Дело № 2-4280/2022
УИД 24RS0041-01-2022-001398-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2022 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Андреева А.С.,
при секретаре Федорове А.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ООО «Смарт» ФИО2 по доверенности № 87 от 22.03.2022 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Смарт» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с иском в суд к ответчику с требованием взыскать с ответчика в размере 20 000 рублей. Требования мотивирует тем, что в декабре 2021 года в сети супермаркетов «Красный яр» организована акция «Qr-код на Новый год», в соответствии с условиями которой за покупки на сумму более 1 000 рублей или покупки 3 товаров партнеров выдавались купоны, по которым можно было получить скидку или премию, указанную в купоне под защитной скретч-пленкой, на последующую покупку. В декабре 2021 года истцом были совершены несколько покупок в магазине «Красный Яр», после чего истцу выдали купоны. 14.01.2022 года в магазине «Красный Яр», истцу отказали в использовании купона, так как акция прекращена досрочно, о чем размещено письмо на стенде. На купонах указано, что действуют они до 31 января 2022 года. Истец считает, что ответчик своими действиями, ввел истца в заблуждение, нарушил его права как потребителя, неправомерно включил в договор положение о возможности расторжения договора лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, отказал покупателю в принятии купонов.
В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ООО «Смарт» - ФИО2 требования не признала, просила в иске отказать, в своем отзыве на исковое заявление указала, что все правила проведения акции были размещены на сайте организации, а также были размещены на входных группах и кассовых зонах всех торговых точек, что является надлежащим способом доведения информации до потребителя. До момента окончания акции, потребитель не была ограничена в использовании купонов, могла их использовать вплоть до отмены акции. Полагает, что ООО «Смарт» не было допущено каких-либо нарушений прав истца как потребителя в части исполнения договоров купли-продажи товаров, при этом, ответчиком были проведены все необходимые мероприятия по разъяснению истцу условий проведения маркетинговой акции, в удовлетворении исковых требований ФИО1 следует отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав истца и представителя ответчика, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 10 Закона "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Как следует из пункта 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Как следует из п. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ, не допускается недобросовестная или недостоверная реклама.
В соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.
Кроме того, в силу пункта 15 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
Согласно положениям ст. 9 указанного Закона, в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.Учитывая, что участие в маркетинговой акции, проводимой ответчиком, обуславливалось исключительно приобретением товаров у ответчика, соответственно, данная акция являлась стимулирующим мероприятием для приобретения потребителями товаров.
Соответственно, исходя из смысла Закона "О рекламе", а также Закона "О защите прав потребителей", информация о проведении стимулирующего мероприятия должна быть легко читаемой, расположенной в доступном для обозрения месте, соответствовать действительности.
Как следует из материалов дела, за совершенные покупки в гастрономе «Красный Яр», истцу были выданы купоны. Как следует из самого купона, в котором указано, что за каждые 1000 рублей в чеке или за покупку 3 товаров Партнеров до 20 января 2022 года выдаются скидки или премии. Срок действия акции действует до 31.01.2022 года, организатор акции ООО «Смарт», подробности акции размещены на сайте www.krasyar.ru.
Согласно правил проведения акции «Qr-код на Новый год» в редакции от 24.12.2021 года, указанная акция – стимулирующее мероприятие, не являющееся лотереей или основанной на риске игрой, условием участия является приобретение товаров в порядке, определенном настоящими правилами. Согласно п. 3.5 Организатор акции имеет право приостановить ее проведение в любой момент и изменить срок акции без объяснения причин, уведомив об этом покупателей посредством коммуникации в магазинах на сайте www.krasyar.ru.
Согласно п.1.6 Правил проведения акции «Qr-код на Новый год» акция может быть в любой момент прекращена организатором при условии размещения соответствующего уведомления на интернет-сайте www.krasyar.ru.
Как следует из ответа Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в ответ на обращение ФИО1, в действиях ООО «Смарт» установлены признаки нарушения п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителя», выразившихся по включению в договор условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а именно: п. 2 ст. 310 ГК РФ, не допускающим одностороннего изменения условий обязательства, предусмотренного договором, стороной, осуществляющей предпринимательскую деятельность (исполнителем).
По ранее поступившему обращению гражданина, содержащее аналогичные факты, Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, ООО «Смарт» объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований.
Ответ, полученный истцом из Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю не может являться безусловным основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку ответ на обращение Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю преюдициального значения в силу ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении настоящего гражданского дела не имеет, как и не имеет какого-либо руководящего значения в связи с чем, не состоятельна ссылка на данный ответ.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что действия ответчика нельзя считать недобросовестными. Приобретенные истцом товары, в связи с обещанием получения и использования купонов, фактически навязанными не являлись, соответствовали реальной воле потребителя, который, разумно и объективно оценивая ситуацию, совершал покупки товаров.
Полные правила акции были размещены на сайте организатора. Информация о завершении проведения акции была доведена до покупателей во всех рекламно-информационных материалах, имеющих отношение к данной акции (сайт, стенды в магазинах). Также было указано, что покупатель вправе на свое усмотрение принять решение об участии в акции либо отказаться от данного права, при принятии решения об участии в акции покупатель должен соблюдать правила, установленные организатором. Факт участия покупателя в акции подразумевает его ознакомление и согласие с установленными правилами.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Таким образом, суд полагает отказать в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что факт причинения физических и нравственных страданий не нашел своего подтверждения в судебном заседании. Нарушений ответчиками личных неимущественных прав и посягательств на материального благ истца судом также не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Смарт» о защите прав потребителя отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течении месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Андреев
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2022 года.
Копия верна А.С. Андреев