Дело №
УИД 52RS0№-34
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.<адрес> 26 декабря 2023 год
Варнавинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Муратовой О.Ш., с участием представителя истца заместителя прокурора <адрес> Вершинина М.С., при секретаре Пчелкиной О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> действующего в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ на стоянках (парковках) около центрального парка р.<адрес> муниципального округа <адрес> выделить и оборудовать машинно-места для людей с инвалидностью, включая специализированное машино-место для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, нанести соответствующую разметку и установить дорожные знаки по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, №, земельный участок №,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБУК «<адрес> дом культуры» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ на стоянках (парковках) около центрального парка р.<адрес> муниципального округа <адрес> выделить и оборудовать машинно-места для людей с инвалидностью, включая специализированное машино-место для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, нанести соответствующую разметку и установить дорожные знаки по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, №, земельный участок №.
В исковом заявлении указал, что <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в части обеспечения прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что около здания МБУК «<адрес> дом культуры» организована стоянка (парковка) общего пользования. При этом на указанной стоянке (парковке) не выделены машино-места для людей с инвалидностью, включая специализированное машино-место для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, специальная дорожная разметка и дорожные знаки отсутствуют.
Таким образом, МБУК «<адрес> дом культуры» не обеспечен беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями в вышеуказанные здания, чем ограничены права неопределенного лиц с ограниченными возможностями. С целью устранения указанных нарушений прокуратурой в адрес МБУК «<адрес> дом культуры» внесено представление, но нарушения в добровольном порядке до настоящего времени не устранены.
На основании изложенного истец просит суд об обязании МБУК «<адрес> дом культуры» в срок до ДД.ММ.ГГГГ на стоянках (парковках) около здания МБОУ Варнавинская СШ выделить и оборудовать машинно-места для людей с инвалидностью, включая специализированное машино-место для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, нанести соответствующую разметку и установить дорожные знаки по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, №, земельный участок №.
В ходе судебного разбирательства истец отказался от части требований, предъявляемых к МБУК «<адрес> дом культуры».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ истца от части требований принят.
В уточненном исковом заявлении истец просит суд об обязании администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ на стоянках (парковках) около центрального парка р.<адрес> муниципального округа <адрес> выделить и оборудовать машинно-места для людей с инвалидностью, включая специализированное машино-место для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, нанести соответствующую разметку и установить дорожные знаки по адресу: р.<адрес>, пл.Советская, №, земельный участок №.
В судебном заседании представитель истца- заместитель прокурора <адрес> Вершинин М.С. заявленные требования поддержала, просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Ванавинского муниципального округа <адрес> не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, направили письменное заявление о признании исковых требований.
Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд за судебной защитой, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела, направлять судебные извещения согласно статьям 113,114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Учитывая задачи гражданского судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об отложении судебного заседания в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле при отсутствии сведений о причинах их неявки не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьях 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Таким образом, неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
Учитывая вышеизложенное, суд в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав представителя истца, изучив и проанализировав материалы дела, как в отдельности, так и в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Судом установлено, что на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в части обеспечения прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст.9 Конвенции о правах инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 46-ФЗ, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Данные меры должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена социальная защита инвалидов, а именно - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч.1 ст.2).
В соответствии со ст. 15 данного закона федеральные органы государственной власти, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение указанной обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 904/пр утвержден и введен в действие «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», в соответствии с п.5.2.1, 5.2.2 которых на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) и производственных зданий, зданий инженерной и транспортной инфраструктуры, а также у зон рекреации следует выделять не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках.
Каждое специализированное машино-место для транспортного средства инвалида должно быть обозначено дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256 и, кроме того, на земельном участке здания - дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290, внутри зданий - знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т.п.) за габаритами прохожей части пешеходных путей на высоте от 1,5 до 2,0 м, в иных случаях - на высоте 2,1 м до нижнего края знака.
Места для стоянки (парковки) транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, следует размещать вблизи входа в предприятие, организацию или учреждение, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в жилое здание - не далее 100 м; при реконструкции, сложной конфигурации земельного участка допускается увеличивать расстояние от зданий до стоянок (парковок), но не более 150 м.
Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1425-ст утвержден «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ, 6.2.9 и ДД.ММ.ГГГГ которых табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что парковка (парковочное место) отведена для стоянки автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
Минимальные размеры одного парковочного места для транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов, должны быть не менее 3,6 x 7,5 м при последовательном размещении автомобилей и 3,6 x 6,0 м - при параллельном.
Разметку 1.24.3 применяют для дублирования знака 8.17 при обозначении парковочных мест, предназначенных для автомобилей, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
В ходе проведённой прокуратурой проверки установлено, что около центрального парка организованы стоянки (парковки) общего пользования. При этом на указанных стоянках (парковках) не выделены машино-места для людей с инвалидностью, включая специализированное машино-место для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, специальная дорожная разметка и дорожные знаки отсутствуют. Данные нарушения подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фотографиями.
Таким образом, не обеспечен беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями в вышеуказанные здания, чем ограничены права неопределенного лиц с ограниченными возможностями.
Пунктом 9 статьи 12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что на парковках общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования, принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
Анализ приведенных норм права показывает, что обязанность лиц (застройщиков, собственников зданий и т.д.) по выделению специализированных парковочных мест возникает только при наличии парковок общего пользования.
Постановлением Администрации Варнавинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден порядок ведения реестра парковок общего пользования, расположенных на территории Варнавинского муниципального округа <адрес>.
Как следует из Приложения № к постановлению Администрации Варнавинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ№ в реестре парковок под № указана парковка общего пользования по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, №, земельный участок №.
Таким образом, установленные законом требования законодательства в части обеспечения прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры нарушены.
Указанными нарушениями ограничены права неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями.
В силу ст. 39 ГПК РФ во взаимосвязи со ст. 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебном заседании установлено, что признание иска представителем ответчика администрации Варнавинского муниципального района <адрес> Масляков А.О. заявлено добровольно и в пределах предоставленных им полномочий, установлено, что последствия признания иска, и принятия его судом сторонам понятны.
На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком (его представителем) иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая вышеизложенное, суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку признание иска им заявлено в пределах представленных полномочий, добровольно. Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд может установить в решении суда срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для обязания администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ на стоянках (парковках) около центрального парка р.<адрес> муниципального округа выделить и оборудовать машинно-места для людей с инвалидностью, включая специализированное машино-место для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, нанести соответствующую разметку и установить дорожные знаки по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, №, земельный участок №.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> действующего в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ на стоянках (парковках) около центрального парка р.<адрес> муниципального округа <адрес> выделить и оборудовать машинно-места для людей с инвалидностью, включая специализированное машино-место для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, нанести соответствующую разметку и установить дорожные знаки по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, №, земельный участок № - удовлетворить.
Обязать администрацию Варнавинского муниципального округа <адрес> (ИНН 5228058751, ОГРН 1235200004236) на стоянках (парковках) около центрального парка р.<адрес> муниципального округа <адрес> выделить и оборудовать машинно-места для людей с инвалидностью, включая специализированное машино-место для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, нанести соответствующую разметку и установить дорожные знаки по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, №, земельный участок №.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Варнавинский районный суд <адрес>.
Судья (подпись) О.Ш.Муратова
Копия верна. Судья