ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4289/2021 от 18.04.2022 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 18.04.2022 УИД 66RS0002-02-2021-003829-78

№2-546/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 апреля 2022 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Евдокимовой Т.А., при секретаре Моршининой А.А.,

с участием истца Антошиной Н.А., представителя ответчика Торопова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антошиной Натальи Алексеевны к Главному управлению МЧС России по Свердловской области о защите трудовых прав,

установил:

Антошина Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ МЧС России по Свердловской области об устранении нарушения трудовых прав, просила признать противоречащим законодательству порядок внесения изменений и отменить изменения в должностной регламент. При этом указала, что поскольку каких-либо штатно-организационных мероприятий, которые могли бы повлечь необходимость внесения изменений в должностные регламенты не проводилось, то изменение ее должностного регламента противоречит положениям ст. 29 Закона «О государственной гражданской службы». В новой редакции регламента ей вменены дополнительные обязанности, которые ранее входили в должностные обязанности сотрудников по вышестоящей должности, при этом ее денежное довольствие остается на прежнем уровне, какая-либо доплата за выполнение дополнительных обязанностей не предусмотрена. Действиями работодателя по изменению ее должностного регламентанарушаются принципы стабильности гражданской службы, защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, а также одну из основных гарантий о равных условиях оплаты труда и сопоставимыхпоказателях оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы. В связи с нарушением ее трудовых прав, просит компенсировать моральный вред, размер которого оценивает в 100000 руб.

В судебном заседании истец настаивала на заявленных требованиях просила их удовлетворить.

Представитель ответчика возражал против иска, мотивированную позицию изложил в отзыве на иск.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно приказу от ******-К Антошина Н.А. принята на федеральную государственную гражданскую службу и назначена на должность ведущего специалиста-эксперта юридического отдела Главного управления МЧС России по Свердловской области, с ней заключен служебный контракт *** от ***.

В соответствии с приказом МЧС России от 29.10.2019 №623 «О введении в действие штатных расписаний отдельных территориальных органов МЧС России» приказом Главного управления от 26.12.2019 №276-К «О назначении на должности федеральной государственной гражданской службы» истец с 01.10.2020 переназначена в новой штатной структуре Главного управления в той же должности.

Должностные обязанности при трудоустройстве истца регулировались должностным регламентом, утвержденным 01.04.2019.

В настоящее время по должности ведущего специалиста (эксперта) юридического отдела Главного управления МЧС России по Свердловской области работодателем утвержден должностной регламент от 20.07.2021.

Обращаясь с настоящим иском, истец считает, что внесение в должностной регламент изменений, предусматривающих включение иных должностных обязанностей, возможно только в случае проведения в государственном органе организационно-штатных мероприятий, предполагающих, например, изменение штатной численности. При отсутствии изменений организационно-штатного характера и при увеличении должностных обязанностей ей полагается доплата за выполнение дополнительно вмененных обязанностей.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1). Данное право может быть реализовано гражданином в различных формах, в том числе путем поступления на государственную гражданскую службу.

Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N 472-О-О).

Выбирая в качестве рода деятельности государственную гражданскую службу и заключая служебный контракт, гражданин добровольно соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 378-О и от 5 марта 2009 года N 466-О-О).

В соответствии с абз. 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих к муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с государственной службе и муниципальной службе.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса. Российской Федерации", исходя из статьи 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно статье 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта (часть 1). Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (часть 2).

В соответствии со ст. 47 закона №79-ФЗ, профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа; примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой (части 1,5).

Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, определены Указом Президента №868 от 11.07.2004. Так, к компетенция МЧС России отнесены полномочия, касающиеся разработки и утверждения нормативных правовых актов по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности, положении о территориальном органе МЧС России и иные.

Приказом МЧС России от 07.06.2019 №300 утвержден Примерный должностной регламент федерального государственного гражданского служащего центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с Приказом МЧС России от 27.03.2020 №217 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" осуществляется главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации которые реализуют задачи, связанные с осуществлением управления гражданской обороной на региональном уровне, а также в части реализации функций по методическому руководству решения отдельных задач гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях.

В связи с изданием МЧС России Приказа от 31.05.2021 №351 «О создании комиссии МЧС России для проведения тематической плановой проверки организации правового сопровождения деятельности Главного управления МЧС России по Свердловской области» в период с 07.06.2021 по 11.06.2021 поведена тематическая плановая проверка ГУ МЧС России по Свердловской области.Согласно утвержденной программы проверки, основным вопросом таковой являлось, в том числе, проверка наличия утвержденных должностных инструкций (регламентов) начальника юридического отдела и других должностных лиц юридического отдела и соответствие их приказам МЧС России №300 от 07.06.2019, №687 от 21.11.2016.

Согласно п.2 Акта по результатам тематической плановой проверки организации правового сопровождения деятельности ГУ МЧС России по Свердловской области в результате анализа документации, регламентирующей соответствие должностных обязанностей сотрудников юридического отдела установлено их несоответствие требованиям нормативных правовых актов в сфере федеральной государственной гражданской службы (приказ МЧС России от 07.06.2019 №300. В связи с чем, предложено внести изменения в Положение о юридическом отделе и в должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников юридического отдела, о чем доложить в Правовой департамент в срок до 20.07.2021.

Во исполнение требований данных по результатам проведенной проверки ГУ МЧС России по Свердловской области издан Приказ от 22.07.2021 №928 согласно которому в приказ Главного управления МЧС России по Свердловской области от 31.12.2019 №920 «Об утверждении Положений о структурных подразделениях Главного управления МЧС России по Свердловской области» внесены изменения согласно приложению, в том числе и в Положение о юридическом отделе (приложение №14) с расширением основных функций отдела (например, п. 3.12, 3.13, 3.24); издан приказ от 14.07.2021 №888 «Об организации делопроизводства в Главном управлении МЧС России по Свердловской области», согласно которому ответственными лицами за организацию делопроизводства в структурных подразделениях назначенаи истец. Кроме того, разработаны и утверждены новые должностные регламенты, которые скорректированы и уточнены согласно фактическим задачами и функциями государственного органа, приведены в соответствие требованиям нормативных правовых актов в сфере федеральной государственной службы, имеющих большую юридическую силу.

Антошина Н.А. ознакомлена с уведомлением об изменении существенных условий служебного контракта 13.08.2021, возражений или отказа от исполнения должностных обязанностей от нее не последовало. Изменения условий служебного контракта в части должностных функций и обязанностей в связи с изменением должностного регламента определено с 14.10.2021. Действие контракта продолжается по настоящее время.

Ссылка истца на положения ч. 1ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой по мнению Антошиной Н.А. внесение в должностной регламент изменений, предусматривающих включение иных должностных обязанностей, возможно только в случае проведения в государственном органе организационно-штатных мероприятий, основана на неправильном толковании указанной нормы. Ссылка на рекомендации Министерства труда РФ не корректна, поскольку данные разъяснения носят разъяснительный характер, не обладают силой нормативного акта.

Определение перечня должностных обязанностей служащего отнесено к компетенции работодателя, но не работника.

Каких-либо действий дискриминационного характера со стороны работодателя судом не установлено, вопреки мнению истца, изменения в должностные регламенты внесены и по иным должностям, входящим в юридический отдел Управления.

Руководствуясь приведенными выше нормами права, дав оценку представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу о законности действий ответчика в части внесения изменений в должностной регламент и, следовательно, отсутствия оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Антошиной Натальи Алексеевны к Главному управлению МЧС России по Свердловской области о защите трудовых прав, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Т.А. Евдокимова

***

***