ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-426/16 от 20.06.2016 Славянского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 2-426/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Славянск-на-Кубани 20 июня 2016 года

Славянский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Антощук Ю.В.,

с участием представителя истца на основании доверенности №2786/15-01-04 от 21.09.2015 Скорик О.В.,

представителей ответчика Разумеевой Т.П. на основании доверенностей 23АА5456694 от 28.03.2016 – Бублий Е.З., и 23АА3906765 от 07.07.2015 – Разумеева В.И.,

при секретаре Стопкиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края к Разумеевой Т.П. о расторжении договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Представитель УМИЗО администрации МО Славянский район Краснодарского края на основании доверенности №2615/15-01-04 от 04.09.2015 Шумченко Д.Н. обратился в Славянский районный суд с указанным иском к ответчику Разумеевой Т.П. о расторжении договора аренды № <...> от 02.03.1997 земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 174,2 га, целевое назначение - для сельскохозяйственного использования, заключенного между администрацией г. Славянска-на-Кубани и Славянского района и крестьянским фермерским хозяйством «Аси» в лице главы крестьянского хозяйства Разумеевой Т.П., проживающей по адресу: Славянский район, х. <...>, ул. <...>.

В обоснование иска указал, что по условиям указанного договора аренды Арендодатель передает Арендатору во временное владение и пользование земельные угодья общей площадью 174,2 га, в том числе пашни 173 га и прочих земель 1,2 га, сроком на 49 лет и зарегистрирован в Славянском комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Постановлением главы администрации г. Славянска-на-Кубани и Славянского района от 05.08.2002 № 1210 «О делегировании муниципальному учреждению комитету по управлению муниципальным имуществом г. Славянска-на-Кубани и Славянского района полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности», функции по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, переданы комитету по управлению муниципальным имуществом г. Славянска-на-Кубани и Славянского района.

В силу заключаемого договора аренды каждая из сторон берет на себя набор прав и обязанностей, которые в силу закона должны исполняться в полном объеме.

Управлением в адрес Разумеевой Т.П. неоднократно направлялись письма с просьбой предоставить документы, подтверждающие государственную регистрацию в качестве крестьянско-фермерского хозяйства «Аси». До настоящего времени пакет документов в адрес управления ответчиком направлен не был.

В соответствии с ответом межрайонной ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю от 05.11.2014 № 07-1-56/11358 в территориальных базах ЕГРЮЛ И ЕГРИП сведения о крестьянском фермерском хозяйстве «АСИ» ИНН <...> отсутствует.

Таким образом, арендатором нарушено существенное условие договора аренды. Земельный участок, который предоставлен КФХ «Аси» по договору аренды земельного участка № <...> от 2 марта 1997 года согласно действующему законодательству мог предоставляться в аренду только КФХ, но не физическому лицу.

Учитывая, что одной из сторон по договору аренды в настоящее время не существует, а именно: крестьянского фермерского хозяйства «АСИ», данный договор является нелегитимным и подлежит расторжению в соответствии с действующим законодательством.

09.06.2015 Управлением в адрес ответчика направлено уведомление о расторжении договора аренды земельного участка № <...> от 02.03.1997 с указанием причин расторжения договора: Разумеевой Т.П. предлагается расторгнуть договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения № <...> от 02.03.1997 г. и явиться для подписания соглашения о расторжении данного договора по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Красная, 22 каб. 216. До настоящего времени ответа на уведомление от арендатора не поступало.

В судебном заседании представитель истца Скорик О.В. настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске доводам и настаивала на расторжении договора так как КФХ «АСИ», с которым заключался договор, не существует. Поэтому считает, что договор должен быт расторгнут, а земельный участок возвращен государству, и никто не препятствует впредь истице участвовать в приобретении данного земельного участка в соответствие Земельному Кодексу. Также указала, что по результатам рассмотрения гражданского дела по иску УМИЗО к Разумеевой Т.П. о том же предмете, которое ранее находилось в производству судьи Ярового А.В., вынесено определение об оставлении без рассмотрения, так как истец дважды не явился в суд, что не является основанием для отказа в иске либо прекращения производства по настоящему делу. Определение истцом не обжаловано и вступило в законную силу. В случае урегулирования спора, как утверждает представитель ответчика, судом было бы принято решение о прекращении производства по делу ввиду отказа истца от иска.

Что касается досудебного урегулирования спора, пояснила, что представитель ответчика Разумеев В.И. сам в судебном заседании признал, что Раземеева Т.П. получала письма от УМИЗО, в результате которых они обращались к начальнику УМИЗО в 2015 году Б,Е.А. и тот им пояснял, что именно нужно устранить. Что касается ошибочного адресата в письмах с досудебной претензией, действительно первое письмо на ул.<...>, а второе письмо направлено на ул.<...>. Но как пояснила, они направляли письма по всем известным адресам, имеющимся в базе арендных платежей, которые либо сообщались арендатором дополнительно к тому, которые имеются в договоре о месте своего проживания. Даже ели этот адрес не соответствует фактическому, то имеется второе письмо, где адрес соответствует действительному.

Ответчик Разумеева Т.П. в судебное заседание не явилась, не просила о рассмотрении дела без ее участия либо отложении рассмотрения дела, надлежащим образом уведомлена о слушании дела, о чем в материалах дела имеется распечатка внутрироссийкого идентификатора, свидетельствующая о том, что Разумеевой Т.П. заказная повестка вручена.

Суд по основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившегося ответчика.

Представители ответчика Разумеевой Т.П. на основании доверенностей Бублий Е.З. и Разумеев В.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований о расторжении договора арены земельного участка от 02.03.1997 № <...>, и пояснили, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В качестве единственного основания расторжения Договора аренды Управление указывает на отсутствие в настоящее время регистрации крестьянского фермерского хозяйства «АСИ» в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что не соответствует действительности.

Положениями Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» было определено, что действующие крестьянские фермерские хозяйства (далее - КФХ) со статусом юридического лица вправе его сохранить на период до 1 января 2010 г. В силу норм Федерального закона от 25 декабря 2012 г. № 263-ФЗ указанный срок продлевался и статус КФХ сохранялся до 1 января 2021 г.

С учетом принятого постановления о регистрации КФК «АСИ» на момент заключения Договора аренды и в дальнейшем КФХ «АСИ» признавалось созданным и действующим. Поскольку при отсутствии статуса юридического лица крестьянское (фермерское) хозяйство зарегистрировать в качестве субъекта права оказалось невозможным, подзаконные акты наделили главу хозяйства всеми статусными правами индивидуального предпринимателя. Именно главе хозяйства присваивается номер государственной регистрации, ИНН, другие реквизиты, при этом индивидуальный предприниматель признается главой КФХ. Разумеева Т.П. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и главы крестьянского фермерского хозяйства, ИНН <...>, ОГРНИП <...>, что подтверждается прилагаемой распечаткой сведений с официального сайта ФНС России. Таким образом, утверждения Управления об отсутствии стороны в Договоре аренды не подтверждаются, поскольку Разумеевой Т.П. в силу изложенных норм статус главы КФХ утрачен не был, стороной в Договоре аренды является действующее в настоящее время КФХ.

Следует также отметить, что Управление ранее обращалась с аналогичными требованиями в судебном порядке. Определением от 31.07.2015г. по делу № 2-801/2015г. Славянского районного суда исковое заявление Управления оставлено без рассмотрения, разъяснено право на повторное обращение иска при условии предоставления Управлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание и невозможности сообщения о них суду. В соответствии с ч. 2 ст. 223 ГПК РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке. В нарушение указанных норм Управлением требования определения не выполнены, соответствующие доказательства не предоставлены.

Также Разумеев В.И. добавил, что Разумеева Т.П. и он непосредственно от начальника УМИЗО Б,Е.А. в 2015 году узнали, что УМИЗО требует представить сведения о зарегистрированном лице КФХ «АСИ». Требования начальника УМИЗО ими выполнены. Однако в УМИЗО не представлялись, так как закон того не требует.

Бублий Е.З. полагает, что истцом не соблюден досудебный порядок. Разумеева Т.П. претензию не получала, в уведомлении о получении не расписывалась, кем выполнена подпись на уведомлении от 10.06.2015 ей не известно. Указанные обстоятельства подтверждены почерковедческой экспертизой. В самом уведомлении отсутствует информация о характере почтового отправления, т.е. из уведомления не следует, что в адрес Разумеевой Т.П. была направлена именно претензия, сомневаться в этом заставляют и исправления даты на самой претензии. Полагает, что ответчик не был извещен надлежащим образом как на то указывает закон, в связи с чем, не соблюдены требования ч.2 ст. 453 ГПК РФ, и считает, что указанное исковое заявление подлежит возвращению в порядке ч.1 ст. 135 ГПК РФ. Более того, ответчиком предоставлены доказательства соблюдения всех положений договора, законных оснований для расторжения договора так же не имеется. Договор аренды перестает действовать при истечении указанного в нем срока либо при досрочном расторжении сторонами (одной из сторон). Поскольку соглашение аренды является двухсторонней сделкой, его досрочное расторжение может привести к нарушению прав одной из сторон. Если срок договорных отношений по аренде не истек, стороны могут прекратить возникшие правоотношения только в трех случаях: По обоюдному соглашению арендатора и арендодателя; В судебном порядке по инициативе арендатора или арендодателя по основаниям, перечисленным в ГК РФ; По инициативе арендатора или арендодателя по основаниям, прямо предусмотренным в самом договоре аренды.

Досрочное расторжение договора аренды по инициативе арендодателя аренды по желанию арендодателя предусмотрены в 619 статье Гражданского кодекса. Арендодатель может просить суд расторгнуть действующий договор аренды: Если арендатор использует переданное ему имущество, существенно, либо неоднократно нарушая условия соглашения или назначения имущества. К материалам дела приобщены сведения, непосредственно свидетельствующие о том, что, во-первых, у Разумеевой Т.П. отсутствует задолженность, как и предусматривал первоначальный договор земельный участок используется по назначению. Так, между сторонами заключен договор, в котором указаны основания для расторжения: невнесение платы и использование земли не по назначению. Доказательств тому, что используется земля не по назначению не представлено. Ответчик зарегистрирована как КФХ, соответственно ведет хозяйство, использует указанную землю по назначению. И вносит ежеквартально плату за пользование. Указанные средства поступают в бюджет.

Если вопросы не урегулированы договором, то применяются нормы ГК РФ. В данной ситуации вопрос урегулирован и определены обстоятельства, при которых договор может быть расторгнут. Разумеева Т.М. была зарегистрирована, как КФХ первоначально. До 2002 года, указанное КФХ никак не регистрировалось, поскольку отсутствовали инстанции на тот момент или какой то порядок предусматривающий регистрацию КФХ. Регистрировалось оно постановлением, которое также имеется в материалах дела. В 2002 году указанное лицо приобрело статус индивидуального предпринимателя. Однако КФХ не ликвидировалось. В 2002 году произошли изменения в законе, и лицо должно было либо подтвердить свой статус юридического лица, либо не подтверждать и тогда оно становилось индивидуальным предпринимателем. Разумеева Т.П. действительно узнала, что в отношении ответчика имеется претензия, о том, что якобы не является КФХ и носит статус индивидуального предпринимателя. В связи с чем, зарегистрировала новое КФХ, и сегодня КФХ носит статус индивидуального предпринимателя. Все кто в 2002 году подтверждали свой статус, могут носить статус юр.лица в качестве КФХ формы выбранной до 2021 года. На сегодня ответчик зарегистрирована как КФХ, выполнила все требования, которые исходили со стороны УМИЗО в адрес ответчика.

Третье лицо – представитель Департамента Имущественных отношений Краснодарского края, привлеченный к участию в деле на основании определения суда от 10.06.2016, будучи надлежащим образом уведомленным о слушании дела, о чем свидетельствует распечатка внутреннего идентификатора (№353560 9318131 4), с отметкой «вручено адресату», в судебное заседание не явился, не оповестил суд о причинах не явки, не просил о рассмотрении дела без его участия, либо об отложении судебного заседания.

Суд по основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившегося представителя третьего лица.

Из оглашенных в судебном заседании показаний Специалиста налоговой инспекции Н.Л.В., данных ею в судебном заседании 06.04.2016 следует, что из выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, имеются сведения о регистрации КФХ Разумеевой Т.П. форма заявления не предусматривает название, так как регистрация КФХ происходит, как индивидуальных предпринимателей, по фамилии. Данная регистрация произведена в 2015 году. До 2005 и далее до 2015 года сведения и как в настоящее время о КФХ "Аси" в налоговом органе отсутствуют. Лица, которые были зарегистрированы до 2005 года в качестве КФХ были зарегистрированы, как юр.лица. Начиная с 2005 года они были обязаны перерегистрироваться уже по состоянию ИП.

Из оглашенных в судебном заседании показаний Специалиста налоговой инспекции К.Е.В., данных ею в судебном заседании 25.04.2016 следует, что, крестьянское фермерское хозяйство является юридическим лицом, обладает правами и полномочиями юридического лица. Регистрация крестьянского фермерского хозяйства производится районным советом народным депутатом после подписания договора, как в данном случае договором аренды земельного участка. Согласно постановлению 1997 года выделяется спорный земельный участок, а точнее заключается договор аренды. После регистрации КФХ приобретает статус юридического лица -девятая статья этого закона от 1990 года. Далее в 2003 году этот закон отменяется, новый есть закон № 74 ФЗ КФХ, согласно которому в переходных положениях КФХ, которые созданы, как юридические лица в соответствии с этим законом, который ранее отменяют вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2021 года. Но существует Закон о государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей от 08.08.2001 года, согласно которому уполномоченное лицо юридического лица зарегистрированного до вступления в законную силу настоящего Федерального закона обязано в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные от подпункта "а" до подпункта "д" и пункта "л" п.1 ст. 5 настоящего Федерального закона, то есть перерегистрироваться. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц, то есть закон вступает в действие с 01 июля 2002 года и у всех юридических лиц была обязанность подать в течение полугода заявление и перечень документов, которые установлены. Поэтому КФХ "Аси", которое зарегистрировано с 1997 года, в едином государственном реестре юридических лиц нет, есть индивидуальный предприниматель Разумеева Т.П. в статусе ИП не юр.лица, а КФХ с 2015года. КФХ "Аси" с 1997 года в налоговом органе не зарегистрировано, потому что она не прошла перерегистрацию и налоговый орган на тот момент не являлся регистрирующим органом, согласно положению Федеральной налоговой службы № 506 с 2004 года стал регистрирующим органом. Юридическое лицо и ИП - это два разных субъекта.

Суд, выслушав участников процесса, с учетом мнения специалистов налоговой инспекции, изучив материалы дела во всей их совокупности, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 02 марта 1997 года между Администрацией г. Славянска-на-Кубани и Славянского района и Крестьянским фермерским хозяйством (КФХ) АСИ, в лице главы крестьянского хозяйства Разумеевой Т.П. заключен договор аренды земельного участка № <...> с кадастровым номером <...>, общей площадью 174,2 га. Целевое назначение - для сельскохозяйственного использования, сроком на 49 лет и зарегистрирован в Славянском комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Вышеуказанный договор аренды заключен на основании постановления главы Администрации г. Славянска-на-Кубани и Славянского района Краснодарского края № 231 от 25.02.1997, согласно которому также зарегистрировано крестьянское хозяйство «АСИ», утвержден глава хозяйства - Разумеева Т.П.

Свидетельством №<...> зарегистририрована Раземеева Т.П. местной Администрацией Маевского сельского округа 01.07.1999 в качестве предпринимателя без образования юридического лица на срок пять лет.

Постановлением главы администрации г. Славянска-на-Кубани и Славянского района от 05.08.2002 года № 1210 «О делегировании муниципальному учреждению комитету по управлению муниципальным имуществом г. Славянска-на-Кубани и Славянского района полномочий по распоряжению земельными участками находящихся в государственной и муниципальной собственности» функции по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, переданы комитету по управлению муниципальным имуществом г. Славянска-на-Кубани и Славянского района.

Земельный участок, расположенный в границах земель бывшего ООО «Межуречье» Славянского района Краснодарского края, Россия, с кадастровым номером <...>, целевое назначение - для сельскохозяйственного использования общей площадью 1733644 кв.м. согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.06.2016 №<...> принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации – Краснодарскому краю.

09.06.2015 в адрес ответчика заместителем начальника УМИЗО С.М.В. направлена претензия – уведомление №1801/15-01-04 о расторжении договора аренды от 02.03.1997 и явке для подписания соглашения о расторжении данного договора по адресу: г. Славянск-на-Кубани, ул. Красная, 22 каб. 216.. Направление подтверждается копией имеющегося в деле журнала исходящей корреспонденции 2015 года, а также уведомлением Почты России о направлении главе КХ «Аси» Разумеевой Т.П. заказного письма с уведомлением по адресу: Славянский район х. Сербии, ул. <...> (идентификационный номер <...>).

До настоящего времени ответ на уведомление в адрес УМИЗО Разумеева Т.П. не направила.

Тот факт, что подпись в графе «получил» выполнена не Разумеевой Т.П., а другим лицом, о чем свидетельствует вывод заключения эксперта Я.Г.В. от 27-28.04.2016 № 14/16-46, не может служить для суда основанием признания несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора.

Так, поскольку представитель истца представил доказательства принятия необходимых мер для надлежащего извещения ответчика о расторжении договора (направлена соответствующая претензия - уведомление ответчику в установленном законом порядке, то есть по фактическому адресу арендатора, указанному в спорном договоре аренды земельного участка), претензионный порядок суд находит соблюденным независимо от того, получена ли претензия ответчиком.

Более того, как указал в судебном заседании представитель ответчика Разумеев В.И., Разумеева Т.П. и он непосредственно от начальника УМИЗО в 2015 году Б,Е.А. узнали, что УМИЗО требует представить сведения о зарегистрированном лице КФХ «АСИ», иначе необходимо будет расторгнуть договор аренды спорного земельного участка. Требования начальника УМИЗО ими выполнены, Разумеевой Т.П. 27.04.2015 зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство в реестре ИП, главой которого она является. Однако в УМИЗО не представлены сведения о регистрации Разумеевой Т.П. в качестве КФХ.

Исследовав доказательства по делу во всей их совокупности, суд приходит к выводу, о том, что порядок, установленный ч.2 ст.452 ГК РФ истцом соблюден, а именно требование о расторжении договора заявлено в суд только после неполучения ответа арендатора в тридцатидневный срок. Представленное истцом в подтверждение соблюдения досудебного порядка урегулирования спора уведомление-претензия содержит предложение расторгнуть договор, так же истец доказал направление арендатору письменного предупреждения о необходимости представить документы в адрес УМИЗО, подтверждающие государственную регистрацию КФХ «АСИ».

До настоящего времени пакет документов о регистрации КФХ «АСИ» в адрес управления направлен ответчиком не был. Данное обстоятельство не отрицали и представители ответчика Разумеевой Т.П., полагая, что данное требование не предусмотрено законом.

Следовательно, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования представителей ответчика о возвращении искового заявления истцу.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно п. 15 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» преобразовать министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации;

В соответствии с ответом межрайонной ИФНС России № 11 по Краснодарскому краю от 05.11.2014 № 07-1-56/11358 в территориальных базах ЕГРЮЛ И ЕГРИП сведения о крестьянском фермерском хозяйстве «АСИ» ИНН <...> отсутствует.

Доводы представителей ответчика о том, что не имеет значения для сохранения договора аренды статус КФХ: на момент заключения договора в 1997 года было юридическое лицо, а после регистрации 7.04.2015 Разумеева Т.П. имеет статус индивидуального предпринимателя – главой Крестьянского (фермерского) хозяйства, суд принять не может ввиду следующего.

В качестве основания расторжения Договора аренды Управление указывает на отсутствие в настоящее время регистрации крестьянского фермерского хозяйства «АСИ» в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с п.5 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Согласно п.3 ст.1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ) осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Считается же созданным такое хозяйство согласно ст.5 названного Федерального закона со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ.

Положениями Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определено, что действующие крестьянские фермерские хозяйства (далее - КФХ) со статусом юридического лица вправе его сохранить на период до 1 января 2010 г. В силу норм Федерального закона от 25 декабря 2012 г. № 263-ФЗ указанный срок продлевался и статус КФХ сохранялся до 1 января 2021 г.

Согласно ст.5 Закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ считается созданным с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Разумеевой Т.П. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и главы крестьянского фермерского хозяйства 7.04.2015, ИНН <...>, ОГРНИП <...>, что подтверждается прилагаемой распечаткой сведений с официального сайта ФНС России.

Однако в нарушение положения Федерального закону от 8.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" статьи. 26, согласно которой Регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.

Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано было в течение шести месяцев со дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регламентирующих содержание государственных реестров

И поскольку Разумеева Т.П. в нарушение указанного ФЗ не выполнила указанного в нем требования, то данное обстоятельство явилось основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74 «О крестьянском фермерском хозяйстве» порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно положениям п.6.1 ст.12 того же Федерального закона предельные размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В соответствии с п.2 ст.451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут.

Таким образом, утверждения Управления об отсутствии стороны в Договоре аренды подтвердилось, и Разумеевой Т.П. в силу изложенных норм статус главы КФХ утратила.

И, по мнению суда, договор аренды земельного участка № <...> от 2 марта 1997 года подлежит расторжению в связи с существенно изменившимися обстоятельствами – в связи с отсутствием юридического лица КФХ «Аси» - стороны договора, поскольку в настоящее время юридическое лицо КФХ «Аси» в лице главы Разумеевой Т.П., с которой заключен спорный договор, не существует, и которому согласно действующему законодательству предоставлен в аренду спорный земельный участок.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края к Разумеевой Т.П. о расторжении договора аренды удовлетворить.

Расторгнуть договор аренды № <...> земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 174,2 га, целевое назначение - для сельскохозяйственного использования заключённый 02 марта 1997 года между администрацией г. Славянска-на-Кубани и Славянского района и крестьянским фермерским хозяйством «Аси», в лице главы крестьянского хозяйства Разумеевой Т.П..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Славянский районный суд Краснодарского края в течение тридцати дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2016 года.

Судья –

«СОГЛАСОВАНО»

_________________ года

Судья Антощук Ю.В. _________________

Справка: решение вступило в законную силу