Дело № 2-4276/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 29 октября 2018 года
Ленинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Савчук А.Л.,
при секретаре судебного заседания Горновской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Омскоблавтотранс» о взыскании денежных средств, уплаченных работником в связи с осуществлением производственной деятельности работодателя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд к АО «Омскоблавтотранс» с названным иском, в обоснование указав, что работает у ответчика водителем КАМАЗ, УРАЛ «Техпомощь» административно-хозяйственной службы. В соответствии с действующим законодательством юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами). Согласно требованиям к тахографам в их состав входит бортовое устройство и внешние компоненты, к которым относится карта водителя с информацией о водителе. Поскольку карта водителя выдается работнику исключительно для осуществления производственной деятельности, то ее изготовление должно оплачиваться работодателем, а не работником. Однако по настоянию ответчика водители предприятия были вынуждены оформить карты водителя за свой счет, поскольку с 01.01.2018 их наличие является обязательным. Стоимость карты составила 3 500 рублей. После приобретения карты он неоднократно обращался к работодателю с требованием о возмещении ее стоимости, однако выплата произведена не была. В устной форме было обещано, что расходы возместят при увольнении. Полагает действия работодателя не соответствующими законодательству и просит взыскать с ответчика в свою пользу расходы на приобретение карты водителя в размере 3 500 рублей.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал, полагает, что именно работодатель должен обеспечить его техническими средствами необходимыми для исполнения трудовой функции, в том числе картой водителя.
Представитель ответчика АО «Омскоблавтотранс» ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что карта водителя является именной, не может быть изъята у работника при его увольнении, в связи с чем на работодателя не может быть возложена обязанность по оплате ее стоимости.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Согласно абз. 10 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Во исполнение данного постановления приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.12.2013 № 36 утверждены Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, а приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2013 № 273 - Порядок оснащения транспортных средств тахографами.
Таким образом, транспортные средства подлежат оснащению тахографами в соответствии с требованиями, установленными названными постановлением Правительства Российской Федерации и приказами Министерства транспорта Российской Федерации.
В приложении № 1 к приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36 определены требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, предусматривающие, что в состав тахографа входит бортовое устройство и такие внешние компоненты, как карты тахографа, датчик движения, антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля), комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве. Одним из типов карт тахографа является карта водителя, которая обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя.
Приложения № 2 к приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36 предусматривает, что тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория № 2); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория № 3).
Частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации).
Судом установлено, что ФИО1 работает в АО «Омскоблавтотранс» в должности водителя автомобиля КАМАЗ, УРАЛ (Техпомощь), что подтверждается трудовым договором № Х от 14.01.2013, дополнительными соглашениями к нему, приказами о приеме на работу и о переводе на другую работу (л.д. 23-30).
Согласно Уставу АО «Омскоблавтотранс», утвержденному решением единственного акционера от 26.11.2015, предметом деятельности общества является выполнение работ и оказание услуг в сфере транспортного обслуживания. Для достижения цели деятельности общество осуществляет организацию и осуществление пассажирских регулярных перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном, междугороднем, международном сообщении; осуществление перевозок пассажиров и багажа по заказам, осуществление грузовых перевозок, выполнение ремонтно-строительных работ, осуществление технического обслуживания, ремонта и хранения автотранспортных средств, проведение диагностики, инструментального контроля технического состояния автотранспортных средств и прочее (л.д. 31-52).
Факт наличия между сторонами трудовых отношений и занимаемая должность ответчиком не оспаривается, как и наличие у юридического лица обязанности оборудовать тахографом автомобиль, управление которым в силу своих трудовых обязанностей осуществляет истец.
Возражая против заявленных исковых требований, ответчик ссылается на то, что карта водителя является именной и не может быть изъята у работника при его увольнении.
Карта водителя является защищенной от подделок полиграфической продукцией и соответствует Требованиям к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 512 (п. п. 47, 49 Требований к тахографам).
Действительно карта водителя является персональной, выдается в единственном экземпляре сроком на три года (п. 57, пп. 1 п. 91 Требований к тахографам). При повреждении карты водителя, неправильном ее функционировании, потере или краже по заявлению водителя, с которым он должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, ее выдающей, выдается новая карта (п. 11 Правил использования тахографов).
Вместе с тем приобретенные карты водителя служат техническим средством, применяемым при эксплуатации производственных транспортных средств, используемых работодателем для осуществления своей деятельности.
Представитель ответчика в судебном заседании подтвердила, что в отсутствие карты водителя после 01.01.2018 водитель предприятия не был бы допущен к управлению транспортным средством. Оплата труда за период простоя, возникший в связи с отсутствием карты водителя, работодателем бы не производилась.
Соответственно в соответствии со ст. 22 ТК РФ обеспечение такими специальными техническими средствами должен осуществлять работодатель, поскольку они необходимы работникам для исполнения ими трудовых обязанностей, возложенных на них трудовым договором.
Исходя из приведенных выше правовых положений, в отсутствие карты водителя работник, трудовые обязанности которого заключаются в управлении транспортным средством, оснащенным тахографом, лишен возможности осуществлять свою трудовую функцию.
При этом вопреки доводам ответчика, в случае увольнения работника ранее истечения срока действия данной карты у работодателя отсутствуют какие-либо препятствия для обращения с требованием к работнику о возмещении части ее стоимости пропорционально не истекшему сроку службы карты водителя. Таким образом, отсутствие у работодателя возможности изъять при увольнении карту водителя у работника не может являться основанием для его освобождения от обязанности обеспечить работника компонентом технического средства, необходимым для работы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и полагает необходимым взыскать с АО «Омскоблавтотранс» в пользу ФИО1 3 500 рублей в счет возмещения расходов, понесенных на приобретение карты водителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества «Омскоблавтотранс» в пользу ФИО1 3 500 рублей в счет возмещения расходов на приобретения карты водителя.
Взыскать с акционерного общества «Омскоблавтотранс» в доход бюджета муниципального образования городской округ город Омск государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Л. Савчук
Мотивированный текст решение изготовлен 02 ноября 2018 года.
Судья А.Л. Савчук