ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-427 от 02.08.2010 Рыбинского районного суда (Ярославская область)

                                                                                    Рыбинский районный суд Ярославской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Рыбинский районный суд Ярославской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-427/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рыбинский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи И.В.Запорожец,

с участием прокурора П.А.Соколова,

при секретаре А.Р.Бекетовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 2 августа 2010 года гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ЗАО «Организация» об обязании получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, обеспечении нормативной очистки сбрасываемых сточных вод,

У С Т А Н О В И Л:

Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ЗАО «Организация» об обязании направления в срок до 1 января 2011 года в отдел водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Ярославской области документов для получения решения о предоставлении водного объекта (река Волга участок Горьковского водохранилища) в пользование и обеспечении нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в р. Волга в срок до 1 января 2012 года. Исковые требования мотивировал тем, что при осуществлении хозяйственной деятельности ЗАО «Организация» не соблюдаются требования водного законодательства, что выражается в сбросе производственных и ливневых сточных вод в р. Волга без соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование. Сброс вод осуществляется через 1 выпуск, расположенный в границах производственной площадки ЗАО «Организация» в п. .... Дата обезличена года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, ЗАО «Организация» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей. Ввиду того, что ЗАО «Организация»осуществляет сброс сточных вод в р. Волга, не имея решения о предоставлении водного объекта в пользование, что предусмотрено действующим законодательством, просит суд обязать ответчика обратиться с соответствующим заявлением в отдел Федерального агентства водных ресурсов по Ярославской области. Кроме того, по результатам проводимого в июне, сентябре, декабре 2009 года и марте 2010 года производственного контроля выяснилось, что ЗАО «Организация» сбрасывает в р. Волга сточные воды без достаточной их очистки, допустимая концентрация по ряду загрязняющих веществ значительно превышает предельно допустимую. На основании изложенного, просит обязать ЗАО «Организация» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Волга через выпуск № 1 с территории производственной площадки, расположенной по адресу: ....

В судебном заседании помощник Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Соколов П.А. поддержал исковые требования в полном объеме, дал объяснения в соответствии с изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ЗАО «Организация» своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.

Третье лицо Управление Росприроднадзора по Ярославской области в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствует о рассмотрении дела без его участия. В отзыве на иск заявленные природоохранным прокурором требования поддерживает в полном объеме, дополнительно указывает, что отсутствие разрешительной документации о предоставлении водного объекта в пользование послужило основанием для привлечения ответчика, не принявшего должных мер по организации работ по получению указанного решения, к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.6 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 5000 рублей. Кроме того, выявленное превышение содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ЗАО «Организация» сточных водах без соответствующей очистки также свидетельствует о негативном влиянии на водный объект и окружающую природную среду в целом.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Материалами дела установлено, что в ходе проверки исполнения водного законодательства установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ЗАО «Организация» эксплуатируются основные цеха, вспомогательный корпус, гараж, котельная, ГРП, находящиеся на одной производственной площадке по адресу: ... При этом ЗАО «Организация» осуществляет сброс производственных и ливневых сточных вод в поверхностный водный объект - р. Волга (участок Горьковского водохранилища) через 1 выпуск, расположенный в черте п. ... Рыбинского района, в границах производственной площадки.

Перед попаданием в водный объект сточные воды не очищаются. В 2008г. было сброшено 47,2 тыс.куб.м. неочищенных сточных вод. Согласно справке Номер обезличен от Дата обезличена года в 2009 г. сброшено 18,8 тыс.куб.м. сточных вод, за 1 квартал 2010 г. - 1,2 тыс.куб.м. В настоящее время сброс сточных вод продолжается. Факт осуществления сброса сточных вод в поверхностный водный объект подтверждается также и расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2010 год, согласно которому плата за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты составила 7193 рубля.

Статьей 9 Водного Кодекса РФ от 03.06.2009 г. № 74-ФЗ установлено, что юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 гл. 3 Водного Кодекса РФ сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водный объект осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В решении о предоставлении водного объекта в пользование согласно ст. 22 Водного Кодекса РФ содержатся, в том числе, сведения о водном объекте, указании места сброса сточных вод, объеме допустимых сбросов сточных вод, а также требованиях к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.

Как следует из сообщения отдела водных ресурсов по Ярославской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления Номер обезличен от Дата обезличена года ЗАО «Организация» решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в р. Волга не оформляло.

Таким образом, отсутствие указанного решения свидетельствует об отсутствии до настоящего времени у ЗАО «Организация» законных оснований на право пользования водным объектом, означает, что хозяйствующий субъект самовольно использует р. Волга (участок Горьковского водохранилища).

Решение о предоставлении водных объектов в пользование выдается уполномоченным органом в соответствии с требованиями, установленными ст. 23 Водного Кодекса РФ и Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства РФ № 844 от 30.12.2006 года. В п.п. 9, 10 указанных Правил содержится исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить вместе с заявлением для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Согласно п. 4 указанных Правил предоставление в пользование водохранилищ, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с частью 2 статьи 26 Водного кодекса РФ, или частей таких водохранилищ, а также морей или их отдельных частей осуществляется на основании решения Федерального агентства водных ресурсов или его территориального органа, которым на территории Ярославской области является отдел водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Ярославской области.

Таким образом, в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства ЗАО «Организация» надлежит получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в отделе водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Ярославской области.

Кроме того, в ходе проверки исполнения водного законодательства установлено, что ЗАО «Организация» без очистки сбрасывает в реку Волга сточные воды.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного Кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 11, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В соответствии со ст.ст. 22, 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов.

В соответствии со ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Той же статьей установлено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В Российской Федерации поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 4 ст. 35 Водного Кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с требованиями, установленными Санитарными правилами и нормами «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» СанПиН 2.1.5.980-00, утвержденными Главным государственным санитарным врачом 22.06.2000 года, для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м. от места выпуска.

В связи с этим, предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водоеме при сбросе сточных вод с 16.03.2010 года должны определяться в соответствии с «Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», утвержденными приказом Росрыболовства от 18.01.2010 г. № 20 (до указанных Нормативов действовал «Перечень рыбохозяйственных нормативов: предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБВУ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение», утвержденный приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 28.04.1999 г. № 96), и не превышать установленные в нем концентрации.

ЗАО «Организация» сбрасывает сточные воды в поверхностный водный объект с превышением максимальных допустимых концентраций загрязняющих веществ, что подтверждается протоколами результатов КХА проб сточных (очищенных сточных) вод автономной некоммерческой организации «Сертификационный центр ЯрТЕСТ» Аналитического испытательного центра объектов химической технологии и окружающей среды от Дата обезличена года, имеющимися в материалах дела. Из указанных протоколов усматривается, что фактическая концентрация по ряду загрязняющих веществ значительно превышает предельно допустимые Нормативами качества воды. Указанные данные свидетельствуют о систематическом и длительном загрязнении водного объекта - р. Волга со стороны ЗАО «Организация». Таким образом, ЗАО «Организация», сбрасывая сточные воды без достаточной их очистки, нарушает ст.ст. 3, 22, 23 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 4 ст. 35, п.п. 1, 2, 5 ч. 2 ст. 39, ч.ч. 1, 4 ст. 44, ч. 2 ст. 55, ч. 6 ст. 56, ч. 6 ст. 60, ст. 69 Водного кодекса РФ, ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00, так как сточные воды после очистки сбрасываются с превышением пределов допустимых концентраций загрязняющих веществ по указанным выше компонентам.

Превышение пределов допустимых концентраций и непринятие ЗАО «Организация» мер к устранению причин такого превышения свидетельствует об отсутствии надлежащего производственного контроля за составом сточных вод, качеством воды водного объекта, что должно обеспечиваться организациями, предприятиями, являющимися водопользователями, в соответствии с п. 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00. Как следует из имеющегося в материалах дела объяснения инженера по охране окружающей среды ЗАО «Организация» ранее сточные воды перед попаданием в водный объект очищались на очистной станции, которая не функционирует более 8 лет, требуется ее реконструкция.

Постановлением Росприроднадзора по Ярославской области Номер обезличен от Дата обезличена года ЗАО «Организация» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, - самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.

В соответствии с п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Аналогичное требование содержится в ч. 2 ст. 68 Водного кодекса РФ, согласно которой привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Сброс неочищенных сточных вод в р. Волга не обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»), что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.

Поскольку сброс загрязненных сточных вод ЗАО «Организация» влечет к поступлению с объемом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, это ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда водным объектам, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Действиями ЗАО «Организация» нарушены права Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ все водные объекты являются государственной собственностью, поэтому загрязнение водного объекта, находящегося в федеральной собственности нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов.

На основании статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник (Российская Федерация) может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения Ярославской области, проживающего в районе расположения акватории р. Волга (участок Горьковского водохранилища), а также лиц, временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты персонифицировать которых невозможно), нарушены, поскольку негативное влияние на водный объект загрязняющих веществ ведет к затруднениям в водопользовании указанных поверхностных водных объектов в питьевых целях (которые согласно Водному кодексу РФ являются приоритетными) и рыбохозяйственных (так как согласно ст. 24. Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом).

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага согласно ч. 2 ст. 2 ГК РФ защищаются гражданским законодательством. Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Таким образом, исходя из смысла названных правовых норм и указанных выше доказательств, исковое заявление Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Организация», по мнению суда, является обоснованным, подлежащим удовлетворению, следовательно, суд считает необходимым обязать ЗАО «Организация» получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод.

Принимая во внимание доводы прокурора, с учетом климатических условий местности, суд устанавливает срок для направления в уполномоченный орган документов для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование до 1 января 2011 года, для обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волга (участок Горьковского водохранилища) до 1 января 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать ЗАО «Организация» направить в уполномоченный орган - отдел водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Ярославской области все предусмотренные законом документы для получения решения о предоставлении водного объекта (реки Волга участок Горьковского водохранилища), находящегося в федеральной собственности, в пользование.

Обязать ЗАО «Организация» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Волга (участок Горьковского водохранилища) через выпуск № 1 с территории производственной площади, расположенной по адресу: ....

Предоставить ЗАО «Организация» срок исполнения решения суда: об обязании направления в уполномоченный орган документов для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование до 1 января 2011 года, об обязании обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Волга (участок Горьковского водохранилища) до 1 января 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: