ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4274/2023 от 15.01.2024 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-491/2024 «15» января 2024 года

УИД: 78RS0016-01-2023-004603-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кондратьевой Н.М.,

при секретаре Тярасовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некоммерческого партнерства «Ассоциация музыкальных театров» к Фонду поддержки культурных инициатив «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА» о ликвидации фонда,

УСТАНОВИЛ:

истец, являющийся учредителем ответчика, обратился в суд с иском о ликвидации Фонда поддержки культурных инициатив «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА», по тем основаниям, что имущества фонда недостаточно для достижения его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены. Поступление имущества также не предвидится, привлечение финансовых вложений на безвозмездной основе в виде пожертвований в необходимом объёме не представляется возможным, в связи с чем фонд не может достигнуть целей, установленных при его создании.

В судебном заседании представитель истца доводы иска поддержал.

Представители Фонда поддержки культурных инициатив «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА», третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, ГУМЮ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области представлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также отзыв на заявление, в котором указано на то, что Главное управление нарушений порядка ликвидации фонда не усматривает, против ликвидации фонда не возражает. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно протоколу общего собрания учредителей Фонда поддержки культурных инициатив «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об учреждении Фонда поддержки культурных инициатив «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА», об утверждении Устава фонда.

Согласно Уставу фонда, фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующей общественно полезные цели, установленные уставом.

Согласно пункту 3.1 устава целью создания фонда является формирование имущества, в том числе денежных средств, на основе добровольных имущественных взносов, а также иных не запрещенных законом поступлений и направление указанного имущества на подготовку и реализацию программ и проектов, направленных на поддержку и развитие культурных инициатив, искусства, в том числе театрального, а также поддержку и развитие СПб ГУК «Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера».

В соответствии с п. 5.3. Устава органами фонда являются: высший коллегиальный орган управления: Совет Фонда, надзорный орган: Попечительский совет Фонда, единоличный исполнительный орган: Директор Фонда.

В силу п. 12.1 Устава, прекращение деятельности Фонда может осуществляться в виде его ликвидации, которая производится в порядке, установленном действующим законодательством (п. 12.2 Устава).

В силу п. 12.4 Устава суд назначает ликвидатора и устанавливает в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» порядок и сроки ликвидации фонда.

Запись о создании фонда внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ФИО2 является директором, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, согласно протоколу общего собрания учредителей Фонда поддержки культурных инициатив «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА» от ДД.ММ.ГГГГ одним из учредителей фонда является Некоммерческое партнерство «Ассоциация музыкальных театров», следовательно, истец является заинтересованным лицом в ликвидации Фонда поддержки культурных инициатив «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА», поскольку является одним из его учредителей.

Из справки МИФНС по Санкт-Петербургу об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов следует, что на ДД.ММ.ГГГГ задолженности не имеется.

Согласно выписке по операциям на счете за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Банк Санкт-Петербург» остаток по счету составляет 0,00 руб., остаток по счету на ДД.ММ.ГГГГ составляет 174 455,97 руб.

На основании протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации Фонда поддержки культурных инициатив «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА» и назначении ликвидатором фонда ФИО2

Как следует из искового заявления имущества фонда недостаточно для достижения его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна и также цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.

Доказательств обратному судом не добыто, участниками процесса не представлено, указанные доводы подтверждаются, в том числе бухгалтерским балансом фонда на ДД.ММ.ГГГГ, отчетом о финансовых результатах за ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 1 ст. 123.17 ГК РФ фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу ст. 123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Например, ликвидация фонда по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна (пункт 2 статьи 18 Закона о некоммерческих организациях, статьи 61, 123.20 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями ст. ст. 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей юридического лица и выполнения необходимых действий, связанных с его ликвидацией.

Учитывая, что не предусмотрено иного порядка ликвидации некоммерческой организации, кроме установленного указанными выше положениями законодательства, при ликвидации ответчика ликвидатором назначается его директор ФИО2, который согласно протоколу общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ назначен ответственным лицом по ликвидации фонда, который помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и двухмесячном сроке заявления требований его кредиторами с момента публикации о ликвидации. Ликвидатор принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями некоммерческой организации. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидатором в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями некоммерческой организации.

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Некоммерческого партнерства «Ассоциация музыкальных театров», ИНН удовлетворить.

Ликвидировать Фонд поддержки культурных инициатив «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА», ИНН , ОГРН

Назначить ликвидатором Фонда поддержки культурных инициатив «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА» его директора – ФИО2, паспорт .

Поручить ликвидатору Фонда поддержки культурных инициатив «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА» осуществить действия, связанные с ликвидацией фонда, предусмотренные статьями 63-64 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 19 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях" 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд в апелляционном порядке.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья