Дело № 2-426/2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2017 года г. Челябинск
Калининский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе председательствующего: Панфиловой Н.В.,
при секретаре: Брусницыне И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского транспортного прокурора Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации, открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об оборудовании железнодорожного пункта пропуска «Орск»,
У С Т А Н О В И Л :
Орский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском с требованием обязать Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», а при недостаточности денежных средств учреждения - Министерство транспорта Российской Федерации, оборудовать железнодорожный пункт пропуска «Орск» в соответствии с требованиями законодательства, а именно:
-оборудовать территорию ЖДПП Орск, на которой осуществляется пограничный контроль, заградительным забором высотой не менее 2 м., в котором должны быть предусмотрены ворота для въезда и выезда железнодорожных поездов (составов);
- оборудовать участки с обеих сторон каждого из железнодорожных путей и между путями на территории ЖДПП Орск дорожками с твердым покрытием.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что при проведении проверки исполнения требований законодательства по оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в железнодорожном пункте пропуска «Орск» через государственную границу были установлены нарушения: территория ЖДПП в парках (адрес), на которых осуществляется пограничный контроль, не огорожена забором высотой не менее 2м., отсутствуют в ЖДПП «Орск» асфальтовые (с другим твердым покрытием) дорожки с обеих сторон каждого из железнодорожных путей и между путями. Бездействие ФГКУ «Росгранстрой», выражающееся в неисполнении возложенных на него обязанностей по материально-техническому оснащению пункта пропуска и приведению его в соответствие с требованиями закона, нарушает интересы Российской Федерации, так как не обеспечивает необходимых условий для организации государственного контроля, осуществляемого в пункте пропуска, а значит безопасность Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства по делу ОАО «Российские железные дороги» было привлечено к участию в деле в качестве соответчика, поскольку является собственником имущества, которым передано в безвозмездное пользование имущество, расположенное по (адрес)
Орский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Помощник Челябинского транспортного прокурора – Соловьева М.Д. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» - ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против заявленных требований.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление.
Представитель ответчика Министерства транспорта Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГКУ «Пограничное управления Федеральной службы безопасности России по Оренбургской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.5 ст. 3 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу должна осуществляться охрана государственной границы.
Частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» установлено, что пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через государственную границу.
В соответствии с паспортом железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ «Орск», утвержденным совместным решением руководителей государственных контрольных органов и руководителя администрации пункта пропуска через государственную границу в г. Орске Оренбурской области на железнодорожной станции «Орск» расположен железнодорожный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ «Орск».
Пропуск через государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных осуществляется в соответствии с технологической схемой организации пропуска.
Пограничный контроль осуществляется последовательно в определенных для этого местах, к которым относятся служебные помещения ЖДПП (для грузовых поездов), кабины локомотивов (для локомотивной бригады), вагон грузового состава (для сопровождающих лиц), непосредственно пассажирский вагон (для пассажирских поездов).
(дата) ОАО «Российские железные дороги» передало ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов госграницы» в безвозмездное пользование недвижимое имущество, расположенное по (адрес)
(дата) в ходе комплексной проверки состояния режима в железнодорожном пункте пропуска через государственную границу РФ «Орск» было установлено, что ЖДПП «Орск» не обустроен, требует реконструкции, в том числе отсутствует ограждение территории пункта пропуска. В целях обеспечения режима в ЖДПП «Орск» руководству Южно-Уральской железной дороги предложено принять меры к обеспечению режима в ЖДПП «Орск». Работу провести в два этапа: установить ограждение по периметру в парках *** установить заградительный забор по периметру железнодорожной станции. Срок выполнения (дата).
Актом комплексной проверки состояния режима в железнодорожном пункте пропуска через государственную границу РФ «Орск» от (дата) (парках ***») установлено отсутствие ограждение территории пункта пропуска. Железнодорожной станцией Орск подготовлен план транспортной безопасности инфраструктуры (станции Орск) и отправлен на согласование в Территориальное управление Федерального агентства по железнодорожному транспорту в г. Екатеринбург. После утверждения плана будет рассмотрен вопрос о реализации мероприятий, направленных на обеспечение режима.
Согласно акту проверки от (дата), проведенной Орской транспортной прокуратурой, выявлены следующие нарушения: отсутствует ограждение территории пункта пропуска (п.5 общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007 года № 930); отсутствуют асфальтовые дорожки с обеих сторон железнодорожных путей и между путями (п.8.2.3 Типовых технических требований, утвержденных ФПС РФ от 05.10.2001)
Согласно ч.4 си. 12 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Данные требования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 930.
Во исполнение п.2 указанного постановления Правительства РФ федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Росграницей утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, с учетом видов международного сообщения.
На основании п.5 Общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, территория пункта пропуска должна быть ограждена или обозначена.
ФСБ России 25 октября 2001 года утверждены Типовые технические требования по комплексному оборудованию пунктов пропуска через государственную границу РФ и оснащению их техническими средствами пограничного контроля.
В соответствии с п.8.1.2 Типовых технических требований территория, прилегающая к вокзалу, пограничной железнодорожной станции, должна быть ограждена заградительным забором высотой не менее 2 м. В ограждении должны быть предусмотрены ворота для въезда и выезда железнодорожных поездов (составов). По внутреннему периметру забора предусматривается планировка трассы шириной 3-4 метра для установки линейных сигнализационных устройств, а также установки прожекторов (осветителей). В зависимости от определенного проектом сигнализационного средства, его ТТХ, к трассе предъявляются требования по углу поворота в азимутальной и вертикальной плоскостях, максимальному углу подъема или спуска заграждения.
Согласно письму ФГКУ «Пограничное управления Федеральной службы безопасности России по (адрес)» № распорядительных документов руководства ФСБ России об отмене данных Типовых требований не поступало. Сведениями об официальной публикации данного документа Пограничное управление не располагает. Вместе с тем, по имеющейся информации данные Типовые технические требовании направлялись ФПС России в федеральные органы исполнительной власти, принимающие участие в проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию пунктов пропуска через государственную границу.
Обращаясь с заявленными требованиями, транспортный прокурор просит обязать ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» оборудовать территорию железнодорожного пункта пропуска (ЖДПП), на которой осуществляется пограничный контроль, заградительным забором высотой не менее 2 м., в котором должны быть предусмотрены ворота въезда и выезда железнодорожных поездов (составом), указывая на нарушение п.8.1.2 Типовых технических требований.
Однако, исходя из терминологии, используемой в технологической карте, железнодорожный пункт пропуска через Государственную границу – территория в пределах железнодорожного вокзала, станции, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются все виды государственного контроля и пропуска через Государственную границу физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в международном железнодорожном сообщении.
Соответственно территория железнодорожного пункта пропуска состоит из территории в пределах железнодорожного вокзала, станции и из территории, на которой осуществляется государственный контроль.
Исходя буквального толкования нарушение п.8.1.2 Типовых технических требований ограждению заградительным забором не менее 2 м. подлежит территория, прилегающая к вокзалу, пограничной железнодорожной станции, а не территория железнодорожного пункта пропуска (ЖДПП), на которой осуществляется пограничный контроль, как того просит истец.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии основания для обязания ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» оборудовать территорию железнодорожного пункта пропуска, на которой осуществляется пограничный контроль, заградительным забором высотой не менее 2 м., поскольку это не предусмотрено Типовыми техническими требованиями, а также транспортным прокурором не представлено доказательств отсутствия заграждения территории, прилегающей к вокзалу, пограничной железнодорожной станции.
В соответствии с п. 8.2.3 Типовых технических требований на территории железнодорожного пункта пропуска с обеих сторон каждого из железнодорожных путей и между путями должны быть проложены асфальтовые (с другим твердым покрытием) дорожки.
Согласно Положении. О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2007 года № 734, Росграница осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружений, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1308-р подведомственной Росгранице организацией является Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
Согласно Уставу ФГКУ Росгранстрой, утвержденному Приказом Рограницы от 04 февраля 2009 года № 6, Дирекция является федеральным государственным казенными учреждением, предназначенным доя обеспечения выполнения функций, связанных с техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации.
Частью 3 ст. 12 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» установлено, что строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную Границу.
Представленным прокурором актом проверки от (дата) установлено отсутствие асфальтовых дорожек в обеих сторон железнодорожных путей и между путями, что нарушает п. 8.2.3 Типовых технических требований.
Учитывая, что комплексная система оборудования пункта пропуска не соответствует Типовым техническим требованиям, что влечет невозможность надлежащего соблюдения интересов российской Федерации, суд полагает исковые требования прокурора в части обязания оборудовать участки с обеих сторон каждого из железнодорожных путей и между путями на территории ЖДПП Орск дорожками с твердым покрытием, подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395, министерство транспорта Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере.
Министерство транспорта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе, доводит до ФГКУ «Росгранстрой» лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету ФГКУ «Росгранстрой», вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности ФГКУ «Росгрантрой», также другие бюджетные полномочия, установленные законодательством РФ,
Таким образом, поскольку непосредственную эксплуатацию железнодорожного пункта пропуска «Орск» осуществляет ФГКУ «Росгранстрой», обязанность по оборудованию пункта пропуска должна быть возложена на ФГКУ «Росгранстрой», а при недостаточности у последнего, имеющего организационно-правовую форму казенного учреждения, денежных средств для выполнения возложенной на него судом обязанности, Министерство транспорта РФ должен нести субсидиарную ответственность по обязательствам ФГКУ «Росгранстрой».
Довод ответчика ФГКУ «Росгранстрой» о введение в эксплуатацию пропускных пунктов до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2007 года № 930 не может служить основание для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку данное обстоятельство не освобождает ФГКУ «Росгранстрой», осуществляющее функции государственного заказчика в сфере обустройства пунктов пропуска через государственную границу РФ, от обязанности привести их в состояние, соответствующее действующим нормативным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Орского транспортного прокурора Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации, открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об оборудовании железнодорожного пункта пропуска «Орск» удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» оборудовать участки с обеих сторон каждого из железнодорожных путей и между путями на территории железнодорожного пункта пропуска «Орск» дорожками с твердым покрытием.
При недостаточности денежных средств ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» данные обязанности возложить на Министерство транспорта Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Орского транспортного прокурора Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий :