ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-428 от 19.03.2012 Североморского городского суда (Мурманская область)

                                                                                    Североморский городской суд Мурманской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Североморский городской суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2012 года

Дело № 2-428/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 марта 2012 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Роговой Т.В.

с участием прокурора Малышевой М.А.

при секретаре Нечаевой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления - постановления администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 29.07.2011 № 590 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые бюджетным учреждением «Паспортно-учетная служба».

В обоснование заявления, а также в дополнительных письменных пояснениях от 12.03.2012 (л.д. 28-31) указал, что полагает противоречащими действующему законодательству и нарушающими его права пункты п.5, 6 и 15 приложения к постановлению администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 29.07.2011 № 590 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые бюджетным учреждением «Паспортно-учетная служба».

Так, пунктом 5 приложения к указанному постановлению установлено взимание платы в размере 50 руб. за оформление справки ф-9 с собственников жилья.

В соответствии с п.6 приложения к постановлению за оформление справки ф-9 (архивной) с собственников жилья взимается плата в размере 100 руб.

Согласно п.15 приложения к постановлению взимается плата за оформление лицевого счета в частную собственность: в связи с регистрацией по месту жительства (один человек) – 130 руб., регистрацией по месту пребывания (один человек) – 130 руб., снятием с регистрации (один человек) – 150 руб., обменом паспорта (один человек) – 50 руб.

Ссылаясь на положения ч.1, 4 ст.9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», указал, что платные услуги бюджетное учреждение вправе оказывать для граждан только в виде дополнительных и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг основаниях. Оказание услуг за плату собственникам жилья, в отличие от нанимателей, противоречит действующему законодательству. Подобной градации граждан Российской Федерации при оказании услуг законодательство не предусматривает.

Однако, в связи с тем, что является собственником жилья, на него незаконно возложена обязанность по оплате справки ф-9. Так, за получением такой справки обратился в МБУ «ПУС» 14.02.2012 и вынужден был оплатить за ее выдачу 50 руб.

Из информации, размещенной на информационном сайте администрации ЗАТО г.Североморск, следует, что выдача справок ф-9 для граждан отнесена к полномочиям МБУ «ПУС» на основании муниципального задания и Устава МБУ «ПУС». МБУ «ПУС» выполняет услуги для нанимателей муниципальных жилых помещений в рамках реализации муниципальным образованием ЗАТО г.Североморск своих полномочий – по выдаче справок ф-9, регистрации и снятию с регистрации по месту жительства и по месту пребывания, а в отношении собственников жилых помещений выполнение данных услуг является правом, а не обязанностью данной организации.

Однако, справка ф-9 является документом, необходимым для реализации жителями своих прав, и требуется для предоставления в различные инстанции (в суд, нотариусу, в органы соцобеспечения и т.д.). Требуется она как собственникам, так и нанимателям муниципальных жилых помещений. Выдача данной справки каким-либо органом, кроме МБУ «ПУС» в ЗАТО г.Североморск не осуществляется.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Из информации, содержащейся на информационном сайте УФМС по Мурманской области, также следует, что регистрация по месту жительства или пребывания, снятие с регистрации по месту жительства или пребывания производятся бесплатно и только через жилищные органы. То есть собственник жилья вынужден делать это через МБУ «ПУС».

Также, сославшись на нормы Налогового кодекса РФ, указал, что за совершение юридически значимых действий предусмотрена уплата государственной пошлины. В соответствии с п.5 ст.3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это предусмотрено Кодексом. Таким образом, МБУ «ПУС» не вправе взимать дополнительный сбор за юридически значимые действия – выдачу и замену паспорта, предусмотренные НК РФ, регистрацию по месту жительства, месту пребывания и снятия с регистрационного учета.

Кроме того, уплачивая как собственник жилого помещения налог на имущество физических лиц, поступающий в местный бюджет, за счет которого наниматели муниципального жилья получают вышеуказанные услуги, вынужден нести дополнительные расходы по их оплате.

На основании вышеприведенных доводов просил признать п.5, 6 и 15 приложения к постановлению администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 29.07.2011 № 590 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые бюджетным учреждением «Паспортно-учетная служба» недействующими со дня их принятия, взыскать в его пользу расходы по уплате госпошлины.

В судебное заседание заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 31).

Представитель заинтересованного лица – ФИО2 в письменном мнении на заявление (л.д. 42-43), а также в судебном заседании просил в удовлетворении заявления ФИО1. отказать, приведя в обоснование следующие доводы.

Так, указал, что заявление ФИО1 не соответствует требованиям статьи 251 ГПК РФ, а именно в нем не указано, какие именно права и свободы заявителя нарушены оспариваемым постановлением.

Кроме того, оспариваемое постановление не имеет признаков нормативного правого акта, так как не содержит правовых норм.

Постановление принято органом местного самоуправления – администрацией ЗАТО г.Североморск в рамках своей компетенции, установленной Уставом муниципального образования ЗАТО г.Североморск, требование к обязательной государственной регистрации которого не предусмотрено, в связи с чем оно также не направлялось в реестр нормативно-правовых актов муниципального образования.

Пояснил, что заявитель основывает свои требования на нормах Федерального закона «О некоммерческих организациях», однако данный закон не регулирует правоотношения, связанные с предоставлением гражданам справок ф-9 и иных услуг, связанных с регистрацией граждан по месту жительства или пребывания.

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Так, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы.

Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Вышеуказанным Перечнем предусмотрено, что ответственными за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда являются должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда (п.1 Перечня); ответственными за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда – собственники, самостоятельно осуществляющие управлением своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации (п.2 Перечня). В ЗАТО г.Североморск собственниками жилых помещений практически во всех многоквартирных жилых домах избран способ управления домом – непосредственное управление (в соответствии с ч.2 ст.161 ЖК РФ).

Для реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных ст.14 ЖК РФ, по учету муниципального жилищного фонда, осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также полномочий по содействию органам Федеральной миграционной службы по реализации прав и обязанностей граждан, установленных законодательством о регистрационном учете по месту жительства и месту пребывания, создано МБУ «Паспортно-учетная служба».

При этом в п.4 ст.9.2 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 указано, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

В рамках муниципального задания на бесплатной основе МБУ предоставляются услуги всем гражданам, проживающим в муниципальных помещениях ЗАТО г.Североморск, в дальнейшем Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск предоставляет учреждению субсидии из местного бюджета на возмещение нормативных затрат на выполнение муниципального задания (согласно условиям соответствующего соглашения, заключенного между Комитетом и МБУ «ПУС»). Муниципальным заданием предусмотрена бесплатная выдача справки ф-9, в том числе и архивной.

Ввиду того, что муниципальным заданием не предусмотрено бесплатное оказание услуг для собственников жилых помещений на территории ЗАТО г.Североморск, во исполнение вышеуказанной нормы, рассмотрев прилагаемое экономическое обосноснование, представленное МБУ «Паспортно-учётная служба», было принято постановление администрации ЗАТО г.Североморск № 590 от 29.07.2011 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые МБУ «Паспортно-учётная служба», в котором определен размер платы за оформление соответствующих справок и оказание услуг для собственников жилых помещений. При этом услуги, предусмотренные пунктами 5, 6 и 15 данного постановления администрации ЗАТО г.Североморск предоставляются собственникам за плату на одинаковых условиях. Экономическое обоснование было разработано в соответствии с постановлением администрации ЗАТО г.Североморск № 215 от 04.04.2011 «Об утверждении Типового порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений ЗАТО г.Североморск, для граждан и юридических лиц на 2011 год».

В судебном заседании также дополнительно указал, что заявитель неправомерно отождествляет понятие тарифов на услуги с налогами и сборами. Оспариваемое постановление никакой обязанности на собственников жилых помещений не налагает.

Вопросы регистрации граждан тесно связаны с положениями ЖК РФ, вышеуказанного Постановления Правительства РФ № 713, Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

ФИО1 как собственник не указал, какой способ управления многоквартирным домом им избран.

Собственники жилья сами обязаны вести регистрационный учет, выбрав при этом способ управления многоквартирным жилым домом, в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, в том числе с учетом положений ст.30 ЖК РФ.

Администрацией муниципального образования ЗАТО г.Североморск для выполнения своих функций наймодателя создан Комитет по развитию городского хозяйства, которым, в свою очередь, для выполнения полномочий в части управления, сохранения и контроля за муниципальным жилым фондом создано МБУ «ПУС».

Согласно п.2.3.1 Устава МБУ «ПУС» обеспечивает первоначальный прием от граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях ЗАТО г.Североморск, предусмотренных учетных документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета, ведение и хранение поквартирных карточек, выдачу соответствующих справок, то есть выполняет часть функций наймодателя.

Учет, регистрация, выдача справок для собственников жилых помещений являются для МБУ «ПУС» дополнительными обязанностями.

Для собственников жилья те функции, которые выполняет для них МБУ «ПУС», должны выполнять либо управляющая компания, либо товарищество собственников жилья.

Полагает, что оспариваемое постановление администрации ЗАТО г.Североморск принято в пределах предоставленной компетенции, не противоречит законодательству Российской Федерации, не нарушает прав и интересов ФИО1

Представитель администрации муниципального образования ФИО3. в судебном заседании дополнительно к доводам представителя ФИО2 пояснила, что МБУ «ПУС» создано в рамках Постановления администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 26.12.2008 № 1065, его основными задачами являются организация первичного паспортного учета и сохранности муниципального жилого фонда в рамках муниципального задания.

КРГХ осуществляет выполнение муниципального задания для нанимателей жилого фонда. В настоящее время обслуживается более 14 тысяч лицевых счетов муниципальной собственности.

Оспариваемое постановление принято во исполнение Постановления от 04.04.2011 № 215, которым разработан порядок определения цены платной услуги.

Непосредственный способ управления жилым фондом говорит о том, что граждане выбрали организацию, которая будет осуществлять управление частным жилым фондом, каждый собственник заключает напрямую договоры на получение услуг с ресурсоснабжающей организацией. При этом услуги по регистрационному учету и иным функциям в состав жилищных услуг не входят.

Собственники жилых помещений ежемесячно вносят плату за техсодержание и ремонт жилого помещения, однако оплата услуг МБУ «ПУС» в нее не входит.

МБУ «ПУС» на выполнение вышеуказанных уставных целей получает субсидии из муниципального бюджета, но лишь в отношении муниципального жилого фонда.

Муниципальное задание утверждается ежегодно, на 2012 год – еще находится в стадии разработки, и в настоящее время субсидии поступают авансом только за 2011 год.

Просила в удовлетворении заявления отказать.

ФИО4 привлеченное судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в письменном мнении полагал заявление ФИО1 необоснованным и не подлежащим удовлетворению, также сослался на установленный порядок выполнения МБУ «ПУС» своих полномочий в рамках муниципального задания учредителя, в том числе по оказанию на бесплатной основе услуг гражданам, проживающим в муниципальных жилых помещениях ЗАТО г.Североморск, с предоставлением в дальнейшем Комитетом по развитию городского хозяйства субсидий из местного бюджета на возмещение нормативных затрат согласно соответствующему соглашению, заключенному между Комитетом и МБУ «ПУС». Муниципальным заданием предусмотрена бесплатная выдача справок ф-9, в том числе и архивной.

Бесплатное оказание услуг для собственников жилых помещений на территории ЗАТО г.Североморск не предусмотрено, в связи с чем, во исполнение п.4 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», на основании экономического обоснования, разработанного в соответствии с постановлением администрации ЗАТО г.Североморск от 04.04.2011 № 215 «Об утверждении Типового порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений ЗАТО г.Североморск, для граждан и юридических лиц на 2011 год», было принято оспариваемое постановление администрации ЗАТО г.Североморск от 29.07.2011 № 590 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным бюджетным учреждением «Паспортно-учетная служба», в котором определен размер платы за оформление соответствующих справок и оказание услуг для собственников жилых помещений. При этом услуги, предусмотренные пунктами 5, 6 и 15 данного постановления предоставляются собственникам за плату на одинаковых условиях (л.д. 37-38).

В судебном заседании представитель ФИО4 поддержав позицию по делу представителей администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск и доводы, приведенные МБУ «ПУС» в письменном мнении на заявление, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

29.07.2011 администрацией муниципального образования ЗАТО г.Североморск принято постановление № 590 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным бюджетным учреждением «Паспортно-учетная служба», опубликованное 05.08.2011 в газете «Североморские вести» (л.д. 8).

Тарифы на услуги, оказываемые муниципальным бюджетным учреждением «Паспортно-учетная служба», определены в приложении к указанному постановлению. В том числе, пунктом 5 приложения установлена плата за оформление справки ф-9 (для собственников жилых помещений) в размере 50 руб. В соответствии с п.6 приложения к постановлению за оформление справки ф-9 (архивной) (для собственников жилых помещений) взимается плата в размере 100 руб. Согласно п.15 приложения за оформление лицевого счета в частную собственность в связи с регистрацией по месту жительства (один человек) установлена плата в размере 130 руб., в связи с регистрацией по месту пребывания (один человек) – 130 руб., в связи со снятием с регистрации (одного человек) – 150 руб., в связи с обменом паспорта (один человек) – 50 руб.

Заявитель полагает, что указанные пункты 5, 6 и 15 данного приложения к постановлению от 29.07.2011 противоречат положениям Федерального закона «О некоммерческих организациях», Закону РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Налоговому кодексу РФ, нарушают его права как собственника жилого помещения по сравнению с нанимателями, в связи с чем, просит признать их недействующими со дня принятия постановления.

Однако, суд полагает, что требования ФИО1 основаны на ошибочном толковании законодательства.

Исходя из смысла действующего законодательства, нормативным правовым актом является письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Таким образом, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оценив положения приведенного постановления и сферу его применения, суд приходит к выводу, что оспариваемый заявителем акт органа местного самоуправления не является нормативным, не обладает в целом необходимыми для такого акта признаками, правовых норм, содержание которых характеризует нормативный правовой акт, не содержит, а направлен на его применение в работе учреждения в рамках предоставленных полномочий.

Кроме того, обязательным условием для начала действия нормативного правого акта является его государственная регистрация в установленном порядке.

Как следует из ч.1 ст.43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Порядок организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Мурманской области установлен Законом Мурманской области от 15.12.2008 № 1049-01-ЗМО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Мурманской области».

В связи с отсутствием признаков нормативного правового акта процедуру государственной регистрации постановление администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 29.07.2011 № 590 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным бюджетным учреждением «Паспортно-учетная служба» не проходило, в регистр муниципальных нормативных правовых актов Мурманской области не включено.

Приходя к выводу о том, что постановление № 590 от 29.07.2011 не является нормативным правовым актом, суд также исходит из следующего.

Оспариваемые пункты постановления администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 29.07.2011 направлены на осуществление МБУ «ПУС» дополнительной деятельности, связанной с регистрацией граждан по месту жительства или по месту пребывания, ведения домовых книг и т.п. в частном жилищном фонде.

Так, право и обязанность граждан регистрироваться по месту жительства или по месту пребывания в пределах Российской Федерации и корреспондирующая им обязанность органов регистрационного учета вести регистрационный учет граждан установлены Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В соответствии с указанным Законом Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17.07.1995 № 713, которым утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию».

Согласно п.2 указанных Правил органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (п.4 Правил).

В соответствии с Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденным вышеуказанным Постановлением, такими лицами являются:

1. должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда;

2. собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда;

3. уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

4. уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

В свою очередь, полномочия по учету муниципального жилищного фонда, осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также иные вопросы в области жилищных отношений отнесены к полномочиям органов местного самоуправления Жилищным кодексом РФ (ст.14 Кодекса).

Как следует из Устава муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование город Североморск», принятому решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 13.12.2011 № 218, зарегистрированному в установленном порядке в Управлении Минюста РФ по Мурманской области 26.12.2011 за № RU513400002011001, полномочия по ведению учета муниципального жилищного фонда, организации содержания муниципального жилищного фонда, осуществлению контроля за его использованием и соответствием жилых помещений данного фонда санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства в ЗАТО г.Североморск возложены на администрацию муниципального образования ЗАТО г.Североморск (ст. 47) в рамках осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области (л.д. 44-98).

В целях осуществления предоставленных полномочий от имени муниципального образования ЗАТО г.Североморск функции по заключению договоров социального найма, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров найма жилищного фонда коммерческого использования с гражданами (нанимателями) на владение и пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда для проживания в них на условиях, установленных Жилищным кодексом; контролю за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; организации первичного приема от граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда ЗАТО г.Североморск, документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовки и передачи в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, а также ведения и хранения поквартирных и карточек регистрации по месту жительства и выдачи соответствующих справок; иные функции в области жилищного, жилищно-коммунального обслуживания, предоставления соответствующих услуг возложены на Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск. Указанные функции закреплены в Положении о Комитете по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск, утвержденном Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 28.11.2006 № 222, с последующими изменениями и дополнениями (л.д. 100-111).

В целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления по созданию необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда ЗАТО г.Североморск, соответствием жилым помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства муниципальным образованием ЗАТО г.Североморск в лице Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск учреждена некоммерческая организация - Муниципальное бюджетное учреждение «Паспортно-учетная служба» (л.д. 112-123).

Муниципальное бюджетное учреждение является видом некоммерческой организации, правовое положение, порядок деятельности которой установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Так, в силу ст.9.2. указанного Федерального закона бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 данной статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с Уставом МБУ «ПУС», утвержденным приказом Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск от 18.05.2011 № 33, учреждение действует на основании муниципального задания по реализации норм и положений Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Жилищного кодекса РФ на территории ЗАТО г.Североморск.

Целями деятельности Учреждения являются: обеспечение первичного приема от граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда ЗАТО г.Североморск, документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовки и передачи в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, ведения и хранения поквартирных карточек и карточек к регистрации по месту жительства, выдачи соответствующих справок; обеспечение контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда ЗАТО г.Североморск, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п.2.3. Устава МБУ «ПУС»).

В соответствии с разделом 4 Устава МБУ «ПУС», КРГХ устанавливает муниципальное задание для Учреждения в соответствии с осуществляемой Учреждением деятельностью.

Кроме указанных КРГХ заданий и обязательств Учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы и оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Учреждение в своей деятельности, по заданию КРГХ, руководствуется перечнем основных услуг. Стоимость услуг, предоставляемых согласно перечню основных услуг, определяется администрацией ЗАТО г.Североморск.

Цена на дополнительные услуги, вне перечня основных услуг, Учреждение устанавливает самостоятельно, по согласованию с КРГХ.

Согласно данным положениям, для оказания услуг гражданам, проживающим в жилых помещениях муниципального жилищного фонда ЗАТО г.Североморск, Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск для МБУ «ПУС» определено муниципальное задание.

Согласно муниципальному заданию на 2011 год, утвержденному председателем КРГХ 31.12.2010 (и действующему в настоящее время до утверждения муниципального задания на 2012 год), МБУ «ПУС» оказывает услуги на территории муниципального образования ЗАТО г.Североморск всем гражданам, проживающим в жилых помещениях муниципального жилищного фонда ЗАТО г.Североморск, на бесплатной основе, с установленной единицей измерения объема оказываемой услуги – обработка одного лицевого счета муниципального жилого помещения, и качеством оказываемой услуги, соответствующим требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 № 208 «Об утверждении административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» (л.д. 124-134).

В перечень оказываемых услуг по первичному паспортному учету, согласно Приложению № 1 к муниципальному заданию от 31.12.2010, входят, в том числе, исполнение документов для регистрации, снятия с регистрации (по согласованию с УФМС), выдача справки Ф-9, выдача справки Ф-9 (архивной), оформление заявлений для регистрации или снятия с регистрации.

На возмещение нормативных затрат на выполнение муниципального задания Учредитель предоставляет Учреждению субсидии из местного бюджета согласно заключаемому между КРГХ и МБУ «ПУС» соглашению. Так, 31.12.2010 между указанными сторонами заключено соглашение № 145/10 о порядке и условиях предоставления субсидий Муниципальному автономному учреждению «Паспортно-учетная служба», в целях выполнения условий которого Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за счет бюджетных ассигнований, а Учреждение – обеспечивает качественное и своевременное выполнение работ в соответствии с муниципальным заданием, целевое использование выделяемых субсидий, в установленные сроки и форме предоставляет Учредителю отчет об использовании субсидий, а в случае необходимости – предложения об изменении в муниципальном задании показателей, характеризующих качество и (или) объем услуг (л.д. 135-139).

Кроме того, в целях осуществления функций и полномочий учредителей муниципальных бюджетных учреждений администрацией муниципального образования ЗАТО г.Североморск постановлением от 04.04.2011 № 215 утвержден Типовой порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений ЗАТО г.Североморск, для граждан и юридических лиц на 2011 год (л.д. 140-151).

Указанный Типовой порядок разработан в целях установления единого механизма формирования цен на платные услуги, оказываемые муниципальными бюджетными учреждениями, осуществляющими сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания услуги (выполненные работы), относящиеся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, для физических и юридических лиц на платной основе.

В соответствии с положениями Типового порядка платные услуги оказываются учреждением по ценам, целиком покрывающим издержки учреждения на оказание данных услуг.

Учреждение самостоятельно определяет возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу, работу и т.д.

Учреждение формирует и утверждает перечень платных услуг, а также утверждает цены на платные услуги по согласованию с администрацией ЗАТО г.Североморск или со структурным подразделением администрации ЗАТО г.Североморск, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения.

Стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов.

Учреждение, оказывающее платные услуги, обязано предоставлять гражданам и юридическим лицам достоверную информацию о перечне платных услуг и их стоимости по установленной форме.

Цена формируется на основе себестоимости оказания платной услуги, с учетом спроса на платную услугу, требований к качеству платной услуги в соответствии с показателями муниципального задания, а также с учетом положений отраслевых и ведомственных нормативных правовых актов по определению расчетно-нормативных затрат на оказание платной услуги.

Таким образом, как следует из вышеизложенного, МБУ «ПУС» предоставляет в рамках муниципального задания на бесплатной основе услуги (также связанные с постановкой на регистрационный учет и снятием с регистрационного учета, ведением лицевого счета (к которому относится также оформление и выдача справок Ф-9, в том числе архивных) гражданам, проживающим в муниципальных жилых помещениях ЗАТО г.Североморск, с возмещением в дальнейшем нормативных затрат на выполнение муниципального задания путем предоставления Учредителем субсидий из местного бюджета.

Поскольку муниципальным заданием не предусмотрено бесплатное оказание данных услуг для собственников жилых помещений на территории ЗАТО г.Североморск, на основании экономического обоснования, представленного МБУ «ПУС», в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства и нормативных актов, регламентирующих деятельность муниципального бюджетного учреждения, 29.07.2011 администрацией ЗАТО г.Североморск принято постановление № 590 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным бюджетным учреждением «Паспортно-учетная служба», которым определен размер платы за оказание указанных услуг, относящихся к основным видам деятельности данного Учреждения и выполняемых сверх установленного муниципального задания.

Следовательно, указанное постановление администрации ЗАТО г.Североморск от 29.07.2011, устанавливающее размер платы за оказание МБУ «ПУС» вышеуказанных услуг, направлено на упорядочение работы Учреждения в сфере его деятельности, а не на создание, изменение или урегулирование общественных правоотношений с гражданами – собственниками жилых помещений, а его опубликование в средствах массовой информации несет информационный характер для граждан, пользующихся услугами Учреждения.

Кроме того, суд учитывает также следующее.

В соответствии с ч.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, также бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме установлена ч.2 ст.154 ЖК РФ и включает в себя:

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- плату за коммунальные услуги.

Согласно положениям Жилищного кодекса РФ, собственники помещений самостоятельно привлекают третьих лиц для оказания услуг по содержанию и ремонту помещений, управлению многоквартирным домом, а также оказанию коммунальных услуг.

Так, согласно ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом, в силу ч.3 ст.161 ЖК РФ, выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из представленной в материалы дела копии протокола № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ... (в котором проживает заявитель), проведенного в форме заочного голосования, от 27.02.2008 собственники помещений в указанном многоквартирном доме в лице ФИО5 выбрали один из способов управления многоквартирным домом – непосредственное управление (л.д.152-157).

В соответствии с ч.9.1. ст.161 ЖК РФ непосредственное управление многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, может быть выбрано и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме при заключении такими собственниками с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.

Согласно ч.1.1. ст.164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников.

В соответствии со ст.161 и 164 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме --- собственниками помещений в лице ФИО5 заключен договор № ИН-Я/4 на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома от 25.03.2008, которым установлены перечни услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, размер платы за оказываемые услуги и порядок расчетов между сторонами договора (л.д. 158-163).

При этом оказание услуг по управлению многоквартирным домом, в том числе по ведению первичного регистрационного учета, ведению лицевых счетов и т.п. в указанный договор не включено, иных договоров с третьими лицами на оказание данных услуг собственниками помещений в многоквартирном доме --- не заключалось.

Таким образом, суд, соглашаясь с позицией представителей заинтересованных лиц, приходит к выводу, что функции по первичному регистрационному учету, ведению лицевых счетов, выдаче выписок из домовых книг (справок Ф-9) и т.п. для собственников жилых помещений в ЗАТО г.Североморск осуществляются МБУ «ПУС» дополнительно, помимо основных функций, возложенных на основании муниципального задания, на платной основе в рамках предоставленных полномочий, что не умаляет прав граждан - собственников жилья.

Суд полагает несостоятельным также мнение заявителя о том, что при осуществлении вышеуказанных функций МБУ «ПУС» фактически и незаконно взимает дополнительный сбор за юридически значимые действия – выдачу и замену паспорта, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, регистрацию по месту жительства, месту пребывания и снятия граждан с регистрационного учета.

Согласно ст.8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Вместе с тем, указанная в постановлении администрации ЗАТО г.Североморск от 29.07.2011 плата за услуги выступает в качестве возмещения расходов Учреждения по выполнению действий, связанных с первичным регистрационным учетом, составлению и выдаче соответствующих документов.

Таким образом, довод заявителя о том, что возлагаемая на граждан в указанных случаях обязанность по оплате услуг МБУ «ПУС» является обязанностью по внесению сбора, обладающего признаками налога, нельзя признать обоснованным.

При разрешении спора суд также учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении заявления за необоснованностью.

Суд рассматривает заявление на основании представленных в дело доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении заявления о признании недействующими п.5, 6, 15 приложения к Постановлению администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 29.07.2011 № 590 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые бюджетным учреждением «Паспортно-учетная служба» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Т.В. Роговая

Справка: решение не обжаловалось