ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4271/2014 от 24.09.2014 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 сентября 2014 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Хаптахаевой Л.А.,

при секретаре Бардахановой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Симончук С.В., Либерзон Л.А., Симончук А.Г., Самбаровой М.Р. к «Теплоэнергосбыт Бурятии» филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания №14», третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований ООО ЖКС «Саяны» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истцы, обращаясь в суд просят обязать «Теплоэнергосбыт Бурятии» филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания №14» произвести опломбировку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии с составлением акта повторного ввода прибора в эксплуатацию; дату повторного ввода прибора в эксплуатацию считать с даты поверки прибора ДД.ММ.ГГГГ.; произвести расчет платы истцов за отопление квартир по факту потребления тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время; в дальнейшем оплату начислять в соответствии с показаниями прибора чета тепловой энергии; произвести монтаж дополнительного узла учета горячей воды (теплоносителя), используемого для нужд ГВС дома; взыскать моральный вред в размере по 5000 рублей каждому.

Исковое заявление мотивировано тем, что истцы являются собственниками жилых помещений <адрес>. В доме с ДД.ММ.ГГГГ. смонтирован и допущен к эксплуатации коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, который учитывает количество потребленной домом тепловой энергии и горячей воды ( теплоносителя) для нужд ГВС. Периодичность поверки средств измерений входящих в состав общедомового прибора учета тепловой энергии составляет 4 года. ДД.ММ.ГГГГ. прибор был проверен ФБУ « Бурятский ЦСМ» и признан пригодным для дальнейшего применения. Для повторного допуска к эксплуатации необходимо опломбирование прибора и составление акта ресурсоснабжающей организацией. Ответчик принимать прибор отказывается, требуя установки дополнительного прибора по учету горячей воды ( теплоносителя). Начиная с апреля месяца, при наличии работоспособного общедомового прибора учета тепловой энергии истцам производятся начисления за отопление квартир по нормативу потребления. Увеличение платы составило 49%, т.к. для квартир площадью кв.м. плата выросла на 760 руб. ДД.ММ.ГГГГ. Их заявление к ответчику с предложением об опломбировании прибора учета тепловой энергии и повторного допуска его в эксплуатацию оставлено без ответа. Считают, что действия «Теплоэнергосбыт Бурятии» филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания №14» противоречат законодательству Российской Федерации в сфере ЖКХ (ч.1 ст. 544, ст. 157 ГК РФ, Закона « О защите прав потребителей»), существенно нарушают их материальные права, как потребителей коммунальной услуги по отоплению.

В ходе судебного разбирательства истцами исковые требования были уточнены, просили суд обязать Теплоэнергосбыт Бурятии» филиала ОАО « ТГК-14» произвести монтаж расходомера марки « <данные изъяты>» по линии горячего водоснабжения дома <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Истцы Симончук С.В., Либерзон Л.А. в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Дополнили, что ответчиком в нарушение Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995г., а также в нарушение требований ч.ч.3-6.1 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», узел учета тепловой энергии изначально был не оснащен расходомером по линии горячего водоснабжения. Они не оспаривают необходимость установки расходомера на линии горячего водоснабжения дома для коммерческого расчета за поставленный коммунальный ресурс. К предусмотренному законом сроку оснащения многоквартирных домов коллективными ( общедоомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, т.е. к ДД.ММ.ГГГГ., ответчик был обязан совершить действия по оснащению приборами учета, используемого энергетических ресурса. Поскольку ответчиком не были предприняты указанные действия, это привело к невозможности учета тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения раздельно, что нарушило их права, как потребителей. С ДД.ММ.ГГГГ. при наличии в доме прибора учета тепловой энергии ответчик незаконно начисляет оплату по нормативу. Просят взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда, поскольку ответчик необоснованно начисляет оплату по нормативу.

Истцы Симончук А.Г., Самбарова М.Р. в суд не явились, в представленных заявлениях просили о рассмотрении дела по их иску в их отсутствии.

Представитель ответчика «Теплоэнергосбыт Бурятии» филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания №14» Бодрянова В.Ю. по доверенности с исковыми требованиями не согласилась, указав, что опломбировать прибор учета тепловой энергии в доме по <адрес> ответчик не имеет возможности из-за отсутствия расходомера теплоносителя, необходимого в соответствии в Правилами учета тепловой энергии, а также предписанию государственной жилищной инспекции. Ввод прибора в эксплуатацию невозможен ввиду несоответствия его предъявляемым законом требованиям, т.е. без расходомера. Считает, что установка расходомера возлагается на собственников жилых помещений, либо управляющую организацию, в соответствии с действующим законодательством. Между собственниками указанного многоквартирного жилого дома и ООО « ЖКС « Саяны» заключен договор на управление этим домом, оно приняло на себя обязательство по управлению и содержанию общего имущества в указанном доме. Бездействия со стороны ответчика не было, поскольку ДД.ММ.ГГГГ. «Теплоэнергосбыт Бурятии» филиала ОАО « Территориальная генерирующая компания №14» выдало предписание ЖКС « Саяны» установить расходомер, однако, оно осталось без внимания, расходомер до сих пор не установлен. Собственники сами виноваты в том, что своевременно не установили расходомер, возлагая это на ответчика. Считают, что ими не нарушены права истцов, как потребителей, оснований для взыскания морального вреда не имеется. Расчет производится по нормативу, поскольку произвести расчет по прибору чета тепловой энергии не возможно из-за отсутствия опломбировки указанного прибора. Не возражает, что технические условия на установку и сдачу в эксплуатацию имеющегося прибора учета тепловой энергии без расходомера в ДД.ММ.ГГГГ. выдавались ответчиком. Однако, в настоящее время собственники должны самостоятельно его установить.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ООО ЖКС « Саяны» в судебное заседание не явился. Извещался о времени, месте судебного разбирательства надлежаще. Суд считает возможным рассмотрение гражданского дела в их отсутствии.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> подключен к централизованной системе теплоснабжения и оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.

Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от ДД.ММ.ГГГГ., подписанным комиссией в составе представителей «Теплоэнергосбыт Бурятии» филиала ОАО « ТГК №14» и ООО ЖКС «Саяны», в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, где проживают истцы, установлен и введен в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии.

ДД.ММ.ГГГГ. на основании свидетельства о поверке, выданном федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ФБУ «Бурятский ЦСМ», указанный прибор учета «<данные изъяты>», принадлежащий ООО « ЖКС « Саяны» поверен и на основании результатов периодической поверки признан пригодным к применению.

Доводы истцов об обязании ответчика произвести монтаж дополнительного узла учета горячей воды (теплоносителя), используемого для нужд ГВС дома; произвести опломбировку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии с составлением акта повторного ввода прибора в эксплуатацию суд находит обоснованными.

Установлено, что имеющийся в указанном жилом доме прибор учета не оснащен расходомером, необходимым для определения объемов потребленных ресурсов раздельно по горячему водоснабжению и отоплению.

Согласно ч. 1, ч.2 ст. 13 Закона об энергосбережении, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно ч. 5 ст. 13 данного Закона собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны были до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Спор между сторонами возник по поводу отказа филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» ОАО ТГК-14 опломбировать имеющийся в данном доме прибор учета тепловой энергии, который ДД.ММ.ГГГГ. прошел поверку. Ответчик, в свою очередь, указывает на то, что прибор учета не соответствует требованиям, поскольку отсутствует расходомер по линии горячей воды, в связи с чем, он не подлежит вводу в эксплуатацию.

При разрешении спора суд учитывает требования действующего законодательства, регулирующие возникшие правоотношения.

В п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении указано, что до 1 июля 2013 года, в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых тепловой энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых тепловой энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Довод представителя ответчика о том, что ДД.ММ.ГГГГ. филиал « Теплоэнергосбыт Бурятии» ОАО ТГК-14 обращался с письмом об установке дополнительного прибора учета- расходомера по линии горячего водоснабжения в том числе, в жилом доме <адрес>, принимает во внимание, вместе с тем, суд считает, что до конца ответчиком не были предприняты необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством.

Так, согласно п.9 ст. 13 Закона об энергосбережении, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

На основании п. 10 указанного закона, до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Учитывая возникшие между сторонами правоотношения, связанные с производством ответчиком тепловой энергии, его передачей, потреблением истцами тепловой энергии с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций суд полагает необходимым руководствоваться и Федеральным законом от 27.07.2010г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении".

На основании п. 2 ст. 13 Закона о теплоснабжении, потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора.

Согласно Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N 1034, прибор учета - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов. Расходомер - прибор, предназначенный для измерения расхода теплоносителя.

Из указанного следует, что, поскольку расходомер выполняет функции измерения и отображения информации о количестве тепловой энергии, он является составной частью прибора учета. При отсутствии расходомера измерение расхода теплоносителя (горячего водоснабжения) не представляется возможным. В связи с этим, суд считает, что опломбирование прибора учета без установки ( монтажа) расходомера) в доме <адрес> не возможно, поскольку сами по себе приборы учета без установки расходомеров фактически являются нефункциональными, не обеспечивают обязательный учет потребляемого энергетического ресурса, и соответственно, не отвечают установленным целям.

Далее, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно указанных Правил "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Обязанностью исполнителя, является, в том числе и обязанность по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (п.п. "с" п. 31 Правил).

С учетом приведенных требований закона, направленных на стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности, принимая во внимание, что в многоквартирном жилом доме истцов общедомовой прибор учета не оснащен расходомером, необходимым для определения объемов потребленных ресурсов раздельно по горячему водоснабжению и отоплению, исковые требования в этой части следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В данном случае именно ресурсоснабжающая организация, как указано выше, должна инициировать действия по установке расходомеров для надлежащей эксплуатации приборов учета, учитывая, что собственники жилых помещений многоквартирного дома не исполнили в установленный срок обязанности по установке расходомера.

Поскольку обращение филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» ОАО ТГК-14 от ДД.ММ.ГГГГ. с предложением ООО ЖКС « Саяны» установить расходомер в данном доме до сих пор не исполнено, в связи с чем, ответчик был обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации.

Вопрос же по оплате понесенных овтетчиком расходов в связи с необходимостью принудительного выполнения действий должен разрешаться в порядке, установленном п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении.

Учитывая установленные фактические обстоятельства, так как ни собственники жилого дома в срок до 1 июля 2012 года не выполнили обязанности по оснащению дома общедомовым прибором учета электроэнергии, ни ООО ЖКС « Саяны» не совершило действий по оснащению указанного дома общедомовым прибором учета электроэнергии, суд считает необходимым обязать ответчика установить расходомер по линии горячего водоснабжения в доме <адрес>.

Далее, исковые требования об обязании считать дату повторного ввода прибора в эксплуатацию с даты поверки прибора ДД.ММ.ГГГГ., а также произвести расчет платы истцов за отопление квартир по факту потребления тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время, суд находит не обоснованным, принимая во внимание факт того, что сами собственники ранее не позаботились об установлении прибора учета, соответствующего требованиям действующего законодательства, поскольку данная обязанность в первую очередь возлагается на собственников многоквартирного жилого дома.

Заявление истцов о необходимости обязания ответчика в дальнейшем начислять оплату в соответствии с показаниями прибора учета тепловой энергии суд находит не основанным на доказательствах, поскольку какого- либо нарушения в действиях ответчика в этой части суд не находит. Как указано выше, ответчик не имел возможности с ДД.ММ.ГГГГ производить начисление по прибору учета, который не был введен в эксплуатацию.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Факт того, что истцам начисляется счет по оплате за потребленную тепловую энергию по нормативу потребления, не свидетельствует о нарушении их прав, как потребителей. Некачественное оказание услуги по отоплению в качестве основания заявленного требования истцы не указывали, и доказательств этому не представлено. По существу истцы не согласны с оплатой за потребляемую тепловую энергию, а не с некачественностью оказываемой ему ответчиком услуги. При таких обстоятельствах оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Симончук С.В., Либерзон Л.А., Симончук А.Г., Самбаровой М.Р. удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Территориальная генерирующая компания №14» установить расходомер по линии горячего водоснабжения в доме <адрес> в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Обязать ОАО «Территориальная генерирующая компания №14» произвести опломбировку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в доме <адрес> после установления расходомера.

В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья: Хаптахаева Л.А.