<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
официальный интернет-сайт
balashihinsky.mo.sudrf.ru
Дело № 2-4287/2020
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
21 октября 2020 года г.Балашиха, МО
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Пономарёвой В.В.
при секретаре Письменной Е.В.,
с участием прокурора Герасимова Д.И., представители истца Седаковой А.В., Качаевым К.Н., Подвигиной А.Ю., представителей ответчика Волочкова А.Н., Пясецкого Н.Б., Зантемирова В.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах РФ: ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», Министерства природных ресурсов и экологии РФ и неопределенного круга лиц к ООО «ФК Моторс» об обязании приостановить деятельность на земельном участке,
установил:
Истец в лице межрайонный природоохранный прокуратуры Московской области обратились с иском, указывая на то, что была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на пересечении <адрес>. Установлено, что между Администрацией г.о. Балашиха Московской области (арендодатель) и ООО «ФК «Моторе» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № для размещения туристическо- торгового комплекса, из которого следует, что арендодатель передает арендатору земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 2,68 га, отнесенный к категории земель - «земли населенных пунктов» с видом решенного использования - «для размещения туристическо-торгового комплекса».
Обществом на указанном земельном участке возведен объект капитального строительства - здание туристическо-торгового комплекса: назначение - <данные изъяты>. Вместе с тем на указанном земельном участке ООО «ФК «Моторе» осуществляет социально-экономическую деятельность по продаже автомобилей и последующему обслуживание.
По информации ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» земельный участок с кадастровым номером № расположен в охранной зоне Национального парка «Лосиный остров».
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № располагается в границах охранной зоны Национального парка Лосиный остров».
Вопреки требованиям закона, вопросы осуществления социально-экономической деятельности на территории охранной зоны Национального парка «Лосиный остров» ООО «ФК «Моторе» с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации) до настоящего времени не согласованы.
Деятельность ООО «ФК «Моторе» на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в охранной зоне Национального парка «Лосиный остров», в отсутствие согласования Минприроды России противоречит требованиям природоохранного законодательства.
Осуществление деятельности в границах охранной зоны ООПТ федерального значения - Национального парка «Лосиный остров» в отсутствие согласования социально-экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации свидетельствует о ее потенциальной экологической опасности, о неконтролируемом негативном воздействии на окружающую среду и реальной угрозе причинения вреда природным комплексам ООПТ, в связи с чем, приостановка деятельности на земельном участке с кадастровым номером №, в здании туристическо-торгового комплекса с кадастровым номером № является соответствующей мерой сохранения объекта природного наследия и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.
Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области генеральному директору ООО «ФК «Моторе» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление
об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое рассмотрено. Однако меры к устранению нарушений не приняты.
Истец просил обязать ООО «ФК «Моторе» с момента вступления решения суда в законную силу приостановить социально-экономическую деятельность на земельном участке с кадастровым номером №, в здании - туристическо-торгового комплекса с кадастровым номером №, расположенных на пересечении <данные изъяты>, до получения согласования социально- экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокуратуры на требованиях настаивал.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» в судебное заседание явились, поддержали заявленные требования, полагали исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представители ООО ФК «Моторс» в судебное заседание явились, в отношении заявленных требований представили письменный отзыв, в котором указывали на отсутствие со стороны истца доказательств расположения указанного земельного участка в охранной зоне национального парка. Само по себе отсутствие согласования деятельности с Министерством природы РФ не может свидетельствовать о наличии причинения вреда окружающей среде, либо причинению его в будущем, полагали, что хозяйственная деятельность на земельном участке соответствует его целевому назначению и виду разрешенного использования, осуществления такой деятельности на основании разрешительной документации и под контролем уполномоченного государственного надзорного органа, отсутствия доказательств причинения вреда или опасности причинения вреда в будущем.
Третьи лица не явились, извещались.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В силу ст.73 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
На основании п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникшим из гражданских, семейных трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, действовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно положениям Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. В силу подпункта "б" пункта 2 статьи 2 Закона об особо охраняемых территориях национальный парк является одним из видов особо охраняемой природной территории.
В соответствии со ст.3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов, что подтверждается постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009г. №8-П, от 05.03.2013г. №5-П и от 03.06.2015г. №12-П.
В силу ч.1 ст.34 Федерального закона №7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст.39 указанного Федерального закона установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с ч.2 ст.59 Федерального закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной, запрещается.
В силу чт.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде.
Частью 1 ст.12 Федерального закона от 14.03.1995г, №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной данным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Согласно ч.4 ст.15 указанного закона вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территории национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Пунктом 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017г. №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» установлено, что суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление противоречит общественным интересам.
При этом в соответствии с п.28 данного постановления наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической экспертизы не является основанием для отказа в иске.
Пунктами 1 и 5 статьи 12 Закона "Об особо охраняемых территориях" предусмотрено, что национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона об особо охраняемых территориях Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона об особо охраняемых территориях на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и приводит в обоснование возражений.
Согласно Приказу Минприроды РФ от 30.06.2010 года N 232 "Об утверждении положения о национальном парке "Лосиный Остров" Федеральное государственное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров" - природоохранное, эколого-просветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Национальный парк "Лосиный остров" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 года N 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров". Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 04.05.1979 года N 1 190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров".
Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10.10.1988 N 2130-1344 "Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка" границы парка были уточнены.
Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-1 13 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" границы парка расширены.
В соответствии с информацией, представленной ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» (письмо от 10.09.2020 №01-05-04/2675), деятельность ООО ФК «Моторс» по продаже автомобилей и их дальнейшему обслуживанию осуществляется в границах национального парка «Лосиный остров», в зоне хозяйственного назначения.
Факт расположения земельного участка с кадастровым номером № в границах национального парка «Лосиный остров» подтверждается сведениями Публичной кадастровой карты <данные изъяты>
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально- экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 №205 5-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» Национальный парк «Лосиный остров» передан в ведение Минприроды России.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2,68га, отнесенный к категории земель - «земли населенных пунктов» с видом решенного использования - «для размещения туристическо-торгового комплекса».
ООО ФК «Моторс» на указанном земельном участке возведен объект капитального строительства - здание туристическо-торгового комплекса: назначение - нежилое, <данные изъяты>
Вместе с тем на указанном земельном участке ООО «ФК «Моторс» осуществляет социально-экономическую деятельность по продаже автомобилей и их обслуживание.
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждены материалами дела.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № располагается в границах охранной зоны Национального парка Лосиный остров».
В настоящее время на данном земельном участке размещен туристско-торговый комплекс общей площадью 6929кв.м.
Вопреки требованиям закона вопросы осуществления социально-экономической деятельности на территории охранной зоны национального парка «Лосиный остров» ООО ФК «Моторс» с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации) до настоящего времени не согласованы.
На основании проведенной Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проверки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.05.2020 №284, №285 по ст.8.39 КоАП РФ.
Постановлениями № по делу об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» установлено, что ООО ФК «Моторс» на территории охранной зоны национального парка «Лосиный остров» на земельном участке с кадастровым номером № расположенном на пересечении <адрес> осуществляет социально-экономическую деятельность по продаже автомобилей и их последующему обслуживанию при этом вопросы осуществления указанной деятельности на территории охранной зоны национального парка «Лосиный остров» с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации) до настоящего времени не согласованы. За данное правонарушение было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. по каждому постановлению (л.д.98-111).
Указанные постановления по делу об административном правонарушении в установленном порядке не оспорены.
Более того, решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО ФК «Моторс» в признании незаконным представления от ДД.ММ.ГГГГ и его отмене - отказано.
Согласно протокола № Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации принято решение об отказе в согласовании запрашиваемой социально-экономической деятельности ООО «ФК Моторс».
Доказательств обратного материалы гражданского дела не содержат.
Усматривается, что указанный земельный участок входит в охранную зону Национального парка "Лосиный остров".
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Одним из основных принципов природоохранного законодательства, установленных ст. 3 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В силу статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
Осуществление несогласованной социально-экономической деятельности в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории способно причинить существенный вред экосистеме Национального парка.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.
Доводы ответчиков о недоказанности расположения земельного участка с кадастровым номером № на территории охранной зоны национального парка «Лосиный остров», являются несостоятельными, поскольку допустимыми доказательствами, подтверждающими иное расположение земельного участка, не подтверждено, стороной ответчика не оспорен факт отсутствия согласования социально - экономической деятельности по продаже автомобилей и их дальнейшему обслуживанию с Минприроды России.
Хозяйственная деятельность ответчика, осуществляемая на земельном участке с кадастровым номером №, противоречит режиму особой охраны национального парка «Лосиный остров» и не соответствует целям и задачам его создания.
Таким образом, требования межрайонного природоохранного прокурора Московской области о приостановлении хозяйственной деятельности ООО «ФК Моторс», являются законными и обоснованными.
Поскольку в силу ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, суд находит, что прокурор правомерно, в силу положений ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, права на санитарно-эпидемиологическое благополучие которых и благоприятную окружающую среду нарушены деятельностью ответчиков.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области удовлетворить.
Обязать ООО «ФК «Моторе» с момента вступления решения суда в законную силу приостановить социально-экономическую деятельность на земельном участке с кадастровым номером №, в здании - туристическо-торгового комплекса с кадастровым номером №, расположенных на пересечении <адрес>, до получения согласования социально- экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30 октября 2020года.
Федеральный судья В.В. Пономарёва