Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области — ТЕКСТЫ СУДЕБНЫХ АКТОВ
Дело № 2-4282/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2011 года г.Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Лыкиной О.С.,
при секретаре Кравцовой Т.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к о признании незаконным действий и бездействий, выразившихся в несвоевременном перечислении субсидии с 2009 года по настоящее время, нарушении сроков перечисления субсидии за март-апрель 2011 года, отсутствии соблюдения мер контроля за администрацией по своевременному перечислению субсидии за март-апрель 2011 года, вынесении частного определения в адрес виновных лиц, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
у с т а н о в и л:
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с данным иском к о признании незаконными действий и бездействий, выразившихся в несвоевременном перечислении субсидии с 2009 года по настоящее время, нарушении сроков перечисления субсидии за март-апрель 2011 года, отсутствии соблюдения мер контроля за администрацией по своевременному перечислению субсидии за март-апрель 2011 года. Просила вынести частное определение в адрес лиц, способствующих нарушению ее прав на своевременное получение субсидии; возместить моральный вред, причиненный действиями ответчика с учетом ее возраста, здоровья, и значимостью последствий в сумме рублей, взыскать в ее пользу понесенные ею судебные расходы в сумме рублей. В иске указала, что распоряжением Управления социальной защиты населения по Министерства социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ за № 1353-г ей назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услу предоставления субсидии она должна быть перечислена на ее счет не позднее 10 числа месяца, следующим за истекшим – платежным, однако на момент обращения в суд субсидия за март-апрель 2011 года на ее счет в банке не перечислена. Отметила, что нарушение сроков перечисления субсидии на ее счет носит постоянных характер, несмотря на то, что Южно-Сахалинский городской суд, при рассмотрении других ее исков устанавливал, что имела место задержка перечисления субсидии
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец отказалась от исковых требований к о признании незаконными действий и бездействий, выразившихся в несвоевременном перечислении субсидии с 2009 года по настоящее время, нарушении сроков перечисления субсидии за март-апрель 2011 года, отсутствии соблюдения мер контроля за администрацией по своевременному начислению субсидии за март-апрель 2011 года, вынесении частного определения в адрес виновных лиц Министерства социальной защиты населения , взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов. Отказ судом принят, дело в указанной части производством прекращено определением суда.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором просила дело рассматривать в ее отсутствие.
Представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражая против удовлетворения требований ФИО1 пояснила, что в рассматриваемом случае действительно имело место несвоевременное перечисление истцу субсидии, однако не по вине Список граждан, получающих субсидии, формируется Управлением один раз в шесть месяцев, в марте и сентябре каждого года, после чего передаются в администрацию муниципального образования «Холмкий городской округ». В поступивших в администрацию списков, ФИО1 как получатель субсидии в марте 2011года не значилась, выплатить субсидию за март 2011г. на оплату жилого помещения не представилось возможным в срок до ДД.ММ.ГГГГ Субсидия за марта 2011года ФИО1 была перечислена вместе с субсидией за апрель 2011г.
Представитель в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не уведомил суд о причине своей неявки, не просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, а также в отсутствие представителя Финансового управления МО «Холмский городской округ», признав причину неявки соответчика в судебное заседание не уважительной.
Заслушав представителя ФИО2, исследовав доказательства. собранные в материалах настоящего гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на "оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений, перечисление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должна, производиться лицам, имеющим право на получение таких субсидий до 10 числа месяца, следующего за истекшим (платежным).
В судебном заседании установлено, что согласно распоряжению Управления социальной защиты населения № 1353-г от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Частями 7 и 8 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения" состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской федерации.
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одновременно пунктами 6 и 11 данной статьи Жилищного кодекса РФ определено, что при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.
В соответствии с пунктом 77 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 761, порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится Министерством социальной защиты . Основанием для расчета субсидии с учетом стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 % является п.6 ст.159 ЖК РФ, п.п. 20,21 правил предоставления субсидий (постановление правительства РФ № 761 от ДД.ММ.ГГГГ) и постановления от ДД.ММ.ГГГГ № 650 «О региональных стандартах для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством социальной защиты и », в рамках предоставленных данным органам полномочий, было заключено Соглашение о предоставлении субсидии муниципальным районам, городским округам, городским поселениям и сельским поселениям на финансирование расходов, связанных с увеличением объемов предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг(далее Соглашение).
Согласно пункту 2.1.1 Соглашения, главный распорядитель средств (Министерство социальной защиты населения) обязуется предоставлять межбюджетную субсидию бюджету муниципального образования «Холмский городской округ» в соответствии с Порядком предоставления субсидии муниципальным районам, городским округам, городским поселениям и сельским поселениям на финансирование расходов, связанных с увеличением объемов предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в результате принятия органами местного самоуправления муниципального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15%, утвержденным Постановлением правительства от ДД.ММ.ГГГГ № 419 и условиями настоящего соглашения.
Согласно п.2.1.2. соглашения Министерство социальной защиты производит расчет субсидии с учетом стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов (далее субсидия на оплату ЖКХ), предоставляемой гражданам за счет средств межбюджетной субсидии и средств местного бюджета муниципального образования «Холмский городской округ», предусмотренных на указанные цели.
Во исполнение указанных норм соглашения Министерство социальной защиты населения перечислило в бюджет МО «Холмский городской округ» межбюджетные субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг за март 2011 года - ДД.ММ.ГГГГ, за апрель 2011 года – ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует условиям соглашения.
В соответствии с п.2.1.7. Соглашения на Министерство социального обеспечения возложена обязанность осуществлять контроль за целевым использованием получателем межбюджетной субсидии, полученной в рамках настоящего соглашения. ������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????????_?_??????_?_?????????_?_??????_?_?????????_?_??????_?_?????????_?_???????�??????????�???????�??????????�?????????_?_?????????_?_??????_?_?????????_?_??�?�?�?�?�?�
в соответствии с п.3.2 несет ответственность за осуществление своевременного контроля за перечислением кредитными организациями и (или) почтовыми отделениями связи начисленных гражданам субсидий на оплату ЖКУ.
Списки получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг формирует управление социальной защиты один раз в шесть месяцев.
Согласно справки главного бухгалтера от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в списке получателей субсидии на жилищно-коммунальные услуги за март 2011 года отсутствовала.
Согласно распоряжению № 1353-г от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена субсидия на ЖКУ на период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ из средств местно бюджета в сумме рублей.
В связи с указанными обстоятельствами, было лишено возможности начислить истцу ей субсидию за март месяц до ДД.ММ.ГГГГ. Субсидия за март была ФИО1 начислена вместе с субсидией за апрель 2011 года. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и истцом не оспаривались.
Так, согласно списка граждан, которым предоставлена субсидия ЖКУ следует, что за апрель 2011 года ФИО1 перечислено рублей, за май 2011 года рублей.
В силу положений ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив собранные в материалах дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что доводы истца, изложенные в исковом заявлении об имевшем место бездействии ответчиков в несвоевременном перечислении истцу субсидии за марта 2011года, и вины в не соблюдении мер контроля за администрацией по своевременному перечислению субсидии за март-апрель 2011 года, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения требований истца установлены судом на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
При таком положении, когда незаконность бездействия или действий ответчиков в судебном заседании не установлена, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании незаконными действий и бездействий ответчиков, выразившихся в несвоевременном перечислении субсидии за март-апрель 2011 года.
Не подлежит удовлетворению и требование ФИО1 о признании незаконными действий бездействий, выразившихся в несвоевременном перечислении субсидии с 2009 года по настоящее время в силу следующего.
Из материалов дела следует, что решением Южно-Сахалинского городского суда по гражданскому делу №2-14927, на администрацию МО «Холмский городской округ» возложена обязанность по обеспечению перечисления субсидии на оплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на счет ФИО1 до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги – ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Исполнительный документ (дубликат исполнительного листа) выдан ДД.ММ.ГГГГ Исполнением названного исполнительного документа занимается Отдел судебных приставов по .
Из материалов дела следует, что решением от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № требования ФИО1 удовлетворены частично. Судом признано незаконным бездействие Отдела судебных приставов по в лице судебного пристава-исполнителя ФИО6 по отсутствию контроля за исполнением решения суда и по непринятию мер к должнику; суд обязал судебного пристава-исполнителя ОСП по , в производстве которого находится исполнительно производство №64/17/18411/8/2010, надлежащим образом осуществлять контроль за исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. Названное решение суда на день рассмотрения настоящего гражданского дела является не вступившим в законную силу.
Вместе с тем, данным решением подтверждается то обстоятельство, что вышеназванное решение Южно-Сахалинского городского суда находится на исполнении в ОСП по , следовательно, все вопросы, связанные с неисполнением состоявшегося решения суда, разрешаются должником и взыскателем в рамках исполнительного производства, в том числе имеющиеся факты нарушения прав взыскателя (ФИО1) как должником, так и судебным приставом-исполнителем.
При таком положении, когда в судебном заседании установлено, что истец обратилась в суд с требованиями о нарушении ее прав, как взыскателя в связи с несвоевременным перечислением ей субсидии с 2009 года и взыскании компенсации морального вреда, которое разрешаются судом в рамках рассмотрения другого гражданского дела, не может исследоваться в настоящем судебном заседании.
Следует также отметить, что заявляя требование о признании незаконном заседании действий и бездействий, ответчиков, выразившихся в несвоевременном перечислении субсидии с 2009 года по настоящее время, истец не ссылался на какие-либо иные основания незаконности действий государственного органа помимо тех, которые были предметом оценки суда в деле, возникшем из публичных правоотношений. Доказательств того, что вред причинен истцу иными незаконными действиями названных муниципальных органов, суду также не было представлено. В силу чего требование не подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 20 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В судебном заседании установлено, что в период с 2009 года по 2011 год Южно-Сахалинским городским судом рассматривались требования ФИО1 о признании незаконными действия муниципального органа МО «Холмский городской округ», финансового управления муниципального образования МО «Холмский городской округ» связанные с нарушением сроков перечисления субсидии.
Так согласно гражданскому делу №, решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ действия по несвоевременному перечислению на счет ФИО1 субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за март 2009 года признаны незаконными, нарушающими права данного лица на получение субсидии в установленные сроки. В возмещение морального вреда с финансового управления муниципального образования «Холмский городской округ» в пользу ФИО1 взыскано возмещение морального вреда.
ДД.ММ.ГГГГ Южно-Сахалинским городским судом по гражданскому делу № принято решение, которым признаны незаконными действия по несвоевременному перечислению на лицевой счет ФИО1 субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за март, апрель 2011 года. С Финансового управления муниципального образования «Холмский городской округ» в пользу ФИО1 взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами и компенсация морального вреда.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № признаны незаконными действия по нарушению сроков перечисления субсидии на лицевой счет ФИО1 за апрель 2010 года в сумме , за июль 2010 года в сумме , за август 2010 года в сумме . С в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда.
Кроме указанных гражданских дел, судом рассмотрены и другие дела по требованиям истца о признании незаконными действий и и возмещении морального вреда в связи с несвоевременностью перечисления субсидии.
При принятии судебных актов, суды исследовали фактические обстоятельства и собранные по делам доказательства, дав им соответствующую оценку со ссылкой на нормы действующего законодательства, применимые к рассмотренным делам. Все решения вступили в законную силу. По делам, где требования были удовлетворены, выданы для предъявления к исполнению исполнительные документы.
При таком положении, когда в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт нарушения прав истца в результате виновных действий ответчиков, оснований для компенсации ФИО1 морального вреда не имеется.
Суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о вынесении частного определения, поскольку в силу требований ст.226 ГПК РФ вынесение частного определения является правом суда, при этом лица, являющиеся участникам гражданского процесса, не наделяются правом предъявления к суду требования о вынесении частного определения.
Поскольку судом не установлено обстоятельств неправомерных действий (бездействия) со стороны ответчиков в отношении истца, не подлежит удовлетворению требование истца о взыскании компенсации морального вреда.
В силу положений ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку решение состоялось не в пользу истца, оснований для возмещения ответчиками понесенных истцом расходов, в связи с рассмотрением дела, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований к о признании незаконным действий и бездействий, выразившихся в несвоевременном перечислении субсидии с 2009 года по настоящее время, нарушении сроков перечисления субсидии за март-апрель 2011 года, отсутствии соблюдения мер контроля за администрацией по своевременному перечислению субсидии за март-апрель 2011 года, вынесении частного определения в адрес виновных лиц, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: ФИО7
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: ФИО7