УИД37RS0<№>-05
Дело № 2-427/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2021 года город Фурманов Ивановской области
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Княжевского В.С.,
при секретаре ФИО7,
с участием:
прокурора – помощника Фурмановского межрайонного прокурора - ФИО8
представителя ответчика Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области – ФИО21,
ответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Фурмановского муниципального района, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о похоронном деле,
У С Т А Н О В И Л:
Фурмановский межрайонный прокурор (далее – прокурор, истец), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее – Администрация) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о похоронном деле.
Исковые требования мотивированы тем, что при проверке кладбища в м.Фряньково установлено, что ширина разрывов между могилами и размеры пешеходных дорожек не соответствуют установленным требованиям, на дорожках не установлены указатели номеров участков. В частности, проход между захоронением ФИО12 (по длине могилы) и находящимися справа и слева от него захоронениями не соответствует нормам; проходы между огороженными захоронениями ФИО25, ФИО22, ФИО26 составляют от 0,3 до 0,4 м, движение по ним затруднено; фактический размер огороженного захоронения ФИО27 – 6,7 на 3 м (20,1 кв.м), а фактический размер огороженного захоронения ФИО22 – 4,7 на 3,5 м (16,5 кв.м), при этом увеличение размеров огороженных захоронений произошло, в том числе, за счет уменьшения проходов между захоронениями.
Впоследствии исковые требования уточнены прокурором, который с учетом уточнений просил обязать администрацию Фурмановского муниципального района Ивановской области устранить нарушения законодательства о похоронном деле при организации захоронений ФИО12, ФИО62, ФИО22, ФИО26 на кладбище в м.Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, привести размеры огороженных земельных участков, выделенных для захоронений ФИО26ФИО22, ФИО29, и проходов между ними в соответствие с требованиями, утвержденными решением Совета Фурмановского городского поселения от <ДД.ММ.ГГГГ><№> «Об утверждении Положения «Об организации похоронного дела и правил содержания муниципальных кладбищ в м.Б.Никольское, м.Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района».
Протокольным определением суда от <ДД.ММ.ГГГГ> к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО5
Протокольным определением суда от <ДД.ММ.ГГГГ> к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО1
Протокольным определением суда от <ДД.ММ.ГГГГ>ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО1 привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
Уточненные административные исковые требования прокурор в судебном заседании поддержал и просил их удовлетворить по основаниям изложенным в административном исковом заявлении и уточнениях к нему.
Представитель ответчика – администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области – ФИО21, а также ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении.
Ответчики ФИО4, ФИО1, третье лицо ФИО20, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте судебного заседания, для участия в нем не явились, возражений против исковых требований не представили.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – ФЗ №8) законодательство РФ о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.18 ФЗ №8 общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
При этом в силу п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.200 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
Согласно ч.4 ст.16 ФЗ №8 предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов.
Решением Совета Фурмановского городского поселения от 19.12.2019 №52 утверждено Положение «Об организации похоронного дела и правил содержания муниципальных кладбищ в м.Б.Никольское, м.Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района» (далее – Положение).
Как следует из Положения, места погребения на территории кладбища в районе с.Фряньково являются муниципальной собственностью Фурмановского городского поселения, находятся в ведении администрации Фурмановского муниципального района и отводятся по установленным Положением нормам (п.1.10); территории кладбищ разделяются дорожками на участки. На дорожках устанавливаются указатели номеров участков (п.1.12); каждое захоронение, произведенное на территории кладбищ, регистрируется администрацией Фурмановского муниципального района в книгах регистраций захоронений (п.8.1); все работы, связанные с установкой надмогильных сооружений (памятников, цветников, намогильных ограждений, цоколей и т.п.) и благоустройством мест захоронения (восстановление опавших могил, укладка тротуарной плитки и т.п.) производится гражданами самостоятельно. Установленные гражданами (организациями) надмогильные сооружения являются их собственностью (п.11.6); надмогильные сооружения устанавливаются в пределах отведенного земельного участка. Сооружения, установленные за пределами отведенного участка, подлежат сносу. Установка надмогильных сооружений вне места захоронения не допускается. Периметр ограды могилы не должен превышать периметра отведенного под погребение места захоронения (п.п.11.1, 11.4, 11.5).
Ширина разрывов между могилами должна быть не менее 0,5 метра, ширина пешеходных дорожек между могилами (или участками для родственного захоронения) должны быть не менее 0,7 метра, ширина пешеходных дорожек вдоль рядов участков мест захоронений не менее 0,7 метра, глубина не менее 1,5 метра и не более 2 метров, с учетом местных почвенно-климатических условий (п.9.3).
Из представленных материалов следует, что на кладбище в м.Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района имеются захоронения ФИО22, ФИО30, ФИО26 и ФИО12 Из схемы захоронений следует, что захоронение ФИО22 граничит по короткой стороне справа с захоронением ФИО34, и по длинной стороне снизу – с захоронением ФИО26; захоронение ФИО33 граничит по короткой стороне слева с захоронением ФИО22 и по длинной стороне снизу – с захоронением ФИО12; захоронение ФИО26 граничит по длинной стороне сверху с захоронением ФИО22 и по короткой стороне справа – с захоронением ФИО12; захоронение ФИО12 граничит сверху с захоронением ФИО36 и слева – с захоронением ФИО26.
Согласно записям в журнале регистрации захоронений на кладбище в м.Фряньково:
– ФИО9 скончался <ДД.ММ.ГГГГ>, захоронен <ДД.ММ.ГГГГ>, родственник – ФИО4;
– ФИО10 скончался <ДД.ММ.ГГГГ>, захоронен <ДД.ММ.ГГГГ>, родственник – ФИО2;
– ФИО11 скончался <ДД.ММ.ГГГГ>, захоронен <ДД.ММ.ГГГГ>, родственник – ФИО5;
– ФИО12 скончался <ДД.ММ.ГГГГ>, захоронен <ДД.ММ.ГГГГ>, родственник – ФИО20;
– ФИО13 скончался <ДД.ММ.ГГГГ>, захоронен <ДД.ММ.ГГГГ>, родственник – ФИО3;
– ФИО14 скончалась <ДД.ММ.ГГГГ>, захоронена <ДД.ММ.ГГГГ>, родственник – ФИО15;
– ФИО13 скончалась <ДД.ММ.ГГГГ>, захоронена <ДД.ММ.ГГГГ>, родственник – ФИО16;
– ФИО17 скончалась <ДД.ММ.ГГГГ>, захоронена <ДД.ММ.ГГГГ>, родственник – ФИО5;
– ФИО18 скончалась <ДД.ММ.ГГГГ>.
При этом ФИО9, ФИО13, ФИО13, ФИО18 захоронены в границах одного захоронения (со слов близких родственников – путем объединения двух соседствующих захоронений); ФИО10 и ФИО14 захоронены в границах одного захоронения; ФИО11 и ФИО17 захоронены в границах одного захоронения; ФИО12 захоронен отдельно.
В журнале имеется отметка об оставленных рядом с захоронением ФИО11 двух местах для дальнейшего захоронения, а также об оставленном для дальнейшего захоронения месте рядом с захоронением ФИО10
Согласно акту проверки от <ДД.ММ.ГГГГ> участок для семейного захоронения ФИО26 имеет две могилы и еще два места зарезервированы под семейное захоронение; на участке семейного захоронения ФИО41 имеется три могилы и одно зарезервированное место; выявлены превышение размера земельного участка под семейное захоронение ФИО40 и несоответствие размеров проходов между захоронениями ФИО39 и ФИО22.
Согласно акту проверки от <ДД.ММ.ГГГГ> размер семейного захоронения ФИО42 (4 захоронения): 7 метров (поперек) на 3 метра (вдоль); ФИО22: 4 метра 70 см (поперек) на 3 метра (вдоль); ФИО26: 6 метров 10 см (вдоль) на 2 метра (поперек); проход между захоронением ФИО12 и ФИО26 – 1 метр; между захоронением ФИО12 и ФИО45 – 1 м.
Как следует из акта экспертного исследования от <ДД.ММ.ГГГГ><№>.1, выполненного экспертом ФБУ Ивановская ЛСЭ Минюста России:
– размер земельного участка под захоронения ФИО22 составляет 3080 х 4750 мм, площадь – 14,63 кв.м (огорожен оградой), что не соответствует требованиям п.9.2 Положения;
– размер земельного участка под захоронения ФИО46 (огорожен оградой) составляет 3000 х 7000 мм, площадь – 21 кв.м, что не соответствует п.9.2 Положения;
– размер земельного участка под захоронения ФИО26 (огорожен оградой) составляет 2000 х 6000 мм, площадь – 12 кв.м, что соответствует п.9.2 Положения;
– земельный участок с одиночным захоронением ФИО12 соответствует п.9.2 Положения;
– расстояние между могилами ФИО22 и ФИО48 по длинной стороне могилы составляет 2690 мм, что соответствует п.9.3 Положения;
– расстояние между могилами ФИО22 и ФИО26 по короткой стороне могилы составляет 1520 мм, что соответствует п.9.3 Положения;
– у О-вых отсутствует могила, поэтому расстояние от существующей могилы ФИО50 не измерялось;
– расстояние между могилой ФИО26 и местом захоронения ФИО12 по длинной стороне могилы составляет 4000 мм, что соответствует п.9.3 Положения;
– расстояние между могилой ФИО52 и местом захоронения ФИО12 по короткой стороне могилы составляет 1200 мм, что соответствует п.9.3 Положения;
– для приведения в нормативные параметры площадей отведенных участков под захоронение ФИО22 и ФИО53 необходимо перенести ограды вовнутрь существующих мест захоронений, тем самым уменьшить площадь существующих участков. Однако при выполнении вышеназванных работ границы участка ФИО54 и ФИО22 по периметру сместятся на существующие захоронения (могилы), что недопустимо, поэтому техническая возможность приведения размеров к установленным требованиям отсутствует. На отведенном участке ФИО22 имеется свободный участок земли, отведенный под будущее захоронение, что подтверждает выданный под данные нужды документ (талон на захоронение);
– к месту захоронения ФИО12 имеется доступный проход с дороги. С правой стороны от места захоронения ФИО55 имеется проход шириной 1420 мм, доступный для прохода к месту захоронения ФИО12 Далее данный проход переходит в дорожку шириной 1000 мм;
– ограду ФИО22 технически возможно сместить на максимальное расстояние (не затрагивая имеющиеся могилы) относительно существующего местоположения вглубь по короткой стороне могилы на 150 мм, по длинной стороне могилы – на 200 мм;
– ограду ФИО56 технически возможно сместить на максимальное расстояние (не затрагивая имеющиеся могилы) относительно существующего местоположения вглубь по короткой стороне могилы на 150 мм, по длинной стороне могилы – на 100 мм.
Анализируя и оценивая в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом на основании исследованных доказательств, включая выписки из журналов регистрации захоронений, адресные справки, поквартирные карточки, достоверно установлен круг лиц, ответственных в соответствии с п.12.1 Положения за содержание захоронений (могил и надмогильных сооружений) ФИО22, ФИО26ФИО58 и ФИО12
К таковым в силу раздела 2 и п.п.8.9, 9.9, 12.1 Положения отнесены родственники умерших, принявшие на себя обязанности по их захоронению. Указанные лица являются также и собственниками установленных надмогильных сооружений, включая памятники и ограды.
Поскольку Администрация не является собственником надмогильных сооружений и самостоятельное распоряжение ими со стороны Администрации исключается.
В силу пп.11 п.3.2 Положения к полномочиям Администрации отнесены осуществление контроля за соответствием установленных надмогильных сооружений утвержденным размерам и принятие решения о сносе в случае нарушений. Однако принятие такого решения возможно лишь при установлении обстоятельств, указанных в п.10.13, и в порядке, предусмотренном п.10.14 Положения – а именно при наличии достаточных оснований считать, что на могиле установлено не имеющее собственника надмогильное сооружение, либо его собственник неизвестен или отказался от права собственности на сооружение.
Так как правовое обоснование привлечения именно Администрации, а не родственников умерших, захороненных в спорных захоронениях, в качестве ответчика по делу прокурором не приведено, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований к Администрации.
Суд учитывает, что факты несоответствия размеров земельных участков под семейные захоронения ФИО22 и ФИО59 требованиям п.9.2 Положения установлены на основании исследованных доказательств – в частности, актов обследования, акта экспертного исследования, показаний свидетелей.
Вместе с тем, суд принимает во внимание содержащиеся в акте экспертного исследования выводы об отсутствии технической возможности для устранения имеющихся нарушений, поскольку для приведения в нормативные параметры площадей отведенных участков под захоронение ФИО22 и ФИО61 необходимо перенести ограды вовнутрь существующих мест захоронений, тем самым уменьшить площадь существующих участков. Однако при выполнении вышеназванных работ границы участка ФИО60 и ФИО22 по периметру сместятся на существующие захоронения (могилы), что недопустимо.
Наличие технической возможности для расширения проходов между захоронениями путем переноса оград вглубь территорий захоронений также установлено судом на основании представленного акта экспертного исследования. Однако при этом суд отмечает, что осуществление переноса оград на установленное экспертом максимальное расстояние не исключит допущенных нарушений, поскольку ширина проходов при этом не достигнет нормативных показателей, установленных п.9.3 Положения.
Оценивая выявленные нарушения, наличие которых не оспаривается сторонами, на предмет их существенности, суд приходит к следующему.
Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, которая осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (п.п.1 и 2 ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции Российской Федерации). При этом полномочия прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, законодательством об органах местного самоуправления не ограничиваются.
В силу ч.4 ст.27 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Однако сами по себе установленные факты несоблюдения требований Положения в части несоответствия площадей земельных участков под захоронения и ширины проходов между захоронениями не свидетельствуют о существенном нарушении прав лиц, осуществляющих уход за могилами, и об исключении для них возможности обслуживания захоронений, и поэтому не может служить основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований.
При таких обстоятельствах исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о похоронном деле не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Фурмановского муниципального района, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о похоронном деле – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.С.Княжевский
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 30 августа 2021 года