Дело № 2-427/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2018 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Сковородинского района Волошина И.Э.,
представителя ответчика – администрации г. Сковородино – ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей г. Сковородино к администрации города Сковородино об обязании провести мероприятия по теплоизоляции теплотрассы в районе ул. Октябрьской к Пожарной части, от ул. Воровского до ул. Лазо, от МБОУ СОШ № 1 до филиала МБОУ СОШ № 1 по ул. Василевского,
у с т а н о в и л :
<адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей г. Сковородино обратился с иском к администрации города Сковородино об обязании провести мероприятия по теплоизоляции в районе ул. Октябрьской к Пожарной части, от ул. Воровского до ул. Лазо, от МБОУ СОШ № 1 до филиала МБОУ СОШ № 1 по ул. Василевского, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сковородинского района в ходе осуществления надзорных мероприятий выявлены нарушения федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере, допущенные администрацией муниципального образования город Сковородино Амурской области. Так, между администрацией г. Сковородино (Концедент) и ООО Сковородинской теплоснабжающей компанией (Концессионер) 22.03.2017 года заключено концессионное соглашение на объекты систем коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства (далее - Соглашение). В соответствии с п. 8.6 Соглашения Концедент обязан поддерживать объект концессионного соглашения и иное имущество в исправном состоянии, проводить за свой счет капитальный ремонт и нести расходы на содержание этого объекта. Установлено, что теплотрасса в г. Сковородино не соответствует требованиям законодательства (имеются участки с отсутствием изоляции) в районе ул. Октябрьской к Пожарной части, от ул. Воровского до ул. Лазо, от МБОУ СОШ № 1 до филиала МБОУ СОШ № 1 по ул. Василевского. В силу ст. 70 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. На основании изложенного, просит обязать администрацию муниципального образования город Сковородино Амурской области провести мероприятия по теплоизоляции теплотрассы в районе ул. Октябрьской к Пожарной части, от ул. Воровского до ул. Лазо, от МБОУ СОШ № 1 до филиала МБОУ СОШ № 1 по ул. Василевского и установить срок для добровольного исполнения судебного решения до 10 сентября 2018 года.
В судебном заседании помощник прокурора Сковородинского района Волошин И.Э. уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию муниципального образования города Сковородино провести мероприятия по теплоизоляции теплотрассы в районе ул. Октябрьской к Пожарной части, от ул. Воровского до ул. Лазо, от МБОУ СОШ № 1 до филиала МБОУ СОШ № 1 по ул. Василевского в течении месяца с момента вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика - администрации г. Сковородино - ФИО1 исковые требования прокурора Сковородинского района признала, пояснила, что фактически работы по теплоизоляции теплотрассы на указанных участках производятся, но им необходимо больше времени на исполнение требований прокурора.
Представитель третьего лица - ООО «Сковородинская теплоснабжающая компания» в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания былии извещены своевременно и надлежащим образом. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ опредилил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося третьго лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Поскольку действиями (бездействием) администрации г. Сковородино нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей г. Сковородино на благоприятные условия проживания, то прокурор Сковородинского района обоснованно обратился в суд с данным заявлением.
Судом установлено, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка исполнения администрацией г. Сковородино законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе проверки установлено, что теплотрасса в г. Сковородино не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере ЖКХ, а именно имеются участки с отсутствием теплоизоляции в районе ул. Октябрьской к Пожарной части, от ул. Воровского до ул. Лазо, от МБОУ СОШ № 1 до филиала МБОУ СОШ № 1 по ул. Василевского.
По результатам проведенной прокуратурой Сковородинского района проверки 19 июня 2018 года в адрес главы города Сковородино внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Из ответа администрации города Сковородино от 31 июля 2018 года на представление прокурора Сковородинского района следует, что в связи с большим объемом работ в рамках подготовки к отопительному периоду 2018-2019 годов, работы по теплоизоляции теплотрасс г. Сковородино будут проведены в сентябре-октябре 2018 года.
Таким образом, в ходе проведенной прокуратурой Сковородинского района проверки было установлено, что администрацией города Сковородино допущены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Ст. 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из выписки из ЕГРПН от 27.10.2016 года следует, что Централизованная система коммунального теплоснабжения и горячего водоснабжения, протяженностью 22576 м, по адресу: <...> СССР, ул. Победы, пер. Звездный, ул. Сурнина, ул. Читинская, ул. Партизанская, ул. Первомайская, ул. Василевского, ул. Октябрьская, пер. Южный, ул. ПМС-225, находится в собственности муниципального образования город Сковородино.
На основании пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских, округов по организации теплоснабжения относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу пп. 7 п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения обеспечивается посредством организации безаварийной работы объектов теплоснабжения.
П. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении" предусмотрено, что общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в
соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно п. 4.1 и 4.2 Свода Правил. Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов. Актуализированная редакция СНиП 41-03-2003, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 608, теплоизоляционная конструкция должна обеспечивать параметры теплохолодоносителя при эксплуатации, нормативный уровень тепловых потерь оборудованием и трубопроводами, безопасную для человека температуру их наружных поверхностей.
Конструкции тепловой изоляции трубопроводов и оборудования должны отвечать следующим требованиям:
- энергоэффективности - иметь оптимальное соотношение между; стоимостью теплоизоляционной конструкции и стоимостью тепловых потерь через изоляцию в течение расчетного срока эксплуатации;
- эксплуатационной надежности и долговечности - выдерживать без снижения теплозащитных свойств и разрушения эксплуатационные температурные, механические, химические и другие воздействия в течение расчетного срока эксплуатации;
- безопасности для окружающей среды и обслуживающего персонала при эксплуатации и утилизации.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 утверждено "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального исоциально-культурного назначения" (далее Положение).
В силу п. 5.1 Положения капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Кроме того, согласно п. 3.11 Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Перечень работ по капитальному ремонту трубопроводов и арматур регламентирован п. «б» Приложения № 8 Постановления от 29.12.1973 № 279, который предусматривает:
1. Частичная или полная замена антикоррозионной изоляции трубопровода.
2. Смена отдельных участков трубопровода (вследствие износа труб) без изменения диаметра труб. При этом разрешается замена чугунных труб на стальные, керамических на бетонные или железобетонные и наоборот, но не допускается замена асбестоцементных труб на металлические (кроме аварийных случаев).
Протяженность участков сети, на которых допускается сплошная смена труб, не должна превышать 200 м на 1 км сети.
3. Смена изношенных фасонных частей, задвижек, пожарных гидрантов, вантузов, клапанов, водоразборных колонок или ремонт их с заменой изношенных деталей.
4. Смена отдельных труб дюкеров.
На основании п. 6.2.42 Приказа Министерства Энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» технические осмотры и планово-предупредительные ремонты производятся в следующие сроки:
- технический осмотр с проверкой эффективности - 1 раз в 6 месяцев;
- текущий ремонт - 1 раз в год;
- капитальный ремонт -1 раз в 5 лет.
В судебном заседании установлено, что на теплотрассе в г. Сковородино имеются участки с отсутствием теплоизоляции в районе ул. Октябрьской к Пожарной части, от ул. Воровского до ул. Лазо, от МБОУ СОШ № 1 до филиала МБОУ СОШ № 1 по ул. Василевского.
Вместе с тем, до настоящего времени мероприятия по теплоизоляции теплотрассы в районе ул. Октябрьской к Пожарной части, от ул. Воровского до ул. Лазо, от МБОУ СОШ № 1 до филиала МБОУ СОШ № 1 по ул. Василевского, не произведены.
Согласно концессионному соглашению на объекты систем коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, заключенному 22 марта 2017 года между муниципальным образованием город Сковородино (Концедент) и ООО «Сковородинская теплоснабжающая компания» (Концессионер), централизованная система коммунального теплоснабжения и горячего водоснабжения передана ООО «СТК», с целью с целью предоставления качественной тепловой энергии и горячей воды населению города Сковородино.
Из концессионного соглашения от 22 марта 2017 года, заключенного между администрацией муниципального образования город Сковородино и Обществом с ограниченной ответственностью «Сковородинская теплоснабжающая компания» следует, что Концессионер обязуется за свой счет осуществить мероприятия по реконструкции – модернизации и замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования, указанного в разделе 2 настоящего соглашения новым более производительным оборудованием и осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и горячей воды, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (п. 1.1 Соглашения).
Концессионер обязан осуществлять текущий ремонт объекта концессионного соглашения и иного имущества (п. 8.5 Соглашения).
Концедент обязан поддерживать объект концессионного соглашения и иное имущество в исправном состоянии, проводить за свой счет капитальный ремонт и нести расходы на содержание этого объекта (п. 8.6 Соглашения).
Таким образом, согласно концессионному соглашению, заключенному между муниципальным образованием город Сковородино и ООО «СТК» на ООО «СТК» лежит обязанность по проведению текущего ремонта, а на администрации г. Сковородино лежит обязанность по поддержанию в исправном состоянии и проведению капитального ремонта объектов концессионного соглашения.
В связи с чем, не принятие, администрацией города Сковородино мер по проведению мероприятий по теплоизоляции теплотрассы в районе ул. Октябрьской к Пожарной части, от ул. Воровского до ул. Лазо, от МБОУ СОШ № 1 до филиала МБОУ СОШ № 1 по ул. Василевского создает угрозу прохождения отопительного периода, бесперебойного теплоснабжения и водоснабжения потребителей, и как следствие нарушению права граждан – жителей г. Сковородино, на благоприятные и безопасные условия проживания.
На основании изложенного требования прокурора Сковородинского района об обязании администрации муниципального образования город Сковородино провести мероприятия по теплоизоляции теплотрассы в районе ул. Октябрьской к Пожарной части, от ул. Воровского до ул. Лазо, от МБОУ СОШ № 1 до филиала МБОУ СОШ № 1 по ул. Василевского, подлежат удовлетворению, поскольку, они соответствуют требования гражданского законодательства.
На основании ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что для устранения недостатков, указанных в исковом заявлении прокурора Сковородинского района необходимо установить срок – в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей г. Сковородино к администрации города Сковородино об обязании провести мероприятия по теплоизоляции теплотрассы в районе ул. Октябрьской к Пожарной части, от ул. Воровского до ул. Лазо, от МБОУ СОШ № 1 до филиала МБОУ СОШ № 1 по ул. Василевского - удовлетворить.
Обязать администрацию города Сковородино провести мероприятия по теплоизоляции теплотрассы в районе ул. Октябрьской к Пожарной части, от ул. Воровского до ул. Лазо, от МБОУ СОШ № 1 до филиала МБОУ СОШ № 1 по ул. Василевского в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца.
Председательствующий судья Н.Б. Федорчук