ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-427/19 от 04.06.2019 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

дело № 2-427/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

Председательствующего судьи Романько А.М.

с участием: представителя истца помощника Ванинского транспортного прокурора Шахназаровой Е.А.

представителя ответчика ОАО «РЖД»_Крохалевой Т.П, действующей по доверенности

при секретаре Коноваловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ванинского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

Ванинский транспортный прокурор обратился в Мещанский районный суд г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия, по тем основаниям, что Ванинской транспортной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере безопасности движения при содержании, эксплуатации и производстве ремонта железнодорожного пути общего пользования ОАО «РЖД» на участке обслуживания Советско-Гаванской дистанции пути – структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД». Советско-Гаванская дистанция пути (ПЧ-19) обслуживает объекты железнодорожного транспорта – пути общего пользования и искусственные сооружения, расположенные на участке пути от станции Пивань-Советская Гавань – город до станции Тумнин до станции Советская Гавань-город, общей протяженностью с 334 км по 468 км. На указанном участке просрочен капитальный ремонт звеньевого пути 3 класса, группы Д, 5 категории (3Д5) перегон Ванино-Советская Гавань-сортировочная 437 км 0 м до 441 км 343 м, год капитального ремонта – 1996.

Просил обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок, не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт участка звеньевого пути 3 класса, группы Д, 5 категории (3Д5) перегон Ванино-Советская Гавань-сортировочная от 437 км 0 м до 441 км 343 м.

Определением Мещанского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2019 года дело передано по подсудности в Ванинский районный суд Хабаровского края.

Представитель истца помощник Ванинского транспортного прокурора Шахназарова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить по основаниям, в нем изложенным.

Представитель ответчика ОАО «РЖД», Крохалева Т.П., действующая по доверенности, с иском не согласилась, считает требования прокурора необоснованными, поскольку участок находится в пределах: перегон Ванино-Совгавань-сорт. 437 км Ом-441 км 343 м (год последнего капитального ремонта 1996) 4 класс IV группа 3 категория, 442 км 912м-445 км 163 м (год последнего капитального ремонта 1996) 4 класс IV группа 3 категория. В соответствии с «Правилами назначения и проведения ремонтов железнодорожного пути» на путях 4 класса ІV группы выполняется капитальный ремонт на новых материалах (КРн) 1 раз в 35 лет, капитальный ремонт на старогодных материалах выполняется 1 раз в 20 лет, на путях 3 и 2 класса II группы капитальный ремонт на новых материалах (КРн) 1 раз в 35 лет, капитальный ремонт на старогодных материалах выполняется 1 раз в 18 лет. Истечение срока службы верхнего строения пути не влияет на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта в случае, если фактическое состояние пути соответствует установленным нормам. Наличие указанного критерия не является безусловным основанием для возложения на владельца инфраструктуры обязанности по проведению капитального ремонта, при том, что фактическое состояние пути соответствует установленным требованиям эксплуатации. Фактическое состояние железнодорожного пути определяется результатом комплексной оценки состояния пути. Комплексная оценка определяется два раза в год после весенних и осенних генеральных осмотров пути комиссией утвержденной начальником службы пути. Ванинская транспортная прокуратура была не вправе обращаться в суд с настоящим иском в защиту- прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, так как круг потребителей, получающих электроэнергию по спорным линиям электропередачи известен. Обращаясь с данным иском, Ванинская транспортная прокуратура вмешивается в хозяйственную деятельность ответчика, поскольку строительство и капитальный ремонт зданий, сооружений в ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с инвестиционной программой, утвержденной Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день работы на этом участке пути не включены в инвестиционную программу. Предъявление данного иска нарушает баланс финансовых возможностей компании, а также процесс государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД», поскольку ответчик является обществом со 100 % государственным участием, инвестиционную программу которого утверждает Правительство Российской Федерации. Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД» как стратегически важной отрасли. Утверждая инвестиционную программу. Правительство Российской Федерации руководствуется выполнением задач, поставленных Президентом Российской Федерации, а также наиболее значимыми и актуальными национальными интересами. Выполнять капитальный ремонт пути одновременно невозможно, так как на это требуются значительные финансовые затраты. Учитывая, что деятельность ОАО «РЖД направлена не столько на извлечение прибыли, сколько на обеспечение стратегических направлений в государственной политике: обеспечение транспортной безопасности государства, единства экономического пространства, выполнение социальных обязательств и субсидируется из федерального бюджета, требование транспортного прокурора о выполнении капитального ремонта пути в течение года со дня вступления в силу решения суда серьезно ограничивает возможности ОАО «РЖД» по финансированию мероприятий, направленных на выполнение поставленных перед обществом задач. Таким образом, безусловное удовлетворение иска усугубит финансовое положение ОАО «РЖД», являющейся крупной государственной компанией, выполняющей значимые социальные и стратегические функции.

Кроме того, пунктом 13 «Правил назначения и проведения ремонтов и планово-предупредительной выправки железнодорожного пути», которые являются Приложением №1 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, предусмотрено, что при определении ежегодной потребности в ремонтных работах владелец инфраструктуры, владелец железнодорожного пути не общего пользования может изменить нормативные сроки проведения ремонтов в сторону увеличения или уменьшения до 25% в зависимости от условий эксплуатации.

При назначении капитальных ремонтов владельцем инфраструктуры и владельцем железнодорожного пути не общего пользования применяются критерии, определяющие вид ремонта исходя из необходимости устранения причины, вызывающей снижение надежности или работоспособности железнодорожного пути.

В соответствии с ведомственными нормативными актами назначение и производство ремонтов путевой инфраструктуры производится на основании утвержденных нормативных документов, основными из которых являются Технические условия на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути, утвержденные МПС РФ № ЦПТ-53 от 30.09.2003 и «Технические условия на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 18.01.2013 № 75р.

Согласно пунктов 1.4, 2.2.4, 2.2.5 ЦПТ-53 текущее планирование на предстоящий год производится исходя из фактического состояния пути по критериям назначения того или иного вида ремонта, определяемым по результатам комиссионных осмотров и проверок диагностическими средствами параметров устройства и содержания пути, а также на основе паспортных данных о классе, конструкции верхнего строения, плане и профиле пути, наработанном тоннаже и др. Конкретные участки и места проведения путевых работ в рамках нормативных объемов устанавливаются при их планировании по фактическому состоянию пути.

В силу пункта 1.5 Технических условий текущее планирование на предстоящий год осуществляется на базе трехлетнего путем корректировки титульных участков исходя из фактического состояния пути, определяемым по результатам комиссионных осмотров и проверок диагностическими средствами показателей состояния пути, интенсивности отказов элементов пути, затрат на текущее содержание, а также на основе паспортных данных о классе, конструкции верхнего строения, плане и профиле пути, наработанном тоннаже и др.

Кроме того, в соответствии с Руководством по комплексной оценке состояния участка пути (километра) на основе данных средств диагностики и генеральных осмотров пути, утвержденным Распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2009 N 2536р, комплексная оценка состояния пути и сооружений (КОСП), дополняет ЦПТ-53 и служит для определения приоритета вида и места проведения ремонтов. На участках пути, которые имеют КОСП "хорошо", в текущем году запрещается производить ремонты пути даже при выполнении основных критериев ЦПТ-53 (без дополнительного обоснования).

Таким образом, наработка железнодорожными путями нормативного тоннажа или срока службы сама по себе не свидетельствует об их ненадлежащем техническом состоянии. Соответствующие факты являются одним из условий для проведения капитального ремонта.

Основным критерием, определяющим нуждаемость железнодорожного полотна в приведении в нормативное техническое состояние, служит его фактическое состояние, определяемое по итогам проведения контрольных мероприятий. По итогу проверки состояния пути выбирается конкретный комплекс ремонтных работ.

Прокурором не представлено доказательств, раскрывающих текущее состояние спорных участков железнодорожного пути и подтверждающих их несоответствие требованию безопасности перевозочного процесса, создающее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц. Прокурорская проверка проведена лишь на основании представленных ответчиком документов. Осмотра и диагностики железнодорожного пути прокурором не проводилось.

Просили суд в удовлетворении исковых требований отказать, а в случае удовлетворения иска, продлить срок выполнения исковых требований до 2021 года.

Выслушав пояснения истца, пояснения представителя ответчика, изучив отзыв представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 Устава ОАО «РЖД», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 №585 ОАО «РЖД» является юридическим лицом, организует свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и Устава.

Согласно подпункту 6 пункта 10 Устава ОАО «РЖД» одной из основных задач ОАО «РЖД» является обеспечение безопасности движения поездов.

Подпунктом 3 пункта 11 Устава ОАО «РЖД» наделено правом на выполнение работ по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» обеспечение безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта – это система мер, предпринимаемых организациями железнодорожного транспорта, иными лицами, и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу.

Статьей 17 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.

Статьей 201 ГК РФ предусмотрена обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с пунктом 1 приложения 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 № 286 при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.

Таблицей 6.1 пункта 6 Технических условий на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 18.01.2013 № 75р (с изменениями и дополнениями, внесенными распоряжением ОАО «РЖД» от 19.01.2018 № 101р) предусмотрено проведение капитального ремонта пути (применительно к классу, группе и категории путей, имеющихся на участке, обслуживаемом Советско-Гаванской дистанцией пути) – 1 раз в 18 лет.

Пунктом 2 «Термины и определения» вышеуказанных Технических условий установлено, что капитальный ремонт верхнего строения пути – это замена рельсошпальной решетки с применением новых или старогодних материалов с восстановлением дренирующих свойств балластовой призмы и выполнением отдельных работ по земляному полотну и искусственным сооружениям.

Советско-Гаванская дистанция пути (ПЧ-19) обслуживает объекты железнодорожного транспорта – пути общего пользования и искусственные сооружения, расположенные на участке пути от станции Пивань-Советская Гавань – город до станции Тумнин до станции Советская Гавань-город, общей протяженностью с 334 км по 468 км.

В судебном заседании установлено, что на указанном участке просрочен капитальный ремонт звеньевого пути 4 класса, группы Е, 6 категории (4Е6) перегон Ванино-Советская Гавань-сортировочная 437 км 0 м до 441 км 343 м, год капитального ремонта – 1996, что подтверждается информацией начальника Дальневосточной дирекцией инфраструктуры, Ведомостью участков пути, с пропущенным тоннажем на Дальневосточной железной дороге по состоянию за 2018 год.

Эксплуатация железнодорожных путей общего пользования с просроченным капитальным ремонтом, то есть в состоянии, не отвечающем требованиям безопасности движения на железнодорожном транспорте создает опасность возникновения транспортных и экологических происшествий, предпосылки к причинению ущерба лица, пользующимся и имеющим намерение воспользоваться в будущем услугами железнодорожного транспорта, подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в который входят как работники железной дороги, так и другие лица, в том числе пользующиеся или потенциально могущие воспользоваться услугами железнодорожного транспорта. Индивидуализировать круг лиц, которым может быть причинен вред (ущерб) вследствие ненадлежащего содержания железнодорожных путей общего пользования, не представляется возможным.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В такой круг лиц, в том числе, входят граждане и юридические лица, которые пользуются либо будут пользоваться услугами ОАО «РЖД», а также проживающие либо находящиеся вблизи железнодорожных перегонов и станций участка пути в Хабаровском крае, обслуживаемого Советско-Гаванской дистанцией пути.

При изложенных обстоятельствах, заявленные Ванинским транспортным прокурором исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Ванинского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» провести капитальный ремонт участка звеньевого пути 4 класса, группы Е, 6 категории (4Е6) перегон Ванино - Советская Гавань-сортировочная от 437 км 0 м до 441 км 343 м, в срок, не превышающий 24 (двадцать четыре ) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд, через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья Ванинского районного суда

Хабаровского края Романько А.М.

Мотивированное решение

изготовлено 04 июня 2019 года.