РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2019 года г.Муравленко
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кулеш Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Фукаловой А.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика УМИ г.Муравленко ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-428/2019 по иску ФИО1 к Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными действий по исключению из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко (далее – УМИ г.Муравленко), Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО) о признании незаконными действий по исключению из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество». В обоснование исковых требований указала, что 05.02.2009 г. подала заявление в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Муравленко (далее – Управление ЖКХ Администрации города) о включении в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области, в рамках программы «Сотрудничество», утвержденной постановлением Администрации Тюменской области от 24.01.2005 г. № 3-пк. Решением Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 06.04.2009 г. истец включена в соответствующий список граждан, выезжающих из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области. ФИО1 не была уведомлена о том, что, согласно постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 г. № 437-П, граждане подлежат снятию с учета в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений. Считая неправильным исключение ее из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», просила обязать УМИ г.Муравленко и Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО восстановить ФИО1 в данном списке с даты подачи заявления – с 05.02.2009 г.
Определением суда от 19 июля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Управление ЖКХ Администрации города.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала свои требования в полном объеме, подтвердив, что по состоянию на 05.02.2009 г. не имела стажа работы в районах Крайнего Севера продолжительностью пятнадцать лет в календарном исчислении. Полагала, что на момент подачи ею заявления для участия в программе «Сотрудничество» не было требования к стажу работы в районах Крайнего Севера, достаточно было прожить в районах Крайнего Севера пятнадцать лет.
Представитель ответчика УМИ г.Муравленко ФИО2 исковые требования не признала по доводам возражения на исковое заявление, ссылаясь на отсутствие у истца стажа работы в районах Крайнего Севера не менее пятнадцати календарных лет. До 01.03.2016 г. полномочия в жилищной сфере осуществляло Управление ЖКХ Администрации города, почему было принято заявление ФИО1 для участия в программе «Сотрудничество» в отсутствие необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, пояснить затруднилась.
Представители ответчика Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО и третьего лица Управление ЖКХ Администрации города в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В возражении Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО на исковое заявление сообщается о несогласии с иском по причине отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Приказом Департамента № 153-ОД/Ж от 19.04.2019 ФИО1 была исключена из списков программы «Сотрудничество» на основании пп.«г» п.2.10 Положения о реализации мероприятий программы «Сотрудничество», утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 г. № 434-П, в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений – отсутствие необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера на дату принятия на учет.
В письме Управления ЖКХ Администрации города указано о передаче полномочий в жилищной сфере с 01.03.2016 г. УМИ г.Муравленко по распоряжению Администрации г.Муравленко от 30.12.2015 г. № 1930. Третье лицо не возражает против удовлетворения исковых требований, при наличии законных оснований.
Определением суда от 22 августа 2019 года отказано в удовлетворении ходатайства Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО о привлечении к участию в деле Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – УПФР в г.Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с необоснованностью ходатайства, поскольку судебное постановление по делу не может повлиять на права или обязанности УПФР в г.Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа по отношению к одной из сторон.
Суд, заслушав пояснения истца, представителя ответчика УМИ г.Муравленко, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
Согласно Договору между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденному Законом ЯНАО от 18.10.2004 № 38-ЗАО, одобренному постановлениями Тюменской областной Думы от 12.08.2004 № 1570, Думы ХМАО - Югры от 05.07.2004 № 1583 (л.д.85-86 и оборот), с 1 января 2005 года органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляют на территории Ямало-Ненецкого автономного округа полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленные пунктом 17 статьи 1 (в части дополнения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» пунктом 2 статьи 26.3 и пунктом 3 статьи 26.6) Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п.2 ст.1 Договора).
Органы государственной власти Тюменской области реализуют на территории Тюменской области, включая территорию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, областные программы в соответствии со статьей 2 настоящего Договора (п.4 ст.1 Договора).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Договора предусмотрено, что органы государственной власти Тюменской области разрабатывают концепцию развития региона с учетом основных направлений стратегического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа и реализуют областные программы в пределах целевого финансирования, в том числе по вопросу социальной поддержки отдельных категорий населения в рамках внутриобластных миграционных процессов, а также оказания услуг всему населению Тюменской области, в том числе населению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, в областных организациях социальной направленности.
Действие данного Договора продлевалось (пролонгировалось), в настоящее время по 31 декабря 2025 года (л.д.87-89 и оборот).
Постановлением Администрации Тюменской области от 24 января 2005 г. № 3-пк утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения гражданам, выезжающим из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область (далее – Положение от 24.01.2005 № 3-пк) (л.д.90-92).
Согласно пункту 2.1 Положения от 24.01.2005 № 3-пк, право на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения имеют граждане, проживающие в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Ямало-Ненецком автономном округе, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в Тюменскую область, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии (социальные выплаты) на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в жилых помещениях.
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения, осуществляется по месту их жительства в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа (п.2.2 Положения от 24.01.2005 № 3-пк).
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июня 2005 года № 248 утверждено Положение о порядке реализации мероприятий областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2004 г. № 150 «Сотрудничество» по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области (далее – Положение от 24.06.2005 № 248).
Пунктом 2.1 Положения от 24.06.2005 № 248 предусмотрено, что право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья имеют граждане, проживающие в Ямало-Ненецком автономном округе, выезжающие из Ямало-Ненецкого автономного округа на юг Тюменской области, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет (а инвалиды I и II групп не менее 10 лет), не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации и не получавшие жилищные субсидии на эти цели (в ред. постановления Администрации ЯНАО от 22.05.2006 № 243-А).
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2011 г. № 437-П утверждено Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области (далее – Положение от 27.06.2011 № 437-П), согласно п.1.2 которого, право на получение социальных выплат на приобретение жилья имеют граждане, постоянно проживающие в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ), выезжающие из автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие социальные выплаты (субсидии) на эти цели.
При исчислении общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях указанных категорий граждан суммируется со временем их нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо временем проживания граждан в качестве зарегистрированных безработных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п.1.3 Положения от 27.06.2011 № 437-П).
Таким образом, вопреки доводам истца, требования по наличию стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет как условие для участия в программе «Сотрудничество» по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, существовало на момент подачи ФИО1 заявления об участии в этой программе 05.02.2009 г. (л.д.121).
Из письма УПФР в г.Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.08.2019 г. с данными о стаже ФИО1 (л.д.192-198), следует, что у истца на дату назначения пенсии по старости 30.07.2008 г. продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера составляет 9 лет 3 месяца 15 дней, на 05.02.2009 г. – 9 лет 8 месяцев 17 дней. В стаж работы в районах Крайнего Севера не были зачтены периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы – 28 дней в 2008 году, 3 месяца 13 дней в 2009 году (л.д.192-198).
С учетом этих периодов, в календарном исчислении период работы и проживания в районах Крайнего Севера на 5 февраля 2009 года составлял 10 лет 0 месяцев 28 дней (9 лет 8 месяцев 17 дней + 28 дней + 3 месяца 13 дней), чего недостаточно для участия в программе «Сотрудничество» на дату подачи заявления от 05.02.2009 г.
31 января 2019 года ФИО1 подала заявление о предоставлении социальной выплаты в 2019 году в рамках программы «Сотрудничество» по переселению из районов Крайнего Севера, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 27.06.2011 № 437-П (л.д.153).
В силу пп.«г» п.2.10 Положения от 27.06.2011 № 437-П граждане подлежат исключению из окружного списка в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.
Приказом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 19.04.2019 г. № 153-ОД/Ж в соответствии с пп.«г» п.2.10 Положения от 27.06.2011 № 437-П в отношении ФИО1 принято решение об исключении из окружного списка граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» (л.д.162-162).
С учетом изложенного, поскольку на момент подачи заявления 05.02.2009 г. об участии в вышеуказанной программе «Сотрудничество» истец не отвечал условиям, дающим право гражданам участвовать в этой программе, исковые требования ФИО1 к Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными действий по исключению из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными действий по исключению из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», отказать.
Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы, через Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Л.Ю. Кулеш
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 августа 2019 года. Подлинный документ находится в деле № 2-428/2019 (УИД: 89RS0006-01-2019-000602-66) Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа.