Дело № 2 -4268/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нальчик 31 октября 2017г.
Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего, судьи - Блиевой Р.С., при секретаре - Казиевой Р.Д., с участием: истца - ФИО1 ФИО18, представителя ответчика - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - ФИО8 ФИО19, действующего по доверенности от 20.02.2017г. №, представителя третьего лица - Местной администрации городского округа Нальчик - ФИО9 ФИО20, действующей по доверенности от 10.01.2017г. №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО21 и ФИО2 ФИО22 к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, в котором они просит признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики по включению семьи ФИО1 ФИО23 составом семьи 5 человек в список на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017 году.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР включить семью ФИО2 составом семьи 5 человек - ФИО1 ФИО24, супруга ФИО1 ФИО25 и трое детей - ФИО3, 2006г.р., ФИО4, 2009г.р., ФИО6, 2014г.р., в список на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017г., -
установил:
ФИО7 и ФИО2, обратились в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что 26.05.2017г. ФИО7, обратилась в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР о включении её семьи в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году.
Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР в своем письме № от ДД.ММ.ГГГГ отказалось включать её семью в список молодых семей участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».
Ранее, 18.10.2016г. ФИО7 обращалась в Жилищное управление Местной администрации городского округа Нальчик с заявлением о предоставлении сведений порядкового номера, под каким порядковым номером состоит её семья в списке молодых семей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и о включении в список, предоставляемый в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017 году.
В письме №-К от ДД.ММ.ГГГГ Жилищное управление Местной администрации городского округа Нальчик сообщило, что список сформирован и представлен в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР к 1 сентября текущего года на основании заявлений, поданных участниками программы в период с 10 января по ДД.ММ.ГГГГ. Её семья в установленный период перерегистрацию не проходила, так как не была участницей программы.
Посчитав отказ незаконным, поскольку их семья была необоснованно исключена из списка молодых семей с 2012 года, они обратились в суд за защитой своих нарушенных прав.
В соответствии с решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отказ Местной администрации городского округа Нальчик по включению семьи ФИО2 составом семьи 5 человек в список на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017 году признан незаконным. Кроме того, Местную администрацию городского округа Нальчик обязали включить их семью в список на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017 году.
В настоящее время их семья вновь исключена из списка на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017 году. Отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР истцы считают незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ о Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы». Указанная программа также включила в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» и правила реализации подпрограммы.
В соответствии с пунктом 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
Их семья в 2012 году признана Местной администрацией городского округа Нальчик нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В 2014-2015 годах они были включены в число претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП утвержден порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Согласно пункту 13 Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики представляют в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверенные и обобщенные списки молодых семей - участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Перерегистрация ими была пропущена по вине Местной администрации городского округа Нальчик, их незаконно исключили из числа участников подпрограммы.
С данным отказом они не согласны, считают его незаконным, необоснованным.
Истица - ФИО7, просила удовлетворить исковые требования, указав, что до издания министерством приказа № от 19.06.2017г. об утверждении списка молодых семей на получение социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в 2017г. в КБР, она уже после того как Местная администрация городского округа Нальчик на основании вступившего в законную силу решения Нальчикского городского суда от 09.03.2017г. включила их семью в Список под № и об этом направила письмо в министерство под № от 22.05.2017г., сама ходила в министерство и отнесла заявление, о чем есть отметка на копии данного заявления, т.е. несмотря на то, что министерство обладало информацией о том, что они восстановлены в очереди, не включило их в список, утвержденный 19.06.2017г. приказом министерства №.
Истец - ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, обратился в суд с заявлением о рассмотрении его исковых требований без его участия.
Суд по правилам п. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика - ФИО8, просил отказать в удовлетворении исковых требований, считая, что министерство руководствовалось действующим законодательством и права истцов не нарушило, т.к. не было никаких правовых оснований для включения их в список - в соответствии с абзацем 6 п. 5 Постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 291-ПП "О мерах по реализации в Кабардино-Балкарской Республике подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (вместе с "Порядком формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году", "Порядком и условиями признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты" министерство имеет право вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году только в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили в установленный срок необходимые документы для получения свидетельства или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой, т.е. ни одно из перечисленных оснований не подходит для изменения утвержденного списка и включения в неё семьи К-вых, а новый список Местной администрации городского округа Нальчик не имеет правового значения, поскольку первоначальный список был сформирован и направлен в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики без семьи К-вых, помимо этого в решениях Нальчикского городского суда министерству не предписывалось включить семью Кажаровх в список претендентов на получение социальной выплаты, также нет бюджетных ассигнований, т.к. лимиты по подпрограмме исчерпаны и до конца года их никто не выделит.
Представитель третьего лица - Местной администрации городского округа Нальчик - ФИО9, просила отказать в удовлетворении исковых требований истцов - К-вых, указав, что, по её мнению, независимо от решений Нальчикского городского суда, семью К-вых исключили истцов из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, правильно, поэтому у Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР не было правовых оснований для включения К-вых в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году.
Выслушав позицию участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких способов является гарантия судебной защиты (ст. 46 Конституции Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (далее Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 о Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в редакции от 20.05.2017г., утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы". Данная программа также включала в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" и правила реализации подпрограммы.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
Под нуждающимися в улучшении жилищных условий согласно данного пункта Правил, понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГг. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
В соответствии с п. 7 Правил порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП утвержден Порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее Порядок).
Согласно указанному Порядку формирование списка молодых семей - участниц подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления сельского или городского поселения (городского округа), уполномоченным на реализацию подпрограммы в муниципальном образовании Кабардино-Балкарской Республики (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п.7 Порядка для использования социальной выплаты на другие цели, установленные подпрограммой, молодая семья подает в уполномоченный орган по месту жительства в период с 1 января по 15 апреля года, предшествующего планируемому, следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий);
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых смещениях (выписка из решения органа местного самоуправления);
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Копии указанных документов представляются с подлинниками для сверки.
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется уполномоченным органом в хронологической последовательности в соответствии с датой признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участницы подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.
В силу п. 13 Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики представляют в Министерство строительства и жилищно-комммунапьного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверенные и обобщенные списки молодых семей - участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Судом установлено, что в 2012 году истцы были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В 2014-2015 годах были включены в число претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Постановлением главы местной администрации городского округа Нальчик №2464 от 29 декабря 2015 года ФИО2 составом семьи 5 человек (он, супруга ФИО5 и трое детей) исключены из списка молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (далее Подпрограмма) в связи с ухудшением жилищных условий (в соответствии со ст.53 ЖК РФ) в 2012 году путем перерегистрации в однокомнатную <адрес> в <адрес>, в связи с чем, перерегистрация не была пройдена ФИО12.
В марте 2016 года К-вы обратились в суд с иском об оспаривании указанного постановления и восстановлении их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Нальчикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования К-вых были удовлетворены.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение указанного решения суда, Местная администрация городского округа Нальчик приняла постановление № о восстановлении семьи К-вых составом 5 человек в списке молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г. с момента признания семьи нуждающейся в жилых помещениях, со ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на вышеуказанное, Местная администрация городского округа Нальчик в очередной раз в 2017г. отказала во включении семьи ФИО1 ФИО26 составом семьи 5 человек в список на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017 году, в связи с чем, они были вынуждены снова обратиться в Нальчикский городской суд, который решением от 09.03.2017г., вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГг. обязал Местную администрацию городского округа Нальчик включить семью ФИО1 ФИО31 составом семьи 5 человек - он, супруга ФИО1 ФИО30, и трое детей - ФИО1 ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1 ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017 году.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
При этом защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется, поскольку законодателем гарантировано право взыскателя на скорейшее исполнение решения суда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении N 5 от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" в пункте 12 разъяснил, что при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При исчислении указанных сроков по уголовным делам судебное разбирательство охватывает как процедуру предварительного следствия, так и непосредственно процедуру судебного разбирательства. Согласно правовым позициям, выработанным Европейским Судом по правам человека, сроки начинают исчисляться со времени, когда лицу предъявлено обвинение или это лицо задержано, заключено под стражу, применены иные меры процессуального принуждения, а заканчиваются в момент, когда приговор вступил в законную силу или уголовное дело либо уголовное преследование прекращено.
Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, по смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства".
Конституционным Судом Российской Федерации указано на то, что исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При этом судом установлено, что до издания Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР приказа № от 19.06.2017г. об утверждении списка молодых семей на получение социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в 2017г. в КБР, оно владело информацией о том, что Местная администрация городского округа на основании вступившего в законную силу решения Нальчикского городского суда от 09.03.2017г. включила семью ФИО11 составом из 5 человек в Список молодых семей на получение социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в 2017г. в КБР, под № и об этом проинформировала Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР письмом под № от 22.05.2017г., направленном в министерство в электронном виде, помимо этого сама истица ДД.ММ.ГГГГ-17г. ходила в министерство и отнесла заявление, приложив вступившее в законную силу решение суда, о чем есть отметка на копии данного заявления, т.е., несмотря на то, что министерство обладало информацией о том, что семья ФИО11 восстановлена в очереди молодых семей на получение социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в 2017г. в КБР, не включило их в список, утвержденный 19.06.2017г. приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР №.
К доводам представителя ответчика, о том, что права истцов министерством не были нарушены, т.к. не было никаких правовых оснований для включения их в список, поскольку в соответствии с абзацем 6 п. 5 Постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ N 291-ПП "О мерах по реализации в Кабардино-Балкарской Республике подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (вместе с "Порядком формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году", "Порядком и условиями признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты" министерство имеет право вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили в установленный срок необходимые документы для получения свидетельства или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой, считая, что ни одно из перечисленных оснований не подходит для изменения утвержденного списка и включения в неё семьи К-вых, а новый список Местной администрации городского округа Нальчик не имеет правового значения, поскольку первоначальный список был сформирован и направлен в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, суд относится критически т.к. из материалов дела усматривается, что как раз истцы, причем не по своей вине не представили в установленный срок необходимые документы для получения свидетельства, которое не может быть предоставлено без включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Исходя из того, что истцы не могут не по своей вине реализовать свои права по получению социальной выплаты для приобретения жилья, при этом не только не отказывались от своего права на получение социальной выплаты, а уже в третий раз обратились в суд с целью восстановления незаконно нарушенных их прав, суд считает, что исковые требования ФИО7 и ФИО2 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования ФИО1 ФИО32, ФИО1 ФИО33.
Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики по включению семьи ФИО1 ФИО34 составом семьи 5 человек в список на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017 году.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики включить семью ФИО1 ФИО35 составом семьи 5 человек - ФИО1 ФИО36, супруга - ФИО1 ФИО37 и трое детей - ФИО3, 2006г.р., ФИО4, 2009г.р., ФИО6, 2014г.р., в список на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2017 году.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированном виде.
Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГг.
Председательствующий - Р.С.Блиева
Копия верна:
Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева
Решение вступило в законную силу «_____» _____________________2017 г.
Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева