ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4289/16 от 21.10.2016 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Дело № 2-4289/16

Ленинский районный суд <адрес> в составе судьи Давыдовой Т.Н., при секретаре Ушковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился к УМВД России по <адрес> области с иском о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий», обязании ответчика выдать ему удостоверение ветерана боевых действий; взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 50 000,00 руб., расходов на уплату государственной пошлины в размере 300,00 руб.

В обоснование иска указывается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу по призыву в войсковой части , которая дислоцировалась на территории Республики <адрес> Личный состав воинской части выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территории <адрес>, по поддержанию конституционного порядка в <адрес> Республике в условиях вооруженных конфликтов. В соответствии с приложением к директиве Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть входит в «Перечень соединений, воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике». В военном билете серии ПН , выданном на имя истца, в разделе VII «Особые отметки» внесена запись о том, что истец в вышеуказанный период принимал участие в выполнении задач по ликвидации Осетино-ингушского конфликта, и на основании Ук. Пр. РФ от ДД.ММ.ГГГГ указанный период подлежит включению в выслугу лет (трудовой стаж) для начисления пенсии из расчета один месяц службы за три. За время несения службы истец неоднократно принимал участие в боевых действиях, совершал боевые выезды на БТР, нес службу на блок-постах.

В ДД.ММ.ГГГГ года истец направил в Управление по работе с личным составом УМВД России по <адрес> области заявление о выдаче ему удостоверения «Ветеран боевых действий», приложив к нему все необходимые документы, согласно Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, на том основании, что Осетино-ингушский конфликт ДД.ММ.ГГГГ года не включен в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

Данный отказ является незаконным, немотивированным и нарушающим права истца. Отказ лишил истца возможности пользоваться правами и льготами, предусмотренными Федеральным законом «О ветеранах», чем истцу причинен моральный и материальный вред.

Отношения, связанные с предоставлением государством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, регулируются не только Федеральным законом «О ветеранах», но и другими нормативными актами. Поэтому отказ ответчика, основанный только на Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, без ссылки на другие законодательные акты, является незаконным.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.1995 г. № 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в <адрес> Республике» (действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ г.) и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О зонах вооруженных конфликтов» к зонам, на которые распространяется действие Закона РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств <адрес>, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» отнесена <адрес> - <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г., а также вся территория <адрес> Республики и прилегающие к ней территории Российской Федерации, отнесенные к зоне вооруженного конфликта, в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года N 139 «О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта ДД.ММ.ГГГГ года» чрезвычайное положение в этих регионах не было продлено в связи с возникшими затруднениями в утверждении указов Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Однако, льготы проходившим там службу военнослужащим не были отменены, о чем свидетельствует специальное указание в п.5 Указа Президента N 139 от 15 февраля 1955 г. о распространении на личный состав соединений и воинских частей федеральных органов исполнительной власти, участвующих в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, действия постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций».

Содержание пункта 5 Указа Президента N 139 от 15 февраля 1995 года было конкретизировано в пункте 8 изданного во исполнение данного Указа постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 343 «Отнести в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 34, ст. 1395) выполнение на территориях <адрес> военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 139 «О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта <адрес>.», к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ действовал вплоть до его отмены Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ было отменено.

Содержащиеся в пункте 8 постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ положения о льготах военнослужащих были изложены в той же редакции в пункте 5 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, но уже со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Период действия вышеуказанных нормативных актов указывает на то, что военная служба в этот период для военнослужащих, проходивших службе на территории Республики Северная Осетия – Алания и Ингушской Республики приравнивалась к службе по выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Истец на рассмотрение дела не явился, доверил представлять свои интересы ФИО2

В судебном заседании представитель истца поддержала иск, обосновав его обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО3 иск не признала, относительно иска привела следующие возражения. Порядок выдачи в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России установлен Инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2.3. вышеуказанной Инструкции удостоверения оформляются и выдаются, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России через кадровые подразделения оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России по месту дислокации при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих воинских формирований внутренних войск МВД России.

Согласно пункту 3.2. Инструкции к подтверждающим документам относятся: для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в <адрес> Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с ДД.ММ.ГГГГ года, - выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в <адрес> Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России.

Как установлено из документов, представленных истцом (архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ), войсковая часть в ДД.ММ.ГГГГ годах дислоцировалась на территории <адрес><адрес>.

При этом сведения о выполнении личным составом войсковой части задач по поддержанию конституционного порядка в <адрес> Республике в период с ДД.ММ.ГГГГ годы не являются подтверждением непосредственного участия в указанных мероприятия самого истца. Отсутствует информация о периодах выполнения указанных задач на территории <адрес> Республики, а также непосредственном участии в них ФИО1

Период нахождения истца на территории Республики <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не отнесен действующим законодательством к зоне вооруженного конфликта, а выполнение задачи военнослужащими на указанной территории не отнесены к выполнению задач при вооруженном конфликте.

Таким образом, оснований для применения п. 3.2 вышеуказанной Инструкции и возложении на УМВД России по <адрес> области обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий ФИО1 не имеется. Исковые требования просят оставить без удовлетворения.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Закона «О ветеранах» N 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации и др., направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.

Таким образом, учитывая вышеприведенные положения Закона не любое участие военнослужащих в боевых действиях или выполнение задач в зонах вооруженных конфликтов предоставляет право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», а лишь участие в боевых действиях или выполнение задач в зонах вооруженных конфликтов на определенных территориях и в определенный период времени в соответствии с Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.

Из раздела 3-его указанного Перечня, применительно к данному случаю, следует, что на получение спорного удостоверения имеют право военнослужащие, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. N 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п 2.3 указанной Инструкции удостоверения оформляются и выдаются лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции: военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России через кадровые подразделения оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России по месту дислокации при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих воинских формирований внутренних войск МВД России.

Согласно п. 3.2 Инструкции к подтверждающим документам относятся: для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в <адрес> Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с ДД.ММ.ГГГГ года по <адрес> года, - выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в <адрес> Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций».

Таким образом, существенным для разрешения вопроса о праве истца на получение удостоверения является наличие документов, подтверждающих прохождение службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к ФЗ «О ветеранах») и наличие документов подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях (выполнении задач).

Истец обратился в УМВД России по <адрес> области с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий».

ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца направлен ответ, что в соответствии с Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. № 40-ФЗ «О ветеранах», Осетино-ингушский конфликт ДД.ММ.ГГГГ года не включен в перечень территорий, отнесенных к зоне вооруженного конфликта и что оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий по представленным документам не имеется.

В военном билете истца в разделе «Особые отметки» имеется запись с неоговоренным исправлением, о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в выполнении задач по ликвидации <адрес> конфликта, и на основании Ук. ПР. РФ от ДД.ММ.ГГГГ указанный период подлежит в выслугу лет (трудовой стаж) для начисления пенсии из расчета один месяц службы за три.

Из архивной справки, представленной Центральным архивом внутренних войск, следует, что приказом командира войсковой части (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГс/ч ФИО1, прибывший из <адрес> ОВК, зачислен в списки личного состава части с присвоением воинского звания «рядовой» и назначен стрелком учебного сбора с ДД.ММ.ГГГГ. Основание: ф. 744, оп. 2с, д. 5, л. 222;

приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ стрелок 1 батальона оперативного назначения рядовой ФИО1 (фамилия, имя - так в документе) А., уволенный в запас по окончании срока службы, исключен из списков личного состава части и направлен на воинский учет в Заволжский РВК <адрес>. Основание: ф. 744, оп. 2с, д. 14, л. 244;

в книге алфавитного учета солдат и сержантов срочной службы, войсковой части за ДД.ММ.ГГГГ годы, значится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 не значится. Основание: ф. 744, оп. 1с, <адрес>, л. 14;

войсковая часть <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ годах дислоцировалась в <адрес> Республики <адрес>. Личный состав воинской части выполнял задачи по ликвидации последствий осетино- ингушского конфликта на территории Республики Северная <адрес> и Республики <адрес> по поддержанию конституционного порядка в <адрес> Республике.

Основание: ф. 744, историческая справка.

Вместе с тем, в данных документах не содержится конкретных сведений о привлечении истца к непосредственному выполнению задач. Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих об участии истца в обусловленных законом действиях на определенных территориях в определенные периоды, само по себе нахождение военнослужащего в зоне боевых действий еще не означает непосредственного участия в боевых действиях (выполнении задач), таких доказательств суду не представлено. При рассмотрении дела также не установлен факт нарушения личных неимущественных прав истца по вине ответчика, в связи с чем, в удовлетворении иска возложении на ответчика обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, компенсации морального вреда, необходимо отказать полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, компенсации морального вреда отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Н. Давыдова