ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4281/18 от 11.07.2018 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2018 г. г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Гречко Е.С.,

при секретаре Артюковском А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4281/2018 по иску прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1, третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области о запрете использовать платежный терминал для приема платежей от физических лиц, не оборудованный контрольно-кассовой техникой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района г. Ростова-на-Дону, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой района 20 марта 2018 г. с участием сотрудника МИФНС России № 23 по Ростовской области проверки ис­полнения индивидуальным предпринимателем ФИО1 законодательства о налогах и сборах в части применения контрольно-кассовой тех­ники при эксплуатации терминалов по приему платежей, установлено, что платежный терминал , расположенный по адресу: <адрес>, осуществляет прием платежей физических лиц, принадлежащий ИП ФИО1

На момент проведения проверки платежный терминал при оплате услуг за сотовую связь при приеме денежных средств в размере 10 рублей не выдал кассовый чек по причине отсутствия контрольно-кассовой техники в составе платежного терминала.

ИП ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального пред­принимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридическо­го лица. Одним из видов его деятельности является предоставление услуг по приему платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежные терминалы, расположенные на территории г. Ростова-на-Дону.

ИП ФИО1 при осуще­ствлении приема платежей от населения по оплате услуг связи через платежный терминал контрольно-кассовая техника не применяется, в то время как согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» после 01 апреля 2010 г. прием плате­жей через платежный терминал без применения контрольно-кассовой техники не допускается.

При таких обстоятельствах, как указывает истец, деятельность ИП ФИО1 является незакон­ной и подлежит запрету.

Неприменение ИП ФИО1 контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал нарушает права и законные инте­ресы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной услугой, по­скольку нормы названных федеральных законов имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов, а также на охрану установлен­ного порядка торговли и оказания услуг.

На основании изложенного, прокурор Первомайского района г. Ростова-на-Дону просит суд запретить ИП ФИО1 использовать необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал для приема платежей от физических лиц , расположенный по адресу: <адрес>, до устранения нарушений.

В судебное заседание явился представитель истца – помощник прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Пахайло И.А., исковые требования поддержал, просила иск удовлетворить.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно направленному в суд заявлению исковые требования признает.

Третье лицо МИФНС № 23 по Ростовской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом.

Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что в ходе проведенной 20 марта 2018 г. с участием сотрудника МИФНС России № 23 по Ростовской области проверки ис­полнения индивидуальным предпринимателем ФИО1 законодательства о налогах и сборах в части применения контрольно-кассовой тех­ники при эксплуатации терминалов по приему платежей, установлено, что платежный терминал , расположенный по адресу: <адрес>, осуществляет прием платежей физических лиц, принадлежащий ИП ФИО1

На момент проведения проверки платежный терминал при оплате услуг за сотовую связь при приеме денежных средств в размере 10 рублей не выдал кассовый чек по причине отсутствия контрольно-кассовой техники в составе платежного терминала.

ИП ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального пред­принимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридическо­го лица. Одним из видов его деятельности является предоставление услуг по приему платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежные терминалы, расположенные на территории г. Ростова-на-Дону.

ИП ФИО1 при осуще­ствлении приема платежей от населения по оплате услуг связи через платежный терминал контрольно-кассовая техника не применяется.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;

4) печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств.

В силу положений статьи 4.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» контрольно-кассовая техника подлежит регистрации в территориальном налоговом органе.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ предусмотрено, что контрольно-кассовая техника должна отвечать следующим требованиям:

иметь корпус;

иметь заводской номер, нанесенный на корпус;

иметь внутри корпуса часы реального времени, устройство для печати фискальных документов, а также программно-аппаратные средства, обеспечивающие соответствие контрольно-кассовой техники требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. При этом в контрольно-кассовой технике, применяемой в составе автоматического устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов может находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов, а при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет» либо расчетов, осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами) в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», а также в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, устройство для печати фискальных документов может отсутствовать или находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов;

осуществлять проверку контрольного числа регистрационного номера контрольно-кассовой техники, обеспечивающего проверку корректности ввода пользователем регистрационного номера в контрольно-кассовую технику;

обеспечивать в момент расчета прием информации о сумме расчета от устройства, указанного в абзаце втором пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;

обеспечивать возможность установки фискального накопителя внутри корпуса и при применении контрольно-кассовой техники содержать фискальный накопитель внутри корпуса;

передавать фискальные данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса;

обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме;

исключать возможность формирования (печати) кассового чека (бланка строгой отчетности), кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции), содержащих сведения более чем об одном признаке расчета;

обеспечивать возможность передачи фискальных документов, сформированных с использованием любого фискального накопителя, включенного в реестр фискальных накопителей, любому оператору фискальных данных сразу после записи фискальных данных в фискальный накопитель, в том числе возможность такой передачи в зашифрованном виде, а также возможность повторной передачи непереданных фискальных документов (по которым не было получено подтверждения оператора);

обеспечивать печать фискальных документов, за исключением случая осуществления расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет» случаев, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, и случая осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов, в составе которых отсутствует устройство для печати фискальных документов;

обеспечивать возможность печати на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм), содержащего в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или бланка строгой отчетности (дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) в отдельной выделенной области кассового чека или бланка строгой отчетности;

принимать от технических средств оператора фискальных данных подтверждение оператора, в том числе в зашифрованном виде;

информировать пользователя об отсутствии подтверждения оператора переданного фискального документа в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, а также о неисправностях в работе контрольно-кассовой техники;

обеспечивать для проверяющего лица налогового органа возможность печати фискального документа «отчет о текущем состоянии расчетов» в любое время (за исключением случаев применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет», применения контрольно-кассовой техники для осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов, в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует, и случаев, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона);

обеспечивать возможность поиска любого фискального документа, записанного в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса контрольно-кассовой техники, по его номеру и его печать на бумажном носителе (за исключением случаев применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет», применения контрольно-кассовой техники для осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов, в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует, и случаев, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона) и (или) передачу в электронной форме;

исполнять протоколы информационного обмена, указанные в пункте 6 статьи 4.3 настоящего Федерального закона.

Исходя из пункта 2 статьи 4 указанного Федерального закона, контрольно-кассовая техника, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов, если иное не предусмотрено пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, либо включается в состав автоматического устройства для расчетов, используемого банковским платежным агентом (субагентом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», иным способом, обеспечивающим выполнение требований настоящего Федерального закона пользователем при применении контрольно-кассовой техники.

Согласно статье 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Частью 12 статьи 4 Федерального закона от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В силу частей 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В нарушение вышеуказанных требований, ответчиком при осуще­ствлении приема платежей от населения по оплате услуг связи через платежный терминал контрольно-кассовая техника не применяется, тогда как согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ после 01 апреля 2010 г. прием плате­жей через платежный терминал без применения контрольно-кассовой техники не допускается, следовательно, деятельность ИП ФИО1 является незакон­ной и подлежит запрету.

С учетом изложенного, неприменение ИП ФИО1 контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал нарушает права и законные инте­ресы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной услугой, по­скольку нормы названных федеральных законов имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов, а также на охрану установлен­ного порядка торговли и оказания услуг.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что неприменение ИП ФИО1 контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежные терминалы не соответствует части 3 статьи 8 Федерального закона от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1, третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области о запрете использовать платежный терминал для приема платежей от физических лиц, не оборудованный контрольно-кассовой техникой удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 использовать необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал для приема платежей от физических лиц , расположенный по адресу: <адрес>, до устранения нарушений.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.С. Гречко

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 июля 2018 г.