ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-427/17 от 10.05.2017 Полевской городского суда (Свердловская область)

Решение принято в окончательной форме 10 мая 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А. при секретаре Обвинцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-427/2017 по иску прокурора города Полевского в интересах неопределённого круга лиц к органу местного самоуправления Администрация Полевского городского округа о возложении обязанности по выделению денежных средств на капитальный ремонт и к муниципальному автономному образовательному учреждению Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 4 «Интеллект» о возложении обязанности по ремонту здания спортивного манежа,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Полевского обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к органу местного самоуправления Администрация Полевского городского округа о возложении обязанности по выделению денежных средств на капитальный ремонт и к муниципальному автономному образовательному учреждению Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 4 «Интеллект» о возложении обязанности по ремонту здания спортивного манежа. Прокурор мотивирует требования тем, что в ходе проведённой прокурорской проверки установлено, что здание спортивного манежа, общей площадью 1153,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Полевской, микрорайон Ялунина, 7а, находится в муниципальной собственности Полевского городского округа, передано в оперативное управление МАОУ Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 4 «Интеллект». С 2007 года зданию манежа требуется капитальный ремонт: выполнить усиление раскосов арок методом увеличения сечения или изменения расчётной схемы, усиление опорных узлов арок, восстановление болтовых соединений в монтажных стыках сегментов арок, установку вертикальных крестовых связей в осях А/10-11, А/12-13, Е/10-11 Е/11-12, замену обшивки наружных ограждающих конструкций манежа, а также утеплителя, устройство гидроизоляции цокольной части бетонного ростверка, устройство бетонной отмостки по периметру здания, огнезащитную обработку металлических конструкций объекта, увеличение оконных проемов с заменой существующих оконных заполнений. Эти работы прокурор просит обязать выполнить МАОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 4 «Интеллект» в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств, обязанность по выделению которых прокурор просит возложить на Администрацию Полевского городского округа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Семакина Д.А. требования и доводы заявления поддержала.

Представитель ответчика администрации Полевского городского округа в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещён о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается распиской о получении судебной повестки (л.д. 89) о причинах неявки суду не сообщил. Ранее представил отзыв (л.д. 79-80), согласно которому ответчик считает себя ненадлежащим, так как статьёй 41 Устава Полевского городского округа полномочия по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложено на орган местного самоуправления Управление образованием Полевского городского округа. Кроме того ежегодно силами шефствующей организации проводится ремонт внутреннего покрытия спортивного манежа. 01.09.2017 МАОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 4 «Интеллект» было принято к началу учебного года без замечания. В 2012 году Администрацией Полевского городского округа была разработана проектно-сметная документация на выполнение работ по капитальному ремонту помещения спортивного манежа. Стоимость работ составила 12 535 788 рублей, а с учётом индексации в 2016 года – 16 241 699 рублей. Администрация Полевского городского округа неоднократно направляла заявки в Правительство Свердловской области на включение данного объекта в перечень объектов финансируемых из средств областного бюджета. В бюджете Полевского городского округа на 2017 года расходы на капитальный ремонт спортивного манежа не запланированы.

Представитель МАОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 4 «Интеллект» Никитин В.Г. исковые требования признал, суду пояснил, что ремонт готов выполнить в любое время по поступлению денежных средств, однако, 6 месяцев для проведения ремонта недостаточно, поскольку необходимо соблюсти порядок размещения муниципального заказа.

Представитель третьего лица ОМС Управление образованием Полевского городского округа Прилукова А.С. с иском согласилась, суду пояснила, что денежные средства Управление образованием получает из бюджета Полевского городского округа по смете расходов на содержание объектов. Администрация ПГО должна выделить денежные средства, поскольку это относится к полномочиям Администрации в силу положения о бюджетном процессе. Управление образованием не наделено полномочиями получения денежных средств из бюджета. Управление образованием свою очередь направило заявку на ремонт манежа три года назад, но в виду отсутствия денежных средств в бюджете ремонт до сих пор не проведён.

Представитель третьего лица органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, вынести решение на усмотрение суда, а также пояснил, что ОМС Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа осуществляет полномочия собственника здания спортивного манежа. Вместе с тем, Положением о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и оперативное управление муниципальным учреждениям и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление, утверждённым решением Думы Полевского городского округа от 24.10.2013 N 19 предусмотрено, что и капитальный ремонт переданного в оперативное управление имущества осуществляет муниципальное учреждение. Принятие решение о предоставлении бюджетных ассигнований на такой ремонт, в силу п. 1 ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляется местной администрацией.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества Полевского городского округа от 24.04.2017 № 118, здание манежа, расположенное в г. Полевской, мкр. Ялунина, 7а, площадью 1153,7 кв.м. является муниципальной собственностью на основании решения Думы Полевского городского округа от 10.09.1998 № 209.

На основании приказа органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа № 165 от 26.10.2010 здание манежа передано в оперативное управление Муниципальному автономному образовательному учреждению Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа-лицей № 4 «Интеллект», о чём 26.11.2010 в ЕГРИП произведена регистрация № 66-66-21/045/2010-062, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.12.2014 (л.д. 19).

Из представленных акта проверки соблюдения законодательства РФ от 01.03.2017 (л.д. 10), акта о техническом состоянии здания манежа от 20.02.2017 (л.д. 32), писем директора МБОУ Полевского городского округа «СОШ № 4» от 05.08.2013 № 526, 19.09.2013 № 691 (л.д. 35, 36), локального сметного расчёта на капитальный ремонт здания спортивного манежа МБОУ Полевского городского округа СОШ № г. Полевской (л.д. 41-69) следует, что здание манежа, расположенное в г. Полевской, мкр. Ялунина, 7а (далее – здание манежа), требует проведения капитального ремонта. Данный факт сторонами признаётся.

В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Решением Думы Полевского городского округа от 24.10.2013 N 19 утверждено «Положение о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и оперативное управление муниципальным учреждениям и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление» (далее – Положение).

В соответствии с п. 1.3 этого Положения от имени Полевского городского округа права собственника имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями осуществляет орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа (далее - Управление).

Согласно пункту 3.6 Положения, в отношении имущества, принадлежащего муниципальному учреждению на праве оперативного управления, муниципальное учреждение обязано:- обеспечивать сохранность имущества;

- обеспечивать нормальные условия его эксплуатации;

- самостоятельно заключать договоры на обслуживание;

- проводить текущий и капитальный ремонт.

Таким образом, на муниципальное учреждение возлагается обязанность по производству капитального ремонта имущества, переданного ему в оперативное управление.

В данном случае здание манежа передано в оперативное управление МАОУ Полевского городского округа «СОШ № 4 «Интеллект», следовательно, требования прокурора в части возложения на этого ответчика обязанности по капитальному ремонту здания манежа заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Срок, в течение которого ответчик обязан произвести ремонт, следует установить в 6 месяцев, поскольку срок ремонта законом не установлен, а указанный прокурором срок является разумным. Доказательств того, что в указанный срок произвести ремонт невозможно, суду не представлено. Ответчику следует произвести ремонт в соответствии с локальным сметным расчётом, представленным суду.

Что касается требований о возложении на Администрацию Полевского городского округа обязанности по финансированию работ по капитальному ремонту, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Возражая против заявленных требований, представитель Администрации Полевского городского округа сослался на статью 41 Устава Полевского городского округа, утверждённого решением Думы Полевского городского округа от 30.10.2008 N 686, которой в том числе определены и полномочия Управления образованием Полевского городского округа. В силу п. 7 ч. 4 ст. 41 Устава Полевского городского округа, в полномочия органа местного самоуправления Управление образованием входит обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Представитель ответчика полагает, что это положение Устава Полевского городского округа возлагает на третье лицо – орган местного самоуправления Управление образованием Полевского городского округа обязанность по выделению денежных средств на капитальный ремонт здания манежа.

Суд не может согласиться с таким мнением ответчика по следующим причинам.

Представителем ответчика не учтены положения ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из местных бюджетов капитальных вложений в объекты муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных местной администрацией муниципального образования.

В рамках Полевского городского округа решением Думы Полевского городского округа от 10.02.2009 N 734 утверждено «Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе в новой редакции». Участниками бюджетного процесса в Полевском городском округе является, в том числе и Администрация Полевского городского округа как исполнительно-распорядительный орган Полевского городского округа.

В соответствии со статьёй 7 этого Положения, Администрация Полевского городского округа:

1) определяет порядок и сроки составления проекта местного бюджета с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Положения;

2) обеспечивает составление проекта местного бюджета;

3) обеспечивает исполнение местного бюджета и составление бюджетной отчетности;

4) разрабатывает и утверждает муниципальные программы Полевского городского округа;

5) устанавливает порядок принятия решений о предоставлении бюджетных ассигнований бюджетным и автономным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление за счет субсидий из местного бюджета капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и предоставления указанных субсидий;

6) осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Полевского городского округа и настоящим Положением.

Из комплексного анализа указанных пунктов Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе в новой редакции, утверждённого решением Думы Полевского городского округа от 10.02.2009 N 734, следует, что именно на Администрацию Полевского городского округа возложена обязанность по решению вопроса о выделении из бюджета Полевского городского округа денежных средств на капитальный ремонт муниципального имущества.

Данный вывод суда подтверждается письмом Главы Полевского городского округа от 20.03.2017 № 1665 (л.д. 82) в адрес и.о. начальника ОМС Управление образованием Полевского городского округа, в котором Глава, являющийся и руководителем Администрации ПГО, сообщил об отсутствии в бюджете денежных средств на ремонт здания манежа, а также включение этих мероприятий в муниципальную программу «Развитие системы образования в Полевском городском округе на 2017-2020 годы», утверждённую постановлением Администрации Полевского городского округа от 09.02.2017 № 58-ПА.

Также следует отметить, что в статье 10 Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе в новой редакции, утверждённого решением Думы Полевского городского округа от 10.02.2009 N 734, у главного распорядителя бюджетных средств Полевского городского округа, к которым относится орган местного самоуправления Управление образованием Полевского городского округа отсутствуют полномочия на получение (выделение) денежных средств из бюджета Полевского городского округа.

При таких обстоятельствах, суд считает обоснованным требование прокурора о возложении на Администрацию Полевского городского округа обязанности по выделению денежных средств на капитальный ремонт здания манежа. При этом, шестимесячный срок, который прокурор просит предоставить ответчику для этого, суд считает недостаточным, поскольку для выполнения этих требований необходимо внести изменения в проект бюджета Полевского городского округа на следующие годы, что может занять длительный срок. Учитывая это, суд считает разумным для выполнения решения суда Администрацией Полевского городского округа один год.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Полевского в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию Полевского городского округа выделить денежные средства на капитальный ремонт здания спортивного манежа, расположенного по адресу: г. Полевской, м-н Ялунина, 7а в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное автономное образовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 4 «Интеллект» произвести работы по капитальному ремонту здания спортивного манежа, расположенного по адресу: г. Полевской, м-н Ялунина, 7а в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы в Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий И.А. Двоеглазов