ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-426/18 от 08.08.2018 Урванского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 2-426/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2018г. г. Нарткала

Урванский районный суд КБР в составе председательствующего Молова А.В., при секретаре Афауновой М.Л., с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> КБР Тхамокова И.В., представителя Местной администрации Урванского муниципального района КБР - ФИО1, представителя третьего лица МКУ «Управление образования местной администрации Урванского муниципального района КБР» – ФИО2, представителя третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по КБР - начальника ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> КБР к местной администрации Урванского муниципального района КБР об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

прокурор <адрес> КБР обратился в суд с иском к Местной администрации Урванского муниципального района КБР о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.<адрес>.

В обоснование доводов иска указано, что прокуратурой района с привлечением отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по Ка­бардино-Балкарской Республике проведена проверка исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности и противодиверсионной устойчивости дей­ствующего законодательства в общеобразовательных организациях Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.

В ходе проведенной проверки в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.<адрес> выявлены нарушения требова­ний Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», перечень которых приведен в исковом заявлении.

Проведенная надзорная проверка показала, что выявленные на­рушения законодательства о пожарной безопасности стали возможны из-за не­надлежащего финансирования мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся в образовательных учреждениях.

Имущество закреплено за образовательной организацией на праве опера­тивного управления и является муниципальной собственностью. Учредителем и собственником МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.<адрес> является Местная администрация Урванского муниципального района КБР.

Неисполнение собственником МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.<адрес>, иным уполномоченным лицом обязательств по финансовому и материально-техническому обеспечению требований пожарной безопасности влечет нарушение прав и законных интересов обучающихся, работников и посетителей указанного образовательного учреждения, создает реальную угрозу гибели людей и причинения материального ущерба имуществу образовательной организации.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> КБР Тхамоков И.В., поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить. При этом пояснил, что до обращения в суд прокуратурой <адрес> КБР принимались исчерпывающие меры по устранению нарушений в области противопожарной безопасности, объявлялись предостережения, затем вносилось соответствующее представление, тем не менее, учитывая, что указанные в иске нарушения на сегодняшний день не устранены, а пожарная безопасность в общеобразовательных учреждениях стоит на первом месте, решили необходимым обратиться в суд с настоящим иском. Предоставленный ответчику срок для устранения выявленных в ходе проверки недостатков полагает достаточным, с учетом периода формирования бюджета ответчика и необходимости значительных для него финансовых затрат.

Представитель местной администраций Урванского муниципального района КБР – ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ признал обстоятельства, на которые ссылается истец, не возражал против удовлетворения данного искового заявления, и указал, что к обозначенной в иске дате все выявленные в ходе проверки нарушения будут устранены.

Представители третьих лиц МКУ «Управление образования местной администрации Урванского муниципального района КБР» – ФИО2, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по КБР - начальник ФИО3 подтвердили обстоятельства, на которые ссылается истец.

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.<адрес>, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилось, в силу чего в отсутствие уважительных причин неявки в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия последнего.

Заслушав прокурора, ответчика и представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара. Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.

Статьями 37 и 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> КБР проведена проверка исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности и противодиверсионной устойчивости дей­ствующего законодательства в общеобразовательных организациях Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требова­ний Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в частности:

- имеющиеся планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют ГОСТ, п. 7 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2009;

- не осуществляется проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердака здания с периодичностью не реже двух раз в год, п. 21 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Прави­тельства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- в здании отсутствует эвакуационное освещение, п. 43 Правил противопо­жарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ);

- имеющаяся система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирова­ние сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительст­ва РФ от ДД.ММ.ГГГГ), п.7 ст. 83 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- здание гаража не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительст­ва РФ от ДД.ММ.ГГГГ), п. 4 НПБ 110-03;

- здание гаража не оборудовано системой оповещения людей о пожаре, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), НПБ 104-03.

Наличие нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.<адрес> сторонами не оспаривается.

В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст. 38 вышеуказанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества: руководители органов местного самоуправления, лица уполномоченные владеть пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Нормами ч. 7 ст. 28 данного Закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Устранение выявленных в ходе проверки нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, является необходимым, поскольку свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара в эксплуатируемом здании школы. Не устранение администрацией образовательного учреждения выявленных нарушений является опасным для жизни и здоровья учащихся и работников школьного учреждения.

Суд полагает, что в данном случае имеет место угроза жизни и здоровью учащихся школы, воспитанников МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.<адрес>, их родителей и работников школьного учреждения, а с учетом особой группы субъектов, на которые распространяется в данном случае противопожарные требования - несовершеннолетние дети, находящиеся в местах массового их скопления, находит, что такое нарушение приводит к недопустимому риску для их безопасности.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:

создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Из пункта 1.6. Устава МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.<адрес> следует, что его учредителем является Местная администрация Урванского муниципального района КБР.

Устранение выявленных нарушений напрямую связано с финансовым обеспечением образовательных организаций, которое Местная администрация Урванского муниципального района КБР района осуществляет как учредитель в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Деятельность образовательного учреждения без соблюдения требований названного законодательства может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, когда жизнь, здоровье граждан, неопределенного круга лиц будут поставлены под угрозу.

При таких обстоятельствах, неисполнение и ненадлежащее исполнение ответчиком требований законодательства о пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья.

Указанные нарушения законодательства стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, поскольку выявленные нарушения подлежат устранению, для чего необходимо финансирование, в связи с чем, заявленные требования иска обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.45ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку для устранения выявленных нарушений закона в деятельности образовательной организации необходимы денежные средства, от учредителя учреждения требуются дополнительные меры по финансированию образовательного учреждения.

Недостаточность бюджетных средств и отсутствие финансирования для устранения выявленных нарушений, не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных законом обязанностей.

Согласно ч. 2 ст.206 ГПК РФсуд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок, о котором просит прокурор, с учетом количества выявленных нарушений и необходимости выделения финансовых средств, суд считает разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> КБР удовлетворить.

Обязать Местную администрацию Урванского муниципального района КБР в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.<адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Урванский районный суд КБР.

Председательствующий А.В. Молов