Дело № 2 -48/2024г.
УИД 52RS0025-01-2023-000404-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Решение в окончательной форме принято 08 февраля 2024 года
р.п. Вача 05 февраля 2024 года
Вачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Шутовой А.М.,
с участием процессуального истца зам. прокурора \Владимировой С.С.,
представителя третьего лица МУП «ЖКХ» Гейде С.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску \, действующего в интересах субъекта Российской Федерации- \, муниципального образования- Вачского муниципального округа \ к Дубову С. М. об обязании в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в Федеральную налоговую службу по месту регистрации налогоплательщика налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц( форма 3-НДФЛ)
УСТАНОВИЛ:
\, действуя в интересах субъекта Российской Федерации- \, муниципального образования- Вачского муниципального округа \ обратился в суд с иском к Дубову С.М. об обязании в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Федеральную налоговую службу по месту регистрации налогоплательщика налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019, 2020, 2021, 2022 годы, с отражением доходов в виде процентов, полученных по договорам займаот \\, \\, заключенным между Дубовым С.М. и МУП «ЖКХ»
В обоснование исковых требований указано следующее:
\ во исполнение организационно-распорядительных документов прокуратуры \ проведена проверка соблюдения налогового законодательства, в ходе которой установлено следующее-
\ между Дубовым С.М. (заимодавец) и МУП «ЖКХ» (заемщик) заключен договор займа \, по условиям которого заимодавец передает заемщику денежные средства в размере 500000 рублей, а заемщик обязуется возвратить займодателю такую же сумму денег и проценты (15,4% годовых). Займ предоставлен на срок 60 месяцев.
10.03.2020между Дубовым С.М.(заимодавец) и МУП «ЖКХ» (заемщик) заключен договор займа \, по условиям которого заимодавец передает заемщику денежные средства в размере 473420 рублей, а заемщик обязуется возвратить займодателю такую же сумму денег и проценты (17,87 % годовых). Займ предоставлен на срок 60 месяцев.
Во исполнение указанных договоров МУП «ЖКХ» ежемесячно на банковский расчетный счет Дубова С.М. переводились денежные средства (проценты по договорам займа), с назначением платежей 67.04 – «проценты по долгосрочным займам».
Проценты по договорам займа являются доходом физического лица и подлежат налогообложению, а день выплаты процентов является фактическим днем получения дохода заимодавца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).
Как следует из карточек бухгалтерских счетов МУП «ЖКХ» в 2019 году Дубов С.М.по указанным договорам займа получил доход в виде процентов в размере6328,77 рублей, в 2020 году – 131842,48 рублей, в 2021 году – 43088,09 рублей, в 2022 году – 10827,32 рублей.
При этом, МУП «ЖКХ» с указанных денежных средств не производилось исчисление и удержание НДФЛ.
Дубовым С.М. также не задекларированы доходы, полученные от МУП «ЖКХ» в виде процентов по указанным договорам займа денежных средств, что повлекло неуплату налога на доходы физических лиц за 2019, 2020, 2021, 2022 годы.
Таким образом, Дубов С.М., будучи налогоплательщиком налога на доходы физического лица (НДФЛ), в 2019, 2020, 2021, 2022 годах получил доход, однако в нарушение требований законодательства налоговые декларациипо налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)в порядке, установленном ст. 229 НК РФ в 2020, 2021, 2022, 2023 годах в налоговый орган имне представлены.
Непредставление сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, нарушает требования налогового законодательства и не позволяет проверить соответствие сведений о суммах начисленных и фактически уплаченных налогов (сборов) налогоплательщиком суммам, подлежащим уплате, что влечет нарушение государственных интересов, связанных с наполнением бюджета налоговыми доходами.
\ в силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обращается в суд с настоящим исковым заявлением в защиту интересов субъекта Российской Федерации и муниципального образования, по результатам проверки исполнения установленной законом обязанности по перечислению в бюджет налога.
Предъявление данного иска обусловлено тем, что Дубов С.М. в течение длительного времени нарушает законные интересы субъекта Российской Федерации –\ и муниципального образования –Вачский муниципальный район (округ) на получение в полном объеме доходов от налога на доходы физических лиц.
Таким образом, указанные доходы являются собственностью субъекта Российской Федерации и собственностью муниципального образования.
В данном судебном заседании процессуальный истец зам. прокурора \Владимирова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы и нормы права, изложенные в исковом заявлении, просила обязать Обязать Дубова С. М. в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Федеральную налоговую службу по месту регистрации налогоплательщика налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019, 2020, 2021, 2022 годы, с отражением доходов в виде процентов, полученных по договорам займаот \\, \\, заключенным между Дубовым С.М. и МУП «ЖКХ».
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица МУП «ЖКХ» Гейде С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд за судебной защитой, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела, направлять судебные извещения согласно ст. ст. 113, 114 ГПК РФ. По смыслу 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Учитывая задачи гражданского судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ об отложении судебного заседания в случаях неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле при отсутствии сведений о причинах их неявки не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким образом, неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
При указанных обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств в соответствии со ст. ст. 67,71 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П).
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В силу п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Как установлено п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 809 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.
В отношении процентов, полученных физическим лицом - резидентом Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 13 процентов (пункт 1 статьи 224 НК РФ).
При этом обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц с доходов в виде процентов, получаемых по договору займа, возлагаются на организацию, признаваемую в соответствии со статьей 226 НК РФ налоговым агентом в отношении указанных доходов.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ установлено, что датой фактического получения дохода при получении доходов в денежной форме считается день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Указанные лица именуются в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса налоговыми агентами.
В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
На основании п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:
расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты, к которым пункт 1 настоящей статьи относит в числе прочего российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
В соответствии с подп. 4 п. 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, исходя из сумм таких доходов.
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) – это документ, в котором гражданин указывает все своих доходы, а также налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
В соответствии с п. 2 ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 2202-1) предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, субъектами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, и на основании п. 3 ст. 35 названного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации подлежит начислению налог на доходы физических лиц по нормативу 85 процентов.
Согласно п. 2 ст. 61.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет муниципального округа зачисляется налог на доходы физических лиц по нормативу 15 процентов.
Таким образом, указанные доходы являются собственностью субъекта Российской Федерации и собственностью муниципального образования.
\ в силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обращается в суд с настоящим исковым заявлением в защиту интересов субъекта Российской Федерации и муниципального образования, по результатам проверки исполнения установленной законом обязанности по перечислению в бюджет налога.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что \ между Дубовым С.М. (заимодавец) и МУП «ЖКХ» (заемщик) заключен договор займа \, по условиям которого заимодавец передает заемщику денежные средства в размере 500000 рублей, а заемщик обязуется возвратить займодателю такую же сумму денег и проценты (15,4% годовых). Займ предоставлен на срок 60 месяцев.
10.03.2020между Дубовым С.М.(заимодавец) и МУП «ЖКХ» (заемщик) заключен договор займа \, по условиям которого заимодавец передает заемщику денежные средства в размере 473420 рублей, а заемщик обязуется возвратить займодателю такую же сумму денег и проценты (17,87 % годовых). Займ предоставлен на срок 60 месяцев.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ проценты по договорам займа являются доходом физического лица и подлежат налогообложению, а день выплаты процентов является фактическим днем получения дохода заимодавца.
Исходя из приведенных норм права, физическое лицо, предоставившее заем организации, получает доход в виде процентов по договору займа. Данный доход является объектом обложения по налогу на доходы физических лиц.
Как следует из карточек бухгалтерских счетов МУП «ЖКХ», во исполнение указанных договоров МУП «ЖКХ» ежемесячно на банковский расчетный счет Дубова С.М. переводились денежные средства (проценты по договорам займа), с назначением платежей 67.04 – «проценты по долгосрочным займам». В 2019 году по указанным договорам займа Дубов С.М.получил доход в виде процентов в размере6328,77 рублей, в 2020 году – 131842,48 рублей, в 2021 году – 43088,09 рублей, в 2022 году – 10827,32 рублей.
При этом, МУП «ЖКХ» с указанных денежных средств не производилось исчисление и удержание НДФЛ.
Вместе с тем, исходя из положений с пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ, в случае, когда лицо, признаваемое налоговым агентом, не произвело удержание налога, налогоплательщик обязан подать в налоговый орган декларацию 3-НДФЛ, в которой производится исчисление налога.
Однако, как установлено судом, Дубовым С.М.также не задекларированы доходы, полученные от МУП «ЖКХ» в виде процентов по указанным договорам займа денежных средств, что повлекло неуплату налога на доходы физических лиц за 2019, 2020, 2021, 2022 годы.
Таким образом, судом установлено, что Дубов С.М., будучи налогоплательщиком налога на доходы физического лица (НДФЛ), в 2019, 2020, 2021, 2022 годах получил доход, однако в нарушение требований законодательства налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)в порядке, установленном ст. 229 НК РФ в 2020, 2021, 2022, 2023 годах в налоговый орган им не представлены.
Суд считает, что непредставление сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, нарушает требования налогового законодательства и не позволяет проверить соответствие сведений о суммах начисленных и фактически уплаченных налогов (сборов) налогоплательщиком суммам, подлежащим уплате, что влечет нарушение государственных интересов, связанных с наполнением бюджета налоговыми доходами.
В этой связи, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, суд считает необходимым обязать ответчика предоставить в Федеральную налоговую службу по месту регистрации налогоплательщика налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019, 2020, 2021, 2022 годы, с отражением доходов в виде процентов, полученных по договорам займа от \\, \\, заключенным между Дубовым С.М. и МУП «ЖКХ, удовлетворив тем самым исковые требования прокурора.
Руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, исходя из характера требований, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий - 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, который гласит, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в качестве истцов или ответчиков, истец- прокурор Вачского района Нижегородской области при подаче иска в суд государственную пошлину не оплачивал.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей: в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ часть 1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:…3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей;
Каких либо документов, подтверждающих обстоятельства для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Как следует из искового заявления, требования истца носят неимущественный характер.
Принимая во внимание, что истец по данному иску –прокурор Вачского района Нижегородской области освобожден от уплаты государственной пошлины согласно ст. 333. 36 ч. 1 п. 19 НК РФ, то она подлежит взысканию с ответчика в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования \, действующего в интересах субъекта Российской Федерации- \, муниципального образования- Вачского муниципального округа \ к Дубову С. М. об обязании в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в Федеральную налоговую службу по месту регистрации налогоплательщика налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц( форма 3-НДФЛ) - удовлетворить.
Обязать Дубова С. М.\ г.р. (ИНН \) в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Федеральную налоговую службу по месту регистрации налогоплательщика налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019, 2020, 2021, 2022 годы, с отражением доходов в виде процентов, полученных по договорам займаот \\, \\, заключенным между Дубовым С.М. и МУП «ЖКХ».
Взыскать с Дубова С. М. в бюджет Вачского муниципального округа \ государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья - подпись
Копия верна: судья Н. С. Баринова