Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июля 2012г. г. Москва
Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего федерального судьи Иванова Д.М. при секретаре Лемонджаве Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4272/2012 по заявлению ФИО1 об обжаловании действий должностных лиц
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Генерального прокурора РФ направить Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденную приказом Генерального прокурора РФ № 200 от 17 декабря 2007г., на регистрацию в Министерство юстиции РФ, признать Инструкцию «О едином приеме, регистрации и проверки сообщений о преступлении в системе Следственного комитета РФ», утвержденную приказом председателя Следственного комитета РФ № 72 от 03 мая 2011г. не имеющей юридической силы, так как она не прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и официального не опубликована, просит обязать Генерального прокурора РФ выйти с представлением в Следственный комитет РФ об устранении нарушений законодательства, выразившихся в применении не имеющий юридической силы инструкции.
ФИО1 в судебное заседание явился, заявление поддержал.
Представитель Генеральной прокураторы РФ, представитель Следственного комитета РФ в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 257 ГПК РФ неявка заинтересованных лиц в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению заявления.
Выслушав объяснения заявителя, проверив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ФИО1
Из материалов дела усматривается, что 15 марта 2012г. в Генеральную прокуратуру РФ поступило заявление ФИО1, в котором заявитель указывал на то, что принятая председателем Следственного комитета РФ Инструкция о порядке рассмотрения сообщений о преступлении не зарегистрирована в установленном законом порядке и официального не опубликована, значит не должна применяться, просил выйти с представлением в Следственный комитет об устранении нарушений законодательства, выразившихся в применении инструкции, не прошедшей государственную регистрацию, просил рассмотреть правомочность применения Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ.
22 марта 2012г. начальником отдела по рассмотрению обращений Генеральной прокуратуры РФ обращение ФИО1 по вопросу применения Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах системы следственного комитета РФ направлено по принадлежности в Следственный комитет РФ, о чем сообщено заявителю. Разъяснено, что Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской федерации, утвержденная приказом Генерального прокурора РФ № 200 от 17.12.2007г., опубликована в журнале Законность № 4 за 2008г., положения Инструкции размещены на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из представленных документов усматривается, что на обращение ФИО1 ответ дан уполномоченным должностным лицом Генеральной прокуратуры РФ в установленные законом сроки, по вопросам, отнесенным к компетенции Генеральной прокуратуры РФ, по вопросу применения Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах обращение ФИО1 направлено по принадлежности в Следственный комитет РФ.
ФИО1 в своем заявлении указывает на то, что Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генпрокуратуры РФ от 17.12.2007 N 200, официально не опубликована, не прошла регистрацию в Министерстве юстиции РФ.
Между тем, вопрос о применении данного нормативного правого акта неоднократно рассматривался Верховным Судом РФ, доводы о том, что Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генпрокуратуры РФ от 17.12.2007 N 200, не была надлежащим образом опубликована, признаны судом не состоятельными.
Таким образом требования заявителя об обязании Генерального прокурора РФ направить указанную инструкцию на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ не подлежат удовлетворению.
Заявитель просит признать Инструкцию о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденную приказом Следственного комитета России от 03.05.2011 N 72, не имеющей юридической силы, поскольку она не зарегистрирована и официально не опубликована.
В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Дополнительного признания судом не возможности применения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, не требуется.
Заявление ФИО1 об обязании Генерального прокурора вынести представление Следственному комитету РФ об устранении нарушений законодательства удовлетворению не подлежит.
В соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
Таким образом меры прокурорского реагирования по устранению нарушений закона являются правом, а не обязанностью прокуратуры, вопрос о применении мер прокурорского реагирования по устранению нарушений закона разрешается по усмотрению прокурора.
Каких-либо нарушений прав ФИО1 оспариваемыми действиями (бездействием) должностного лица Генеральной прокуратуры Российской Федерации не усматривается.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении заявления ФИО1 об обжаловании действий должностных лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: