Дело № 2-426/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2015 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Прокофичева Д.Н.,
при секретаре ФИО16,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО3, ФИО7ФИО1ФИО11, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО6 к Министерству социальной защиты населения <адрес> о признании ответа исполняющего обязанности министра Министерства социальной защиты незаконным, возложение обязанности по совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1 В.М., ФИО7, ФИО1 М.В., ФИО5, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО6 обратились в суд с иском к Министерству социальной защиты населения <адрес> с исковыми требованиями о признании ответа исполняющего обязанности министра Министерства социальной защиты населения <адрес><номер> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> произвести социальную выплату денежных средств в размере 476000,0 рублей для осуществления ремонтно-ФИО8 работ ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО7; ФИО3 Мефодьевичу, ФИО4, ФИО5, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО6.
В обоснование заявленных требований указали, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было признано аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ<номер> и заключением о признании жилого помещения (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ<номер> межведомственной комиссии. В квартире на момент объявления режима чрезвычайной ситуации проживали истцы: собственник жилого помещения ФИО2, и члены ее семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7. Решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцами ФИО1 Е. В., ФИО1 В. М., ФИО1 М. В., ФИО7, ФИО5 и ФИО6 признано право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Истцам была предоставлена соответствующая социальная выплата. На выплаченные денежные средства истцами были приобретены жилые помещения на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между истцами и Обществом с ограниченной ответственностью «ФИО8» договора <номер> об участии в долевом строительстве <адрес>, № 31, <номер> в многоквартирном жилом доме Литер - 2 по адресу: <адрес>. ФИО10 условиям договора (п. 1.2) комплектация «Объекта», то есть квартир, выполняемая застройщиком в рамках настоящего договора - внутренняя «черновая отделка»: остекление окон металлопластиковым профилем, остекление лоджии алюминиевым профилем, цементная стяжка пола, цементная штукатурка стен, входная, подвод и разводка инженерных коммуникаций: водопровод с установкой водосчетчика для холодной воды и электрического водонагревателя, отопление с установкой чугунных радиаторов, скрытая электропроводка с установкой электросчетчика, канализация. Срок сдачи данных жилых помещений в соответствии с условиями данного договора (п. 2.1 Договора)- 3-ий квартал 2014 года. Пунктом 2.2 Договора предусмотрено продление срока, указанного в п. 2.1, соглашением сторон при условии невозможности сдачи строящегося жилого дома вследствие причин, не зависящих от Застройщика. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ установлен планируемый срок ввода жилого дома в эксплуатацию - 4-ый квартал 2014 года (п.1.1 Дополнительного соглашения). ФИО10 актам приема-передачи передача квартир от Застройщика к Участнику произошла ДД.ММ.ГГГГ. В последующем истцы заключили договор подряда <номер> на ремонтно - ФИО8 работы с индивидуальным предпринимателем ФИО9 для проведения ремонтно - ФИО8 работ по однокомнатным квартирам № 31, 24, 39 в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, литер 2. Данный договор подряда истцами для осуществления оплаты был направлен в Министерство защиты администрации <адрес>. Ответом исполняющего обязанности министра за <номер> от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер> в полном объеме реализован в течение 2013-2014 годов и Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> утратило силу основания для предоставления в 2015 году денежных средств на проведение ремонтно-ФИО8 работ отсутствуют. ФИО10 РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер> постановил принять меры, в том числе и на выделение средств на капитальный ремонт исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей.
Сумма квадратных метров приобретенного истцами жилья составила 95,2 кв. метров: 31,5 кв. м + 31,5 кв. м + 32,2 кв. м = 95,2 кв. метра. Сумма, необходимая для капитального ремонта жилья, составляет 476000,0 рублей: 5000,0 руб. х 95,2 кв. м = 476000,0 рублей. В связи с тем, что передача жилых помещений истцам была произведена ДД.ММ.ГГГГ, реальной возможности произвести какие-либо ремонтные работы по отделке жилья в течение одного дня истцы не имели. В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Свои обязательства перед истцами, предусмотренные ФИО10 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 693, ответчик Министерство социальной защиты населения <адрес> не выполнило. Ссылка ответчика на утрату действия Постановления <адрес><номер> от ДД.ММ.ГГГГ и полную реализацию ФИО10 РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер> не состоятельна.
На основании изложенного просили признать ответ исполняющего обязанности министра Министерства социальной защиты населения <адрес><номер> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> произвести социальную выплату денежных средств в размере 476 000рублей для осуществления ремонтно-ФИО8 работ ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО7; ФИО3 Мефодьевичу, ФИО4, ФИО5, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО6.
Истец ФИО1 Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1 В.М., в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, дополнительно пояснила, что решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за истцами ФИО1 Е. В., ФИО1 В. М., ФИО1 М. В., ФИО7, ФИО5 и ФИО6 признано право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и была предоставлена соответствующая социальная выплата. На выплаченные денежные средства истцами были приобретены три жилых помещения с внутренней черновой отделкой. Но денежных средств на эконом ремонт - Министерство социальной зашиты, истцам не выделяло. Так же в связи с тем, что передача жилых помещений истцам была произведена ДД.ММ.ГГГГ, возможности произвести ремонтные работы по отделки жилья в течение одного дня истцы не имели. В последующем истцы заключили договор подряда на ремонтно –ФИО8 работы на все три квартиры. ФИО10 локальной смете ремонтно-ФИО8 работы обошлись истцам в суммы – 476 000 рублей. Данный договор подряда истцами для осуществления оплаты был направлен в министерство защиты администрации <адрес>, но был получен отказ. ФИО10 РФ № 693, где говориться о выделении средств на капитальный ремонт исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тысяч рублей. Таким образом, по мнению истца, министерство социальной защиты не выполнило своих обязательств. Ссылка ответчика на утрату действия постановления <адрес><номер> от ДД.ММ.ГГГГ и полную реализацию ФИО10 РФ от ДД.ММ.ГГГГ не состоятельна. Так же в связи с тем, что передача жилых помещений истцам была произведена ДД.ММ.ГГГГ, возможности произвести ремонтные работы по отделки жилья в течение одного дня истцы не имели. Таким образом, по мнению истца, Министерство социальной защиты населения обязано им выделить денежные средства на эконом ремонт – 5 тысяч за квадратный метр.
Истец ФИО1 М.В. в судебном заседании свою позицию по заявленным требованиям не высказал.
Истец ФИО5, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО6 и ФИО7. в судебном заседании свою позицию по заявленным требованиям не высказала.
Представитель ответчика - министерства социальной защиты населения <адрес>ФИО17 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, дополнительно суду пояснила, что Министерство социальной защиты населения на основании ФИО10 РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер> и 520 Постановления <адрес>, предоставило истцам, ФИО10 свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство(приобретения) жилья в размере 3 240 000 рублей. Истцы могли реализовать свое право на приобретение жилья, как на вторичном, так и на первичном рынке, как с черновой отделкой, так и с отделкой эконом класса. К заключению договора истцов никто не понуждал, они добровольно реализовали свое право по предоставлению им социальной выплаты на строительство(приобретения) жилья. Истцами с застройщиком был заключен договор подряда <номер> на ремонтно - ФИО8 работы для проведения ремонтно - ФИО8 работ по однокомнатным квартирам № 31, 24, 39 в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, литер 2. В силу п.1.2 данного договора, комплектация «Объекта», выполняемая застройщиком – внутренняя черновая отделка. ФИО10 заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, сумма в размере 3 240 000 рублей, Министерством социальной защиты была оплачена, и ссылка истцов, что ФИО10 РФ <номер> им должны предоставить средства на капитальный ремонт на отделку данных квартир, исходя из стоимости одного квадратного метра жилья 5 000 рублей – ошибочна. Данные средства предоставлялись Минстроем и органами местного самоуправления для лиц признанными пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта, включении в списки граждан-получателей социальной выплаты на цели проведения капитального ремонта пострадавшего жилого помещения. Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении (пострадавшего) одного жилого помещения.
Некоторым гражданам действительно дополнительно выплачивались денежные средства с благотворительного фонда первого канала, данные средства поступали в доход бюджета <адрес>. Затем заседанием оперативного штаба комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) выносилось решение – Министерству социальной защиты осуществить доплату из средств пожертвований на осуществления ремонта.
И только после этого <адрес> издавало распоряжение «О выделении средств за счет добровольных взносов и пожертвований», с утвержденными списком граждан –получателей на проведение отделочных работ, таким образом только после подписания данного Распоряжения <адрес>, Министерство после 5 дней после его подписания, выплачивало гражданам средства. Правовых оснований для выделения дополнительных средств истцам у Министерства нет.
Таким образом, истцами не предоставлена информация о том, что уполномоченным органом издано распоряжение о предоставлении им выплаты за счет средств добровольных взносов и пожертвований на проведение отделочных работ.
Ответчик - Министерство строительства и архитектуры <адрес> о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в удовлетворении иска просили отказать.
Ответчик – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, утвержденных постановлением <адрес><номер> от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Правила), действовавших до ДД.ММ.ГГГГ (на момент возникновения спорных правоотношений) право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией (далее - утраченное жилье, утраченные жилые помещения), являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются взамен утраченного жилья. Гражданам в связи с безвозмездной передачей (отказом) утраченного жилья (земельного участка) по их заявлениям предоставляются бесплатно в собственность земельные участки в соответствии с подпунктами "к", "л" части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 422-ОЗ "Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, на территории <адрес>.
Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии с п. 3 Правил факт постоянного проживания пострадавших граждан на день объявления режима чрезвычайной ситуации подтверждается регистрацией по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
Пунктом 4 установлено, что в целях настоящих Правил члены семьи, совместно проживавшие с собственником утраченного жилого помещения, определяются на день объявления режима чрезвычайной ситуации в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации; в случае если собственник жилого помещения не проживал по состоянию на день объявления режима чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются на день объявления режима чрезвычайной ситуации в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
ФИО10 ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Разделом II Правил установлено, что размер социальной выплаты определяется из расчета предоставления пострадавшим гражданам общей площади жилого помещения по нормативу в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. – на семью из 2 человек и по 18 кв.м. – на одного человека при численности членов семьи 3 и более человек и средней рыночной стоимости одного кв.м. общей площади жилья, установленной правовым актом органа местного самоуправления на территории муниципального образования, на которой проживал гражданин, но не более: 25000 рублей для сельских поселений Архаринского, Белогорского, Бурейского, Завитинского, Зейского, Константиновского, Магдагачинского, Мазановского, Михайловского, Октябрьского, Ромненского, Свободненского, Серышевского, Сковородинского и <адрес>ов и 30000 рублей для городских округов (городов), поселков городского типа, поселений Благовещенского, Ивановского и <адрес>ов – на цели в соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 2 настоящего раздела; 30000 рублей – на цели в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 настоящего раздела.
При расчете размера социальной выплаты не учитываются граждане, имеющие в собственности или на условиях социального найма иное жилье, пригодное для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Для получения социальной выплаты гражданин-собственник утраченного жилья либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящих Правил (далее-заявитель), подает в государственное казенное учреждение <адрес> – управление социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району (далее – ГКУ УСЗН) по месту жительства письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по форме, установленной министерством социальной защиты населения <адрес> (далее – министерство).
Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
а) документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи, проживавших в утраченном жилом помещении; б) заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации);
в) правоустанавливающие документы на утраченное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
г) решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении);
д) документы, подтверждающие факт смены фамилии, имени или отчества (в случае наличия соответствующего факта);
е) документы, подтверждающие родство членов семьи (в том числе в случае необходимости - решение суда о признании членами семьи собственника жилого помещения);
ж) справка о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении (с указанием даты регистрации граждан в жилом помещении), выданная уполномоченным органом (организацией) (если данные сведения находятся в распоряжении органа местного самоуправления, справка представляется по инициативе заявителя);
з) письменное обязательство о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность. Письменное обязательство составляется по форме ФИО10 приложению <номер> к настоящим Правилам и начинает действовать в случае принятия решения о предоставлении социальной выплаты заявителю.
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации из регистрационной службы организует заседание комиссии по предоставлению социальной выплаты (далее – комиссия). Состав комиссии и положение о ней утверждаются министерством.
По итогам заседания комиссия принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты заявителю.
В течение 10 дней со дня принятия решения о предоставлении социальной выплаты министерство разрабатывает проект распоряжения губернатора области об утверждении списка граждан – получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
Основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются: а) несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пункта 2 раздела I настоящих Правил; б) представление не всех документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего раздела Правил; в) наличие в представленных документах несоответствий (разночтений) личных данных, подтверждающих юридически значимые факты и события (в том числе в фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения).
Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья (далее - свидетельство) по форме ФИО10 приложению к настоящему Порядку.
Таким образом, факт постоянного проживания в жилом помещении, признанном непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, является обязательным условием для предоставления обратившемуся лицу социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, а так же для учета количества лиц в расчете размера социальной выплаты. При этом при расчете размера социальной выплаты могут быть учтены только собственник жилого помещения и члены его семьи. Лица, не являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, не имеют права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
Указанная мера государственной поддержки, как следует из содержания правовых норм федерального и регионального законодательства, регулирующих вопросы обеспечения жильем пострадавших в результате ЧС 2013 года граждан, предусматривалась за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года» (далее - Программа), утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1050. Порядок предоставления средств федерального бюджета на эти цели был определен в приложении <номер> (1) «Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и <адрес>в, <адрес> и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года». Вместе с тем финансирование данных мероприятий, ФИО10 Программе, установлено на 2014 год и в 2015 году не предусмотрено (Приложение № 4). В этой связи принятые в порядке реализации Правил (Приложение 11.1 к Программе) Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утвержденные постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> признаны утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт, предусматривающий бюджетные обязательства федерального либо регионального бюджета по оказанию мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья пострадавшим гражданам, и регулирующий механизм назначения и предоставления указанной меры социальной поддержки.
ДД.ММ.ГГГГ<номер> министерство социальной защиты населения, письмом сообщило, что Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер> в полном объеме реализован в течение 2013-2014 годов и Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> утратило силу основания для предоставления в 2015 году денежных средств на проведение ремонтно-ФИО8 работ отсутствуют.
Не согласившись с данным отказом Министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 06-547, ФИО1 Е.В. обратилась в суд с настоящими требованиями.
ФИО10 п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Несмотря на то, что истец обратился в суд с исковым заявлением, учитывая существо заявленных требований, суд рассматривает настоящий иск в соответствии с положениями главы 25 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
Как установлено в судебном заседании, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было признано аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается актом обследования помещения <номер> от ДД.ММ.ГГГГ и заключению межведомственной комиссии <номер> от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцами ФИО1 Е. В., ФИО1 В. М., ФИО1 М. В., ФИО7, ФИО5 и ФИО6 признано право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
ФИО10 свидетельства <номер> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 Е.В. с учетом членов ее семьи была предоставлена социальная выплата на строительство (приобретения) жилья, в размере 3 240 000 рублей.
На выплаченные денежные средства истцами были приобретены жилые помещения на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между истцами и Обществом с ограниченной ответственностью «ФИО8» договора <номер> об участии в долевом строительстве <адрес>, № 31, <номер> в многоквартирном жилом доме Литер - 2 по адресу: <адрес>.
В силу п. 1.2. договора <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, комплектация «Объекта», выполняемая застройщиком в рамках настоящего договора - внутренняя «черновая отделка» в том числе: остекление окон металлопластиковым профилем, остекление лоджии алюминиевым профилем, цементная стяжка пола, цементная штукатурка стен, входная, подвод и разводка инженерных коммуникаций: водопровод с установкой водосчетчика для холодной воды и электрического водонагревателя, отопление с установкой чугунных радиаторов, скрытая электропроводка с установкой электросчетчика, канализация.
ФИО10 абзаца 2 п.1.2 все остальные работы по отделки «Объекта» и установке в нем оборудования в его стоимость не входит и выполняются за счет участника, его силами.
В силу п.3.3 данного договора, в случае невозможности ввода «Объекта» в эксплуатацию в «черновой отделки». В этом случае «чистовая отделка» «Объекта», необходимая для ввода в эксплуатацию, выполняется застройщиком, за счет участника, если иное не будет установлено соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
ФИО10 актам приема-передачи передача квартир от Застройщика к Участнику произошла ДД.ММ.ГГГГ. ФИО10 актам истцы приняли в собственность квартиры.
Истец добровольно заключил договор <номер> об участии в долевом строительстве квартир № 24, № 31, № 39, с условиями договора был ознакомлен и с ними ФИО10, и реализовал свое право на получение социальной выплаты на строительство(приобретение) жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст.ст. 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, договор <номер> от ДД.ММ.ГГГГ сторонами сделки исполнен.
Далее, ФИО1 Е.В. с индивидуальным предпринимателем ФИО9 заключила договор подряда <номер> на ремонтно - ФИО8 работы для проведения ремонтно - ФИО8 работ по однокомнатным квартирам № 31, 24, 39 в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, литер 2.
ФИО10 локальной смете ремонтно-ФИО8 работы обошлись истцам в сумму – 476 000 рублей.
Данный договор подряда истцами для осуществления оплаты был направлен в Министерство защиты администрации <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ<номер> министерство социальной защиты населения, письмом сообщило, ФИО1 Е.В., что в министерство социальной защиты населения поступил договор подряда <номер> на ремонтно-ФИО8 работы, заключенный между ФИО1 Е.В. и ИП на проведение ремонтно –ФИО8 работ по однокомнатным квартирам: 31, 24, 39 в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, литер 2. Данные квартиры были приобретены ФИО1 Е.В. и членами ее семьи на средства социальной выплаты на строительство(приобретение) жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
В целях выполнения государственной задачи по ликвидации в кратчайшие сроки последствий крупномасштабного наводнения, поставленной ФИО10 РФ, в соответствии с протоколом заседания оперативного штаба комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ<номер> (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в 2014 году за счет средств добровольных взносов и пожертвований обеспечивалось финансирование расходов на предоставление социальной выплаты на ремонт жилых помещений приобретенных за счет средств, полученных в рамках Порядка, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 520.
Учитывая, что Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер> в полном объеме реализован в течение 2013-2014 годов и Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> утратило силу основания для предоставления в 2015 году денежных средств на проведение ремонтно-ФИО8 работ отсутствуют.
Таким образом, договор подряда истцами в Министерство социальной защиты населения <адрес> для осуществления оплаты (по отделочным работам) направлен в январе 2015 года.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 520, на министерство социальной защиты населения были возложены полномочия по предоставлению социальной выплаты пострадавшим гражданам, но данное постановление было признано утратившим силу, у министерства отсутствовали какие-либо правовые основания для рассмотрения поступивших документов. Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утвержденные постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> признаны утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт, предусматривающий бюджетные обязательства федерального либо регионального бюджета по оказанию мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья пострадавшим гражданам, и регулирующий механизм назначения и предоставления указанной меры социальной поддержки.
Но данную социальную помощь в соответствии, с которым на министерство были возложены полномочия по предоставлению социальной выплаты пострадавшим гражданам – истцы получили.
ФИО10 свидетельства <номер> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты на строительство(приобретения) жилья в размере 3 240 000 рублей, и заявки на кассовый расход № 0000-001514, Управление Федерального казначейства по <адрес> из средств бюджета, сумма в размере 3 240 000 рублей была переведена на счет истцов, что ими и не оспаривается.
Таким образом, Министерство социальной защиты населения <адрес> перед истцами свои обязательства выполнило.
По поводу выплаты денежных средств с благотворительного фонда первого канала, то данные средства поступали в доход бюджета <адрес>. Затем заседанием оперативного штаба комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) выносилось решение – Министерству социальной защиты осуществить доплату из средств пожертвований на осуществления ремонта.
И только после данного решения, <адрес> издавало распоряжение «О выделении средств за счет добровольных взносов и пожертвований», с утвержденными списком граждан –получателей на проведение отделочных работ, таким образом только после подписания данного Распоряжения <адрес>, Министерство после 5 дней после его подписания, выплачивало гражданам средства. Правовых оснований для выделения дополнительных средств истцам у Министерства не было.
Таким образом, истцами не предоставлена информация о том, что уполномоченным органом издано распоряжение о предоставлении им выплаты за счет средств добровольных взносов и пожертвований на проведение отделочных работ.
Более того в настоящий момент данная программа не действует по причине отсутствия финансирования.
Соответственно, ФИО10 распоряжений <адрес> № 150-р от ДД.ММ.ГГГГ и 248-р от ДД.ММ.ГГГГ о выделении средств за счет добровольных взносов и пожертвований на проведение отделочных работ гражданам выделены денежные средства, и в утвержденном списке получателей выплат на проведение отделочных работ ФИО1 Е.В. не значится.
ФИО10 ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом того, что суд пришел к выводу о законности ответа Министерства социальной защиты населения <адрес><номер> от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно оснований для удовлетворения требований заявителя, в том числе в части возложения обязанности на Министерство социальной защиты населения <адрес> произвести социальную выплату денежных средств истцам в размере 476 000 рублей, для осуществления ремонтно –ФИО8 работ- отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО7, ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО6 к Министерству социальной защиты населения <адрес> о признании ответа исполняющего обязанности министра Министерства социальной защиты незаконным, возложение обязанности по совершению действий – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: