ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4270/20 от 22.10.2020 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело №2-4270/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кулагиной И.Ю.,

при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 ФИО7 к Министерству Социального развития Московской области в лице отдела социальной защиты населения г.о.Лосино-Петровский о признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, обязании произвести выплату единовременного пособия (регионального материнского (семейного) капитала

Установил:

ФИО4 обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к Министерству Социального развития Московской области в лице отдела социальной защиты населения г.о.Лосино-Петровский о признании незаконным решения от 27 июля 2020 года об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. В обоснование требований указав, что согласно Удостоверению истец является многодетной матерью троих детей: ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением от 27 июля 2020 года истцу отказано в реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала. Сертификат выдан истцу от 13 февраля 2017 года. Полагает отказ незаконным, противоречащим требованиям закона, нарушает права истца и ее несовершеннолетних детей. Просит суд признать незаконным решение отдела социальной защиты населения г.Лосино-Петровский Министерства социального развития Московской области от 27 июля 2020 года об отказе в реализации и выплате единовременного пособия материнского (семейного) капитала при рождении третьего ребенка; обязать отдела социальной защиты населения г.Лосино-Петровский Министерства социального развития Московской области произвести выплату единовременного пособия (регионального материнского (семейного) капитала при рождении третьего ребенка, установленного Постановлением от 19 мая 2020 года .

В судебном заседании истец и его представитель по доверенности исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, пояснил, что данный отказ законный и обоснованный, просил в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО4 является многодетной матерью троих детей: ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО2ДД.ММ.ГГГГгода рождения; ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка, Удостоверения . Сертификат Серия выдан истцу от 13 февраля 2017 года (л.д.34).

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» данный федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 3 указанного федерального закона лица, получившие сертификат, могут направить средства материнского (семейного) в полном объеме либо по частям.

Согласно части 6.1 статьи 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

На основании части 5 статьи 7 названного выше федерального закона правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 3 Закона Московской области №1/2006 –ОЗ от 12 января 2006 года «О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области» Законом устанавливаются следующие виды социальных пособий: единовременное пособие при рождении ребенка; пособие на ребенка.

В соответствии с пунктом 8 части 5 указанного Закона другими мерами социальной поддержки является предоставление регионального материнского (семейного) капитала.

Согласно подпункта 1 части 1 статьи 20.2 Закона Московской области №1/2006 –ОЗ от 12 января 2006 года «О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области» право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) у женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей и имевших на дату рождения (усыновления) ребенка место жительства в Московской области, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала.

Согласно части 6 Закона Московской области №1/2006 –ОЗ от 12 января 2006 года «О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области» право на получение материнского капитала возникает со дня рождения (усыновления) второго и последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано однократно не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго и последующих детей.

В соответствии со статьей 2 Закона Московской области от 22 апреля 2011 года N 53/2011-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 14.04.2011 N 4/153-П) настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Пункты 1, 2, 6 статьи 1 настоящего Закона применяются к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2016 года.

Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области утвержден Постановлением Правительства Московской области от 19 мая 2020 года №255/14 «Об утверждении порядка распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского ()семейного) капитала на получение ежегодной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующих детей».

Согласно пункту 3 Порядка заявитель, получивший сертификат и не использовавший средства материнского капитала на получение образования ребенком (детьми) и (или) на улучшение жилищных условий, имеет право на ежегодную выплату в следующем размере: в 2020 году - 50000 рублей, в 2021 году - 50000 рублей.

Согласно пункту 5 Порядка сроки подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала (далее - заявление): за 2020 год - не позднее 1 апреля 2021 года; за 2021 год - не ранее 1 января 2021 года и не позднее 1 декабря 2021 года.

Как следует из материалов дела, ФИО4 обратилась к ответчику с заявлением о получении денежных средств в соответствии со статьей 20.2 Закона Московской области №1/2006 –ОЗ от 12 января 2006 года «О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области». К заявлению был приложен необходимый пакет документов (л.д.46-62).

Решением от 27 июля 2020 года принято решение об отказе в реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала в связи с несоответствием категории заявителя кругу лиц, имеющих право на получение Государственной услуги, указанный ребенок должен быть рожден позже выдачи сертификата РМК (л.д.10).

Согласно пункту 12 Порядка основаниями для отказа в предоставлении ежегодной выплаты являются: несоответствие документов, указанных в абзаце третьем пункта 6 и пункте 7 настоящего Порядка, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; несоответствие заявителя категории лиц, имеющих право на получение ежегодной выплаты в соответствии с Законом Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области"; реализация средств материнского капитала в полном объеме; наличие противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах; подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы заявителя; представление заявителем недостоверных сведений; подача заявления по истечении сроков, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка.

Вместе с тем, к указанным критериям истец не относится, отказ в реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала не основан на законе. Законодатель не ограничивает держателя государственного сертификата в выборе способа его реализации, данная мера направлена на создание многодетной семье истца условий, обеспечивающих достойную жизнь, что предусмотрено преамбулой Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в качестве основной цели установления социальной поддержки семей, имеющих детей.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным решение отдела социальной защиты населения г.Лосино-Петровский Министерства социального развития Московской области от 27 июля 2020 года об отказе в реализации и выплате единовременного пособия материнского (семейного) капитала при рождении третьего ребенка.

Обязать Министерство социального развития Московской области произвести выплату единовременного пособия (регионального материнского (семейного) капитала при рождении третьего ребенка.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий:

Судья И.Ю.Кулагина.