ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-427 от 27.12.2010 Южского районного суда (Ивановская область)

                                                                                    Южский районный суд Ивановской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Южский районный суд Ивановской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-427/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Южа Ивановская область 27 декабря 2010 года.

Южский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего Семибратова В.Н.,

при секретаре Часовских Т.В.,

с участием заместителя прокурора Южского района Барсукова Г.Е.,

представителя администрации Южского городского поселения Воронина В.Г., действующего на основании доверенности №7 от 20.07.2010 г.,

председателя Южского городского Совета Осинцева Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Южского района об оспаривании постановления главы администрации Южского городского поселения №377 от 19 июля 2010 года «Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг»,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора Южского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим постановление главы администрации Южского городского поселения №377 от 19 июля 2010 года «Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг» в связи с тем, что указанный нормативный правовой акт принят главой администрации с превышением полномочий, предоставленных исполнительному органу власти частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

В судебном заседании заместитель прокурора Южского района Барсуков Г.Е. заявленные требования уточнил, суду пояснил, что просит признать недействующим постановление администрации Южского городского поселения №377 от 19.07.2010 года. По мнению прокурора, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования - Совета Южского городского поселения. Прокурор считает, что в соответствии с действующим законодательством РФ, Совет вправе принять порядок предоставления субсидий указанным лицам как в решении о принятии бюджета Южского городского поселения, так и в отдельном решении, в котором эти вопросы урегулированы специально. Поскольку представительный орган Южского городского поселения решение о порядке предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг не принял, администрацию городского поселения соответствующими полномочиями не наделил, исполнительно-распорядительный орган власти не вправе был принимать постановление, которым был утверждён Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг. В целях исполнения бюджета на 2010 год администрация поселения имела лишь право обратиться с проектом правового акта в Южский городской Совет. Поскольку юридические лица уже получили субсидии, просит суд при удовлетворении заявленных требований, признать нормативный правовой акт недействующим со дня принятия судебного решения.

Представитель администрации Южского городского поселения Воронин В.Г., считая заявленные прокурором требования не подлежащими удовлетворению, суду пояснил, что администрация в соответствии со ст.78 ч.3 БК РФ вправе принять муниципальный правовой акт, в котором содержатся правовые нормы, регулирующие категории, критерии отбора лиц, имеющих право на субсидии; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. По его мнению, довод прокурора о праве администрации поселения принять правовой акт лишь в случае предварительного делегирования полномочий представительным органом, не основан на нормах Бюджетного кодекса РФ. Представитель заинтересованного лица считает, что в решении представительного органа власти о местном бюджете не могут содержаться нормы, регулирующие другие, не имеющие прямого отношения к бюджету, правоотношения. Отсутствие в решении о бюджете нормы, которая бы обязывала администрацию Южского городского поселения принять соответствующий правовой акт, в силу ст.ст.154, 78 ч.2 п.3 и ч.3 БК РФ, не является препятствием для его принятия администрацией. Кроме этого, в утвержденном постановлением администрации Южского городского поселения Порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг, отсутствуют нормы, регулирующие порядок предоставления субсидий, фактически из содержания правового акта следует, что данный нормативный акт регулирует иные вопросы по субсидированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производителей товаров, работ и услуг. Юридическим лицам – получателям субсидий, предусмотренные решением Южского городского Совета денежные средства были направлены. В случае признания недействующим нормативного правового акта, принятого администрацией Южского городского поселения, другой Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг из-за нехватки времени не может быть принят в 2010 году.

Глава Южского городского поселения – председатель Южского городского Совета Осинцев Ю.В. разрешение по существу заявленных прокурором требований оставил на усмотрение суда, пояснив при этом, что решение об утверждении бюджета Южского городского поселения на 2010 год принималось в декабре 2009 года предыдущим составом Совета. Представитель заинтересованного лица указал, что практика принятия администрацией Южского городского поселения нормативно-правового акта, регулирующего порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг сложилась в Южском городском поселении в течение нескольких последних лет, при этом аналогичная практика имеет место и в Южском муниципальном районе. По его мнению, администрация поселения, приняв 19.07.2010 года постановление №377, не вторглась в компетенцию Южского городского Совета. В принятом бюджете на 2011 год представительный орган Южского городского поселения обязал городскую администрацию разработать и принять муниципальный правовой акт, регулирующий порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг.

Выслушав прокурора, представителей администрации Южского городского поселения и Южского городского Совета, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору (заместителю прокурора) Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации, он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном ст.251 ГПК РФ. На основании изложенного, заявление заместителя прокурора Южского района подсудно Южскому районному суду и подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 24 ГПК РФ.

Согласно ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. При этом, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

На основании ст.24 Устава Южского городского поселения, и Южский городской Совет, как представительный орган муниципального образования, и администрация Южского городского поселения, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, входят в структуру органов местного самоуправления городского поселения.

Согласно ст.36, ч.1 ст.37 Устава Южского городского поселения администрация поселения вправе принимать правовые акты в виде распоряжений и постановлений. Принятое 19 июля 2010 года администрацией Южский городского поселения постановление №377 «Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг» является нормативным правовым актом, поскольку в утверждённом им Порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг, содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, которые рассчитаны на неоднократное применение и направлены на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанный муниципальный нормативный правовой акт в соответствии с требованиями ст.37 ч.7 Устава Южского городского поселения был официально опубликован в №6 «Вестника Южского городского поселения» за 2010 год.

В решении Совета Южского городского поселения №89 от 30.12.2009 года «О бюджете Южского городского поселения на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» отсутствуют правовые нормы, определяющие случаи и порядок предоставления субсидий указанной категории лиц - производителей товаров, работ и услуг. В приложении №3 к указанному Решению Совета, предусмотрено распределение бюджетных ассигнований на 2010 год, в том числе предоставление субсидий юридическим лицам на транспорт, на поддержку жилищного хозяйства и на коммунальное хозяйство (л.д. 31-34, 35-40). Решением Совета Южского городского поселения №29 от 02.07.2010 года были внесены изменения в решение Совета городского поселения №89 от 30.12.2009 г. «О бюджете Южского городского поселения на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», при этом были увеличены размеры предоставляемых юридическим лицам субсидий, а также утверждено приложение №7, в котором был указан исчерпывающий перечень получателей субсидий за счет бюджета Южского городского поселения на 2010 год, в число которых вошли ОАО «Автомобилист», ООО «Комплекс-Сервис» и МУП «Комплекс-сервис», а также указаны цели предоставления субсидий и подлежащие выплате денежные суммы (л.д. 41-42, 43-44).

Принимая указанные выше решения, Южский городской Совет установил размеры подлежащих выплате в 2010 году субсидий конкретным юридическим лицам, указав при этом на какие цели направляются субсидии. Поскольку исполнителем бюджета Южского городского поселения является администрация Южского городского поселения, заложенные в бюджете поселения и утвержденных им в соответствующих приложениях правовые нормы обязательны для администрации.

В утвержденном администрацией Южского городского поселения Порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг отсутствуют правовые нормы, которые бы не соответствовали или противоречили федеральному законодательству, законодательству Ивановской области и решениям Южского городского Совета. Утвержденный администрацией Порядок предоставления субсидий, который является приложением к постановлению главы администрации Южского городского поселения №377 от 19 июля 2010 года, состоит из 4 разделов, которые озаглавлены: 1. Общие положения; 2. Критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей – производителей товаров, работ и услуг, имеющих право на получение субсидий; 3. Цели, условия и порядок предоставления субсидий; 4. Порядок возврата субсидий.

В соответствии с ч.3 ст.78 БК РФ и Уставом Южского городского поселения, администрация Южского городского поселения, как орган местного самоуправления, наделена правом принимать муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в которых урегулированы вопросы, связанные с определением: 1) категорий и критериев отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) целей и условий предоставления субсидий; 3) порядка возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. По этой причине оспариваемый прокурором нормативный акт не может быть признан судом недействующим.

В принятых Южским городским Советом решениях №89 от 30.12.2009 г. и №29 от 02.07.2010 г. (с утвержденными приложениями) указано не только количество юридических лиц - получателей субсидий, их наименование, но прописаны конкретные денежные суммы, которые в 2010 году будут им направлены. Таким образом, представительный орган местного самоуправления фактически определил случаи предоставления субсидий юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг.

Анализ содержащихся в Порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг (л.д.4-6), правовых норм, позволяет суду придти к выводу, что в нём фактически не урегулирован порядок предоставления субсидий указанной категории лиц, при этом тот факт, что постановлением (л.д.3) утвержден именно Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг, в разделе 3 которого имеются слова «…порядок предоставления субсидий», само по себе не может являться основанием для признания нормативного правового акта недействующим.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197-199, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных заместителем прокурора Южского района требований о признании недействующим постановления администрации Южского городского поселения №377 от 19 июля 2010 года «Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Южского районного суда   подпись   В.Н. Семибратов

Решение в окончательной форме изготовлено 31 декабря 2010 года.