ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4277/2021 от 28.02.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иркутск 28 февраля 2022г.

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Тымцивой В.Я.,

с участием истца ФИО3, представителя истца ФИО8, действующего на основании п.6 ст. 53 ГПК РФ, представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ГУ МЧС России по Иркутской области о признании права собственности на переоборудованное маломерное судно «Лора» с фактическими данными, обязании зарегистрировать маломерное судно,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к ГУ МЧС России по Иркутской области о признании права собственности на переоборудованное маломерное судно «Лора» с фактическими данными, обязании зарегистрировать маломерное судно.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в 2010 году он приобрёл судно "Лора" изготовленное на Сосновском судостроительном заводе в 2003 году. При покупке судна его длина составляла 22,18 метра. Поскольку под маломерными судами, для постановки на учёт, подразумеваются суда, не превышающие 20 метров в длину, истец произвёл переоборудование судна и сократил его длину до 19,8 метра, что является основанием на постановке на учёт как маломерное судно. Данный факт переоборудования подтверждается Планом общего расположения судна, документами на переоборудование т/ж "Лора". Согласно п.5,2,2 ГCTPIWSO8666-2012 Суда малые. Основные данные. Габаритная длина судна должна измеряться в соответствии с п.5.2 между плоскостями, которые проходят через крайние точки носовой и кормовой оконечности судна. Данное значение длины включают конструктивные и неотъемлемые части корпуса. В габаритную длину не включаются: подвесные моторы, любые другие виды оборудования, которые можно демонтировать без помощи инструмента. В данном случае, он является собственником судна "Лора", но зарегистрировать его не имеет возможности, поскольку ответчик не желает признать его судно маломерным, в связи с чем, не ставят его на необходимый учёт. В результате чего он потратил массу времени, и материальных расходов, на доказывание неправомерных действий ответчика, который на протяжении длительного времени не желает ставить судно "Лора" на положенный учёт.

Просит суд, с учётом уточнений заявленных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, признать право ФИО3 на переоборудование маломерного судна "Лора" с фактическими данными; обязать ГУ МЧС России по Иркутской области зарегистрировать маломерное судно.

В судебном заседании истец ФИО3, представитель истца ФИО8, действующий на основании п.6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлениях, настаивали на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просила в их удовлетворении отказать.

Третьи лица в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел гражданское дело в отсутствие третьих лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, допросив специалиста, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Согласно п. 1 ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

В силу ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

В силу пункта 2 статьи 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

В пункте 1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определено, что судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (Государственном судовом реестре, реестре маломерных судов, реестре арендованных иностранных судов, Российском международном реестре судов, реестре строящихся судов).

В соответствии с п. п. 3 - 5 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проверка юридической силы представленных для государственной регистрации судна правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию судна (ст. 18 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Судом установлено, что ФИО3 было приобретено судно типа «катер», модель РМ-376, год постройки – 1992, место постройки - г. Ярославль, Россия, регистрационный номер Р34-47МК, на основании договора купли-продажи.

ФИО3 обратился в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» с заявлением о регистрации в реестре маломерных судов указанного судна.

11.02.2010г. по заявлению ФИО3 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» в реестре маломерных судов было зарегистрировано маломерное судно – катер «РМ-376», с основными характеристиками: длина 22,18 м., 2003 года постройки, заводской номер двигателя мотора «А41» 13245 мощностью 55кВт, пассажировместимостью 10 человек, тип судна «Прогулочное», которому был присвоен регистрационный (бортовой) номер и выдан судовой билет .

28.04.2017г. судно, принадлежащее ФИО12., было исключено из реестра маломерных судов с прекращением всех зарегистрированных прав и обременений, на основании ФЗ от 24.04.2012г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения понятия маломерного судна», что подтверждается свидетельством об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов от 28.04.2017г.

Таким образом, судом установлено, что судно, принадлежащее истцу ФИО11., в силу закона перестало быть маломерным, так как его длина, согласно судовому билету составляет 22,18 м., в связи с чем, оно должно было быть зарегистрировано его владельцем в Государственном судовом реестре Российской Федерации.

Вместе с тем, регистрация судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации произведена не была, что не оспаривалось истцом в ходе судебного разбирательства.

20.09.2017г. ФИО3 обратился к главному государственному инспектору по маломерным судам по Иркутской области с заявлением о согласовании проекта и выделении для осмотра судна специалистов по маломерным судам, в связи с переоборудованием судна с уменьшением его длинны с 22,18 м., до 19,80 м.

Приказом Ио начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» от 24.10.2017г. была создана комиссия по проверке технической документации и судна, требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», в целях объективного рассмотрения обращения ФИО3

Согласно заключению о результатах рассмотрения технической документации переоборудования моторного судна проект РМ-376 «Ярославец» от 02.11.2017г., в проектной документации по переоборудованию (реконструкции) моторного судна проект РМ-376 «Ярославец» наибольшая длина указана 19,8 м, что формально подпадает под определение «маломерное». Работы по модернизации судна проект РМ-376 «Ярославец» были выполнены без согласования проектной документации и без надзора проводимых работ. При проведении освидетельствования судна фактически было установлено, что параметры судна не соответствуют проектным, а именно: при демонтаже носовой части судна удален форштевень, основной элемент корпуса судна, тем самым уменьшен форпиковый отсек, что привело к уменьшению запаса плавучести и запаса прочности носовой части судна, ухудшило всхожесть судна на волну, тем самым это будет способствовать идущему по сильно взволнованной водной поверхности судну «зарываться носом в волну»; сопряжение поверхности правого и левого бортов смонтировано в форме ахтерштевня, что должно по конструкции судов относиться к кормовой части; изменен центр тяжести судна с дифферентом на корму; форпиковый отсек не имеет герметичности; демонтирован цепной ящик; отсутствует якорное устройство; удлинена надстройка, в результате чего уменьшена высота машинного отделения за счет снижения главной палубы до 1.25м., при минимально допустимом размере 1.9м.; на палубе надстройки смонтирован водопроницаемый люк, что нарушило герметичность машинного отделения; удлинен корпус судна на 2.7м. в виде кормовой оконечности судна по типу обыкновенной кормы, имеющей свес верхней части корпуса над водой, так называемый подзор (не отделяемой площадки в районе кормы). В соответствии с разделом 5 п. 5.2.2 ГОСТ РИСО 8666-2012 Национальный стандарт Российской Федерации «Суда малые. Основные данные», данный выступающий элемент корпуса судна должен быть учтен при замерах основного размерения «Наибольшая дина судна». Таким образом, фактическая наибольшая длина судна проект РМ-376 «Ярославец» «Лора» составляет 22.5м. Проектом по модернизации вышеуказанного судна предусмотрен тип кормы транцевый, имеющий под водой усеченный вид образованной наклонной в корму поперечной плоскости, так называемый транец, при котором наибольшая длина судна теоретически составляет 19,8 м. Судно проект РМ-376 «Ярославец» «Лора» 28.04.2017г. исключено из реестра маломерных судов, т.к. утратило определение «маломерное». В настоящее время оно фактически не может быть идентифицировано как маломерное судно и должно быть поставлено на учет в Российский Речной Регистр в установленном законом порядке. Проектная документация на модернизацию (реконструкцию) судна проект РМ-376 «Ярославец» «Лора» может быть признана после согласования с Российским Речным Регистром. В согласовании данной проектной документации в ГИМС МЧС России по Иркутской области отказано.

06.04.2018г. истец ФИО3 обратился с заявлением к руководителю Иркутской группы регистрационной и экзаменационной работы № 1 ФКУ «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Иркутской области» о регистрации в реестре маломерных судов вышеуказанное судно.

Согласно ответу от 11.04.2018г. ИО начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области», в регистрации судна ФИО4 отказано, в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При этом указано, что длина судна, представленного на регистрацию, составляет 22.18 м., что подтверждается судовым билетом от 11.02.2010г. Судно исключено из реестра маломерных судов 28.04.2017г., так как утратило определение «маломерное» (под маломерным судном понимается судно, используемое не в коммерческих целях, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать) и должно быть зарегистрировано по поднадзорности.

13.01.2020г. истец ФИО3 обратился с заявлением к старшему государственному инспектору по маломерным судам отдела РиЭР Центр ГИМС (управление) ГУ МЧС России по Иркутской области о регистрации в реестре маломерных судов вышеуказанное судно.

Согласно ответу от 15.01.2020г. начальника Центра ГИМС (управление) МЧС России по Иркутской области, в регистрации судна ФИО4 отказано, в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При этом указано, что длина судна, представленного на регистрацию, составляет 22.18 м., что подтверждается судовым билетом от 11.02.2010г. Судно исключено из реестра маломерных судов 28.04.2017г., так как утратило определение «маломерное» (под маломерным судном понимается судно, используемое не в коммерческих целях, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать) и должно быть зарегистрировано по поднадзорности.

Не согласившись с указанным ответом, истец ФИО3, обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальнику Центра ГИМС (управление) ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2 о признании незаконным решения по отказу в регистрации судна, обязании зарегистрировать судно.

Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 17.06.2020г., требования ФИО3 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальнику Центра ГИМС (управление) ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2 о признании незаконным решения об отказе в регистрации судна «Лора» и прав на него от ДД.ММ.ГГГГ, обязании зарегистрировать судно «Лора» в реестре маломерных судов, принадлежащее ФИО4, были оставлены без удовлетворения. Решение суда вступило в законную силу.

Обращаясь с иском в суд, истец, просит признать за ним право собственности на переоборудованное маломерное судно «Лора» с фактическими данными и обязать его зарегистрировать.

Как установлено судом и следует из материалов дела, судно, приобретенное ФИО3 и поставленное на учёт в 2010г., снятое впоследствии с учёта в 2017г., было переоборудовано (реконструировано) путём изменения параметров судна.

Согласно п. 2.3.2. Правил ремонта судов Министерства речного флота РСФСР, утвержденных Приказом Минречфлота РСФСР от 12.05.1989 № 61, переоборудование - совокупность операций по изменению конструкции судна (элемента судна) с целью изменения его функционального назначения.

Модернизация и переоборудование проводятся под техническим надзором Регистра. Целесообразность переоборудования или модернизации судна устанавливается технико-экономическим обоснованием (п. 2.3.3.Правил).

В пункте 99 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. № 144, указывается, что лист записи об изменениях (приложение № 12) используется для внесения в Государственный судовой реестр Российской Федерации (далее - Государственный судовой реестр РФ) таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения судна, а также прекращения или перехода прав на него. К таким сведениям, в частности, относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица, его места нахождения и почтового адреса, незначительное переоборудование судна, передача судна в аренду иностранному арендатору, изменение порта регистрации и т.д.

В графе «Документы-основания» перечисляются основные реквизиты тех правоустанавливающих документов, на основании которых принято решение о государственной регистрации прав на судно или ограничений (обременений) прав. Эти реквизиты включают наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название учреждения, выдавшего документ. В разделе I в аналогичных графах указываются реквизиты документов, на основании которых внесены данные о судне, а также произошло закрытие раздела Государственного судового реестра Российской Федерации в связи с ликвидацией или существенным переоборудованием судна (п. 60 Правил).

В силу п. 513 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623, Правила оценки соответствия в форме классификации включают в себя рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за строительством (изготовлением), переоборудованием, модернизацией, ремонтом объектов регулирования и освидетельствование объектов регулирования в эксплуатации.

При рассмотрении и согласовании технической документации необходимо учитывать следующее:

а) рассмотрению и согласованию органом классификации судов подлежат техническая документация на постройку (изготовление), переоборудование, модернизацию и ремонт объектов регулирования (технические проекты, рабочая документация, технические условия, стандарты и другие нормативно-технические документы), а также компьютерные приложения (программные продукты), используемые для целей проектирования и при эксплуатации объектов регулирования, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «а» пункта 5 настоящего технического регламента;

б) техническая документация разрабатывается и представляется на рассмотрение органу классификации судов до начала постройки (изготовления), переоборудования, модернизации и ремонта объекта регулирования (п. 514 Технического регламента).

По смыслу вышеуказанных норм права, переоборудование судна должно быть согласовано до начала работ с органом классификации судов.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм, истцом произведено переоборудование судна, которое не являлось маломерным, без соответствующих согласований. Доказательств обратного суда не представлено.

Таким образом, судом установлено, что истцом ФИО3 работы по модернизации судна были выполнены без согласования проектной документации и без надзора проводимых работ, то есть переоборудование судна произведено самовольно.

При таких обстоятельствах, оснований для признания за ФИО3 право собственности на переоборудованное маломерное судно «Лора» с фактическими данными, и возложении на ответчика обязанности его зарегистрировать, у суда не имеется, так как переоборудование произведено в нарушение требований закона.

Доводы истца о том, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" не имеет обратной силы, и он не желал снимать судно с регистрационного учета, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм закона. В соответствии со статьей 44 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) в случае, если в результате происшествия или по любой другой причине судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов в порядке, установленном пунктом 4 статьи 33 данного Кодекса, и после освидетельствования судна может быть осуществлена его повторная государственная регистрация в порядке, установленном в соответствии с настоящим Кодексом. В связи с тем, что судно перестало быть маломерным, оно подлежало снятию с регистрационного учёта, что и было сделано.

Согласно пункту 3 "Разъяснения управления ГИМС МЧС России в связи с вступлением в силу Федерального закона N 36-ФЗ" при поступлении заявления владельца судна, которое перестало относиться к маломерным судам, о его очередном освидетельствовании заявителю должно быть разъяснено, что его судно, в соответствии с Законом, освидетельствованию в органах ГИМС не подлежит. Заявителю должно быть предложено выполнить процедуру снятия судна с государственного учета в органах ГИМС и обратиться в орган регистрации согласно Закону (капитан морского порта, капитан речного порта, государственное, бассейновое управление водных путей и судоходства).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФКУ "Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области" неоднократно разъясняло истцу порядок постановки на учёт судна, после его снятия с регистрационного учета, как не относящегося к маломерным судам. Вместе с тем, истец своим правом не воспользовался, а принял решение о самовольном переоборудовании судна, в целях приведения его параметров под понятие «маломерного», что не соответствует требованиям закона и не позволяет обеспечить безопасность эксплуатации данного судна.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО3 к ГУ МЧС России по Иркутской области о признании права собственности на переоборудованное маломерное судно «Лора» с фактическими данными, обязании зарегистрировать маломерное судно, у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к ГУ МЧС России по Иркутской области о признании права собственности на переоборудованное маломерное судно «Лора» с фактическими данными, обязании зарегистрировать маломерное судно – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья О.В. Луст

Мотивированный текст решения изготовлен 09.03.2022г.

Судья О.В. Луст