Дело № 2- 427/2022
42RS0037-01-2022-000433-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юргинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьиСергеевой-Борщ О.Б.,
при секретаре Фахрутдиновой Е.С.,
г. Юрга Кемеровской области 17 марта 2022 года
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюФИО1 к Администрации г.Юрги о признании её сиротой и о понуждении Администрации г.Юрги включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц,из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений,
у с т а н о в и л:
ФИО1 (далее по тексту- истец) обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.ЮргиКемеровской области (далее по тексту- ответчик) о признании её сиротой и о понуждении ответчика включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц,из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту- список, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями).
Исковые требования обоснованы следующим.
Истец как ребенок, оставшийся без попечения родителей,подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Кемеровской области от 27.12.2012 г. № 134- ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Онаобращался к ответчику с заявлением о включении её в список, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Однако Администрация г.Юрги отказала включать её в данный список, указав на то, что она предоставила не полный список документов, а именно она не предоставила: акт органа опеки и попечительства об устройстве под надзор в организацию для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или под опеку; сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) в период с 01 августа 1975 года по 31 августа 1982 года.
Акт органа опеки и попечительства об устройстве под надзор в организацию для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или под опеку она не может предоставить, так как он не сохранился, у неё объективно отсутствует возможность предоставить данный акт.
Администрация города Юрги разъяснила ей, что для включения её в списокдетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений ей необходимо признать в судебном порядке тот факт, что она является сиротой.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания, просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в отсутствие, представлены письменные объяснения по делу (л.д. 98-100), согласно которым представитель ответчика исковые требования признал в части признания истца –ребенком-сиротой, востальной части считает исковые требования необоснованными.
В соответствии с ч. 4, 5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие истца, представителя ответчика.
Исследовав письменные материалы, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 21 декабря1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 июля 2018 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального наймалибо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицампо их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Пункт 9 статьи 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 г. N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования, отдыха и оздоровления детей и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных категорий граждан" предусматривает, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 1 статьи 5 вышеуказанного закона, гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок формирования списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список,утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"(далее по тексту- Порядок формирования спискадетей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями).
Согласно Порядку формирования спискадетей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
В список включаются:дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемыхжилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
К заявлению о включении в список заявителем прилагаются следующие документы: копия свидетельства о рождении; копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя;копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя); копия доверенности представителя заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, выданные в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению, может определяться законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 13 Порядка формирования спискадетей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.
Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.
Акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона (п. 14 Порядка формирования спискадетей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями).
Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке.
Уполномоченный орган (орган местного самоуправления) формирует список на основании актов о включении в список (п.16 Порядка формирования спискадетей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями).
Критерии, на основе которых ребенок подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Приказом Министерства образования и науки Кузбасса от 14 сентября 2020 года *** утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Включение органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» (далее по тексту - Административный регламент).
Предметом регулирования Административного регламента является включение органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно п. 2.6 Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги утвержден в приложении *** к Административному регламенту
27 сентября 2021 года истец обратилась в Администрацию города Юрги с заявлением и документами о включении ее в список детей-сирот,которые подлежат обеспечению жилым помещением.
В представленных истцом документах отсутствовал акт органа опеки и попечительства об устройстве истца по надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или под опеку (попечительства); сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) в период с 01 августа 1975 год по 31 августа 1982 г.
На основании Постановления Администрации города Юрги от 28 октября 2021 года № 1032 истцу было отказано во включении всписок, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием документов, необходимых и обязательных в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги (л.д.47).
Из объяснений представителя истца следует, что для положительного решения общественной городской жилищной комиссии о включении истца в список детей-сирот необходимо признание ее сиротой в судебном порядке.
Согласно приложению № 1 Административного регламента истцу для предоставления государственной услуги необходимо было представить, в том числе документы: копию документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя); акт органа опеки и попечительства об устройстве заявителя под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, или под опеку (попечительство).
Истец просит признать её лицом,относящейся к категории сирота.
В соответствии со ст. 1Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты –это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Из материалов дела следует, что родителями истца ФИО1 (добрачная фамилия Ж.Н.А,) Т.Н., *** года рождения, уроженки ***, являются: Ж.Н.А,М.Ф.,*** и Ж.Н.А,, *** года рождения (л.д.63).
Ж.Н.А,Ж.М.Ф.,*** года рождения, умерла *** (л.д.65).
Ж.Н.А,,*** года рождения умер *** года рождения (л.д.64).
Со 02 марта 1971 года по 05 октября 1985 год истец воспитывалась в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения (л.д. 22,25,27,29,30).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что до достижения 18 лет истец имела статус ребенка-сироты.
Исходя из предмета и оснований иска, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения искового требованияо понуждении ответчика включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к Администрации *** о признании её сиротой и о понуждении Администрации г.Юрги включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц,из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, удовлетворить частично.
Признать ФИО1, *** года рождения, уроженку ***, лицом,в возрасте до 18 летотносящимся к категории детей-сирот.
В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:-подпись- О.Б. Сергеева-Борщ
Решение принято в окончательной форме 24 марта 2022 года.
Судья:-подпись- О.Б. Сергеева-Борщ