ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-426/2012 от 01.11.2012 Дновского районного суда (Псковская область)

      Дело № 2-426/2012 г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 дд.мм.гг. г. Дно Псковской области

 Дновский районный суд Псковской области в составе:

 председательствующего судьи Русаковой О.С.,

 с участием прокурора Дновского района Псковской области Будариной О.В.,

 при секретаре Григорьевой З.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дновского района о признании недействующими пунктов 10, 35, 36, 37 и 39 Приложения № 1 к решению 31-й внеочередной сессии Собрания депутатов Дновского района четвертого созыва от 18 октября 2011 года «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в представлении муниципальных услуг на территории муниципального образования «Дновский район»,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Дновского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов Дновского района от 17 мая 2011 года «Об утверждении перечня платных услуг, которые является необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, предоставляемых организациями муниципального образования «Дновский район» от 17 мая 2011 года, поскольку данный нормативно-правовой акт, предусматривающий выдачу МУП «Тепловые сети» Дновского района выписок из домовой книги, из финансово-лицевого счета, справок за плату противоречит действующему жилищному законодательству, поскольку управление многоквартирным домом охватывает не только экономические, но и информационные отношения, при этом информация, содержащаяся в финансово-лицевых счетах, передается управляющей организации собственниками, а услуги управлению ею включают в себя ее корректировку и воспроизведение для реализации правомочий собственника. Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному чету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 20 сентября 2007 года № 208, предусматривает, что регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства производится бесплатно (п.8). Также оспариваемый нормативно-правовой акт противоречит ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который предусматривает, что информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица предоставляется бесплатно, и ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающей, что государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе за установленными исключениями.

 В ходе производства по делу установлено, что Решением Собрания депутатов Дновского района от 18 октября 2011 года «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг на территории муниципального образования «Дновский район» решение Собрания депутатов от 17 мая 2011 года «Об утверждении перечня платных услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, предоставляемых организациями муниципального образования «Дновский район» признано утратившим силу. Данное решение официально опубликовано в районной газете «Дновец», 28 октября 2011 года, № 44.

 Одновременно, данным решением вводится в действие перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг на территории муниципального образования "Дновский район" (Приложение 1), которым предусмотрено что услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, получение справки о регистрации ребенка по месту жительства (п. 10), получение архивной справки с прежнего места жительства (для проживающих по настоящему месту жительства менее пяти лет) (п. 35), получение документов, подтверждающих состав семьи, (п. 36), получение выписки из домовой книги по месту жительства или выписки из лицевого счета на занимаемое жилое помещение по месту жительства (п. 37), получение справки эксплуатирующей организации об отсутствии задолженности по оплате за коммунальные услуги по данному жилому помещению на дату подачи заявления (п. 39) предоставляются организацией, участвующей в предоставлении услуг, - МУП «Тепловые сети» Дновского района платно, в связи с чем прокурором заявлено об изменении требований по ранее заявленным основаниям.

 В судебном заседании прокурор Бударина О.В. измененное заявление поддержала.

 Представитель Собрания депутатов Дновского района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, просил о рассмотрении заявления без его участия.

 В представленных возражениях по существу дела представитель Собрания депутатов Дновского района указывает, что данные услуги оказываются МУП «Тепловые сети» Дновского района за плату, что установлено приказом директора МУП «Тепловые сети» Дновского района № 81 от 25 февраля 2009 года. Кроме того, представителем приложено заключение прокуратуры Дновского района на проект оспариваемого нормативно-правового акта о его соответствии федеральному законодательству.

 Оценив представленные доказательства суд приходит к следующему.

 В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Как установлено в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления). Его действие в силу ч. 2 ст. 1 названного Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

 При этом муниципальные услуги представляют собой деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ).

 Для случаев, когда предоставление муниципальных услуг связано с необходимостью (обязанностью) заявителя обратиться в другие организации за дополнительными услугами Федеральный закон № 210-ФЗ вводит понятие услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальных услуг.

 В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

 Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, данные услуги оказываются за счет средств заявителя. Порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

 Таким образом, сущность и назначение необходимых и обязательных услуг заключается в том, что если такие услуги включены в перечень, утвержденный представительным органом местного самоуправления, заявитель должен самостоятельно (а если услуга платная, то и за свой счет) обращаться в организации, предоставляющие необходимые и обязательные услуги).

 С другой стороны, на основании ч. 5 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ при предоставлении муниципальных услуг запрещается требовать от заявителя обращения за оказанием услуг, не включенных в перечень, предусмотренный частью первой названной статьи, а также запрещается требовать от заявителя предоставления документов, выдаваемых по результатам оказания таких услуг. Отсутствие услуги в перечне, исключает право органа местного самоуправления требовать предоставления документов, являющихся результатом получения услуги.

 При этом в силу п. 2 ч. 1 и п. 5 ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, исключены из числа документов и информации, представления которых органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя в силу их нахождения в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

 Таким образом, полное исключение из числа услуг, необходимых и обязательных для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг, получения справки о регистрации ребенка по месту жительства, получения архивной справки с прежнего места жительства, получения документов, подтверждающих состав семьи, получения выписки из домовой книги по месту жительства или выписки из лицевого счета на занимаемое жилое помещение по месту жительства, получения справки эксплуатирующей организации об отсутствии задолженности по оплате за коммунальные услуги по данному жилому помещению на дату подачи заявления является не основано на законе, поскольку данные документы необходимы для получения таких муниципальных услуг как передача в собственность граждан занимаемых жилых помещений в порядке приватизации, передача в муниципальную собственность ранее приватизированных жилых помещений, постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, зачисление в образовательное учреждение.

 Следовательно, собственно включение в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, данных услуг закону не противоречит.

 Вместе с тем, МУП «Тепловые сети» Дновского района является управляющей организацией, поскольку на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории г. Дно Псковской области, с ним заключен договор от 16 февраля 2010 года.

 Договор управления является срочным, собственники жилых помещений не лишены права выбрать другую управляющую организацию, выбрать иной способ управления многоквартирным домом (ст. 161 ЖК РФ).

 Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, помимо уполномоченных лиц управляющих организаций включает должностных лиц, осуществляющих контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственных за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда; собственников, самостоятельно осуществляющих управление своими помещениями, или уполномоченных лиц товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственных за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченных лиц органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов и др.

 В силу п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 № 713, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

 В соответствии частью 2 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ подразумевает исключительно оказание организациями услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.

 Федеральный закон № 210-ФЗ не содержит ограничений круга организаций, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.

 Таким образом, оспариваемым решением в противоречии с действующим законодательством ограничивается круг организаций, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.

 Установление перечнем оказания услуг по предоставлению данных документов платно также противоречит действующему законодательству.

 В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

 Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 Согласно ст. 8 Федерального закона закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно.

 В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года № 2334 "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" следует, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающих личные интересы граждан.

 Информация о регистрации по месту жительства не относится к перечню услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также к перечню коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, поскольку указанная информация не направлена на непосредственное содержание и обслуживание жилья, является производной из договора управления домами и является лишь информацией, связанной с пользованием жильцами своим имуществом.

 Более того указанная информация приобретается управляющей организацией вследствие заключения договора управления, и таким образом, обладателем информации о месте жительства, составе семьи, о подтверждении регистрации по месту жительства, лицевых счетах, управляющая организация становится вследствие выбора ее как управляющей организации. Изначально обладателем указанной информации являются собственники жилых помещений в многоквартирных домов. При заключении договора управления управляющая организация осуществляет ведение, учет и формирование информативной базы жильцов, переданной ей в связи с заключением договора, осуществляет ведение, учет и формирование информативной базы жильцов, переданной ей в связи с заключением договору управления.

 В соответствии с ч. 7 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (30 июля 2010 года – 30 января 2011 года) не допускается взимание с заявителя платы за оказание муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами государственные и муниципальные услуги, а также услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываются за счет средств заявителя.

 В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

 До вынесения судебного решения оспариваемые положения решения Собрания депутатов Дновского района применялись, порождая правовые последствия, поэтому суд признает недействующими оспариваемые положений решения Собрания депутатов Дновского района со дня вступления решения суда в законную силу.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление прокурора Дновского района о признании недействующими пунктов 10, 35, 36, 37 и 39 Приложения № 1 к решению 31-й внеочередной сессии Собрания депутатов Дновского района четвертого созыва от 18 октября 2011 года «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в представлении муниципальных услуг на территории муниципального образования «Дновский район» удовлетворить частично.

 Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 10, 35, 36, 37 и 39 Приложения № 1 к решению 31-й внеочередной сессии Собрания депутатов Дновского района от 18 октября 2011 года «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг на территории муниципального образования «Дновский район» в части указания организации, участвующей в предоставлении муниципальных услуг, - МУП «Тепловые сети» Дновского района и информации о платности услуги – платно.

 Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Дновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Решение принято судом в окончательной форме дд.мм.гг..

 Председательствующий:  О.С. Русакова.

 Решение  в апелляционном  порядке не обжаловано, вступило в законную  силу.