ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-427/19 от 01.04.2019 Конаковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-427/2019

Решение

Именем Российской Федерации

01 апреля 2019 года г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Громовой Е.В.,

при секретаре Быковой Ю.О.,

с участием истца представителя Конаковской межрайонной прокуратуры Карповой В.С., представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Конаковская центральная районная больница» главного врача Орлова Д.А., по доверенностям Погореловой О.Е., Лебедева Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Конаковского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Конаковская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Тверской области, об обязывании выполнения требований законодательства об антитеррористической защищённости,

установил:

Конаковский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Конаковская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Тверской области, об обязывании выполнения требований законодательства об антитеррористической защищённости. Свои требования мотивировал тем, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка антитеррористической защищённости ГБУЗ «Конаковская ЦРВ», по результатам которой выявлены нарушения. Согласно п.5 Концепции противодействия терроризму в РФ, утверждённой Президентом РФ от 05.10.2009, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно п.28 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утверждённой Президентом РФ 14.11.2013, основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности в пределах их компетенции являются уменьшение и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, ориентация на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами, минимизация последствий террористического акта. Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Нa основании ч.4 ст.3 ФЗ-№ 35 противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Противодействие охватывает не только действия специальных служб и правоохранительных органов, но и действия других органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, направленные, в том числе, и на предупреждение терроризма. В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищённость объекта (территории) состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Обеспечение надлежащей защищённости объектов массового скопления людей, включая на объектах здравоохранения является одним из основных методов и обязанностей должностных лиц по противодействию терроризму. Согласно п.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в закреплённых законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8 утверждены Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий). В соответствии с п.1 Требований настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, включая вопросы инженерно-технической укреплённости этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий). Согласно п.4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). В ходе проверки, проведённой межрайонной прокуратурой установлено, что в нарушение п.п.31 - 34 Требований паспорта безопасности на корпуса ГБУЗ «Конаковская ЦРБ» не согласованы соответствующими структурами. В нарушение п.15 Требований не принят весь необходимый комплекс мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению па объект (территорию); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутри объектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищённости объекта (территории). В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищённости объектов в нарушение п.16 Требований не проведены все необходимые мероприятия: не обеспечен должный контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов. Не исключены факты бесконтрольного пребывания на объектах и территориях посторонних лиц и транспортных средств; отсутствуют документы, подтверждающие обеспечение охраны объектов сотрудниками охранных организаций и оснащении объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; не обеспечен должный контроль за выполнением мероприятий по антитеррористической защищённости объектов (территорий); санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объекты (территории) не организован; не исключены факты бесконтрольного пребывания па объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий). В нарушение п. 17, 18 Требований отсутствуют документы об оснащении объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны, об обеспечении охраны объектов (территорий) путём привлечения сотрудников охранных организаций. В целях воспрепятствования неправомерному проникновению на территорию ГБУЗ «Конаковская ЦРБ» посторонних лиц не обеспечена целостность периметрального ограждения вокруг территории корпусов больницы. В декабре 2017 года Конаковской межрайонной прокуратурой по результатам ранее проведённой проверки в адрес ГБУЗ «Конаковская ЦРБ» вносилось представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищённости, однако на сегодняшний день данные нарушения не устранены. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределённого круга лиц. На основании изложенного и руководствуясь ст.45 ГПК РФ, п.3 ст.35 Закона «О прокуратуре РФ» просил обязать ГБУЗ «Конаковская ЦРБ» заключить договор на специализированную охрану, на установку видеонаблюдения, привести в соответствие с требованиями законодательства целостность периметрального ограждения, обеспечивающих безопасность граждан и работников на территории ГБУЗ «Конаковская ЦРБ» в срок 3 месяца со дня вступления решения суда в силу; обязать Министерство здравоохранения Тверской области выделить денежные средства для заключения договора на специализированную охрану, на установку целостного периметрального ограждения, на установку видеонаблюдения зданий и территории ГБУЗ «Конаковская ЦРБ».

Представитель Конаковской межрайонной прокуратуры Карпова В.С. в судебном заседании требования по иску поддержала, подтвердила изложенные в нём доводы. Пояснила в судебном заседании, что нарушения были выявлены в 2017 г., было вынесено представление. Затем была повторная проверка, требования не устранены. Паспорта безопасности не доработаны, в них внесены изменения, поправки. Не контролируются въезд и выезд на территорию. Просит суд требования по иску удовлетворить.

Главный врач ГБУЗ «КЦРБ» Орлов Д.А. в судебном заседании требования по иску признал частично, пояснил, что установка видеонаблюдения и ограждения периметра требует больших финансовых затрат. Необходимо выделение субсидии Министерством здравоохранения. В данный момент рассчитаны расходы по установке ограждения, они составляют предварительно 5400000 руб.. Для установки видеонаблюдения также необходимо выделение субсидии, так как КЦРБ не имеет такой суммы. По специализированной охране начали проводить работу, планируют закончить 01.09.2019. Сумма составляет порядка 5000000 руб.. С точки зрения реализации считает минимальный срок исполнения данных требований после выделения субсидий 6 месяцев. В решении суда просит указать о выделении Министерством здравоохранения субсидий на иные цели, то есть на проведение проектных работ по установке ограждения и видеонаблюдения, а после проведения проектных работ, выделить необходимую сумму для выполнения работ по установке ограждения и видеонаблюдения.

Представитель ГБУЗ «КЦРБ» по доверенности Лебедев Д.Ю. пояснил в судебном заседании, что паспорта безопасности находятся на согласовании в Росгвардии в Конаковском отделении.

Представитель Министерства здравоохранения Тверской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом. Обратился с письменным заявлением, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствии, а также с письменным отзывом на исковое заявление, в котором указано, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Исковые требования прокурора не содержат мотивированного обоснования (со ссылками на нормы права и даже без таковых) требований о возложении на Министерство обязанности профинансировать устранение нарушения антитеррористических требований в учреждении. Прокурором не приведено ни одного нормативного правового акта, на котором основаны его требования, предъявляемые к Министерству. Министерство сообщает, согласно п.3 ст.123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п.4-6 ст.123.22 и п.2 ст.123.23 настоящего Кодекса, несёт собственник соответствующего имущества. В соответствии с п.5 ст.123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретённым за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закреплённого за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретённого бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счёт каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несёт собственник имущества бюджетного учреждения. Согласно п.1.4. Устава учреждения, организационно-правовая форма учреждения - государственное бюджетное учреждение. В соответствии с п.2.2, 2.3 Устава учреждение является юридически лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Таким образом, учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам, в том числе, в части соблюдения антитеррористических требований, требований к ограждению территории. Также Министерство поясняет, что п.8.2 Устава закрепляет, что источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств, являются: а) имущество, закреплённое за ним собственником имущества в установленном законом порядке; б) имущество, приобретённое за счёт финансовых средств учреждения, в том числе за счёт доходов, получаемых от приносящей доход деятельности; в) бюджетные ассигнования; г) доход, полученный учреждением от платных образовательных услуг и приносящей доход деятельности; д) амортизационные отчисления; е) безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования физических и юридических лиц; ж) иные источники в соответствии с законодательством. Министерство осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, утверждённого постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 № 70-пп. В соответствии с п.14 Положения Министерство обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством. Министерство обращает внимание, что Министерство обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств только в отношении денежных средств, поступающих из бюджета Тверской области. Иные денежные средства, поступающие в Учреждение от оказания платных услуг, безвозмездные вносы, амортизационные отчисления являются внебюджетными средствами, главным распорядителем которых Министерство не является. Министерство не вправе распоряжаться доходами Учреждения. Действительно, согласно ч.«б» ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учётом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за бюджетным учреждением учредителем или приобретённых бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признаётся соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями здравоохранения Тверской области утверждён Постановлением Правительства Тверской области от 11.08.2015 № 380-пп. Согласно Порядку финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными учреждениями Тверской области осуществляется посредством предоставления указанным государственным учреждениям субсидии на выполнение государственного задания, объём которой на очередной финансовый год и плановый период рассчитывается по установленной формуле и подлежит экспертизе в Министерстве финансов Тверской области. Размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания отражён в плане финансово-хозяйственной деятельности. Замечаний по определению размера субсидии в Министерство от контролирующих органов и учреждения не поступало. 15.01.2019 Министерство в окончательной форме утвердило план финансовохозяйственной деятельности учреждения, в том числе в части выделения денежных средств на выполнение государственного задания. Следовательно, Министерство в пределах предоставленных полномочий и компетенции осуществило финансирование деятельности учреждения и оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Министерство возражает также в части удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на ГБУЗ «Конаковская ЦРБ» заключить договор на специализированную охрану, на установку видеонаблюдения, привести в соответствие с требованиями законодательства целостность периметрального ограждения по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со ст.12 ГК РФ истец самостоятельно определяет способ судебной защиты. При этом избранный истцом способ защиты должен в каждом случае привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса, быть соразмерен нарушению и не выходить за пределы, необходимые для его применения. Согласно ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. В соответствии с п.4 ст.445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключённым на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Из положений п.1 ст.421, п.4 ст.445 ГК РФ следует, что с требованием о понуждении к заключению договора возможно обращаться в суд только тогда, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или добровольно принятыми обязательствами установлена обязанность заключить такой договор. Если обязанность по заключению договора не установлена, то требования о понуждении к заключению договора удовлетворению не подлежат. При этом, истцом по требованию о понуждению к заключению договора может выступать только контрагент стороны, обязанной к заключению договора. Следовательно, вмешательство суда в процесс заключения договора является изъятием из принципа свободы его заключения, в связи с чем это допустимо лишь на основании прямого указания закона либо в силу соглашения сторон. Судебное решение в указанном случае призвано восполнить недостающую для заключения договора волю одной (или обеих сторон). Возвращаясь к исковому заявлению следует обратить внимание, что требования прокурора основаны на положениях Постановления Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации» и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». При этом Постановление №8 не содержит обязательных для выполнения требований в части заключения договоров на специализированную охрану, на установку видеонаблюдения, приведения в целостность периметрального ограждения, а также не определяет перечень лиц и/или условия, которым должны эти лица соответствовать, и с которыми необходимо заключить договоры. Более того, Постановление №8 вообще не содержит требования о наличии на объекте «видеонаблюдения», «специализированной охраны» и «периметрального ограждения». Иного нормативного обоснования правомерности заявленных требований прокурором не предоставлено. Следует обратить внимание также, что прокурор обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ, то есть в интересах неопределённого круга лиц. Неопределённый круг лиц не может выступать контрагентом по договорам с ГБУЗ «Конаковская ЦРБ». На основании изложенного, Министерство полагает, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат. Одновременно, Министерство обращает внимание на следующее, согласно п.1 и 2 Постановления №8 настоящие требования распространяются на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность. Как было указано выше, названное Постановление не содержит положений о необходимости оборудования объектов здравоохранения системами видеонаблюдения, специализированной охраной и ограждении территории. П.15 и 16 Постановления №8, на которые ссылается прокурор, не содержат обязательных для исполнения требований об установке видеонаблюдения, охраны и ограждения. Положения названных пунктов регламентируют комплекс общих мер, направленных на антитеррористическую защищённость объекта. Согласно пп.«е» п.10 Постановления №8 конкретные мероприятия, необходимые для приведения антитеррористической защищённости объекта (территории) в соответствие с настоящими требованиями с учётом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учётом объёма планируемых работ и источников финансирования определяет комиссия. В соответствии с п.8 Постановления №8 в состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию). Согласно п.14 Требований №8 в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учётом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объёма расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учётом объёма планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории). Таким образом, необходимость установки системы видеонаблюдения и тип (вид) данной системы, а также охрана и ограждение объекта определяет комиссия, в состав которой представители прокуратуры не включены, и отражается в акте обследования объекта с указанием источников финансирования и сроков исполнения. Таким образом, прокуратура, как надзорный орган, не вправе самостоятельно определять необходимость установки в медицинской организации системы видеонаблюдения, охраны и ограждения, источники финансирования указанных мероприятий и сроки их выполнения. В силу п.34 и 35 Постановления №8 паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности; паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах; первый экземпляр хранится на объекте (территории), второй экземпляр направляется в орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории); копии (электронные копии) паспорта безопасности объекта (территории) направляются в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории). Министерство не хранит утверждённые паспорта безопасности объектов или их копии. Таким образом, требования прокурора не имеют нормативного обоснования. На основании изложенного, Министерство просит отказать прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Выслушав прокурора, главного врача ГБУЗ «КЦРБ» Орлова Д.А., представителя ГБУЗ «КЦРБ» по доверенности Лебедева Д.Ю., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=5FAA785392A1B13AD14BCFBF4D45046981FF6C0EF283B80AEE26B8F8CEBBEC245237BF8B6E1CEF0630T8Q".1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно п.5 Концепции противодействия терроризму в РФ, утверждённой Президентом РФ от 05.10.2009, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу п.«а» ст.28 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утверждённой Президентом РФ 14.11.2013 основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности в пределах их компетенции являются: уменьшение и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, ориентация на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами, своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация, минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы, восстановление повреждённых или разрушенных в результате террористического акта объектов, возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации причинённого вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта.

На основании ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

В силу ч.4 ст.3 указанного выше Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п.1 ст.3 данного Федерального закона антитеррористическая защищённость объекта (территории) - состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведённая территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определённых условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В силу п.«а» ст.28 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утверждённой Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685 основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности в пределах их компетенции являются в области противодействия терроризму:

совершенствование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств, усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов;

борьба с терроризмом на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, выявлению субъектов террористической деятельности, чёткого разграничения функций и зон ответственности сил обеспечения общественной безопасности, своевременного определения приоритетов в решении поставленных перед ними задач, совершенствования организации и взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами;

уменьшение и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, ориентация на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами, своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация, минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы, восстановление поврежденных или разрушенных в результате террористического акта объектов, возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации причинённого вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта.

Согласно п.1 Требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8, настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укреплённости этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

В силу п.4 указанных Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

На основании п.14 данных Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учётом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объёма расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учётом объёма планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

В силу п.15 Требований защищённость объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных:

а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию);

б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения;

в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);

г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения;

д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории).

Согласно п.16 Требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:

а) организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования;

а(1)) определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищённости объекта (территории);

б) разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию);

в) своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;

г) обеспечение охраны объекта (территории) путём привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны;

д) обеспечение контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищённости объекта (территории);

е) организация обеспечения информационной безопасности, разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);

е(1)) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), что достигается посредством:

установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;

ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;

обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и её хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;

ж) своевременное выявление фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса и провоза запрещённых предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ) на объект (территорию);

з) принятие к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера;

и) организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию);

к) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

л) поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

м) контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений;

н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму;

о) своевременное выявление и немедленное доведение информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории);

п) разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;

р) обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

с) проведение учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) из зданий (сооружений);

т) своевременное оповещение работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации;

у) создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.

В силу п.17 Требований на объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 16 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечение охраны объекта (территории) путём привлечения сотрудников охранных организаций;

б) периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений.

В силу п.18 Требований на объектах (территориях), которым присвоена первая категория, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 16 и 17 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) обеспечение особого порядка доступа на объект (территорию);

б) разработка организационно-распорядительных документов органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), по особому порядку доступа на объект (территорию).

Согласно п.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В материалах дела имеется: копия Устава ГБУЗ «КЦРБ»;

копия свидетельства о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту её нахождения;

копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

решение о проведении проверки от 03.10.2018 №65 в ГБУЗ «КЦРБ»;

акт проверки Конаковской межрайонной прокуратуры от 09.10.2018, в котором указано, что в ходе проверки установлено отсутствие периметрального ограждения, видеонаблюдения, физической охраны. Паспорта антитеррористической безопасности разработаны, но не согласованы;

копия показателей по поступлениям и выплатам ГБУЗ «КЦРБ»;

представление о нарушении законодательства о противодействии терроризму от 11.12.2017 №44-17 в адрес ГБУЗ «КЦРБ», в котором указано, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих;

копия заявки ГБУЗ «КЦРБ» в Министерство здравоохранения Тверской области от 26.02.2019 о выделении дополнительных финансовых средств на установку видеонаблюдения в помещениях приёмного отделения, установку шлагбаума на въезд на территорию ЦРБ, а также на установку ограждений территории больничного городка ГБУЗ «КЦРБ», Детской поликлиники и Психоневрологического отделения в г.Конаково;

копия обращения ГБУЗ «КЦРБ» к заместителю Министра здравоохранения Тверской области от 15.01.2019 о рассмотрении вопроса о выделении субсидий из областного бюджета Тверской области для установки ограждений территории больничного городка ГБУЗ «КЦРБ», Детской поликлиники и Психоневрологического отделения в г.Конаково;

копия обращения ГБУЗ «КЦРБ» к Министру здравоохранения Тверской области от 17.06.2016 о выделении средств для разработки проекто-сметной документации по проведению следующих видов работ: установка ограждения по периметру ГБУЗ «КЦРБ» с четвёртой стороны; установка шлагбаума и создание контрольно-пропускного пункта при въезде на территорию ГБУЗ «КЦРБ»; установка системы видеонаблюдения в помещении приёмного отделения ГБУЗ «КЦРБ»;

копия сопроводительного письма ГБУЗ «КЦРБ» на имя начальника ОВО по Конаковскому району филиала ФГКУ «УВО ВНГ» России по Тверской области от 06.03.2019 о направлении для повторной проверки паспорта безопасности объектов ГБУЗ «КЦРБ».

Таким образом, судом установлено, что достаточных мер к обеспечению требований антитеррористической защищённости объекта руководством ГБУЗ «КЦРБ» не принято, отсутствует периметральное ограждение, видеонаблюдение и физическая охрана, паспорта антитеррористической безопасности разработаны, но не согласованы.

Выявленные в ходе проверки Конаковской межрайонной прокуратурой нарушения в ГБУЗ «КЦРБ» повышают риск возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе и террористической направленности, ставят под угрозу жизнь и здоровье персонала, пациентов и посетителей.

Указанные нарушения подлежат устранению.

Учитывая вышеизложенное, доводы ответчика Министерства здравоохранения Тверской области, изложенные в письменных возражениях в части удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на ГБУЗ «КЦРБ» заключить договор на специализированную охрану, на установку видеонаблюдения, привести в соответствие с требованиями законодательства целостность периметрального ограждения не состоятельны.

Обязанность по устранению нарушений законодательства должна быть возложена на ГБУЗ «КЦРБ», так как учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, что подтверждается Уставом.

В связи с чем, ГБУЗ «КЦРБ» обязано заключить договор на специализированную охрану, на установку видеонаблюдения, привести в соответствие с требованиями законодательства целостность периметрального ограждения, обеспечивающих безопасность граждан и работников на территории ГБУЗ «КЦРБ».

В ст.38.1 БК РФ указано, что принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

В силу ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Уставом ГБУЗ «КЦРБ», учредителем и собственником учреждения является Тверская область, полномочия учредителя и собственника от имени которого осуществляет, в том числе, Министерство здравоохранения Тверской области (п.2 Устава).

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Учитывая изложенное, доводы ответчика Министерства здравоохранения Тверской области, изложенные в письменных возражениях в части того, что не является надлежащим ответчиком по настоящему делу также не состоятельны.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения является Министерство здравоохранения Тверской области, одной из основных функций которого является участие в формировании расходов областного бюджета Тверской области на здравоохранение.

В связи с чем, Министерство здравоохранения Тверской области надлежит обязать выделить денежные средства для заключения договора на специализированную охрану, на установку целостного периметрального ограждения, на установку видеонаблюдения зданий и территории ГБУЗ «КЦРБ».

Согласно ст.6.1 ГПК РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд приходит к следующему.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор полагал необходимым установить срок исполнения решения суда в части обязывания ГБУЗ «КЦРБ» заключить договор на специализированную охрану, на установку видеонаблюдения, привести в соответствие с требованиями законодательства целостность периметрального ограждения, обеспечивающих безопасность граждан и работников на территории ГБУЗ «КЦРБ» в срок 3 (три) месяца со дня вступления решения суда в силу, а главный врач ГБУЗ «КЦРБ» считает минимальный срок исполнения данных требований после выделения субсидий 6 месяцев.

Учитывая установленные обстоятельства, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в части обязывания ГБУЗ «КЦРБ» заключить договор на специализированную охрану, на установку видеонаблюдения, привести в соответствие с требованиями законодательства целостность периметрального ограждения, обеспечивающих безопасность граждан и работников на территории ГБУЗ «КЦРБ» 3 (три) месяца со дня вступления решения суда в силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Конаковского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Конаковская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Тверской области, об обязывании выполнения требований законодательства об антитеррористической защищённости, удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Конаковская центральная районная больница» заключить договор на специализированную охрану, на установку видеонаблюдения, привести в соответствие с требованиями законодательства целостность периметрального ограждения, обеспечивающих безопасность граждан и работников на территории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Конаковская центральная районная больница» в срок 3 (три) месяца со дня вступления решения суда в силу.

Обязать Министерство здравоохранения Тверской области выделить денежные средства для заключения договора на специализированную охрану, на установку целостного периметрального ограждения, на установку видеонаблюдения зданий и территории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Конаковская центральная районная больница».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд Тверской области в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Громова

Решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2019 года.

Председательствующий Е.В. Громова