дело № 2-4267/2016РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Семцива И.В., при секретаре Черновой Е.Н., с участием помощника прокурора Кулинич Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Шахты Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, Комитету по управлению имуществом Администрации города Шахты, Администрации города Шахты о признании недействительным постановления мэра города Шахты о предоставлении в аренду земельного участка, признании договора аренды земельного участка недействительной сделкой, применении последствий недействительности сделок, об обязании возвратить земельный участок, привести земельный участок в состояние, существующее до начала земельных работ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Шахты Ростовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Шахтинский городской суд с исковым заявлением о признании договора аренды земельного участка недействительной сделкой, применении последствий недействительности сделок, об обязании возвратить земельный участок (л.д.3-9) по следующим основаниям.
Прокуратурой города Шахты в соответствии с требованиями ст.22 ФЗ "О прокуратуре РФ" проведена проверка правомерности предоставления земельного участка для установки торговых павильонов на земельных участках по адресам: <адрес>.
Проведенной проверкой было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании земельной комиссии Администрации г.Шахты (протокол №) принято решение о формировании земельного участка для целей не связанных со строительством под установку торговых павильонов в районе многоквартирного жилого дома <адрес>. Земельный участок в соответствии с решением комиссии свободен от строений и представляет собой озелененный разделительный газон улично-дорожной сети. По участку проходят подземные коммуникации инженерно-технических сетей (водопровод, кабель связи).
Предоставление земельный участков для целей, не связанных со строительством, в том числе для размещения нестационарных торговых объектов, до 01.03.2015г. осуществлялось в порядке, предусмотренном ст.34 ЗК РФ.
Во исполнение ч. 1 ст. 34 ЗК РФ Администрацией города была подготовлена информация о земельном участке, который предоставляется на определенном праве и предусмотренных условиях. Информация опубликована в газете "Шахтинские известия" от ДД.ММ.ГГГГ за № (№).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения, при условии отсутствия заявлений от иных лиц, заинтересованных в предоставлении данного участка.
Установлено, что заявлений в Администрацию города от граждан, желающих получить в аренду земельный участок, в течение месяца после публикации в местном печатном издании не поступило.
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию города поступило заявление ФИО1 об изготовлении схемы расположения земельного участка для целей связанных со строительством в районе дома <адрес>, указанная схема разработана.
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию города вновь обратилась ФИО1 с заявлением о предварительном согласовании места размещения, утверждении схемы расположения и установлении адреса.
Постановлением Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема расположения земельного участка, установлен его адрес: <адрес>.
Во исполнение постановления Администрации г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ№ между КУИ Администрации г. Шахты и ФИО1 заключен договор аренды № находящегося в государственной собственности земельного участка сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для целей не связанных со строительством, для установки торговых павильонов, указанный договор прошел государственную регистрацию.
В ходе проверки законности решения о возможности формирования и предоставления земельного участка выявлены нарушения законов.
Согласно решению земельной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок является озелененным разделительным газоном улично-дорожной сети, то есть земельным участком общего пользования.
Решение о предоставлении участка по адресу: <адрес> принято в нарушение п.14 ст.19 Правил благоустройства, чистоты и порядка в г. Шахты, утв. решением Шахтинской городской Думы города Шахты от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому на всех территориях города запрещается размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения, кафе, пивные и прочие объекты торговли на тротуарах и газонной части улиц, скверов, парковой и лесной зоны, за исключением мест, разрешенных постановлением Администрации города.
При предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> для размещения нестационарных торговых объектов Администрацией города нарушены положения также ФЗ от 28.12.2009г. №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ".
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Шахты утверждена постановлением Администрации г. Шахты только ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты", однако указанное место в утвержденной схеме отсутствовало.
При принятии решения о возможности формирования земельного участка не принималось во внимание наличие либо отсутствие в схеме размещения нестационарных торговых павильонов на территории муниципального образования "Город Шахты".
Кроме того, при формировании схемы размещения нестационарных торговых объектов, необходимо соблюдение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Однако, указанный расчет обеспеченности не производился и не обеспечивался.
Таким образом, при формировании земельного участка и утверждении в дальнейшем схемы размещения нестационарных торговых объектов не обеспечена и не обоснованна цель размещения торговых объектов - достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
До утверждения такой схемы земельный участок не мог быть сформирован и предоставлен для указанных целей, то есть для размещения торговых объектов.
Однако, спорный земельный участок сформирован на газонной части улично-дорожной сети, а значит размещение торговых объектов на газонах может причинить вред окружающей среде и благоприятным условиям жизнедеятельности жителей <адрес>.
С учетом изложенного, решения Администрации города по предоставлению земельного участка по адресу: <адрес> и заключенный договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ противоречат требованиям федерального законодательства.
Таким образом, решение о предоставлении земельного участка в аренду принято в нарушение ст.34 ЗК РФ (действовавшей до 01.03.2015г.) и ст.2 и ч.1 ст.10 ФЗ от 28.12.2009г. №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", согласно которой размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В связи с выявленными нарушениями земельного и природоохранного законодательства прокуратурой города главе Администрации города Шахты ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено, однако должных мер к устранению нарушений земельного законодательства не принято.
На основании изложенного, прокурор г.Шахты просит суд признать недействительным постановление Мэра г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ№ "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>", признать договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Комитетом по управлению имуществом Администрации г.Шахты и ФИО1 недействительной сделкой, применить последствия недействительности сделки, обязав КУИ Администрации г.Шахты расторгнуть договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный с ФИО1, обязать ФИО1 привести земельный участок в состояние, существующее до начала производства земельных работ, обязать ФИО1 возвратить КУИ Администрации г.Шахты земельный участок по адресу: <адрес>.
Истец неоднократно уточнял первоначальные исковые требования (л.д.3-9,52,57) и в окончательном варианте сформулировал их в том виде как указано выше (л.д.57).
Старший помощник прокурора г.Шахты Кулинич Н.Ю. в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала, пояснила, что спорный земельный участок сформирован на газонной части улично-дорожной сети, а значит размещение торговых объектов на газонах может причинить вред окружающей среде и благоприятным условиям жизнедеятельности жителей <адрес>.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований прокурора г.Шахты. Пояснила, что ею было подано заявление в Администрацию с просьбой предоставить спорный земельный участок в пользование, когда сформировали участок, то с ответчиком заключили договор аренды, прежде чем заключить договор ответчик получила все необходимые разрешения, и выплатила компенсацию в размере 180 000 руб. за вырубленные деревья. Жалоб в 30-дневный срок с момента публикации информации о земельном участке, который предоставляется на предусмотренных условиях со стороны жителей не поступало. Ответчик исправно два года оплачивает арендную плату, а по факту пользоваться данным участком не может.
Представитель КУИ Администрации г.Шахты - ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65), в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, пояснил, что договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, между Комитетом по управлению имуществом Администрации г.Шахты и ФИО1 заключен на законных основаниях, и условий для признания его недействительной сделкой не имеется.
Представитель Администрации г.Шахты - ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64), в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, пояснил, что постановление Мэра г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ№ "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>", которое истец просит признать недействительным вынесено в соответствии с действующим законодательством РФ. Взамен срубленных деревьев ответчик отплатил посадку новых деревьев. Причем по договору о компенсационном озеленении с превышением на 30% от общего количества вырубленных деревьев, 39 из которых были старыми и больными.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает уточненные исковые требования прокурора города Шахты, Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, до 01.03.2015г. был предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территории относится к полномочиям органов местного самоуправления. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что на основании указанных в ч. 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Установлено, что на основании заявления ФИО1 решением земельной комиссии г.Шахты (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) была установлена возможность формирования земельного участка для целей не связанных со строительством, под установку торговых павильонов, также принято решение опубликовать сообщение о возможном предоставлении земельного участка для информации населения города Шахты для размещения комплекса торговых павильонов по <адрес>, также установлено, что по истечении одного месяца со дня публикации в СМИ о предстоящем предоставлении земельного участка и при отсутствии встречных заявлений после публикации, КУИ заключить договор аренды (л.д.37).
Так, согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ, действующему на момент возникновения спорных правоотношений, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (абзац 2 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ).
Земельный кодекс РФ не содержит прямого указания на необходимость сообщения каких-либо конкретных характеристик земельного участка и обязательного доведения указанной информации до каждого жителя территории. Информация о возможном предоставлении земельного участка под комплекс торговых павильонов по <адрес> была опубликована в средствах массовой информации.
Постановлением Администрации г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ№ решено предварительно согласовать место размещения объекта для установки торговых павильонов по <адрес>, установлен земельному участку площадью 1073 кв.м. по <адрес> адрес: <адрес>, установлено, что вид разрешенного использования земельного участка площадью 1073 кв.м. определить посредством проведения публичных слушаний. При наличии положительного заключения о применении условно разрешенного вида использования, в соответствии с утвержденным регламентом принять решение об образовании из земельного участка, находящегося в госсобственности и не закрепленного за конкретными землепользователями, земельного участка с видом разрешенного использования - временные объекты розничной торговли и обслуживания населения. Рекомендовано ФИО1 обратиться в Администрацию г. Шахты с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка (л.д.18).
Таким образом, решение о предоставлении разрешения на разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> было принято органом местного самоуправления города Шахты в пределах его полномочий на основании результатов публичных слушаний.
Установлено также, что вынесенное Администрацией г.Шахты постановление никем в судебном порядке не обжаловано.
Постановлением Администрации г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ№ предоставлен из состава земель г.Шахты ФИО1 земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1073 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством, для установки торговых павильонов, с разрешенным использованием: временные объекты розничной торговли и обслуживания населения, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на условиях аренды сроком на 5 лет (л.д.34-35).
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствующий закону и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, может быть признан судом недействительным.
Указанные выше решение земельной комиссии г.Шахты (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), результаты опубликования, Постановление Администрации г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ№, Постановление Администрации г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ№ в судебном порядке обжалованы не были и в настоящее время являются действующими.
Отношения, возникающие между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2009г. №381 - ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №381-ФЗ).
Федеральный законодатель, раскрывая в пункте 6 статьи 2 Федерального закона № 381-ФЗ понятие "нестационарный торговый объект", определяет его как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (ч. 6, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).
Таким образом, законодателем прямо указывается на возможность определения места размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, а также определяются правовые последствия в отношении подобных мест, наступающие в связи с утверждением схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты" впервые была разработана в ДД.ММ.ГГГГ и утверждена постановлением Администрации г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, согласно пп.19 п.14 ст.3 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городе Шахты, утвержденных Решением Шахтинской городской Думы от 24.11.2011 №187 "Об утверждении "Правил благоустройства, чистоты и порядка в городе Шахты" (в редакции, действовавшей на момент принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка) на всех территориях города запрещено размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения, кафе и прочие объекты торговли на тротуарах и газонной части улиц, скверов, парковой и лесной зоны, за исключением мест размещения нестационарных торговых объектов, установленных постановлением Администрации города.
В соответствии с требованиями "Правил благоустройства, чистоты и порядка в г.Шахты", утвержденных решением городской Думы г.Шахты от 24.11.2011г. №187, установка торговых павильонов на территории города Шахты осуществляется при наличии договора аренды земельного участка и согласованное со службой главного архитектора Администрации г.Шахты проектной документации, в которой предусмотрено благоустройство прилегающей территории.
Действующее законодательство также не содержит запрета на предоставление земельных участков общего пользования в краткосрочную аренду без права капитального строительства аренду и утверждение проекта их границ.
Установлено, что на основании заявления ФИО1 комиссией в составе главного архитектора города, главного специалиста отдела охраны зеленых насаждений МКУ "ДГХ", и двух специалистов МКУ "ДГХ" произведена оценка состояния деревьев, предъявленных заявителем на удаление на земельном участке по <адрес> и согласована вырубка 69 деревьев - 30 шт. жизнеспособных деревьев и 39 шт. старых деревьев, попавших в зону строительства торговых павильонов, и выданы технические условия на компенсационное озеленение городских территорий общего пользования, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ и техническими условиями.
Судом установлено, что Администрация г. Шахты выдала ФИО1 разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на вырубку зеленых насаждений на земельном участке по <адрес> в количестве 69 деревьев за счет собственных средств заявителя. Также указано, что в соответствии с Областным законом Ростовской области №747-3С от 03.08.2007г. "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области", ст.5 "Правил охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования "Город Шахты" заявителем возмещен вред за снос жизнеспособных деревьев заключением договора на компенсационное озеленение городских территорий со 100% оплатой по договору.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, ООО "Зеленый рай" и МКУ "ДГХ" заключен договор № на компенсационное озеленение городских территорий общего пользования взамен сносимых 30 жизнеспособных деревьев по <адрес>, место посадки определяется дополнительным соглашением к договору между подрядчиком и МКУ "ДГХ" перед проведением посадочных работ в соответствии с ежегодными планами посадки на городских территориях общего пользования, сумма договора составляет 176 886 руб. 62 коп., которую ФИО1 оплатила в полном объеме, что подтверждается договором и квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Шахты в связи с выявленными нарушениями земельного и природоохранного законодательства главе Администрации г.Шахты внесено представление (л.д.10-16).
Установлено, что указанное представление прокуратуры г.Шахты рассмотрено специалистами ДАиГ совместно с управлением по охране окружающей среды МКУ "ДГХ" г.Шахты и направлен ответ, согласно которого проведение работ по вырубке зеленых насаждений осуществляется на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного МКУ "ДГХ" г.Шахты в соответствии с требованиями Областного закона от 03.08.2007г. №747-ЗС "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области», постановления Правительства Ростовской области от 30.08.2012 г. №819 "Об утверждении Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области", Правил охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования "Город Шахты", утвержденных решением Городской Думы города Шахты от 27.06.2013 г. №408 (л.д.24).
Судом не может быть принято во внимание заключение МКУ "Департамент ГХ" г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ, выданное по заявлению ФИО1 о нецелесообразности выделения земельного участка по <адрес> под заявленные цели, представленного истцом, поскольку данное заключение выдано предварительно и в качестве цели использования земельного участка заявлено - под строительство автостоянки, однако в данном случае вид разрешенного использования спорного земельного участка установлен под временные объекты розничной торговли и обслуживания населения.
Кроме того, ФИО1 обратилась в Администрацию г.Шахты с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> для установки торговых павильонов.
Доводы о том, что в результате установки торговых павильонов производилась незаконная и необоснованная вырубка зеленых насаждений, суд не может принять во внимание, поскольку вырубка производилась на основании действующего разрешения Администрации г.Шахты и при 100% оплате ответчиком компенсационного озеленения городских территорий общего пользования (л.д.66-71).
Как указывалось выше, за компенсацию вырубленных деревьев ФИО1 оплатила 176 866 руб. 62 коп., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69).
При этом, компенсационное озеленение, оплаченное ФИО1 в полном объеме, предусматривает превышение на 30% от общего количества вырубленных деревьев, 39 из которых согласно разрешения на вырубку зеленых насаждений, являлись старыми нежизнеспособными (л.д.68,70-71).
Статьей 77 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрена обязанность по полному возмещению вреда, причиненного окружающей среде. Поскольку в восстановительную стоимость зеленых насаждений входит стоимость типичных видов взрослых зеленых насаждений и объектов озеленения с учетом всех затрат на их создание и содержание, а компенсационное озеленение предполагает воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных в виде высадки молодых саженцев либо оплаты их стоимости, полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде, предусматривает одновременное применение двух мер в целях развития зеленого фонда, необходимого для создания нормальной экологической обстановки и обеспечения благоприятной окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 ЗК РФ, ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Применительно к ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 2 ст. 22 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (абз. 1 ст. 606 ГК РФ).
На основании п. 2.21, п. 2.24 Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации г. Шахты, утвержденного решением Городской Думы г.Шахты №277 от 21.12.2006г., Комитет в соответствии с муниципальными правовыми актами от имени города Шахты выступает продавцом, арендодателем и ссудодателем земельных участков в порядке, установленном действующим земельным законодательством, а также осуществляет функции организатора торгов по продаже имущества, права на заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, составляющего казну города Шахты.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Администрации г.Шахты и ФИО1 был заключен договор аренды № находящегося в государственной собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым №, находящегося по адресу: <адрес> для целей не связанных со строительством, для установки торговых павильонов, с разрешенным использованием: временные объекты розничной торговли и обслуживания населения площадью 1073 кв.м. (л.д.27-31).
ДД.ММ.ГГГГ указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.
В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность доказывания иска о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки лежит на лице, которое обратилось за защитой нарушенного права.
Исходя из характера заявленного спора, истец должен был доказать в суде, что заключение договора аренды земельного участка по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ осуществлено в нарушение требований земельного и (или) гражданского законодательства, регулирующего оборот земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и сдачу их в аренду.
Однако, доказательств тому, что оспариваемый договор аренды земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства, суду представлено не было.
Кроме того, договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка по <адрес>, был заключен между Комитетом по управлению имуществом Администрации г.Шахты и ФИО1, как следует из его преамбулы, в соответствии с постановлением Администрации г.Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ, которое в судебном порядке не обжаловано.
Согласно пункту 1 статьи 13 ГК РФ, пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Из содержания указанных норм следует, что ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при совокупности обоих условий.
Пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ определено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; цель использования земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ).
Из норм ст. 40 - 41 ЗК Российской Федерации следует, что если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при выделении спорного земельного участка Администрацией г.Шахты не допущено каких-либо действий не соответствующих закону или иным нормативным правовым актам и нарушающих права и охраняемые законом интересы гражданин или юридических лиц в области использования и охраны земель, в связи с чем требования иска о признании недействительным постановления мэра города Шахты о предоставлении в аренду земельного участка удовлетворены быть не могут.
В связи с изложенным, суд полагает отказать в удовлетворении исковых требований прокурора города Шахты Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, Комитету по управлению имуществом Администрации города Шахты, Администрации города Шахты о признании недействительным постановления мэра города Шахты о предоставлении в аренду земельного участка, признании договора аренды земельного участка недействительной сделкой, применении последствий недействительности сделок, об обязании возвратить земельный участок, привести земельный участок в состояние, существующее до начала земельных работ.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Шахты Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, Комитету по управлению имуществом Администрации города Шахты, Администрации города Шахты о признании недействительным постановления мэра города Шахты о предоставлении в аренду земельного участка, признании договора аренды земельного участка недействительной сделкой, применении последствий недействительности сделок, об обязании возвратить земельный участок, привести земельный участок в состояние, существующее до начала земельных работ - отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано прокурором в Ростовский областной суд в течение месяца через Шахтинский городской суд Ростовской области, начиная с 03.10.2016 года.
Мотивированное решение изготовлено 03.10.2016 года.
Судья: (подпись) И.В.Семцив
Копия верна:
Судья: И.В.Семцив
Секретарь: Е.Н.Чернова