РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2014 года г. Алексин Тульской области
Алексинский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Миначевой В.Ф.,
при секретаре Яковлеве Л.В.,
с участием представителя истца Ушановой Г.В.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Алексинский район по доверенности Иванова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-427/14 по иску Алексинского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Алексинский район, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области о признании недействительным (незаконным) постановления, решения от 10.02.2014 года №..., аннулировании записи государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка,
установил:
Алексинский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Алексинский район, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области о признании недействительным (незаконным) постановления Администрации муниципального образования Алексинский район от 22.01.2014 года ... «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., ... ...», признании недействительным решения от 10.02.2014 года №..., аннулировании записи государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... с «для сельскохозяйственного производства» на «для индивидуального садоводства и огородничества (садоводства)».
В обоснование заявленных требований указал, что Алексинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства.
В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что ООО «Алексинский питомник «Гавриш» является собственником земельного участка площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... .... Данный земельный участок относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» и имеет разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства».
Проверкой установлено, что 23.12.2013 года ООО «Алексинский питомник «Гавриш» обратилось в администрацию МО Алексинский район с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вышеуказанного земельного участка «для индивидуального садоводства и огородничества (для садоводства)». Согласно информационного письма ООО «Алексинский питомник «Гавриш» на данном земельном участке планируется организация садового некоммерческого товарищества с организацией системы газоснабжения, водоснабжения, канализации, электроснабжения, а также строительством подъездных путей.
По результатам рассмотрения заявления администрацией МО Алексинский район было принято решение о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального садоводства и огородничества (для садоводства)» земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером ... площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... ....
На основании вышеизложенного администрацией МО Алексинский район 15.01.2014 года в газете «...» ...) было опубликовано извещение о проведении публичных слушаний по обращению ООО «Алексинский питомник «Гавриш».
16.01.2014 года были проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального садоводства и огородничества (для садоводства)» земельного участка площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., по обращению ООО «Алексинский питомник «Гавриш». По итогам проведения публичных слушаний комиссией было принято решение рекомендовать предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования «для индивидуального садоводства и огородничества (для садоводства)» земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ....
Заключение (итоговый документ) публичных слушаний от 16.01.2014 года было опубликовано 22.01.2014 года в газете «...» ...).
17.01.2014 года администрацией МО Алексинский район в адрес главы муниципального образования Алексинский район был направлен проект решения «О согласовании рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории МО Алексинский район по обращению ООО «Алексинский питомник «Гавриш» для включения данного проекта в повестку дня на рассмотрение на ближайшем заседании Собрания представителей муниципального образования Алексинский район».
20.01.2014 года на заседании, Собранием представителей муниципального образования Алексинский район, путем голосования было принято Решение № ... «О согласовании рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Алексинский район по обращению ООО «Алексинский питомник «Гавриш».
На основании вышеизложенного главой администрации МО Алексинский район 22.01.2014 года было принято Постановление ... «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... .... В соответствии с данным Постановлением ООО «Алексинский питомник «Гавриш» предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования «для индивидуального садоводства и огородничества (для садоводства)» земельного участка из земель категории «земли сельскохозяйственного назначения» площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ....
Перевод земельного участка с кадастровым номером ... из одной категории в другую не осуществлялся.
Проведенной проверкой установлено, что постановление администрации муниципального образования Алексинский район от 22.01.2014 года ... «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... ... не соответствует законодательству, а именно положениям п.8 ч.1 ст.1, ст. 7, ст. 78, ст. 77, ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ, п.1 ч.3 ст. 1 Федерального законам от 24.07.2002года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Земельный участок с кадастровым номером ... не относится к иным сельскохозяйственным землям, а поэтому в силу вышеизложенного следует, что он относится к сельскохозяйственным угодьям, которые должны использоваться исключительно для выращивания сельскохозяйственных культур, то есть быть задействованы в сельском хозяйстве как средство производства.
Таким образом, предоставление условно разрешенного вида использования земельного участка «для индивидуального садоводства и огородничества (для садоводства)», относящегося к категории «земли сельскохозяйственного назначения» и имеющего разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства» означает вывод таких земельных участков из-под действия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и, соответственно, ограничений, связанных с оборотом и использованием таких земельных участков.
Вместе с тем, одним из основных принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (п. 2 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Развитие сельского хозяйства защищается государством путем установления обязательных требований при использовании земельных участков. К числу таких требований относится деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... ..., относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» и имеет разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства».
Принятие постановления администрации муниципального образования Алексинский район от 22.01.2014 г. ... позволяет правообладателю использовать его не по целевому назначению («для сельскохозяйственного производства»), что фактически выводит данный земельный участок из оборота земель сельскохозяйственного назначения. Данный факт является недопустимым, так как приводит к уменьшению российских сельскохозяйственных продовольственных товаров, потребляемых населением и снижает занятость сельского населения.
Кроме того, согласно п. 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования и предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка без перевода земельного участка в другую категорию действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
30.01.2014 года Алексинской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации МО Алексинский район был принесен протест на спорное постановление администрации муниципального образования Алексинский район от 22.01.2014 года № .... По результатам рассмотрения протеста администрацией МО Алексинский район письмом от 12.02.2014 года ... отказано в удовлетворении протеста.
В своем уточненном исковом заявлении истец указал, что прокуратурой района установлено, что 24.01.2014 года ООО «Алексинский питомник «Гавриш» в межрайонный отдел ... Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области было подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... с «для сельскохозяйственного производства» на «для индивидуального садоводства и огородничества (для садоводства)».
По результатам рассмотрения заявления 10.02.2014 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области (далее по тексту – ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области) было принято решение об учете изменений объекта недвижимости.
Полагает, что при осуществлении кадастрового учета филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области обязан был провести экспертизу представленных для кадастрового учета документов на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе регулирующих земельные правоотношения.
Просит суд признать недействительным (незаконным) решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области от 10.02.2014 года ... и аннулировать запись государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... с «для сельскохозяйственного производства» на «для индивидуального садоводства и огородничества (для садоводства)».
Прокурора Ушанова Г.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изложенным основаниям. Настаивала, что данный иск подан прокурором обоснованно в целях сохранения земель сельскохозяйственного назначения, которые подлежат особой охране, что относится к интересам неопределенного круга лиц. Настаивала на том. что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области решением от 10.02.2014 года ... незаконно земельный участок с измененным видом был поставлен на кадастровый учет, так как был обязан до постановки на учет провести экспертизу документов на предмет соответствия действующему законодательству, в том числе регулирующих земельные правоотношения.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Алексинский район по доверенности Иванов С.В. заявленные требования не признал, в удовлетворении просил отказать. При этом со ссылкой на ст.ст. 1, 7, 77, 78 ЗК РФ; ст.36 Градостроительного Кодекса РФ; ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» указал, что по письменному заявлению ООО «Алексинский питомник «Гавриш» было назначены публичные слушания по изменению вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым №..., площадью ... кв.м, имеющего разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: ..., на вид разрешенного использования «для индивидуального садоводства и огородничества (для садоводства)». Порядок публичных слушаний, который определен Административным регламентом, утвержденный Постановлением Правительства РФ №808 от 11 ноября 2002 года, администрацией МО Алексинский район, не нарушен.
Результаты публичных слушаний были известны до вынесения постановления администрации МО Алексинский район ... от 22.01.2014 года, никем не оспаривались и не обжаловались.
Указанный земельный участок относится к зоне сельскохозяйственных угодий, в отношении которых порядок изменения вида разрешенного использования данных земельных участков регулируются п.2 ст. 4.1 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года №191-ФЗ.
Полагает, что в действиях администрации муниципального образования Алексинский район по предоставлению ООО «Алексинский питомник «Гавриш» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... ...», отсутствует нарушение требований законодательства.
Представитель ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области по доверенности Семенова Е.О. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена.
В своем отзыве на заявленные требования указала, что в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2009года № 457, Приказом Росреестра от 11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в силу возложенных на него полномочий является органом кадастрового учета, осуществляющим, в частности, ведение государственного кадастра недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости, а также предоставление сведений внесенных в кадастр недвижимости осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221- ФЗ (далее - Закон о кадастре) и приказом Министерства экономического развития РФ «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» от 04.02.2010 № 42 (далее по тексту - Порядок ведения ГКН).
При этом орган кадастрового учета в соответствии с Законом о кадастре при поступлении документов, проверяет их на наличие или отсутствие оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости. В соответствии с Порядком ведения ГКН сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
Соответственно вопросы определения юридической действительности документов не входят в полномочия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области. При постановке на кадастровый учет объектов недвижимости правовая экспертиза документов не проводится.
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
24.01.2014 года в орган кадастрового учета поступило заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ... в связи с изменением вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с приложением постановления муниципального образования Алексинский район от 22.01.2014 №...
В связи с отсутствием оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка в соответствии с ст.ст. 26,27 Закона о кадастре, органом кадастрового учета было принято решение от 10.02.2014года ... об учете изменений объекта недвижимости в части вида разрешенного использования.
Полает, что заявленные истцом исковые требования подлежат уточнению, поскольку в случае вынесения судом решения о признании недействительным (незаконными) постановления администрации Алексинский район от 22.01.2014года ... «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... ...», орган кадастрового учета без дополнительного обязывания внесет изменения в государственный кадастр недвижимости в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица ООО «Алексинский питомник «Гавриш» не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу положений подп. 1-3 п.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципами земельного законодательства являются: 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Прокурор, обнаружив нарушение земельного законодательства, обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статья 7 Земельного кодекса РФ определяет состав земель в Российской Федерации по целевому назначению, которые подразделяются на категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п.4 ч.1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Статья 78 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
В силу п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Из указанного можно сделать вывод, что сельскохозяйственные угодья должны использоваться исключительно для выращивания сельскохозяйственных культур, то есть быть задействованы в сельском хозяйстве, как средство производства.
В ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» закреплено понятие сельскохозяйственного производства; « …под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке, соответственно, сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг». Критерием использования сельскохозяйственных угодий является их вовлеченность в деятельность по производству сельскохозяйственной продукции».
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В судебном заседании из материалов дела установлено, что ООО «Алексинский питомник «Гавриш» на основании договора купли-продажи от 31.07.2013 года № ..., заключенного с администрацией МО Алексинский район, принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: установлено относительно ориентира за пределами участка; ориентир ... м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: ... ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.10.2013 года (л.д.20, 38-39).
ООО «Алексинский питомник «Гавриш» обратилось к главе администрации муниципального образования Алексинский район с заявлением исх. ... с просьбой предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования «для индивидуального садоводства и огородничества (садоводства)» земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... ... (л.д.21). Также направили информационное письмо и ориентировочную планировку земельного участка. Из информационного письма следует, что ООО «Алексинский питомник «Гавриш» планирует на указанном земельном участке организовать садовое некоммерческое товарищество с системами газоснабжения, водоснабжения и канализации, электроснабжения с подъездными путями (л.д. 22-26).
Администрацией муниципального образования Алексинский район 15.01.2014 года в газете «...» ...) было опубликовано извещение о проведении публичных слушаний по обращению ООО «Алексинский питомник «Гавриш».
16.01.2014 года были проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «для индивидуального садоводства и огородничества (для садоводства)» земельного участка площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., по обращению ООО «Алексинский питомник «Гавриш». По итогам проведения публичных слушаний комиссией было принято решение рекомендовать предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования «для индивидуального садоводства и огородничества (для садоводства)» земельного участка площадью 99000 кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ....
Согласно протокола публичных слушаний от 16.01.2014 года и заключения публичных слушаний от 16.01.2014 года принято решение рекомендовать предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования «для индивидуального садоводства и огородничества (садоводства)» земельного участка площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... ... (л.д.29-30, 31-32).
Решением Собрания представителей муниципального образования Алексинский район Тульской области №... от 20.01.2014 года согласованы рекомендации комиссии по проведению публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Алексинский район по обращению ООО «Алексинский питомник «Гавриш» (л.д.36).
Заключение (итоговый документ) публичных слушаний от 16.01.2014 года было опубликовано 22.01.2014 года в газете «...» ...).
Постановлением администрации муниципального образования Алексинский район ... от 22.01.2014 года предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования «для индивидуального садоводства и огородничества (садоводства)» земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... ... (л.д.37).
Алексинский межрайонный прокурор 30.01.2014 года обращался с протестом к Главе администрации муниципального образования Алексинский район на постановление от 22.01.2014 года ... «О предоставлении разрешения на условное разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... ... (л.д.50).
Протест прокурора администрацией Алексинского района был отклонен, постановление от 22.01.2014 года ... не отменено (л.д.55-57).
Пунктом 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
Ссылка представителя администрации муниципального образования Алексинский район на правомерность вышеуказанного постановления в связи с тем, что вид разрешенного использования земель определяется их собственником, а возможность предоставления в целях индивидуального садоводства и огородничества (для садоводства) земель сельскохозяйственного назначения установлена ст. 81 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 35, 36 Градостроительного кодекса судом не принимается, как основанная на неверном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... ..., не относится к иным сельскохозяйственным землям, к которым законодатель отнес земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения и защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а потому в силу вышеизложенного и положений ст. 77 ЗК РФ следует признать, что данный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям.
По смыслу ст. 81 Земельного кодекса РФ предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального садоводства и огородничества (садоводства) производится в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которым ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке гражданами возможно лишь на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения после его государственной регистрации.
Поскольку для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются градостроительные регламенты, порядок изменения вида разрешенного использования данных земельных участков в настоящее время регулируется п.2 ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса российской федерации».
Данным Федеральным законом предусмотрено обязательное предварительное зонирование территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.
Термин «дачное хозяйство» используется в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Статьей 1 указанного закона определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Таким образом закон допускает возможность возведения на дачных участках жилых строений и жилых домов.
Вместе с тем, из содержания п.3 ч.1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 года №191-ФЗ следует, что предусмотренная данной нормой закона процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков по решению главы местной администрации не применяется в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство.
Учитывая, что дачные земельные участки предназначаются, в том числе, для возведения жилых домов, что требует изменения категории земельного участка, отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка с разрешенным использованием «для индивидуального садоводства и огородничества (садоводства)» по процедуре, предусмотренной п.3 ч.1 ст. 4 указанного Федерального закона.
Кроме того, согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка без перевода земельного участка в другую категорию действующим законодательством РФ не предусмотрено.
Судом установлено, что спорный земельный участок имеет статус сельскохозяйственных угодий.
При таких обстоятельствах, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования названного выше земельного участка, оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется, иное бы противоречило действующему законодательству.
Суд приходит к выводу, что принадлежащий ООО «Алексинский питомник «Гавриш» земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, целевое использование "для ведения сельскохозяйственного производства" и в силу ст. 77 ЗК РФ вне зависимости от состоявшихся публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, не имеется оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.
Оценивая собранные по делу доказательства и вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации муниципального образования Алексинский район от 22.01.2014 года ... «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... ...» является незаконным и недействующим со дня его принятия.
Разрешая требования истца о признании недействительным (незаконным) решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области от 10.02.2014 года ... и аннулировании записи государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... с «для сельскохозяйственного производства» на «для индивидуального садоводства и огородничества (для садоводства)», суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 10 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" регламентировано, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Так, пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, установлено, что сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Из анализа указанных правовых норм следует, что при осуществлении кадастрового учета ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области обязано провести экспертизу представленных для кадастрового учета документов, на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе, регулирующих земельные правоотношения.
Таким образом, оспариваемое заявителем решение принято уполномоченным органом, с нарушением предела его компетенции.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета должен был принять решение о приостановлении и об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, с учетом вышеприведенных норм, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Алексинского межрайонного прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Алексинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать недействительным (незаконным) постановление администрации муниципального образования Алексинский район от 22.01.2014 года ... «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... ...»
Признать недействительным решение от 10.02.2014 года ... и аннулировать записи государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... с «для сельскохозяйственного производства» на «для индивидуального садоводства и огородничества (садоводства)».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья