Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
02 октября 2017 года
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
Судьи Беловой И.В.,
При секретаре ФИО3,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства <адрес> к ФИО2 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
В обоснование заявленных требований указывает, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040224:216 площадью 4,0 га, расположенный по адресу: <адрес>, вблизи д.Воронки.
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах вышеуказанного земельного участка и границ земель лесного фонда установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040224:216 принадлежащий на праве собственности ФИО6 A.M. частично, а именно площадью 769,81 кв.м. накладывается на земли лесного фонда Истринского лесничества Истринского сельского участкового лесничества квартал 4.
Определение наличия наложений земельного участка на земли лесного фонда Комитетом лесного хозяйства <адрес> осуществляется при помощи региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления <адрес> (РГИС МО), созданной на основании Постановления <адрес> от 23.10.2012г. № «О создании государственной информационной системы <адрес> Региональная информационная система <адрес>».
РГИС МО позволяет осуществить сопоставление в электронном виде границ земель лесного фонда и границ земельных участков, выявляя наложения, которые возможно установить визуально и исключить возможность субъективных ошибок. ГИС МО является государственной информационной системой.
Истец указывает, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Сведения о лесном участке квартал 4 Истринского сельского участкового лесничества Истринского лесничества содержатся в государственном лесном реестре, отражены в лесоустроительной документации.
Комитет лесного хозяйства МО считает, что при образовании спорного участка были нарушены нормы действующего земельного и лесного законодательства.
На основании изложенного, истец обратился в суд.
В судебное заседание представитель истца по доверенности ФИО4 явился, заявленные требования поддержал. Пояснил, что Комитет лесного хозяйства действует от имени собственника лесного участка. Наложения границ земельных участков установлены РГИС МО.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ст. 8 указанного закона, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости описание местоположения объекта недвижимости.
Согласно ст. 22 закона, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу положений статьи 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ДД.ММ.ГГГГ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведения о ранее учтенных лесных участках осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
В силу ст. 4.6. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Орган исполнительный власти субъекта Российской Федерации уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно изменениям, внесенным в ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» на основании статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела усматривается, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040224:216, площадью 40000+/-140 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, вблизи д. Воронки.
Как усматривается из выписки из ЕГРН, данный земельный участок относится к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земля для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование – для размещения многофункционального торгово-делового центра.
Право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано в 2011 году, земельный участок стоит на кадастровом учете с 2011 года.
Истец ссылается на региональную географическую информационную систему для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления <адрес> (РГИС МО), созданной на основании Постановления <адрес> от 23.10.2012г. № «О создании государственной информационной системы <адрес> Региональная информационная система <адрес>», с помощью которой им определено наложение земельного участка ответчика на земли лесного фонда.
Учитывая, что на момент регистрации права собственности ответчика на спорный земельный участок РГИС МО не действовал, суд считает доводы истца и наличии наложения границ земельных участков, определенного с помощью РГИС МО, несостоятельными.
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что защита лица, считающего себя собственником имущества, возможна путем удовлетворения виндикационного иска, если для этого имеются те предусмотренные статьей 302 ГК Российской Федерации основания, которые дают право истребовать имущество и у добросовестного приобретателя (безвозмездность приобретения имущества добросовестным приобретателем, выбытие имущества из владения собственника помимо его воли и др.). Названное правовое регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, отвечает целям обеспечения стабильности гражданского оборота и направлено на установление баланса прав и законных интересов всех его участников.
Исходя из содержания статей 209, 301 Гражданского кодекса РФ в суд с заявлением об истребовании имущества из чужого незаконного владения имеет право обращаться только собственник данного имущества. Принимая во внимание, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, в суд с подобным органом может обращаться соответствующий государственный орган исполнительной власти РФ, наделанный соответствующими полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Согласно Положения о Комитете лесного хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в состав полномочий истца не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, именно данный федеральный орган государственной власти имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Указанное закреплено и п. 4 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», где указанно, что защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Таким образом, учитывая, что земельный участок из земель лесного фонда не находится в собственности Комитета лесного хозяйства, согласно Положению у Комитета отсутствуют полномочия по предъявлению виндикационных исков об истребовании из чужого незаконного владения ответчиком земельных участков, суд считает, что у Комитета лесного хозяйства отсутствуют основания для обращения в суд с данным иском.
Помимо прочего, изъятие спорного земельного участка у собственника при отсутствии оснований, прямо предусмотренных законом, влечет нарушение ст. 235 ГК РФ и противоречит принципу неприкосновенности собственности, установленному ст. 1 ГК РФ.
Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета лесного хозяйства <адрес> к ФИО2 об истребовании земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040224:216 площадью 4,0 га, расположенного по адресу: <адрес>, вблизи д.Воронки, из чужого незаконного владения – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в месячный срок.
Судья И.В. Белова