ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4281 от 07.12.2011 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

                                                                                    Кызылский городской суд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кызылский городской суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4281/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2011 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Балчый-оол М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д к Правительству Республики Тыва, Председателю Правительства Республики Тыва, Канцелярии Председателя Правительства и Аппарата Правительства Республики Тыва, Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва о признании незаконным Указа Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О Д», о восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

с участием истицы Д., её представителя К, представителей ответчиков С и О, старшего помощника прокурора г. Кызыла Ц,

у с т а н о в и л :

Истица обратилась в суд к ответчикам с иском о признании незаконным Указа Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О Д.», о восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, указывая на то, что увольнение считает незаконным в связи с нарушением процедуры сокращения.

В соответствии с Указом Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва» Служба по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва и Служба по контролю и надзору в сфере образования Республики Тыва были преобразованы в Службу по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва. Во исполнение данного Указа истице вручено уведомление о предстоящем сокращении. Однако данное уведомление не содержало сведений о возможном замещении иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; о возможности профессиональной переподготовки или повышения квалификации; о возможности проведения внеочередной аттестации. Также уведомление не содержит сведений о дате предстоящего увольнения, что препятствует определению размера компенсации в случае её согласия на расторжение служебного контракта до истечения срока предупреждения об увольнении. В ответе на уведомление истица указала о необходимости предложения ей вакантных должностей, однако какие-либо вакантные должности ей предложены не были. При этом не учитывалось преимущественное право на оставление на работе. Моральный вред, причиненный незаконным увольнением, оценивает в  рублей. В уточненных требованиях просит признать незаконным Указ Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, восстановить её в должности руководителя Службы по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва; взыскать с ответчика Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва заработную плату за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Председателя Правительства Республики Тыва компенсацию морального вреда в размере  рублей и расходы по оплате услуг представителя  рублей.

В судебном заседании истица и её представитель К исковые требования полностью поддержали.

Представитель ответчиков Правительства Республики Тыва и Председателя Правительства Республики Тыва С, действующий на основании доверенностей, иск не признал, представив письменный отзыв, согласно которому Указом Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отставке Правительства Республики Тыва» Правительство Республики Тыва отправлено в отставку. Членам Правительства Республики Тыва поручено исполнять свои обязанности до формирования нового состава Правительства Республики Тыва. В соответствии со ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 95 ВХ-1 «О Правительстве Республики Тыва» Правительство Республики Тыва состоит из членов Правительства Республики Тыва - Главы - Председателя Правительства Республики Тыва, заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, министров Республики Тыва и руководителей других органов исполнительной власти Республики Тыва. Согласно пункту 1 Положения о Службе по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва, утвержденному постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, Служба по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва. Таким образом, руководитель Службы по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва относится к членам Правительства Республики Тыва. В соответствии пунктом "в" части 7 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, принятие Председателем Правительства Республики Тыва решения об отставке Правительства Республики Тыва (высшего исполнительного органа государственной власти Республики Тыва) относится к его полномочиям в силу вышеуказанного Федерального закона. Поэтому истица должна была исполнять свои обязанности до назначения нового руководителя.

В соответствии с абзацем шестым пункта 2 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва» были преобразованы Служба по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва и Служба по контролю и надзору в сфере образования Республики Тыва путем слияния в Службу по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, с передачей ей функций Министерства здравоохранения Республики Тыва по лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения), деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).

Таким образом, образован новый орган исполнительной власти Республики Тыва - Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, выполняющая более широкие функции по контролю и надзору. В связи с чем Службы по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва как органа исполнительной власти в Республики Тыва в настоящее время нет.

Указом Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 2 назначен руководитель Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва. Истица знала о том, что не является больше руководителем Службы по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва и не претендовала с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года на должность руководителя новой Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, а также не просила восстановить ее в прежней должности руководителя Службы по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва.

Указ Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № был издан в целях того, чтобы выплатить компенсацию Д в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с реорганизацией Службы по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва.

Процедура увольнения Д соблюдена и соответствует Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Д была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ о сокращении замещаемой ею должности руководителя Службы по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва и ДД.ММ.ГГГГ (по истечении двух месяцев) была освобождена от указанной должности Указом Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Также Службой по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ №/н о выплате  компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания согласно части 9 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Поэтому просил в удовлетворении требований истицы отказать.

Представитель ответчика Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва О, действующая по доверенности, также иск не признала, поддержала доводы С

Представитель ответчика Канцелярии Председателя Правительства и Аппарата Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явился, о дне и времени заседания извещен, о причинах неявки суду не сообщалось, ходатайств об отложении не заявлялось, поэтому суд рассматривает дело в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Д замещала должность руководителя Службы по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва на основании Указа Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №.

Указом Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № Д освобождена от должности руководителя Службы по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва в соответствии с п.6 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно ч.8 ст. 11 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей), если это установлено федеральным законом.

Согласно Указу Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 204 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Тыва» руководитель службы Республики Тыва относится к должности категории "руководители" - высшая группа должностей.

Таким образом, поскольку установлено, что истица замещала должность государственной гражданской службы Республики Тыва, статус, порядок назначения и освобождения с которой устанавливаются Конституцией Республики Тыва, федеральными законами и законами Республики Тыва, то применению подлежат указанные нормы законодательства.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Тыва «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» от 21 апреля 2006 года N 1739 ВХ-1 должности государственной гражданской службы Республики Тыва учреждаются законами Республики Тыва или иными нормативными правовыми актами Республики Тыва с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Согласно ст. 43 данного Закона РТ вопросы государственной гражданской службы, не урегулированные настоящим Законом, разрешаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Тыва.

Согласно ст. 73 Федерального закона от 27.07.04 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Указом Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отставке Правительства Республики Тыва» в связи с началом работы Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва Правительство Республики Тыва отправлено в отставку, и членам Правительства Республики Тыва предписано исполнять свои обязанности до формирования нового состава Правительства Республики Тыва.

В соответствии со ст. 5 Конституционного закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 95 ВХ-1 «О Правительстве Республики Тыва» Правительство Республики Тыва состоит из членов Правительства Республики Тыва - Главы - Председателя Правительства Республики Тыва, заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, министров Республики Тыва и руководителей других органов исполнительной власти Республики Тыва.

Согласно пункту 1 Положения о Службе по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва, утвержденному постановлением Правительства Республики Тыва от 17 декабря 2007 г. № 1069, Служба по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва.

Таким образом, руководитель Службы по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва, являлся членом Правительства Республики Тыва.

В соответствии пунктом «в» части 7 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. «з» ч.2 ст. 103 Конституции Республики Тыва к полномочиям Главы - Председателя Правительства Республики Тыва относится назначение и освобождение от должности руководителей органов исполнительной власти Республики Тыва.

Данная норма закреплена также в ст. 6 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 95 ВХ-1 «О Правительстве Республики Тыва».
Таким образом, принятие Председателем Правительства Республики Тыва решения об отставке Правительства Республики Тыва относится к его полномочиям в силу вышеуказанных законов.

Поэтому истица должна была исполнять свои обязанности руководителя Службы по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва до формирования нового состава Правительства Республики Тыва.

В соответствии с абзацем шестым пункта 2 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва» были преобразованы Служба по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва и Служба по контролю и надзору в сфере образования Республики Тыва путем слияния в Службу по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, с передачей ей функций Министерства здравоохранения Республики Тыва по лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения), деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).

Таким образом, в структуре органов исполнительной власти был образован новый орган исполнительной власти Республики Тыва - Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва.

Указом Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ г. № назначен руководитель Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва - М

В соответствии со ст. 26 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 № 1739-ВХ-1 «О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами Республики Тыва, может предоставляться право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (п.3).

Согласно п. 3 ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы производится в соответствии со ст. 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 указанного Закона установлено, что при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Согласно ч. 2 ст. 31 данного Закона при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

В силу пункта 6 части 1 статьи 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).

Таким образом, согласно правовому смыслу приведенных выше норм закона специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии.

Необходимость предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта при реорганизации и сокращении непосредственно из указанного закона не вытекает. Определение вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления является прерогативой законодателя, который, регламентируя порядок прекращения служебного контракта с гражданским служащим, вправе устанавливать перечень тех оснований, увольнению по которым предшествует предложение гражданскому служащему иной должности гражданской службы.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что гражданским служащим наряду с основными гарантиями могут предоставляться при определенных условиях дополнительные гарантии, к числу которых относится право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 53). Однако предложение о назначении на иную государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, которую государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности, не является обязанностью представителя нанимателя при отсутствии вакантных должностей.

Представитель ответчиков Правительства РТ и Председателя Правительства РТ не отрицал факта, что истице не предлагались иные должности в связи с отсутствием вакансий по её специальности. Также им представлено штатное расписание Службы по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва, в котором на ДД.ММ.ГГГГ в штате было 3 единицы сотрудников государственных гражданских служащих и, по пояснению истицы, имелось еще 4 должности, не относящиеся к государственной гражданской службе. В штатном расписании Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ, имеется отдел лицензирования и госрегулирования отдельных видов деятельности, в котором 2 единицы сотрудников, и, по пояснению представителей ответчиков, имеется еще 2 должности, не относящиеся к государственной гражданской службе.

Таким образом, установлено, что Служба по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва была не только реорганизована, но одновременно в профильном отделе вновь созданной Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва произведено сокращение штата.

В сообщении директора Агентства государственной службы занятости населения Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ сообщается об отсутствии вакансий в государственных органах исполнительной власти Республики Тыва.

Согласно части 5 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

Д была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ о сокращении замещаемой ею должности руководителя Службы по лицензированию и государственному регулированию отдельных видов деятельности Республики Тыва и ДД.ММ.ГГГГ (по истечении двух месяцев) была освобождена от указанной должности Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 14.062011 г. № по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, поскольку Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит обязанности представителя нанимателя по предложению государственному служащему всех имеющихся в государственном органе, которому переданы функции реорганизованного государственного органа, вакантных должностей государственной гражданской службы и не регулирует вопрос о преимущественном праве работника (служащего) на получение от работодателя предложения о замещении вакантных должностей, так как разрешение вопроса о первоочередном предоставлении вакантной должности определенному работнику отнесено к исключительной компетентности работодателя, то следует признать, что увольнение истицы по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» было произведено с соблюдением требований данного Закона, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным Указа Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № и о восстановлении на работе не имеется.

Поскольку требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и о компенсации морального вреда производны от основного требования о восстановлении на работе, то они также не подлежат удовлетворению. Иных оснований по поводу компенсации морального вреда истица не приводила.

Так как в силу ст. 100 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя возмещаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда, то в данном случае не имеется оснований для возмещения указанных расходов истицы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении иска Д к Правительству Республики Тыва, Председателю Правительства Республики Тыва, Канцелярии Председателя Правительства и Аппарата Правительства Республики Тыва, Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва о признании незаконным Указа Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О Д.», о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2011 года.

Судья Л.Т. Сватикова