ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-427/2022 от 20.05.2022 Талицкого районного суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме принято 20.05.2022.

дело № 2-427/2022

УИД66RS0057-01-2022-000422-78

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Талица 13.05.2022

Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Анохина С. П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Колеговой Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Талицкого района Свердловской области Лыжина Д. В., обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Талицкого городского округа, Муниципальному унитарному предприятию Талицкого городского округа «Теплоресурс» о возложении обязанности в течение 8 месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать и в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить приборы учета вырабатываемой энергии на угольных котельных; обязать ответчиков в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать площадки для складирования угля в соответствии нормативными документами,

установил.

Заместитель прокурора Талицкого района Свердловской области Лыжин Д. В. обратился в суд с иском к Администрации Талицкого городского округа (далее - Администрация ТГО) и Муниципальному унитарному предприятию Талицкого городского округа «Теплоресурс» (далее - МУП ТГО «Теплоресурс»).

Иск обосновал тем, что прокуратурой Талицкого района проведены надзорные мероприятия исполнения бюджетного законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

Установлено, что МУП ТГО «Теплоресурс» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом (утв. распоряжением начальника Управления по регулированию имущественных и земельных отношений администрации ТГО от 02.08.2018 № 400) и создано для удовлетворения социально значимых общественных потребностей на территории городского округа, получения прибыли от выполнения работ (оказания услуг) по теплоснабжению хозяйствующим субъектам и населению городского округа.

Частью 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В отношении администрации Талицкого городского округа, МУП ТГО «Теплоресурс» Министерством финансов Свердловской области 26.07.2021 была проведена внеплановая камеральная проверка по вопросу использования средств, выделенных из резервного фонда Правительства Свердловской области в 2020 году на погашение задолженности за каменный уголь.

В ходе проверки было установлено, что коммерческие приборы учета выработанной тепловой энергии в угольных котельных: (), (), (), (), (), (), (), (), (), (), «Вокзал» (), являющихся муниципальной собственностью и переданных на обслуживание МУП ТГО «Теплоресурс», не установлены, в связи с чем, установить фактическую потребность предприятия в объёмах угольного топлива не представляется возможным.

Также установлено, что МУП ТГО «Теплоресурс» не соблюдены условия хранения угля (уголь хранится без штабелирования - в отвалах), что не обеспечивает его сохранность и ведет к ухудшению его качества (свойств).

В соответствии с параграфом 4 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 14.02.1974 № 65 «Об утверждении Инструкции по хранению каменноугольного топлива на теплоэнергетических предприятиях местных Советов депутатов, трудящихся РСФСР» строительство складов угля осуществляется по проектам, утвержденным в установленном порядке, в соответствии с назначением складов (расходные, резервные и др.) при соблюдении требований действующих строительных норм и правил. Проекты угольных складов (открытых или закрытых) разрабатываются с учетом:

а) норм запасов хранимого топлива и объема его использования;

б) организации и проведения комплекса работ по приемке угля на склад, его хранению и использованию;

в) соблюдения требований техники безопасности, охраны труда, санитарных норм, противопожарных мероприятий и др.

В соответствии с п. п. 478, 479, 480 Приказа Ростехнадзора от 28.10.2020 № 428 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей» участки под склады должны располагаться на территории земельного отвода с учетом маневрирования транспортных средств. Вокруг склада и на его территории должны быть открытые дренажные канавы.

Запрещается размещать площадки для угольных складов над подземными коммуникациями и сооружениями. Площадка для размещения угольного склада выбирается в сухом, не заболоченном и не затапливаемом месте.

Площадки, предназначенные для складирования угля, должны быть предварительно выровнены, очищены от мусора и растительности; для отвода грунтовых, дождевых и снеговых вод должны быть устроены дренажные канавы. Площадки должны быть покрыты смесью шлака и глины толщиной 0,12 - 0,15 м и тщательно утрамбованы.

При формировании штабеля должны соблюдаться допустимые его размеры в зависимости от сроков хранения и групп угля по склонности его к окислению.

Для каждого угольного склада должен разрабатываться план противопожарных мероприятий.

Работники склада должны знакомиться с планом противопожарных и профилактических мероприятий под подпись.

Так в ходе дополнительных надзорных мероприятий установлено, что на вышеуказанных угольных котельных приборы учета тепловой энергии не установлены, площадки под хранение угля не оборудованы дренажными канавами, не покрыта смесью шлака и глины толщиной 0,12-0,15ми тщательно утрамбована.

Согласно пп. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Устава МО «Талицкий городской округ», принятого решением Талицкой районной Думы от 02.06.2005 № 396, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации является полномочием органов местного самоуправления городских округов.

В соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 31 Устава Талицкого городского округа к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относится, в том числе организация и осуществление муниципального контроля соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами требований, установленных муниципальными правовыми актами, в пределах полномочий.

В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Полномочия собственника в отношении МУП ТГО «Теплоресурс» осуществляет администрация Талицкого городского округа.

С учетом изложенного, в нарушение указанных норм действующего законодательства администрацией Талицкого ГО не обеспечен контроль за деятельностью МУП ТГО «Теплоресурс», учредителем которого она является.

В связи с вышеизложенным, заместитель прокурора Талицкого района просил (с учетом уточненного искового заявления):

- обязать администрацию Талицкого городского округа в течение 8 месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать установку приборов учета вырабатываемой энергии на угольных котельных: (), (), (), (), (), (), (), (), (), (), «Вокзал» ().

Обязать МУП ТГО «Теплоресурс» в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить приборы учета вырабатываемой энергии на угольных котельных: (), (), (), (), (), (), (), (), (), (), «Вокзал» ().

Обязать администрацию Талицкого городского округа, МУП ТГО «Теплоресурс» организовать площадки для складирования угля в соответствии Приказом Ростехнадзора от 28.10.2020 № 428 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей» и Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 14.02.1974 № 65 «Об утверждении Инструкции по хранению каменноугольного топлива на теплоэнергетических предприятиях местных Советов депутатов трудящихся РСФСР» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением от 18.03.2022к участию в деле в качестве соответчика по иску прокурора было привлечено Муниципальное унитарное предприятие Талицкого городского округа «Теплосетевая компания» в лице конкурсного управляющего ФИО1

В ходе рассмотрения гражданского дела прокурор Сизикова О. А. настаивала на заявленных требованиях.

Представитель ответчика - Администрации ТГО, выразила несогласие с иском, указав, что возложение на ответчика указанных прокурором в иске обязанностей в настоящее время нецелесообразно, поскольку угольные котельные находится в конкурсной массе у конкурсного управляющего МУП ТГО «Теплосетевая компания».

Установка приборов учета вырабатываемой энергии на угольных котельных потребует материальных затрат бюджетных средств, и это экономически нецелесообразно, поскольку котельные находится в конкурсной массе, и неизвестно, кто будет новый собственник этих котельных после реализации их конкурсным управляющим.

Представитель МУП ТГО «Теплоресурс» иск не признал, не оспаривал, что переданные им по договору аренды угольные котельные от МУП ТГО «Теплосетевая компания» использовались ими без приборов учета вырабатываемой энергии.

Представитель МУП ТГО «Теплосетевая компания» посчитал, что они являются ненадлежащим ответчиком по иску прокурора, поскольку в настоящее время предприятие вырабатыванием и продажей тепловой энергией не занимается. Угольные котельные им от собственника - Администрации ТГО, были переданы в безвозмездное пользование без приборов учета вырабатываемой энергии, и в таком же виде котельные были переданы по договору аренды МУП ТГО «Теплоресурс». Угольные котельные входят в конкурсную массу, в настоящее время идет подготовка к организации торгов имущества, которое входит в конкурсную массу, и кто будет новым владельцем этого имущества в будущем, покажет время. Новому владельцу этого имущества придётся изначально решать вопрос с установкой приборов учета вырабатываемой энергии, и это будут затраты нового собственника. В связи с этим, представитель МУП ТГО «Теплосетевая компания» просил в суд в иске к ним отказать.

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования и вправе либо внести представление, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Судом установлено, что согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ МУП ТГО «Теплосетевая компания» в лице конкурсного управляющего ФИО1 передало в аренду МУП ТГО «Теплоресурс» имущество, указанное в Приложении (в том числе угольные котельные ), (), (), (), (), (), (), (), (), (), «Вокзал» (), которое было закреплено за арендодателем на праве хозяйственно ведения. Согласно п. 3.3.5 договора арендатор обязан (содержать имущество в исправном состоянии, обеспечивать электротехническую безопасность и иные установленные нормы и правила (л. д. 35-48).

В ходе внеплановой камеральной проверки, проведенной межрайонным отделом контрольно-ревизионной работы управления финансового контроля Министерства финансов в в отношении администрации Талицкого ГО, Управления ЖКХ, МУП ТГО «Теплоресурс» было выявлено нарушение использования бюджетных средств (финансовое нарушение), выделенных из резервного фонда в 2020 году на погашение задолженности за поставляемый каменный уголь.

В ходе проверки установлено, что коммерческие приборы учета выработанной тепловой энергии не установлены в угольных котельных: (), (), (), (), (), (), (), (), (), (), «Вокзал» (), являющихся муниципальной собственностью и переданных на обслуживание МУП ТГО «Теплоресурс», не установлены, в связи с чем, установить фактическую потребность предприятия в объёмах угольного топлива не представляется возможным, что является нарушением ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» и ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Также установлено, что МУП ТГО «Теплоресурс» не соблюдены условия хранения угля (уголь хранится без штабелирования - в отвалах), что не обеспечивает его сохранность и ведет к ухудшению его качества (свойств), и что является нарушением параграфов 17 и 19 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 14.02.1974 № 65 «Об утверждении Инструкции по хранению каменноугольного топлива на теплоэнергетических предприятиях местных Советов депутатов, трудящихся РСФСР».

Данные нарушения, в том числе, послужили основаниями к тому, что установить теплопотери при производстве тепловой энергии, фактическую потребность предприятия МУП ТГО «Теплоресурс» в объемах угольного топлива не представляется возможным, что привело к излишнему списанию каменного угля сверх объема, учтенного Региональной энергетической комиссией Свердловской области при установлении тарифа на тепловую энергию.

Данные обстоятельства подтверждаются Актом № 66 от 26.07.2021 (л. д. 8-22).

В соответствии пп. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6, пп. 47 п. 1 ст. 31 Устава МО «Талицкий городской округ», ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» полномочия собственника в отношении МУП ТГО «Теплоресурс» осуществляет администрация Талицкого ГО, соответственно, в нарушение указанных норм действующего законодательства администрацией Талицкого ГО не обеспечен контроль за деятельностью МУП ТГО «Теплоресурс», учредителем которого она является.

Таким образом, давая оценку указанным обстоятельствам применительно к вышеприведенным нормам действующего законодательства, суд приходит выводу о том, фактически выявленные нарушения и указанные в Акте № 66 на момент рассмотрения дела в суде не устранены, что было подтверждено всеми представителями ответчиков. Каких-либо достоверных доказательств, свидетельствующих об устранении вышеуказанных нарушений действующего законодательства, ответчиками, как того требует ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Таким образом, Администрация Талицкого городского округа и МУП ТГО «Теплоресурс» являются надлежащими ответчиками по требованиям прокурора, то в иске к МУП ТГО «Теплосетевая компания» должно быть отказано, как ненадлежащему ответчику.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск заместителя прокурора Талицкого района Свердловской области удовлетворить.

Обязать администрацию Талицкого городского округа в течение 8 месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать установку приборов учета вырабатываемой энергии на угольных котельных:

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная (;

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная «Вокзал» ().

Обязать МУП ТГО «Теплоресурс» в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить приборы учета вырабатываемой энергии на угольных котельных:

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная (;

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная ();

угольная котельная «Вокзал» ().

Обязать администрацию Талицкого городского округа, МУП ТГО «Теплоресурс» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать площадки для складирования угля в соответствии Приказом Ростехнадзора от 28.10.2020 № 428 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей» и Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 14.02.1974 № 65 «Об утверждении Инструкции по хранению каменноугольного топлива на теплоэнергетических предприятиях местных Советов депутатов, трудящихся РСФСР».

В иске заместителю прокурора Талицкого района Свердловской области к Муниципальному унитарному предприятию Талицкого городского округа «Теплосетевая компания» в лице конкурсного управляющего ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Анохин С. П.