ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-426/19 от 08.05.2019 Увинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-426/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 мая 2019 года с. Вавож УР

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Торхова С.Н.

при секретаре судебного заседания Никитиной Т.А.,

с участием помощника прокурора Вавожского района УР Осиповой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Вавожский район» о понуждении выделить денежные средств на установку системы видеонаблюдения и Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду «Колосок» д.*** о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вавожского района УР обратился в суд с иском к Администрации МО «Вавожский район» (далее по тексту – Администрация), Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду «Колосок» д. *** (далее по тексту – МДОУ д/с «Колосок») с требованием о понуждении Администрации выделить денежные средства на установку системы видеонаблюдения спортивной площадки, двух участков для прогулок МДОУ детский сад «Колосок» д. ***, расположенных по адресу: *** течение года с момента вступления решения суда в законную силу, о возложении обязанности на МДОУ детский сад «Колосок» д. *** оборудовать системой видеонаблюдения спортивную площадку, участки для прогулок, расположенные по адресу: *** течение 3 месяцев с момента выделения денежных средств.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Вавожского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций выявлены нарушения в деятельности МДОУ «Колосок».

Установлено, что в МДОУ д/с «Колосок» д. *** обучаются несовершеннолетние дети. Образовательный процесс с учащимися организован как в здании организации, так и на ее территории, в частности, на спортивной площадке, двух участках для прогулок, расположенных по адресу: ******.

Образовательная организация является потенциальным объектом террористических посягательств, ввиду пребывания в ней большого количества несовершеннолетних и иных граждан. В связи с изложенным, образовательная организация обязана обеспечить безопасное пребывание в образовательном учреждении детей, чему, в том числе, способствует установка системы видеонаблюдения в местах проведения образовательного процесса.

Установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Образовательной организацией приняты частичные меры по оснащению входной группы здания системой видеонаблюдения. Вместе тем, сооружение в виде спортивной площадки, где проводятся различные спортивные мероприятия с массовым пребыванием воспитанников, участки для прогулок, расположенные по адресу: ***, системой видеонаблюдения не оснащены.

Негативными последствиями выявленных нарушений законодательства является угроза жизни и здоровью несовершеннолетних при занятии спортом, нарушение права на образование в условиях безопасности.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Вавожского района УР Осипова А.В. заявленные требования поддержала, обосновывая их доводами, указанными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации МО «Вавожский район», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представителем Администрации МО «Вавожский район» в адрес суда направлены письменные возражения, из которых следует, что с учетом категорирования и паспортизации расходы по оснащению системой видеонаблюдения и охранного телевидения всех образовательных учреждений *** УР составляют 9 000 000 рублей, в том числе на МДОУ «Колосок» д. *** около 200 000 рублей. Бюджет МО «***» УР является дотационным, доля дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ составляет 69,3 % с очередного финансового года. Расходы по оснащению системой видеонаблюдения образовательных учреждений в бюджете МО «***» в 2019 и последующих 2020-2021гг. не предусмотрены. В связи с чем, исполнение искового заявления прокурора Вавожского района УР в течение года с момента вступления решения суда в законную силу невозможно. Просили исковое заявление прокурора оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика МДОУ детский сад «Колосок» д. *** в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме того, представил суду письменные возражения, из которых следует, что Управлением народного образования Администрации муниципального образования «***» проведен анализ выполнения мероприятий по соблюдению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях *** района. Для оснащения системного видеонаблюдения и охранного телевидения МДОУ «Колосок» требуется от 200 тысяч рублей. Ввиду того, что расходы по оснащению системой видеонаблюдения образовательных учреждений в бюджете МО «***» в 2019 и последующих 2020-2021гг. не предусмотрены, ответчик исковые требования не признает, считает, что установка системы видеонаблюдения в течение трех лет не возможна, просит требования прокурора оставить без удовлетворения.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав объяснения истца, исследовав и оценив письменные доказательства, суд находит требования прокурора Вавожского района УР подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а так же восстановление их прав в случаях нарушений.

В соответствии с п.п. 1,7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п. "д" ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а так же мест массового пребывания людей.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в частности за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Учитывая изложенное, суд находит необходимым применить положения п.6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10"), предписывающего для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112».

В соответствии с п.2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Приведенные выше нормы права содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания малолетних в дошкольных образовательных организациях и работников этих дошкольных образовательных организаций.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Судом установлено, что согласно Уставу МДОУ детский сад «Колосок» является дошкольным образовательным учреждением.

Прокуратурой Вавожского района УР проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой установлено нарушение закона в деятельности образовательного учреждения, а также учредителя учреждения, влекущее нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц. Установлено, что в дошкольном учреждении обучаются несовершеннолетние дети. Образовательный процесс с учащимися организован как в здании организации, так и на ее территории, в частности на спортивной площадке, двух участках для прогулок, расположенных по адресу: ***

Образовательной организацией приняты частичные меры по оснащению входной группы здания системой видеонаблюдения. Вместе тем, сооружение в виде спортивной площадки, площадки для прогулок системой видеонаблюдения не оснащены.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательной организации.

Отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку при этом не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, поскольку отсутствие системы видеонаблюдения не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данной образовательной организации, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

В связи с чем, невыполнение указанных выше требований законодательства создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе и главным образом для несовершеннолетних.

Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, нормативными документами, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные прокурором доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, а также приняв во внимание, что в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела был установлен факт отсутствия технических средств системы видеонаблюдения, обеспечивающих непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на спортивной площадке, двух участках для прогулок, приходит к выводу о том, что установление системы видеонаблюдения на спортивной площадке, двух участках для прогулок, расположенных по адресу ***, является обязательным, направленным на пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.

Суд отмечает, что отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения Администрации МО «Вавожский район» от исполнения обязанности, возложенной законом, поскольку в силу ч. 1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций).

Доказательств обратного в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.

При таком положении, суд находит заявленные требования прокурора Вавожского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Вавожский район» и Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду «Колосок» д. ***, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Вавожский район» выделить денежные средства на установку системы видеонаблюдения на спортивной площадке, двух участках для прогулок, расположенных на территории Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детского сада «Колосок» д. *** по адресу: ***, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Колосок» д. *** оборудовать системой видеонаблюдения территорию спортивной площадки, двух участков для прогулок, расположенных по адресу: ***, в течение 3 месяцев с момента выделения денежных средств.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Увинский районный суд УР в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2019 года.

Судья С.Н. Торхов