Дело № 2-4286/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2016 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Климонтовой Е.В.,
при секретаре Довгань А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г. Ульяновска о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г. Ульяновска о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии, мотивируя свои требования следующим.
12.04.2016 она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью. Однако решением комиссии от 15.06.2016 № 1237 в назначении пенсии ей было отказано, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
При этом в ее специальный стаж Управлением Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска не был засчитан период с 15.08.1988 по 22.05.1989, когда она работала в должности учителя-стажера в школе № 233 г. Ташкента Узбекской ССР.
С данным решением УПФР она не согласна, поскольку после окончания ВУЗа она была направлена на работу в среднюю школу № 233 г. Ташкента УзССР, где работала учителем начальных классов, педагогическая нагрузка была полная и составляла 20 часов, она была классным руководителем и ежедневно составляла поурочные планы. А поскольку ей был назначен наставник, то должность указали как учитель-стажер.
Просила признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г. Ульяновска от 15.06.2016 № 1237 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии недействительным; обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с 15.08.1988 по 22.05.1989 в должности учителя-стажера в школе № 233 г. Ташкента Узбекской ССР и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска назначить ей пенсию с момента обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска – с 12.04.2016.
В судебном заседании истица Ч.Т.АБ. не присутствовала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, на иске настаивала. Ранее в судебном заседании поясняла, что после окончания ВУЗа она была направлена на работу в школу № 233 г. Ташкента, где работала учителем начальных классов, педагогическая нагрузка была полная, а поскольку ей был назначен наставник, то её должность указали как учитель-стажер.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из представленного отзыва следует, что исковые требования ФИО1 не признают, мотивируя тем, что период с 15.08.1988 по 22.05.1989 в должности учителя-стажера в школе № 233 г. Ташкента Узбекской ССР не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку в наименовании должностей учитель-стажер не поименован. Поскольку оснований для включения периода работы ФИО1 в должности учителя-стажера в специальный стаж не имеется, просят в иске отказать.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста.
12.04.2016 ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фона РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по нормам Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска от 15.06.2016 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ей отказано, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В соответствии с протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска от 15.06.2016 специальный стаж ФИО1 было засчитано 24 года 3 месяца 23 дня.
Не был засчитан периоды ее работы с 15.08.1988 по 22.05.1989 в должности учителя-стажера в средней школе № 233 УзССР, поскольку в Списке, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, Списке, утв. постановлением Совета Министров СССР от 04.09.1991 № 463, Перечне, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, в Перечнях, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, в наименованиях должностей учитель-стажер не поименован.
С отказом во включении вышеуказанного периода работы в специальный стаж истица ФИО1 не согласна и считает решение комиссии в этой части незаконным.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ.
В силу норм статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 2, 3 ст. 30 Федерального закона РФ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающий право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. № 1067, с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждений для детей дает право на пенсию за выслугу лет по Правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 463, с применением положений п. 2 указанного Постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению СМ СССР от 17.12.1959 № 1397, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Как следует из трудовой книжки, с 15.08.1988 ФИО1 принята на должность учителя-стажера начальных классов в среднюю школу № 233 г. Ташкента Узбекской ССР; с 23.05.1989 переведена учителем начальных классов; 22.09.1993 освобождена от занимаемой должности по ст. 38 КЗоТ РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года разъяснил, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию, в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной страховой пенсии по старости по нормам действующего законодательства, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
До 01.01.2002 назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам в связи с педагогической деятельностью, осуществлялось по правилам ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 № 340-1.
В период действия данного закона порядок исчисления стажа, дающего право на пенсионное обеспечение по выслуге лет определялся Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».
Согласно пункту 2 Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» ( в редакции от 22.09.1993) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Из абзаца первого пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, (с изменениями от 01.02.2001), следует, что работа в должностях ( в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком от 22.09.1999 № 1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
В соответствии с разъяснением Минтруда РФ от 24.08.2000 № 9 «О порядке применения Постановления Правительства РФ от 20.03.2000 № 240 «О внесении дополнения в Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067» (утверждены постановлением Минтруда РФ от 24.08.2000 № 61) при назначении пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью положение, установленное абзацем первым пункта 1 Правил, применяется с 01 сентября 2000 года.
Действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (в редакции от 26.05.2009) в действительности должность учителя-стажера не поименована. Данным списком предусмотрена лишь должность учителя.
Вместе с тем, данная должность учителя-стажера средней школы не поименована в Едином тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, занятых в народном хозяйстве, действовавшем в СССР в спорный период времени, не была предусмотрена эта должность и Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367.
Как следствие, изначально запись в трудовой книжке истицы о наименовании её профессии и должности, на которую она была принята в среднюю школу № 233 г. Ташкента на период с 15.08.1988 по 22.05.1989 произведена неправильно, не в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих или Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Эта запись не соответствовала наименованию действительной её должности.
В судебном заседании истица пояснила, что в спорный период после окончания ВУЗа она была направлена на работу в среднюю школу № 233 г. Ташкента. Работала учителем начальных классов, педагогическая нагрузка была полная, а поскольку ей был назначен наставник, то её должность указали как учитель-стажер.
Позиция истицы полностью соотносится с действующей на тот период времени нормативной базой, регламентирующей порядок прохождения стажировки молодыми учителями.
Так, согласно Положению о стажировке молодых специалистов, окончивших высшие учебные заведения, утвержденное Госкомтрудом СССР 18.06.1973 № 104-АВ, ВЦСПС 21.06.1973, МинВУЗом СССР 25.06.1973 № 553, Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы 18.06.1973 № 104-АВ, Министерством высшего и среднего специального образования СССО от 25.06.1973 № 555, молодые специалисты, в том числе и учителя окончившие высшие учебные заведения, проходят по месту распределения на предприятиях, в организациях и учреждениях стажировку сроком до одного года, в течение которого выполняют должностные обязанности и получают заработную плату согласно штатному расписанию ( п.1).
Основной задачей стажировки молодых специалистов является приобретение необходимых практических и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности в том числе и учителя, изучение специфики своей работы и углублении знаний. Время стажировки включается в трехлетний срок работы молодого специалиста по месту распределения.
Согласно разделу IV в период стажировки молодой специалист пользуется всеми правами и льготами, установленными для работников данного предприятия (организации, учреждения), занимающих аналогичные должности; несет обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка; выполняет функциональные обязанности по занимаемой должности, определенные соответствующими инструкциями и положениями.
Поскольку характер трудовой деятельности ФИО1 в оспариваемый период был подчинен целям и задачам педагогики и образования, что является юридически значимым обстоятельством для назначения ей страховой пенсии ранее установленного возраста, поэтому период ее работы с 15.08.1988 по 22.05.1989 в должности учителя-стажера в средней школе № 233 г. Ташкента Узбекской ССР, имевший место до 1 января 2002 года подлежит включению в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью по нормам Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы представителя ответчика в отзыве являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании правовых актов. Оснований для исключения периода работы истицы с 15.08.1988 по 22.05.1989 в должности учителя-стажера не имеется.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в связи с педагогической деятельностью 12 апреля 2016 года. Поскольку на 12.04.2016 истица имела необходимый стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет, ее требования о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12 апреля 2016 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 35, 56, 98, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г. Ульяновска о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области включить ФИО1 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии на основании статьи п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», период работы с 15.08.1988 по 22.05.1989, назначив досрочную страховую пенсию с 12 апреля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Климонтова