российской Федерации от 22 апреля 2015 года работы по проведению летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и светосигнального оборудования аэродромов включают в себя летные испытания авиационной техники с использованием летающих лабораторий, оценку технического состояния, дефектацию изделий авиационной техники, обработку и анализ результатов испытаний и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2010 года № 240 «О лицензировании разработок, производства, испытания и ремонта авиационной техники» являются работами и услугами, составляющими деятельность по разработке, производству, испытаниям и ремонту авиационной техники. Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, связи и систем светосигнального оборудования выполняются в полете подготовленным для этого летным экипажем на воздушном судне-лаборатории, оборудованном специальной аппаратурой летного контроля. Также в письме указано, что в соответствии с Чикагской Конвенцией о международной гражданской авиации от 07 декабря 1944 года, требованиями ГОСТ 16504-81 «Испытания и контроль качества продукции» и ГОСТ РВ 15.307-2002 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Испытание и приемка серийных изделий» летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов относятся к испытаниям.

Следовательно, полеты, связанные с летными проверками наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи систем светосигнального оборудования аэродромов, относятся к испытательным полетам. Мосейкин И.А., являясь летчиком-испытателем, выполнял данные полеты, руководствуясь перечнем документов, регламентирующих правила и порядок выполнения полетов в экспериментальной авиации.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что период работы истца в летно-испытательном составе с 01.01.1999 года по 05.07.2000 года в должности летчика-испытателя; с 06.07.2000 года по 28.02.2004 года в должности и.о. заместителя начальника летно-исследовательской базы с возложением обязанностей летчика-испытателя; с 01.03.2004 года по 01.07.2008 года в должности заместителя начальника летно- исследовательской базы с возложением обязанностей летчика-испытателя; с 02.07.2008 года по 31.12.2012 года в должности летчика-испытателя; с 11.01.2013 года по 30.03.2019 года в должности руководителя сертификационного центра АОН ЕЭВС с возложением обязанностей летчика-испытателя подлежат включению в специальный стаж, поскольку истец занимал должность и выполнял работу в летном составе, предусмотренном подпунктом а пункта 3 Положение №384.

Таким образом, с учетом включения спорных периодов в специальный стаж истца в льготном исчислении, специальный стаж составит более 25 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, что с учетом положений ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, является основанием для назначения Мосейкину И.А. страховой пенсии по старости независимо от возраста (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В соответствии с п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Принимая во внимание периоды, подлежащие включению в стаж на основании судебного решения, у истца на момент обращения с заявлением имелся стаж, предусмотренный частью 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», срок назначения страховой пенсии должен быть определен с момента обращения истца в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное), то есть 31.03.2019 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Мосейкина И.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Дзержинском районе г. Новосибирска от 11.10.2019 года № 255418/19 об исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 01.01.1999 года по 05.07.2000 года в должности летчика-испытателя; с 06.07.2000 года по 28.02.2004 года в должности и.о. заместителя начальника летно-исследовательской базы с возложением обязанностей летчика-испытателя; с 01.03.2004 года по 01.07.2008 года в должности заместителя начальника летно- исследовательской базы с возложением обязанностей летчика-испытателя; с 02.07.2008 года по 31.12.2012 года в должности летчика-испытателя; с 11.01.2013 года по 30.03.2019 года в должности руководителя сертификационного центра АОН ЕЭВС с возложением обязанностей летчика-испытателя.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска включить в специальный страховой стаж периоды работы Мосейкина И.А. с 01.01.1999 года по 05.07.2000 года в должности летчика-испытателя; с 06.07.2000 года по 28.02.2004 года в должности и.о. заместителя начальника летно-исследовательской базы с возложением обязанностей летчика-испытателя; с 01.03.2004 года по 01.07.2008 года в должности заместителя начальника летно- исследовательской базы с возложением обязанностей летчика-испытателя; с 02.07.2008 года по 31.12.2012 года в должности летчика-испытателя; с 11.01.2013 года по 30.03.2019 года в должности руководителя сертификационного центра АОН ЕЭВС с возложением обязанностей летчика-испытателя.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) назначить страховую пенсии по старости с 31.03.2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Новосибирский областной суд через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.

Председательствующий: подпись

Решение в окончательной форме изготовлено 24 марта 2020 года.

Судья: подпись

Копия верна:

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела ... Дзержинского районного суда ....

Судья И.Ю. Катющик