ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4284/17 от 11.12.2017 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело № 2-4284/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2017 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Кудряшовой М.В., при секретаре Козленко И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, ФИО1 просит признать бездействие Государственной инспекции труда в РБ (далее - Гострудинспекция в РБ) о даче согласия на заключение трудового договора с Бурятским республиканским управлением инкассации – филиалом Росинкас (далее - Управление инкассации), незаконным и обязать Комиссию Государственной инспекции труда в РБ по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассмотреть вопрос о даче ему согласия на заключение трудового договора с Бурятским республиканским управлением инкассации – филиалом Росинкас.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал. Суду пояснил, что с *** уволен из Государственной инспекции труда по РБ. Приказом от *** принят на работу специалистом по безопасности и защите информации в Бурятское республиканское управление инкассации, в тот же день с ним заключен трудовой договор. Новому работодателю он сообщил о предыдущем месте работы, в связи с чем, и.о. начальника Управления инкассации *** направило уведомление в адрес Государственной инспекции труда по РБ о заключении с ним трудового договора. Также и им *** по предыдущему месту работы направлено указанное уведомление. *** состоялось заседание Комиссии, где рассматривались данные уведомления. Однако в результате проведенного заседания, Комиссией его обращение не было рассмотрено, ввиду его не соответствия требованиям закона. С чем он не согласен, и просит суд обязать Государственную инспекцию труда в РБ надлежащим образом рассмотреть его обращение о даче согласия на заключение Управлению инкассации с ним трудового договора. Не рассмотрение его обращения влечет нарушение его конституционных прав на труд.

Представитель ответчика Государственной инспекции труда в РБ ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала относительно заявленных ФИО1ым исковых требований. Указывая на то, что фактически нарушения прав ФИО1 не имеется. Трудовой договор, заключенный между ним и Управлением инкассации не расторгнут. Не понятно какое согласие должна дать Комиссия, если трудовой договор на момент обращения ФИО1 в Гострудинспекцию уже был заключен. Комиссией было рассмотрено обращение и.о. начальника Управления инкассации, в ходе рассмотрения установлено нарушение в виду того, что договор с государственным служащим был заключен без согласия предыдущего работодателя, о чем направлено уведомление в прокуратуру. В Гострудинспекцию поступало уведомление от ФИО1 о том, что им заключен трудовой договор с Управлением инкассации. Иные уведомления от него в адрес Гострудинспекции не поступали. При этом указанное уведомление не было рассмотрено Комиссией, ввиду его несоответствия Положению о порядке комиссии № 299-к.

Представитель Росинскас в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащий образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Специфика прохождения государственной службы, как профессиональной деятельности, предопределяет особый правовой статус работника, к которому предъявляются повышенные требования к дисциплине, профессиональной пригодности, интеллектуальным, физическим и волевым качествам. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере и особые правила.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную впереченьдолжностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается впорядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 года N 273 "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной и муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнятьв данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Для реализации указанного выше ограничения предусмотрена обязанность гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, согласно установленному перечню, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы (часть 2 статьи 12 Федерального закона).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 с *** по *** замещал должность государственного инспектора отдела надзора и контроля и по охране труда Государственной инспекции труда в РБ.

ДолжностьФИО1 включена в Реестр должностей государственной гражданской службы, предусмотренныйстатьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

*** между ФИО1 и Бурятским республиканским управлением инкассации – филиалом Росинкас заключен трудовой договор, согласно которому ФИО1 принят на работу в качестве специалиста по безопасности и защите информации (БиЗИ) 2-й категории.

В силу части 5 статьи 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Согласно части 1.1. статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции", утвержден Указом Президента Российской Федерации N 821 от 01.07.2010.

В соответствии со ст. 7 данного Указа Президента Российской Федерации рекомендовано руководителям федеральных государственных органов в 2- месячный срок разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821, и Положением о такой комиссии Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда от 13.09.2016 г. № 299-К, предусмотрено, что первоначально указанное обращение гражданина поступает в кадровую службу и затем с заключением и другими материалами - председателю соответствующей комиссии. При этом председатель комиссии при поступлении к нему информации в 10-дневный срок назначает заседание комиссии.

Из материалов дела следует, что *** в адрес Государственной инспекции труда в РБ поступило уведомление и.о. начальника Бурятского республиканского управления инкассации – филиала ФИО3 от ***... о заключении трудового договора с ФИО1, ранее замещавшим должность государственного инспектора труда Гострудинспекции в РБ. В этот же день в Гострудинспекцию в РБ поступило уведомление ФИО1 от *** о заключении *** трудового договора между ним и Бурятским республиканским управлением инкассации.

Исходя из протокола Комиссии от *** повесткой рассмотрения Комиссией было рассмотрение сообщения и.о. начальника Бурятского республиканского управления инкассации – филиала ФИО3 от 12.012.017 г. и уведомления ФИО5 о факте заключения трудового договора. По итогам, которого принято решение о том, что замещение ФИО1 на условиях трудового договора должности в Управлении инкассации нарушает требования ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции». При этом комиссией не было рассмотрено уведомление ФИО1 о заключении трудового договора.

Из пояснений представителя ответчика, уведомление ФИО1 не было рассмотрено Комиссией, в связи с тем, что оно не соответствует требованиям предъявляемым Положением, утвержденным приказом Роструда № 299-К.

Однако суд считает данную позицию стороны ответчика ошибочной.

Согласно буквальному содержанию обращения ФИО1, последний обращаясь в Гострудинспекцию в РБ указывает, что – «Я ФИО1 уведомляю, что уволившись с Государственной инспекции труда, я устроился *** специалистом по безопасности и защите информации в Бурятское республиканское управление инкассации (Росинкас)».

Иного обращения ФИО1 в Гострудинспекцию относительно заключенного им трудового договора с Управлением инкассации, не поступало, что стороной ответчика не оспаривается.

Однако ни ФЗ «О противодействии коррупции», ни ФЗ «О государственной гражданской службе» не предусматривают форму письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации.

Более того, в соответствии с п. 17 Порядка формирования Комиссии № 299-к, при подготовке мотивированного заключения по результатам рассмотрения обращения гражданина, кадровое подразделение, либо гражданский служащий ответственный за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, имеет право проводить собеседование с гражданским служащим, представившим обращение или уведомление, получать от него письменные пояснения.

Таким образом, недостатки, допущенные ФИО1 при подаче соответствующего обращения, могли быть устранены до заседания Комиссии. Более того, исходя из содержания протокола Комиссии от *** ФИО1 на заседании Комиссии присутствовал, в связи с чем, в ходе проведения заседания, также мог давать пояснения по его обращению. В связи с чем, суд полагает, что ФИО1 свои обязанности по уведомлению бывшего работодателя о заключении им трудового договора с коммерческой организацией выполнил. При этом, оставление уведомления ФИО1 без рассмотрения влечет за собой невозможность обжалования решения в случае несогласия с ним последнего, что нарушает права бывшего государственного служащего.

Учитывая, что обращение ФИО1 в Гострудинспекцию в РБ о заключении трудового договора с Управлением инкассации имело место быть, в связи с чем, в соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции» подлежало рассмотрению соответствующей Комиссией. Таким образом, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворения в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия о признании бездействия незаконным, удовлетворить.

Признать бездействие Государственной инспекции труда в Республике Бурятия по не рассмотрению обращения ФИО1 о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в Бурятском республиканском управлении инкассации – филиала Росинкас, незаконным.

Обязать Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Государственной инспекции труда в Республике Бурятия рассмотреть вопрос о даче согласия ФИО1 на замещение на условиях трудового договора должности в Бурятском республиканском управлении инкассации – филиала Росинкас.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 13 декабря 2017 г.

Судья М.В. Кудряшова